Классный час на тему «Быт блокадного Ленинграда» (7–9 классы)

5
0
Материал опубликован 24 January

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества Петродворцового района Санкт- Петербурга ”Ораниенбаум”

198412, Санкт- Петербург, г.Ломоносов, улица Александровская, дом 38. литер А. 198412 тел/факс (812) 422-50-88

Методическая разработка

Классный час по теме «Быт блокадного Ленинграда»

К 80-летию полного снятия блокады

 

 

 

 

 

 

 

Сергеева Нина Александровна,

методист

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2024


 

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей образовательных организаций и педагогов дополнительного образования.

Цель ее написания: привлечь внимание к истории нашей Родины, воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим истори­ческим событиям; расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

В методической разработке описана методика подготовки и проведения классного часа (занятия), посвященного празднованию 80-летней годовщины полного снятия блокады Ленинграда. Классный час (занятие) сочетает в себе форму доклада и воспитательного часа, который формирует чувство сопричастности, духовного родства с жителями блокадного Ленинграда, помогает правильно оценить события сегодняшнего дня с точки зрения исторического опыта. Мероприятие может проводиться как в рамках класса (объединения), так стать общешкольным.

Социальная значимость методической разработки заключается в необходимости формирования у молодежи высоких нравственных и морально-этических качеств: патриотизма, готовности защищать свое Отечество, уважение к подвигу ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда; осознание ведущей роли Советского Союза и Красной Армии в разгроме фашистской Германии.

Новизна подхода к освещению темы заключается в том, что:

Происходящие события (условия жизни людей в блокадном городе) показывается так, как они воспринимались самими жителями – женщинами, мужчинами, детьми;

В докладе используются только дневниковые записи блокадников.

Занятие требует предварительной подготовки, которая интегрирует учебные действия по нескольким предметам (объединениям).

Методическая разработка содержит разделы:

Предварительная подготовка

Ход классного часа (занятия)

Заключение

В разделе «Предварительная подготовка» приводится описание проведения необходимой работы по различным школьным предметам (кружкам). Эта работа может быть включена в рабочую программу и выполнена на уроках технологии, информатики, истории. Или во время внеурочных занятий. Форма работы по предварительной подготовке может быть групповой и индивидуальной по усмотрению педагогов.

Раздел «Ход занятия» отражает цели и задачи классного часа, планируемые результаты, а также определяет социальную роль мероприятия. Здесь описывается последовательность этапов мероприятия и их участники.

Раздел «Заключение» подводит итоги классного часа, определяет степень достижения планируемых результатов.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предварительная подготовка:

Планирование классным руководителем (педагогом) хода занятия, определение его целей и задач.

На этом этапе устанавливаются связи с учителями-предметниками (педагогами кружков), подробно разрабатываются элементы занятия и приемы активизации деятельности учащихся.

Подготовка материалов классного часа:

На уроках технологии (вреурочной деятельности, занятиях кружка) учащиеся изготавливают коллективную поделку – «блокадный чемоданчик» - макет комнаты жителя блокадного Ленинграда;

На уроках информатики (вреурочной деятельности, занятиях кружка) учащиеся работают над презентацией по теме «Быт блокадного Ленинграда»

Учащиеся выполняют домашнее задание по истории: познакомиться с дневниковыми записями жителей блокадного Ленинграда


 

Ход классного часа

Методика проведения

Особенностью проведения мероприятия заключается в том, что уже на подготовительном этапе учащиеся распределяют роли и принимают активное участие в сборе материала, создании макета «Блокадный чемоданчик», работе над презентацией. Это способствует формированию таких метопредметных компетенций, как умение работать в группе, планировать свои действия, формирует чувство ответственности за выполнение работы.

Классный час начинается вступительным словом учителя, в котором подчеркивается непосредственная важная роль родного города Ломоносова (Ораниенбаума) в снятии блокады Ленинграда.

Презентация к докладу состоит из нескольких частей, которые показывают наиболее важные моменты восприятия блокады жителями города: свет, вода, тепло, хлеб, одежда и внешний вид, сон, дистрофия, баня, жизнь духа, работа, бомбежки и обстрелы, правила выживания. Входящий в проект доклад систематизирует воспоминания блокадников о их жизни в тяжелейший период блокады – зимой 1941-1942 годов.

Воспоминания затрагивают различные стороны повседневной жизни.

Многие блокадники отмечают, что очень угнетающе действовала на людей темнота в доме. Так как разбитые оконные стекла пришлось заменить фанерой, матрацами и другими вещами, дневной свет не поступал в помещение. Электричества тоже не было. Жители пользовались маленькими коптилками, а в темное время на улице – фосфорицирующими значками.

В большинстве квартир г городе был водопровод, который тоже перестал работать. Жителям приходилось ходить за водой к водоразборным колонкам, люкам или на Неву, а затем нести емкости с водой домой, поднимать на этажи. Для истощенных обессиленных людей эта работа была очень тяжелой, для многих жителей закончилась гибелью.

Еще одним тяжелым испытанием для ленинградцев стало отсутствие тепла. Суровая зима с температурами до -35 градусов, отсутствие отопления в квартирах заставило жителей устанавливать в комнатах печки-«буржуйки», добывать дрова, разбирая заборы, паркетные полы, мебель и книги. Часто соседи съезжались в самую маленькую комнату или кухню и отапливали ее совместно.

Конечно, страшнее всего был голод. Мизерная норма хлеба, в состав которого входило все, кроме муки. Отсутствие других продуктов привело к массовой гибели людей. В пищу употреблялись совершенно немыслимые продукты, об этом говорят рецепты блокадных блюд.

Внешний вид людей очень изменился. Многие были больны дистрофией. Имели землистый цвет лица, ввалившиеся глаза. Возраст человека определить было очень сложно – все были похожи на стариков, закутанных в теплые вещи, платки, шапки, валенки.

Спать приходилось не раздеваясь. Многие ленинградцы вспоминают, что делами из матрацев, одеял и подушек «норы», заползали туда, пытаясь согреться.

Конечно, при отсутствии воды, тепла трудно было поддерживать гигиену. Светлым воспоминанием жителей блокадного города стал момент открытия бань, где можно было согреться, смыть горячей водой накопившуюся грязь.

Многие ленинградцы, пережившие блокаду, вспоминают о том, что голод толкал людей на крайние поступки, например, отобрать хлеб у обессилевшего человека. Однако есть в воспоминаниях и примеры невероятной честности, когда хлеб, выпавший из перевернувшейся повозки, люди из хлебной очереди собрали и сложили обратно.

Одном из моментов, поддерживающих жителей в борьбе за жизнь, была сплоченность. Объединяющим фактором служило радиовещание Ленинграда. Радиокомитет города работал круглосуточно. Передачи готовили несколько редакций, в том числе детская, в эфире работал театр, существовала редакция иновещания, говорившая со слушателями на немецком и финском языках; отдельно вещание велось для партизан и жителей оккупированных районов области, а также для воинов фронта и моряков Балтики. В эту суровую зиму на работу в радиокомитет пришла никому тогда неизвестная поэтесса Ольга Берггольц, ставшая рупором, душой и символом борющегося с врагом города. Как биение сердца города, звучал стук метронома. Напряженно вслушиваясь в его стук, ленинградцы ждали, когда в эфире раздастся щелчок, и прозвучат такие мирные слова: «Говорит Ленинград!».

Город не только выживал – он работал на оборону. Ушедших на фронт мужчин у станков заменили подростки, женщины. В домах создавались детские бригады, которые помогали взрослым гасить зажигалки. В школах проводились уроки.


 

В качестве рефлексии проводится обсуждение, педагог предлагает сделать выводы о связи событий тех лет с современностью, необходимостью любить и защищать сою Родину.

Классный час заканчивается заключительным словом педагога, который подводит итоги работы.

Цель:

привлечение внимания к подвигу советского народа - победителя фашизма в Великой Отечественной войне в канун празднования 75-летия Победы;

сохранение исторической правды о роли советского народа и Красной Армии в победе над фашизмом.

.

Задачи:

воспитание чувства патриотизма у школьников региона;

формирование чувства гордости за стойкость и героизм ленинградцев;

привлечение внимания молодежи региона к подвигу советского народа (в частности, ленинградцев) в войне с фашизмом.


 

Планируемые результаты

Личностные:

Формирование чувства гражданской позиции, уважение к подвигу народа

Формирование умения нравственно-этического оценивания

Формирование оценки себя как частицы великого народа


 

Метапредметные

Умение определять цели познавательной деятельности

Умение планировать пути достижения, результаты деятельности

Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения задачи

Умение искать и обрабатывать информацию

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий


 

Вид мероприятия: классный час (занятие)

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, звуковые колонки.


 


 

Вступительное слово учителя

27 января жители всей нашей огромной страны празднуют день начала операции по полному снятию блокады Ленинграда. Вы все хорошо знаете, что операция «Искра», так назвали операцию по снятию блокады, началась в окрестностях нашего города на Ораниенбаумском плацдарме.

Немецкие фашисты планировали захватить и стереть с лица земли Ленинград, но мужество и стойкость защитников города и его жителей разрушили эти планы. 872 дня длилось противостояние вооруженных до зубов гитлеровцев и мирных жителей, за это время умерло 632 тысячи человек. Но, несмотря на голод, холод, обстрелы и бомбежки город врагу не отдали.

Людей, переживших блокаду, осталось уже очень мало, время неумолимо, но мы всегда помним и будем помнить о них.

Об этом героическом подвиге написано много книг, сняты фильмы, существует музей, но самые достоверные сведения, подробности, чувства запечатлены в дневниках жителей блокадного Ленинграда.

Давайте посмотрим и послушаем, что рассказывают нам эти дневники.


 

Выступление учеников с докладом и презентацией

Доклад (приложение 1,)

Презентация (приложение 2)


 

Заключение

Ребята, ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносили столь жесто­кого испытания. Блокированный фашистами город оказался под угрозой полного уничто­жения. Но враг просчитался. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался един­ственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли за­воеватели.

Каждый день, прошитый в блокадном Ленинграде, для каждого жителя был подвигом.

Нам, ныне живущим, нужно помнить об этом, гордиться своими прабабушками и прадедушками и быть хранителями их подвига.

Мы гордимся своими предками и должны быть достойны их.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации