Методическая разработка классного часа в группе МЦ21 на тему «Бессмертный полк Великой Отечественной войны 1941–1945 г.г.»
Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КЛАССНОГО ЧАСА
В ГРУППЕ МЦ21 НА ТЕМУ
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1941-1945 г.г.»
для специальности: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация
промышленного оборудования (по отраслям)»
направление: Патриотическое воспитание
Разработал :
преподаватель Махотин А.Н.
Сыктывкар 2018г
Содержание
1 Методические рекомендации по проведению классного часа…….......6
2 План проведения классного часа……............………………………..……..…...7
3 Сценарий классного часа………………………..……………………..................…10
4 Заключение………………………………………………………….........................…….29
5 Список литературы……………………………………………......................…………30
6 Информация на новостной ленте сайта ГПОУ «СЦБТ»……….......………31
Аннотация
к методической разработке классного часа «Бессмертный полк Великой Отечественной войны", посвященного 73-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Приближается годовщина Победы в Великой Отечественной войне, и, вглядываясь в нынешнее поколение студентов, становится понятно, что связь между ними и событиями военных лет нашей страны становится все слабее. Как классный руководитель , я спрашиваю студентов: «в твоей семье кто-нибудь воевал в Великой Отечественной войне? Как его звали?» Значительная часть группы отвечает «Не знаю». И это не говоря уже о звании, годах службы и названии фронта. В детско-молодежной среде усилились негативное демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Это, в первую очередь, выявляет отсутствие работы внутри семьи, т.е. нарушается связь внутри поколений, родители не рассказывают своим детям о дедах и прадедах, об их трудах и подвигах. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших и ответственность за связь поколений лежит как раз на нас, педагогах, знавших лично участников Великой Отечественной войны .
В настоящее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, объединяющую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный и исторические компоненты.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российском образовании, является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности студента. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Основная цель данной методической разработки заключается в формировании у студентов чувства патриотизма, формирование гордости и сопричастности к истории нашей Родины.
Рецензия
на методическую разработку классного часа по теме
«Бессмертный полк Великой Отечественной войны»
В представленной на рецензию методической разработке классного часа дано обоснование актуальности выбора темы классного часа, так как вопросы патриотического гражданского воспитания очень актуальны в наше время. А также важна проблема сохранения памяти героического прошлого, родословной своей семьи последующими поколениям.
В методической разработке представлен план проведения классного часа, даны практические рекомендации по его подготовке и проведению. План разработки составлен в логической последовательности, отражает все основные моменты заявленной темы классного часа. Ход самого классного часа построен по принципу от общего к частному: от истории страны, к истории малой родины и истории своей семьи.
Язык изложения материала доступен для понимания, материал излагается достаточно грамотно и логично, делаются необходимые акценты на наиболее значимые фрагменты. Дается возможность студентам высказать без принуждения свое мнение по обсуждаемым вопросам.
Среди положительных моментов, можно отметить также и то, что весь иллюстративный материал (слайды и видеофрагменты) в общем контексте темы классного часа. Выступление ведущих, их патриотическая и эмоциональная составляющая.
Положительным является и тот факт, что кроме студентов и классного руководителя, в подготовке и проведении классного часа принимают участие: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Нуйкина М.А., социальный педагог Старцева Л.И., библиотекарь Соловьева Т.В. которые выступили с воспоминаниями о судьбах своих родственников в годы войны.
Вместе с тем активность некоторой части студентов невысока, они принимают участие только как зрители, не высказывая своего мнения. В целом же результаты воздействия проводимого мероприятия на студентов достаточно высоко.
Данная методическая разработка может быть использована для подготовки и проведения классного часа другими классными руководителями с внесением необходимых поправок и ссылок на конкретные факты для другой учебной группы.
Введение
Методическая разработка сценария классного часа, посвящённого празднованию Дня Победы «Бессмертный полк», подготовлена в помощь кураторам и классным руководителям при проведении открытых внеклассных мероприятий классных часов по данной теме. Накануне празднования Дня Победы я лично обошел каждого студента и задал ему вопрос: «Что ты знаешь о своих дедах и прадедах, воевавших в Великую Отечественную Войну? Сохранились ли в вашей семье фотографии ?» Ответы студентов поразили меня!: «Я не знаю… надо спросить у родителей, что то было… « В тот же час каждому я поручил активно собирать сведения, истории, фотографии. Для того, что бы классный час прошел наиболее интересно, было принято решение пригласить следующих коллег: заместителя директора по учебно-воспитательной работе, социального педагога, сотрудника библиотеки. Заранее всем участникам предъявлены требования: фотография родственника, его военная/послевоенная биография, исторические факты о войне.
Данная разработка включает цели и задачи классного часа, презентацию и сценарий.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
КЛАССНОГО ЧАСА
Воспитательная работа в ходе классного часа была направлена на привитие чувства любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Воспитание у молодого поколения гордости, патриотизма уважения к подвигам своих родственников – участников войны, сохранение памяти о них. В качестве методов и приемов проведения в ходе классного часа использованы элементы беседы со студентами, чтение стихов, музыкальное сопровождение, презентации студентов о родственниках, воевавших в годы войны, кадры кинохроники «Взятие города крепости «Кёнигсберг»», выступление всех участников классного часа с рассказом о судьбах своих близких.
Данный классный час был проведен в группе МЦ21 для специальности: 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)» 03 мая 2018 года.
2. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
Курс: второй
Группа: МЦ21
Специальность: Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.
Цели:
Просветительная цель: Воспитание чувства любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. акцентировать внимание студентов на необходимость знание героических страниц истории нашей Родины.
Ориентирующая: Привитие личных нравственных качеств: гордости и уважения за подвиги своего народа, своих родственников в период войны.
Направляющая: Помощь в овладении навыками сбора систематизирование и сохранение материала семенных архивов, как памяти о истории своих семей. Сохранение легендарные историй семейных архивов собранных в ходе подготовке классного часа
Методы : словесный, наглядный, документальный.
Материально-техническое обеспечение : мультимедиапроектор, ноутбук, доска, военный реквизит.
Продолжительность классного часа: 90 мин
Предварительная работа
1.Сообщение студентам темы классного часа заранее, с целью выявления степени актуальности для них проведения данного воспитательного мероприятия.
2.Проведение опроса для выяснения знаний студентов по основным вопросам классного часа. Назначение студентов, которые подготовят информационные сообщения (не менее 3 участников);
3. Включение в повестку родительского собрания сообщения о планируемом классном часе с предложениями высказать свои мнения и пожелания, помочь детям подготовить найти собрать данный материал.
4. Организован сбор материалов о жизненном пути пионеров Героев Советского Союза
5.Сбор фотоматериалов, оформление планшетов, биография и письма родных - родственников, воевавших в Великой Отечественной войне.
6.Личные беседы с родителями отдельных студентов. Обзвон, приглашение на классный час родителей с целью посещения мероприятия и в качестве выступающих.
7. Подготовка ведущих.
8. Литературное, наглядное оформление мероприятия, подбор научно-документальных видеоматериалов.
Таблица 1.
№ П/П |
Этапы занятия |
Время |
1 |
Организационный момент |
3 мин. |
2 |
Этап целепологания и мотивации - сообщение темы классного часа, постановка цели и задач. |
7 мин. |
3 |
Этап изложения основных тем классного часа, (выступление ведущих, беседа со студентами, демонстрация презентаций, постановка проблемных вопросов, комментарии классного руководителя, просмотр видеоматериалов ). |
70 мин |
4 |
Этап подведения итогов. Заключительное слово классного руководителя. |
10 мин. |
Таблица 2.
Этапы занятия
Информационная карта
Этапы классного часа |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Результат |
1.Организационный момент. |
Приветствие. Проверка наличия студентов, их готовности к классному часу. |
Дежурный докладывает об отсутствующих. |
Обучающиеся готовы приступить к классному часу. |
2. Этап целепологания и мотивации. |
Сообщение темы классного часа, сообщение цели и задач. |
Обучающиеся внимательно слушают |
Обучающиеся понимают тему, цель и задачи. Активизация работы студентов. |
3. Этап изложения основных вопросов классного часа применение знаний, постановка проблемы. |
Осуществляется ввод в исторический ракурс, выступление приглашенных гостей о военной биографии своих родственников, выступает классный руководитель, демонстрируются планшеты с фотографиями, |
Студенты, опираясь на знание истории войны, в ходе беседы отвечают на вопросы, зачитывают презентацию, выступают с биографиями о своих родственниках, слушают выступление. |
Активизация работы студентов. Восприятие и анализ полученной информации. |
4. Этап подведения итогов, обобщения рассмотренных вопросов. |
Демонстрируются, видеофрагменты кинохроники, с комментариями классного руководителя. Подводятся итоги занятия. Выводы и предложения |
Обучающиеся внимательно смотрят документальные видеоматериалы, комментируют увиденное. |
Анализ полученной информации. |
План классного часа
1. Организационный момент.
Целеполагание и мотивация – сообщение темы классного часа, постановка цели, ведущий классный руководитель.
Этап изложения основных вопросов классного часа.
Выступление замдиректора по УВР с вступительным словом к основному вопросу классного часа.
Выступление ведущих о родственниках участниках войны выступают по порядку замдиректора по УВР Нуйкина М.В., библиотекарь Соловьева Т.В., социальный педагог Старцева Л.И., классный руководитель Махотин А.Н..
Презентация студентов о родственниках участниках войны А.Серов, Г.Дмитровский, М.Шершнев.
Видеофрагмент.
Подведение итогов. Выводы.
При проведении классного часа важно избегать излишнего пафоса, заорганизованности, излишней театрализации. Смысл мероприятия в том, чтобы вспомнить факты из истории Великой Отечественной, поговорить о патриотизме, о памяти, о культуре.
3. Сценарий классного часа
Открывает классный час классный руководитель гр. МЦ21 Махотин Алексей Николаевич:
Сегодня мы проводим классный час «Бессмертный полк Великой Отечественной войны» посвященный 73-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Цель классного часа: Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому пролому на примере подвигов совершенных в годы войны. Сохранение молодым поколением памяти о своих родственниках воевавших на фронте.
Великая Отечественная война навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжелой в истории нашей Родины. Фашистские варвары уничтожили 27 млн. человек нашей страны, разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
Ход классного часа
1. Вступительное слово замдиректора по учебно-воспитательной работе Нуйкиной Марины Александровны
Причины поражений и побед
Как известно, гитлеровские войска перешли границу СССР 22 июня 1941 г., а в сентябре, буквально через 3 месяца, враг был уже у стен Москвы и Ленинграда. Над СССР нависла реальная угроза полного военного поражения. Наши войска, неся огромные потери, отступали. В чем же причина таких быстрых успехов немецкой армии в 1941 г.? В чем причина отступлений и огромных потерь нашей армии? Причины наших отступлений анализировали многие историки. Первая причина в том, что наш народ все-таки был морально не готов к войне с Германией. Ведь это была война нового типа. Война с применением оружия массового уничтожения, когда успех зависел от техники, а не только от личной доблести. В первые дни войны десятки тысяч наших бойцов погибали, не успев сделать ни одного выстрела.
Сыграли свою роль и сталинские репрессии 1930-х годов, атмосфера страха, подозрительности, неуверенности, доносов. Это вызывало сомнения у жителей страны, многие не видели смысла в том, чтобы биться до последнего «за власть большевиков». В западных областях страны некоторые смотрели на немцев как на освободителей.
Военные специалисты объясняют огромные потери еще и устаревшей военной тактикой нашего командования. Вот что писал об этом немецкий генерал: «Русская тактика наступления: трехминутный огневой налет, потом - пауза, после чего - атака пехоты с криком «ура» глубоко эшелонированными боевыми порядками (до 12 волн) без поддержки огнем тяжелого оружия, даже в тех случаях, когда атаки производятся с дальних дистанций. Отсюда невероятно большие потери русских».
У фашистов было громадное превосходство в технике, в оружии, их солдаты и офицеры прошли прекрасную подготовку, были готовы к войне в новых условиях, и все же Москву им взять не удалось. Чего не учли немецкие стратеги?
Они не учли масштабов будущей войны с СССР. Во- первых, расстояние. У немцев был опыт быстрого покорения Франции, других европейских стран. Но 100 километров по дорогам Франции и те же 100 километров по российскому бездорожью - совсем не одно и то же. А от границы СССР до Москвы совсем не 100 километров, а все 900 только по прямой. Но фактически немецким армиям приходилось преодолевать значительно большие расстояния, встречая яростное сопротивление наших войск.
Во-вторых, рассчитывая на быструю победу в молниеносной войне, гитлеровское командование распылило силы по трем направлениям. Так что немцам осенью 1941 г. просто не хватило сил для последнего решающего рывка на Москву.
В-третьих, не учли немецкие стратеги и массовый героизм солдат. Массовый героизм красноармейцев этого периода заключался именно в том, что они принимали бой в потрясающе неравных, невыгодных для себя условиях. И гибли тысячами, десятками тысяч, но помогали выиграть время, необходимое стране, чтобы прийти в себя.
В-четвертых, просчитались фашисты и в том, что наши люди перейдут на сторону Гитлера и будут воевать против Сталина. Народ быстро понял, что за «новый порядок» собирались установить гитлеровцы в СССР: пытки, концлагеря, смерть, страх, уничтожение. Это увидели и жители оккупированных территорий, и воины, освобождавшие эти территории, и бежавшие из фашистского плена бойцы. Жестокость фашистов вызвала ответную реакцию у советских людей - гнев и лютую ненависть. Эту войну народ стал воспринимать как священную борьбу за свое Отечество. Массовое чувство страха, массовые паника и растерянность, помогавшие гитлеровцам в первые месяцы войны, уже к зиме 1941 г. обернулись готовностью к массовому героизму и самопожертвованию.
В-пятых, не учли фашисты и того, что советские военачальники в этих невероятно тяжелых условиях сумеют взять ситуацию под контроль и смогут преодолеть массовую панику и растерянность и научатся-таки воевать в новых условиях. Не учли немецкие стратеги, что появятся такие военачальники, как К.К. Рокоссовский, М.Е. Катуков, И.С. Конев, Г.К. Жуков. Как только Красная армия почувствовала вкус первых побед, судьба гитлеровской Германии была предрешена.
замдиректора по УВР Нуйкина М.А. (беседа с группой)
-Кого из героев вы знаете и какие подвиги они совершили?
На вопросы отвечают студенты, по домашним заготовкам, они перечисляют фамилии героев и их подвиги:
— Виктор Талалихин совершил первый воздушный таран в ночном небе
Москвы.
— Николай Гастелло точно вывел свой горящий бомбардировщик на
скопление вражеских танков и машин.
— Людмила Павличенко – снайпер, она уничтожила более 100 захват-
чиков, об этом герое был снят фильм «Битва за Севастополь».
— А.К. Горовец один вступил в бой с двадцатью фашистскими самоле-
тами, девять из них сбил.
— М.П. Девятаев захватил с группой военнопленных в концентрационном лагере немецкий самолет и благополучно приземлился в расположении
наших войск.
— Мусса Джалиль – замечательный писатель, погиб в концлагере от рук
фашистских палачей.
— Ю.В. Смирнов не выдал своих товарищей, распят на досках блиндажа.
— Федор Полетаев пал смертью героя на итальянской земле. Он являет-
ся единственным иностранцем, награжденным Золотой медалью высшей и
очень почетной наградой итальянского Сопротивления. Солдату, награжденному этой медалью, в Италии генерал первым обязан отдавать честь.
Следует ещё один вопрос:
- Как вы понимаете слово – "подвиг"? Почему на войне героизм был массовым явлением. — В чем истоки массового героизма?
Студенты поясняют, в силу того. как они понимают значение этого слова:
- подвиг – это самопожертвование и самоотдача на благо людей и мира.
Замдиректора раскрывает данное понятие более подробно:
Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
Народы нашей страны были убеждены в своей правоте, в святости дела, за которое воюют. Эта убежденность и давала им решимость и силы для подвигов, казавшихся раньше немыслимыми, неведомых историй прежних войн.
Классный руководитель: Спасибо за ответы. Великая Отечественная война навсегда останется для русского человека примером народного единства, героизма и самоотверженности.
Личная история и фото планшет Нуйкиной М.А.
Мой папа Нагорный Александр Петрович род.31.08.1926 г. в с.Головинщено Саратовской области.В 1943 г.был призван в армию и отправлен сначала на западный фронт, а в августе 1945 г.участвовал в войне с Японией. После окончания войны его часть была переведена на Камчатку для укрепления восточных границ нашей страны.
Награжден медалями за отвагу и Орденом отечественной войны. Всю войну был водителем.Последние годы возил командующего Дальневосточного округа.Демобилизован был в сентябре 1950 г.
Слово передаётся сотруднику библиотеки Соловьевой Татьяне Васильевне.
2. Выступление Соловьевой Т.В.
Приближается большой праздник - День Победы. В этот день 9 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Это был день Победы над фашизмом. Весь мир помнит тот ликующий светлый май 1945 г., когда одна за другой освобождались от фашистов страны Европы: Венгрия, Чехословакия, Польша, Болгария, Югославия, Румыния. И конечно же, весь мир помнит 9 мая 1945 г. - первый день без войны. День 9 мая вошел в историю как День Победы в Великой Отечественной войне. На этой войне плечом к плечу сражались люди всех национальностей. Они защищали свое Отечество - СССР. И вместе победили фашизм. В современной России этот день объявлен Днем воинской славы России. Сейчас это День славы, и день памяти: о боях, о героях, о воинах, павших на полях сражений, о страданиях народа. В нашей стране нет семьи, которая бы не получила похоронку с фронта. Долг памяти можно отдать по-разному: торжественные митинги, панихиды в храмах, народные гуляния, минута молчания, шествия, подарки ветеранам - все это крупицы нашего долга, который мы все обязаны отдавать поколению, пережившему войну.
Везде, куда бы я ни приходила, я прихожу с книгой . На этот раз я хочу рассказать вам о произведении великого русского писателя Михаила Шолохова, который во время войны был военным корреспондентом. Это книга под названием «Наука ненависти».
В данном произведении писатель рассказывает о том, как учились бойцы Красной Армии ненавидеть врага. И эта ненависть давала им силы для борьбы не на жизнь, а на смерть. Автор рассказывает о встрече с лейтенантом Красной Армии, который просто не мог видеть живого немца, а на убитого взирал с удовольствием. Разговорившись с лейтенантом, писатель узнал причины такой жестокости.
Лейтенант рассказал, что в первый же месяц войны в одном из боев его часть захватила в плен небольшую группу немецких солдат - человек 15. Они были бледными, испуганными. Наши бойцы, остыв от боя, стали жалеть пленных: угощали папиросами, табаком, чаем, называли «камрадами», т. е. друзьями. А один боец-кадровик смотрел-смотрел на эту трогательную картину и говорит: «Слюни вы распустили с этими «друзьями». Здесь они все камрады, а вы бы посмотрели, что эти камрады делают там, за линией фронта, и как они с нашими ранеными и с мирным населением обращаются».
Вскоре наши войска перешли в наступление, и тут действительно насмотрелись... То, что фашисты оставили после себя, было настоящим зверством, нечеловеческой жестокостью. «Все мы поняли, - говорил лейтенант, - что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками». Потом лейтенант был ранен, попал в плен, и уже на себе испытал зверства фашистов. Лейтенанту чудом удалось бежать, он вернулся в строй и открыл счет убитым им немцам. Подводя итог своему рассказу, лейтенант сказал, что два чувства давали всем бойцам силу в борьбе с фашизмом: любовь к Родине и ненависть к врагам. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах, то ненависть к врагам мы носим на кончиках своих штыков», - сказал этот лейтенант. Эти два чувства и помогли нашей армии дойти до Берлина и уничтожить фашизм.
Уважаемые студенты, на примере этой книги, я хотела донести до вас историю нашей страны, испытания военных лет, которые легли на плечи советского народа и цену победы, которую он заплатил, но, главное, победил в этой войне.
А сейчас я хочу рассказать вам биографию моего дедушки
Мой дедушка, Грибанов Василий Васильевич, родился в д. Ионово Горьковской области. Крестьянин. Занимался сельским хозяйством, затем вступил в колхоз. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Дедушку мобилизовали на следующий день. Дома остались жена и трое детей. Освоил специальность зенитчика. Первые два года войны служил в г. Горьком: защищал города Москву и Горький от налета фашистских самолетов. Затем перебросили на фронт. Он воевал наводчиком 1 батареи 75 Демблинско - Померанского Орденов Суворова и Кутузова зенитно-артиллерийского полка. Сбил 11 самолетов. Награжден двумя Орденами Отечественной Войны, Орденом Красной Звезды. Имеет 9 Благодарностей от Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Участвовал в освобождении Румынии, Венгрии и др. стран Европы. Дошел до Берлина. Был 1 раз ранен. Вернулся домой осенью 1945 года. До пенсии работал в колхозе.
Умер в 1993 году.
выступала Соловьева Т.В.-зав. библиотекой.
Май 2018 г.
Выступление социального педагога Старцевой Людмилы Ивановны
Неизвестный солдат. Он погиб, защищая свой рубеж, маленький клочок родной земли. Не сдался, не поднял руки, не побежал. Но не оставил потомкам своего имени. Сотни тысяч безымянных солдат остались лежать на полях сражений.
В декабре 1941 г. наши войска начали контрнаступление под Москвой и отбросили фашистов от стен нашей столицы. Это была первая крупная победа нашей армии. В декабрьские дни 1966 г., в честь 25-летия разгрома немецких войск под Москвой, в Александровском саду у стен Кремля был торжественно погребен прах Неизвестного солдата, доставленный с 41 км Ленинградского шоссе, где в 1941 г. шли особенно ожесточенные бои за столицу. А 8 мая 1967 г. на месте захоронения был открыт архитектурный ансамбль «Могила Неизвестного солдата». Площадка из красного гранита, на ней - зеркально отполированный черный квадрат. В центре квадрата - бронзовая звезда, из которой вырывается Вечный огонь славы. На гранитной стене выбита надпись «Павшим за Родину. 1941-1945». Справа вдоль Кремлевской стены поставлены в ряд блоки из темно-красного камня, под ними в урнах хранится земля, доставленная из городов-героев - Ленинграда, Киева, Минска, Волгограда, Севастополя, Одессы, Керчи, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Смоленска, а также из Брестской крепости. На каждом блоке - название города и чеканное изображение медали «Золотая Звезда». На надгробной плите бронзовая солдатская каска, боевое знамя и лавровая ветвь. И слова:
ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН
Десятки тысяч наших солдат все еще лежат на полях сражений, ждут захоронения. В братских могилах - десятки тысяч безымянных солдат. Они отдали свои жизни за нас. За нашу свободу. Низкий поклон им и вечная память.
А сейчас я хочу рассказать вам биографию моего родственника.
Личная история Старцевой Любовь Ивановны
Мой дедушка Нефедов Иван Александрович ушел на фронт в июне 1941 года. Осталось в семье трое детей: сыну 9 лет, дочерям 6 лет и 1 месяц. Письма приходили редко, но однажды бабушке пришло письмо, в котором дедушка изложил, что они находятся в окружении немцев, и возможно, он пишет это письмо в последний раз. Затем, через некоторое время из военкомата пришло сообщение, что дедушка пропал без вести.
В итоге бабушке пришлось очень тяжело. её мужа призвали в самом начале войны, когда армия несла тяжелые потери, отступая перед вероломным врагом. Из призыва 1941 года до Победы дошли считанные проценты. Дедушка так и не вернулся с войны.
Во время войны и после моя бабушка работала в колхозе, выполняла план по обеспечению фронта провизией. Одновременно приходилось заниматься с младшей дочкой. Дети в ту пору взрослели рано, так вот и старший сын помогал бабушке по хозяйству. Впоследствии, он вспоминал, что их семья не жила, а существовала. Но все же благодаря именно этому поколению наша страна не только выжила в тех роковых годах, но и смогла восстановиться и состояться как мощное государство! Спасибо нашему старшему поколению, что не отчаялись от горя, все превозмогли и победили врага. разруху и голод!
Спасибо, за выступление Любовь Ивановна!
Выступление классного руководителя, Махотина Алексея Николаевича:
Уважаемые студенты! В канун главного для нашей страны праздника, я хочу рассказать вам о своих родных: дедушке и бабушке, ветеранах ВОВ.
Сегодня вы уже слышали несколько историй об участниках войны. Это были истории всем известных людей – рассказы о героях СССР, так и семейные истории от наших сотрудников. Хочу дополнить эти рассказы своими воспоминаниями о времени, проведенном с моим дедом. А также поделиться с вами историческими событиями о той войне на примере моих родных. В конце моего выступления, я прочту письма – воспоминания о войне дорогих мне людей.
Мой дедушка, Жикин Дмитрий Иванович, родился 24 февраля 1925 в с.Керчомья Усть-Куломского района Коми АССР. Он был вторым ребенком в семье. Его старший брат погиб в гражданскую войну. Когда началась война, моему деду было 16 лет. И с первых дней войны он знал, что пойдет на фронт, сражаться с фашизмом. В 1943 году он призывается в армию и отправляется на призывной пункт в г.Сыктывкар. Две недели со своими односельчанами он добирается в военкомат г.Сыктывкара из с.Керчомья. Дорог тогда, в нашем понимании не существовало, поэтому добирались они, где на повозках, запряженных лошадьми, а где то и пешком. Но никто не сбежал в пути из-за плохих дорог, зная, что их будет еще очень много, ни один призывник не отказался воевать наоборот, все стремились на фронт, каждый хотел приложить усилия для уничтожения врага.
После оформления документов в комиссариате, все призывники отправлялись на сборный пункт, что в Кировском парке г.Сыктывкара. В настоящее время, на месте сбора и отправки можно увидеть памятный обелиск.
Там проходила посадка на так называемые «баржи» - теплоходы, на которых будущие фронтовики отправлялись в г.Архангельск для распределения по военным училищам. Моего деда направили в сержантское училище, род войск – артиллерия. Там он в течении двух месяцев изучал военное дело, где после сдачи экзаменов военной комиссии ему было присвоено звание сержант, командир отделения.
Конечно дедушка рассказывал мне разные случаи, происходившие с ним «в учебке», на фронте во время боев, о чудесном спасении и о лечении в госпитале. Все его рассказы я помню дословно, и храню в памяти, чтобы передать своим детям которые подрастают. Но сейчас я дословно прочту вам его письмо-воспоминание, рукопись которой для меня стала документом:
9 мая 1984г.
п.Седкиркещ
«Я, дедушка Жикин Дмитрий Иванович, ушёл в армию в 1943 году. И не было ещё 18 лет. Учился на младшего командира 4 месяца. После присвоили звание младший сержант и отправили нас на Ленинградский фронт, когда был освобождён г.Ленинград. И был на линии Маннергейма, оттуда проехали через Ладожское озеро, освободили Петрозаводск. Затем отправка на Польшу. Освободили Польшу. Соединились с 3-им Белорусским фронтом, где нам присвоили звание 127-ой гвардейской дивизии. И вошли мы потом в восточную Пруссию. Освободили Доринланд и Инстербург. И вот Кёнигсберг… там был очень тяжелый бой. Я своим отделением сражался два дня. На третий день был тяжело ранен в шею, сквозное осколочное ранение. И вот война у меня на этом кончилась. И стал инвалидом войны 2 группы. Награды «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией» и вот всего 11 шт.»
Сейчас , спустя многие десятилетия после войны, очень интересно читать эти письма, смотреть старые и новые фильмы о войне. Но мой дед, особо не любил в подробностях говорить о войне и о быте. И когда случалось, что я узнавал от него что-то новое, после некоторого молчания, глядя вниз, он всегда добавлял одно и тоже: «И все на своих ногах! - при этом похлопывая себя по коленям». Ко всем страданиям, потерям, он вынес и эти воспоминания многотысячных колон, пеших, в обмундировании, со всеми орудиями и оборудованием, движущимся на Запад.
Для более широкого представления о военном времени, мне хочется зачитать вам дословно ещё одно письмо. Это письмо-воспоминание моей бабушки, трудившейся в это время в тылу:
Воспоминания Жикиной Анны Николаевны
п. Седкиркещ
без даты
«Когда война началась, мне в 1941 году 14 лет было. Окончила 7-ой класс и пошла на работу письмоносцем. Носила письма фронтовые из полевой почты и из госпиталей. Читала матерям фронтовиков письма. И даже писала фронтовикам письма под диктовку матерей.
Носила я письма 2 года. В 1943 году пошла на работу в колхоз счетоводом. Днём работали на полях, а вечером было свою работу делаешь.
Летом на сенокосе, осенью на уборке урожая картофеля.
Конечно, трудно было, те годы голодали. Вся продукция уходила на фронт. Всё для фронта делали. Много молодежи было, девочки. Очень дружно все работали. Знали, что скоро будет Победа и выстояли мы в тылу!»
Несмотря на множество лишений, тяжелый труд в военное время и после, психологически мои родные не были сломлены. Дед работал электриком, тянул линию ЛЭП к поселкам, после работал бригадиром на лесозаготовках, бабушка работала в колхозе. Вырастили пять детей, семь внуков, среди них медработники, артисты Республики Коми, педагоги, инженеры и высококвалифицированные рабочие в лесной отрасли.
Данной биографией , близких мне людей, я донёс до вас пример борьбы за Отечество, за свою малую Родину, за свою семью и будущее. А теперь, прошу вас, взгляните на фотографии военных лет, это наш бессмертный полк!
Далее следует выступление студентов с рассказами о биографии родственников, воевавших в Великой Отечественной войне. Слушаем рассказы о героях из семейного альбома. (Студенты выходят к доске, рассказывают о своих родственниках-ветеранах, А.Серов; Г.Дмитровский; М.Шершнев.)
Выступление заместителя директора по учебно-воспитательной работе Нуйкиной Марины Александровны
Украденная Победа
А теперь предлагаем высказаться по теме нашего классного часа.
Борьбу с фашизмом вели и Европа, и Америка, но в войну они вступили только в середине 1944 г., когда лучшие дивизии Гитлера были уже перемолоты на советско-германском фронте. Так что можно смело сказать, что наша страна внесла решающий вклад в эту победу над фашизмом. Но в последнее время усиливаются попытки принизить значение нашей Победы, приписать заслуги в разгроме фашизма Америке, Англии, звучат обвинения в адрес советских полководцев, дескать, не по правилам воевали, маршала Г.К. Жукова обвиняют в том, что добивался победы любой ценой. Некоторые ветераны говорят даже об «украденной победе». Как вы считаете, можно ли вообще украсть у народа победу?
Примерные ответы студентов:
- Это невозможно, все знают, что наш народ больше всех пострадал от фашизма, что именно наша армия победила Гитлера, хоть и ценой больших потерь.
- Потери у нашей армии были, конечно, очень большими, много солдат до сих пор не похоронены с воинскими почестями, но победа была за нами, это знает весь мир.
- Можно присвоить победу только обманом.
- Очень просто ее украсть, если мы не будем о ней помнить, не будем изучать историю Великой Отечественной войны, тогда мы поверим в любую ложь о ней.
Классный руководитель:
Война считается незаконченной, пока не похоронен последний солдат. Сейчас по всей стране действуют поисковые группы, которые разыскивают останки советских воинов, устанавливают их имена, хоронят бойцов с воинскими почестями. Таким образом наше поколение чтит бессмертный подвиг наших великих дедов и прадедов! И наша задача с вами помнить об этом и передать своим детям, что бы многочисленные жертвы во имя Победы были не зря!
Далее следует просмотр научно-документальной видеохроники «Взятие города-крепости «Кёнигсберг»».
Заключительное слово от классного руководителя Махотин Алексей Николаевич
Победа в Великой Отечественной - это результат героизма и мужества всего нашего народа. Мы должны гордиться этой победой и сохранять благодарную память о тех, кто завоевывал эту победу в жестоких боях
Память это то ценное, что есть у человека. И давайте будем помнить о тех, кто воевал, кто принес нам победу, мир, жизнь.
Спасибо всем участникам и присутствующим на мероприятии.
Зам директора по учебно-восиптательной работе Нуйкина Марина Александровна:
- Уважаемые студенты, а Вы знаете , что это за город такой, Кёнигсберг ?
- Да! Это наш нынешний Калининград!!!
- С праздником! С Днём Победы!!!
Заключение
Классный час «Бессмертный полк» позволил студентам понять, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши деды и прадеды жертвовали собой во время войны! Об этом необходимо рассказывать подрастающим поколениям с целью воспитания в них моральных качеств, соответствующих облику достойного гражданина. Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории России, готовность служить Отечеству, все это становятся наиболее актуальным накануне празднования 73-летия Победы в Великой Отечественной войне. История России во время войны знает тысячи имён героев, которые сочетали в себе такие качества, как любовь к Родине, чувство долга, истинную веру. Напомнить о них – главная задача данной методической разработки.
Каждый выступавший из сотрудников педагогического состава держал в руках планшет с фотографией своего героя, рассказывая о нем студентам. Это продолжение той славной традиции проносить фотографии участников войны по улицам наших городов, рассказывая молодому поколению, чтобы знали о победе над фашизмом, и имя этой традиции «Бессмертный полк»!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А память священна. Они сражались за Родину: Праздник в школе / Сост. Л.И. Жук.- Минск: Белорусский дом печати.- 2010.
2. Боброва Л.В. Далекому мужеству верность храня / Л.В. Боброва // Читаем, учимся, .- 2007.
3. Великородная В.А., Жиренко О.Е. Классные часы по патриотическому и гражданскому воспитанию. / В.А., Великородная, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2007.
4. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX века: 9 кл.: Метод. Пособие / Т.В Коваль. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2005.
5. Книга памяти: 1941-1945 / Сост. М.И. Каткова, А.К.Сальков, З.С.Балкова. Кург. Обл. Т.13. Макушинский, Петуховский, Частоозерский район.- Курган: Парус-М, 1994.-670с.
6. Торжественная линейка посвященная дню Победы: методическая разработка-2005г.
7.Сайт Интернета «Герои победы»
8.Сайт Интернета www.1941-1945.ru
информация на новостной ленте сайта ГПОУ «СЦБТ»
3 мая 2018 года в группе МЦ-21 прошел классный час, посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В начале мероприятия классный руководитель Махотин Алексей Николаевич информировал студентов о теме классного часа. Затем слово передал зам. директору по ПВР Нуйкиной М.А. Марина Александровна рассказала о трагическом, но в то же время и героическом периоде нашей страны, подвигах молодых людей, совершенных ради свободы и независимости нашей страны от немецко – фашистских захватчиков. О своих родных – участниках Великой Отечественной войны рассказали Нуйкина М.А., Старцева Л.И., Махотин А.Н., Соловьева Т.В., студенты: Александр Серов, Глеб Дмитровский, Максим Шершнев. В заключение все посмотрели фильм об освобождении города-крепости Кёнигсберг.
Ребята очень внимательно слушали рассказы выступающих. Этот классный час, посвященный Дню Победы и героическому прошлому нашей страны, запомнится студентам надолго.