Методическая разработка «Курить -здоровью вредить!»
Классный час в 4 классе на тему: «Курить-здоровью вредить!»
Цель: формировать знания у учащихся о вредных привычках, в частности о вреде курения.
Задачи:
познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;
способствовать формированию отрицательного отношения к курению;
формировать установку на здоровый образ жизни;
учить различать полезные привычки от вредных.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание бережного отношения к здоровью.
Предметные: формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление табака, нанесение вреда здоровью.
Познавательные УУД: знать пагубность влияния вредных привычек на здоровье человека.
Коммуникативные УУД: работа с информацией, выработка основных навыков профилактики табакокурения.
Регулятивные УУД: выработать стойкое неприятие к курению табака.
Участники: 3-4 класс
Место проведения: актовый зал школы
Подготовительная работа:
За неделю до классного часа была объявлена тема классного часа, ученики получили задания подобрать пословицы и поговорки о вредных привычках, нарисовать рисунки по теме «Здоровый образ жизни», подготовить сообщения по группам, номера художественной самодеятельности, приглашаются ребята 3-их классов.
Оборудование: презентация «Поговорим о курении», костюмы героев (маска медведя, лисы, дятла, волка, домик), рисунки на тему «Здоровый образ жизни», словарь Даля, микрофоны, муляж лёгких, снимок лёгких, плакаты: «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!», «Погаси, сигарету!», сердечки для голосования на этапе рефлексии.
Этапы | Ход занятия |
1.Организационное начало 2.Беседа с учащимися 3. Инсценировка 4.Работа в группах, выступления и рассказ о влиянии одной из вредных привычек на здоровье Постановка отрывка из сказки С.Михалкова «Как медведь трубку нашёл» Исполнение частушек о курении Пословицы и поговорки о вредных привычках 5.Итог. Рефлексия. | -Добрый доктор Айболит не под деревом сидит. Он пришёл сегодня в школу, чтобы дать урок весёлый!!! Для кого-то грустный, может, он себя узнать поможет, Остановит от ошибки, ваши вызовет улыбки Мы, ребята, начинаем, в наш театр вас приглашаем. Победить в себе порок вам поможет наш урок! В нашей сказке есть намёк…(Звенит звонок) Но уже звенит звонок! Тихо! (Слышен стук в дверь) Тихо! В дверь стучится кто-то. Начинаем наш классный час!!! (В дверь заходит доктор Айболит с коллегами) Ученица: Это доктор Айболит. Приходи к нему лечиться, с кем беда вдруг приключится. Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит!!! -Ребята!!! А как вы считаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе? + -А может ли человек влиять на своё здоровье? + -Он – здоровью цену знает, ЗОЖ, как надо понимает. Вместе с вами сказку сложит. В нашей сказке есть намёк…. (Слышен звонок) Но уже звенит звонок! (Слышен стук в дверь) Тихо, тихо! В дверь стучатся… -Тут мальчик из класса 8 в дверь ворвался Айболит чувств чуть не лишился, Лишь мальчишка к нему наклонился. Табачищем несло от парнишки, Лучше читал бы он книжки. Доктор Айболит: -Как ты жить, мой дружок, собираешься, Если ядом таким увлекаешься? Закоптишь изнутри свои лёгкие. Ох, судьба твоя будет нелёгкою… Голос станет осипшим и грубеньким. Почернеют и выпадут зубоньки, И печёнка, и сердце намаются, И сосуды твои все сломаются. Мальчик четвероклассник: Никотином насквозь пропитаешься! От серьёзных проблем не избавишься!!! Доктор Айболит: Так что брось ты привычку зловредную, пожалей свою мамочку бедную. Да себя, чтобы жить вдвое дольше, дел хороших, чтоб сделать побольше!!! Сигарета – путь вредный к наркотикам!!! Брось быстрее – не будь сумасбродиком! Не прибавишь ума и здоровья ты, позабудешь заветные все мечты!!! И засохнешь, завянешь во цвете лет. И не мил тебе будет белый свет. -Призадумался парень молоденький Из 8 класса Володенька. -Нам сегодня предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Сегодня на классном часе мы поговорим об этой несерьёзной забаве. Доктор Айболит: - Позовите к нам сюда виновницу нашего классного часа – Сигарету!!! (В класс входит старшеклассница, переодетая в костюм сигареты) Доктор Айболит: -Займите, пожалуйста, своё место в нашем зале. ( Обращается к сигарете). Сегодня мы постараемся выяснить, курение пользу или вред даёт нам. Для этого все ребята класса будут у нас представителями определённой группы, а затем представитесь гостям и одноклассникам. (Историки, медики, математики, литераторы. Выходят участники в костюмах. Дети рассаживаются по группам за столы.) -В. И. Даль дал такое определение слову табак: «Табак- растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье». Для объяснения слово историкам. Историки: 12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушёные листья, свёрнутые в трубочку. Они курили это растение «петум» - так они его называли. После второго похода Колумба, семена табака были завезены в Испанию, а оттуда во все уголки земного шара. Удивительное свойство табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку. В Россию табак завезён английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Фёдорович вёл жёсткую борьбу с курильщиками: уличая один раз в курении – 60 ударов палок по стопам; два раза – резали носы, уши, ссылали в большие города. -Табакокурение стал внедрять Пётр Первый, по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов. Табак считали стимулирующим и успокаивающим средством. Курение табака, а также применение его в качестве пилюль, капель, в виде настойки, часто вызывало тяжёлые отравления, которые приводили к смерти. Это заставило правительство вести борьбу с курением. В Англии по указанию Елизаветы Первой в 16 веке курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с верёвкой на шее. Математики: -Подсчитано, что каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, которое связано с курением. За год – это 2, 5 миллиона человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 миллионов папирос и сигарет, общая масса окурков – 2, 5 миллиона тонн. Доктор Айболит: -Да, странные услышали мы от математиков! Очень пугают такие данные. А теперь слово предоставляем литераторам. (Постановка отрывка из сказки С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл», заранее подготовленные ребята играют отрывок из сказки) Медики: От курения ухудшается память, внимание, почерк, глазомер. Курение или здоровье – выбирайте сами. Появился термин «Болезни, связанные с курением». Вот снимок лёгких. Легко увидеть затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения приходится определять медикам. Бедные лёгкие. Это пористый орган. В течение года у курильщика в лёгких накапливается около одного килограмма табачного дёгтя. Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы. Видим пагубное влияние на организм в целом. Бледность, тусклый взгляд, жёлтый цвет зубов – всё это выдаёт курильщика. Сигарета: Я признаю свою вину полностью. Раскаиваюсь. Хочу обратиться к ребятам: курить – значит, здоровью вредить. И сколько бы вам не было лет – сигарету не нужно брать!! ! Помогите отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно. Занимайтесь спортом и будьте здоровы!!! Я понесу заслуженное наказание!!! (Девочки исполняют частушки) 1.Говорили, говорили, Чтоб мальчишки не курили. А Дениска за углом Подавился табаком. 2.Коля, Коля не кури, Вредно для здоровья. Лучше пей ты каждый день Молоко коровье. 3.Никотин - здоровью враг- Учат дети в школе. Дома папа курит так, Что взвоешь поневоле. 4.Никотином травим всех, Тех, кто с нами рядом. Чтобы не было беды, Курит бросить надо. 5. Каждый день у нас Денис Курит по пол пачки Лучше ел бы мальчик наш Леденцы на палочке. (Спортсмены класса рассказывают о видах спорта, которыми они занимаются, о здоровом образе жизни) - А как ведётся борьба с курением в других странах? Литераторы: В Дании - запрещено курить в общественных местах. В Сингапуре за курение – штраф 500 долларов. В Англии – вычитают деньги из зарплаты за время, проведённое в курительной комнате. В Японии, в городе Ваки – 3 дня в месяц без курения. -Какие пословицы и поговорки вы знаете о вредных привычках? + Мальчик Володенька: -Не хочу в старика превращаться, с папиросой хочу распрощаться. Брошу дурь сигаретную, страшную. Что играть с нею в игры опасные? -Айболит свой визит завершает. Мы «спасибом» его провожаем! Он помог вам от бед исцелиться. Надо только, друзья, не лениться. Доктор Айболит: Сильным вырасти, ловким и смелым. Воспитать твёрдость духа и тела. Ну а главное – вредным привычкам ты скажи твёрдо «нет!». Пусть они на пути не встречаются. Вот тогда и не будешь ты маяться. Долгожданным станешь ты, прочным, Попадёшь в Книгу Гиннеса, точно!!! -Наш разговор на серьёзную тему подходит к концу. Давайте подведём итог классного часа, дополните фразы: -Я понял (а)- -Я узнал (а)- -Мне хотелось бы- -Я желаю ребятам- -Я желаю себе- Выбор плакатов на доске. Плакаты: «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!», «Погаси, сигарету!». Каждому участнику классного часа предлагается проголосовать за один из лозунгов на плакатах, прикрепить рядом сердечко-голос и прокомментировать свой выбор. Спасибо всем за работу!!! |
Список литературы
1.Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа:1-4 классы. М.,2009.
2. Сборник творческих работ. Педагогический дебют. Казань, 2012.
3.Тарнавский Ю. Б. Курить - здоровью вредить. М.: Медицина. 1978.
4.Углов Ф. Г. Береги здоровье и честь смолоду. М.: Педагогика, 1988.
5.Шепелева Т.В. Классные часы. Волгоград,2008.
6.Энциклопедия для детей. Биология. М., 1994.