Исследовательская работа на тему «Методическая разработка Лэпбука «Развитие мелкой моторики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ДЕТСКИЙ САД № 2 «ИВУШКА»» П.КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ «Детский сад №2 «ИВУШКА»»)
Методическая разработка Лэпбука
«Развитие мелкой моторики».
Воспитатель:
Науменко Е.С
п. Красногвардейское 2019 г.
План
Актуальность
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук
Содержание:
-пальчиковых игр; игра пальчиковый (театр)
- игра с массажным мячиком ,описание игр .
- игры: Шнуровка", описание
"Перебери и посчитай (резинки)", описание
- тактильные мешочки с различным наполнителем, описание
Актуальность
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный опыт, закрепляются знания детей. Поэтому, важнейшей задачей является: создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей дошкольников..
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, успешного обучения его в школе и дальнейшей полноценной жизни. Логопедическая коррекционная работа в школе направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи.
Современные педагоги, в связи с внедрением ФГОС в образование, ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса:
- информативен (в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения, есть возможность использовать его как с подгруппой детей, так и индивидуально;
- обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативный (существует несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям школьного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех детей.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
увеличить объем коррекционного воздействия.
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
• Физкультминутки.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
• Пальчиковые шаги.
Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые, варианты. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.
Использую наглядный материал на всех этапах работы по изучению движений, а также создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи обводят пальцем дорожки, на бумаге
В лэпбуке имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаю стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использую в индивидуальной работе по математике, конструированию, а также в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми, добровольное присоединение детей к деятельности.
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук
Представляю вашему вниманию интерактивное пособие «Лэпбук», которое является одной из форм в работе по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Мой лэпбук, это копилка игр и дидактических пособий для детей младшего дошкольного возраста на развитие мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развитиядетей младшего дошкольного возраста. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкиедвижения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Содержание:
-картотека пальчиковых игр; игра пальчиковый (театр)
- игра с массажным мячиком
- игры: Шнуровка", "Перебери и посчитай (резинки)",
- тактильные мешочки с различным наполнителем.
Описание игр .
Пальчиковый театр
Цель: развивать мелкую моторику рукв сочетании с речью; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в процессе пальчикового театра.
Задачи: Учить детей разыгрывать небольшие постановки, сценки, сказки с помощью пальчикового театра;
Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас;
Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к театру;
-Разучивание потешек;
-Куклы можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями «справа – слева», «рядом», «друг за другом»;
-Разыгрывание сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»…;
-Придумай свою сказку;
-Угадай героя;
-«Кто как говорит» (звукоподражание);
-«Мир эмоций» (грусть, радость, гнев, удивление);
-«Назови какого цвета герой?» (колобок-жёлтый, лиса-оранжевая, мышка-серая).
Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Массаж Су – Джок шарами. Главные достоинства: высокая эффективность, абсолютная безопасность, универсальность, доступность и простота применения.
Су – Джок терапияМассаж специальным шариком
Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
1. Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.Ходит ежик без дорожек,Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Развитие мелкой моторики с помощью шарика "Су-джок"
(дети повторяют слова и выполняют круговые движения шариком по ладошкеСела кошка на ладошку,Поцарапалась немножко,Поиграла, поиграла,И куда- то убежала.
(Сначала выполняют круговые движения шариком по ладошке, затем катают по каждому пальчику, начиная с большого)Мышки бегают по кругу:Друг за другом, друг за другом!
Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!
Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:
Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!
Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!
Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.
И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.
И последний, наконец!
Вот так котик, молодец! (Имеется книжка в дополнении к лепбуку)
Шнуровка – это разновидность развивающей игрушки с отверстиями, предназначенными для продевания шнурка.
Шнуровка - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.
«Весёлые шнурочки
Цель игры: развить мелкую моторику и научить ребенка подбирать шнурки, вставлять в их отверстия, завязывать
Задачи: Воспитывать усидчивость, целеустремленность, развивать речевую активность, внимание, способствует развитию логического мышления
Игры с резиночками
Игра «Сделай как я!»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, координацию движений, внимание, пространственное ориентирование, способствовать развитию речи.
Описание: Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.
Дома я одна скучала,
И резиночки достала.
Резинки я перебираю
Свои пальцы развиваю.
Игра «Опережалки»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, скорость реакции, внимание, увлечь детей игрой, вызвать положительные эмоции.
Описание: В игре участвует от 3 до 6 детей. Каждый ребёнок вытаскивает из общей стопки по карточке с заданием, и по команде все начинают надевать на свою руку (левую или правую, зависит от карточки) цветные резиночки так, как это показано на рисунке. К примеру, на мизинец - красную, потом жёлтую, на средний палец синюю, а потом на средний и указательный фиолетовую. Кто первый выполнил задание - хлопает в ладоши или говорит «Стоп игра!».
Игра «Фантазёр»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческую активность.
Описание: В этой игре выбирают водящего, который отворачивается и надевает на свои пальцы резинки, причем часть резинок можно надевать на 2 или 3 пальца. А все остальные дети стараются повторить. Потом меняются ролями.
Игра «Успей запомнить»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, скорость зрительной памяти.
Описание: В игре участвует от 3 до 6 детей. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резиночки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим.
Игра «В парах»
Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, пространственное ориентирование, закреплять названия пальцев, игрой вызвать положительные эмоции.
Описание: Двое детей садятся спинами друг к другу, один надевает резиночки, как на картинке, а потом устно объясняет второму, как они должны быть «надеты». К примеру, надень на безымянный палец - розовую резинку, потом белую, на средний и указательный пальцы оранжевую, а потом на средний и безымянный - синюю. Далее сверяют результат.
«Сенсорные (тактильные) мешочки»
«Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек помещаю в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.
.
Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
• развивают мелкую моторику;
• развивают внимание;
• развивают память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)
Что ты можем делать с этими мешочками?
• просто перебираем их в руках
• даем малышу мешочек с рисом, например. Говорим – там лежит рис. Показываем рис на тарелочке, даем потрогать и так же даем потрогать рис в мешочке. Делаем это упражнение с каждой крупой.
• просим ребенка найти мешочек с рисом, фасолью и т. д. Пусть ребенок трогаем и ищет. Здесь опять мы работаем не только над развитием мелкой моторики, но и включаем память, воображение.
• даем малышу в руки один мешочек и просим определить, что за крупа там находится.
актуально будет положить: фасоль, горох, и манку, например,монетки.
Представленные дидактические игры предназначены для детей дошкольного возраста и могут использоваться педагогами.
. «Прятки»
Цель: развитие интеллектуальной сферы и познавательного интереса через обогащение чувственного опыта детей. непроизвольное осуществление массажа пальчиков; развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность.
Материал: персонаж колобок, «Волшебные мешочки»
Ход
- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в чудесный мешочек много разных маленьких мешочков. Надо найти мешочек с фасолью, камешками и т. д.
/дети ощупывают мешочки тактильным методом, находят фасоль или другой заданный наполнитель. /
1. «Отгадай»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Материал: закрытая коробка, а внутри неё тактильные мешочки
Играем с 2 и более детьми. Первый игрок должен ощупывая мешочек называть все признаки, а остальные игроки должны отгадать, что в мешочке. Тот, кто правильно отгадал предмет, становится водящим.
2. «Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
3. «Найди пару» Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых мешочков.
3. У детей развивается творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, мелкая моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуке способствуют обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.
Заключение
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является прекрасным способом подачи всей имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что проведённая работа с лэпбуком, внесет много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
1. Объединит детей, родителей и педагогов, то есть будет социально направлена.
2. У детей будет успешнее происходить процесс автоматизации звука. Они научатся находить информацию самостоятел