12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Мещерова121
Россия, Хабаровский край, г. Амурск
4

Мастер-класс на тему «Создание творческих мини-проектов как возможность освоения способа самостоятельного познания»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

центр творчества «Темп» г. Амурска Амурского муниципального района

Хабаровского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Мастер- класс «Создание творческих мини-проектов как возможность освоения способа самостоятельного познания».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Галина Константиновна Мещерова

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Амурск

2022

Аннотация:

В методической разработке представлен мастер-класс «Создание творческих мини-проектов как возможность освоения способа самостоятельного познания», в котором дано подробное описание как с помощью мини-проектов развивать у обучающихся самостоятельное познание. Методическая разработка представляет интерес для учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования для организации урочной и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Введение..................................................................................стр. 4

2. Основная часть.......................................................................стр. 5

3. Библиографический список……………………………… стр. 8

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность:

С младшего школьного возраста необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе педагога метод проектов.

Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Новизна разработки заключатся в том, что приемлема для всех возрастов. Данный материал имеет системный подход и реализует сразу несколько педагогических технологий: исследовательские, творческие технологии, ситуация успеха, информационно- коммуникативные.

Цель методической разработки: знакомство педагогов с технологией мини-проектов и ее применением в урочной и внеурочной деятельности.

Необходимое оборудование для проведения мастер - класса:

компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, клей, цветные карандаши, ножницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Ход мастер-класса

Вступительная часть

Добрый день, уважаемые коллеги! Я Мещерова Галина Константиновна, педагог дополнительного образования. Тема мое мастер-класс-«Создание творческих мини-проектов как возможность освоения способа самостоятельного познания».

Проекты — это реалия нашего современного образования. Уже с дошкольного возраста мы, педагоги, предлагаем детям участвовать в этой деятельности. Почему же мы так любим проектную деятельность? Ответ прост- за многофункциональность. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает к конкретным жизненно важным проблемам; развивает способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, самостоятельно добывать необходимую информацию; учит контролировать и оценивать свои достижения; помогает организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе.

Традиционно выделяют три типа проектов: научный, социальный и образовательный. Сегодня я хочу показать вам образовательный мини-проект (Образовательный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы) на примере воспитательного занятия, посвящённого Дню Космонавтики.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разделиться на группы по 4-5 человека. Представьте такую ситуацию: Ваши образовательные учреждения решили ко дню Космонавтики подготовить праздничные баннеры. У каждой группы есть информационный пакет, состоящий из 9 пунктов («Юрий Гагарин», «Валентина Терешкова», «Первые живые существа на орбите», «Космодром Байконур», «МКС», «Первый космический спутник», «Первый марсоход», «Телескоп Хаббл», «Первая высадка на Луну»). Ваша задача познакомиться со всей информацией и выбрать только 4 пункта для вашего баннера. Затем творчески оформить его и презентовать.

Педагоги работают в группах, создают свои баннеры. Презентуют свой продукт.

После защиты праздничных баннеров можно обсудить, почему выбрали именно те или эти пункты. Сравнить, какая информация встречается чаще и реже на баннерах.

Уважаемы коллеги, как же отследить, усвоили дети весь материал, изучили всю информацию? Для этого я предлагаю вам поучаствовать к небольшой викторине. (Приложение 10)

Педагоги отвечают на вопросы.

Заключительное слово.

Данный мини-проект дает возможность обучающимся за короткое время самостоятельно изучить информацию, подчеркнуть для себя что- то важное, узнать новое. А проектирование определенной ситуации (в данном случае — это запрос учреждения на создания баннера) дает возможность обучающимся творчески выразить полученные знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. –23 с.

Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – 35 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Первый космический Спутник

 

t1706919377aa.jpg

 

Датой, когда началось освоение космоса считается 4 октября 1957 года – это день, когда Советский Союз в рамках своей космической программы первым запустил в космос космический аппарат – Спутник-1.  В этот день шарообразный спутник вышел на орбиту, передав обратно сигнал об успешном старте.

Он был выведен на орбиту с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва.  Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту — те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла.

Устройство представляло собой две сваренные полусферы из магниевого сплава и четыре стабилизатора, параллельно играющие роль передающих антенн. Общая масса устройства не превышала 88.5 кг.

Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Он был настолько популярен, что в Советском союзе в его форме делали даже ёлочные игрушки и значки. Освоение космического пространства СССР поставило точку на стараниях американцев первыми покорить космос. Единственной целью его запуска была проверка теорий. В конце концов, освоение космоса в 50-60 годы перестало казаться призрачной задачей. Также это спровоцировало всплеск огромного количества научной фантастики, наводнившей страницы книг и экраны телевизоров.


 


 


 

Приложение 2

Первые живые существа на орбите

t1706919377ab.jpgt1706919377ac.jpg

Первая собака в космосе -Лайка Собаки Белка и Стрелка

В ноябре 1957 года, всего через месяц после запуска «Спутника-1», на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное — собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная — проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось… Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы.

Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами — кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки — ведь изображение тогда было чёрно-белым.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.


 


 


 

Приложение 3

Первая высадка на Луну

t1706919377ad.jpg

Хотя Советский Союз первым вышел в космос и даже первым запустил на орбиту Земли человека, но США стали первыми, чьи астронавты смогли совершить удачную посадку на ближайшем космическом теле от Земли – на спутнике Луна.

24 июля 1969 года два члена экипажа «Аполлон-11» ступили на поверхность Луны: Нил Армстронг и Базз Олдрин совершили один выход и пробыли на спутнике Земли два с половиной часа.

Тогда в новостях была сказана знаменитая фраза: «Это маленький шаг для человека, но огромный скачек для всего человечества».  Армстронгу не только удалось побывать на поверхности Луны, но и привезти пробы грунта на Землю.

Всего с 1969 по 1972 год по программе «Аполлон» было выполнено 6 полётов с посадкой на Луне. За эти годы на спутнике побывало 12 человек.


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 4

Запуск телескоп «Хаббл»

t1706919377ae.jpg


 

Телескоп «Хаббл», выведенный на орбиту в 1990 году, стал «глазами» человечества. Орбитальный телескоп смог заглянуть так далеко, как никто прежде, и показать такие красоты Вселенной, каких и представить себе никто не мог.

За 15 лет работы на околоземной орбите «Хаббл» получил 1,022 млн изображений небесных объектов — звёзд, туманностей, галактик, планет. Общий их объём данных, накопленный за всё время работы телескопа, составляет примерно 50 терабайт. Более 3900 астрономов получили возможность использовать его для наблюдений, опубликовано около 4000 статей в научных журналах.


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 5

Первый марсоход


 

t1706919377af.jpg


 

«Соджорнер» — первый марсоход, успешно доставленный на Красную планету. На поверхность Марса он опустился 4 июля 1997 года в составе спускаемого аппарата.

«Соджорнер» дословно означает «временный житель» или «проезжий». Планировалось, что марсоход проработает на поверхности 7 сол (сол — марсианские сутки — 24 часа и 40 м), но он работал в течение 83 сол до того момента, как спускаемая станция, действовавшая в качестве ретранслятора, не вышла из строя.  Всего «Соджорнер» преодолел дистанцию примерно в 100 метров до потери связи. После этого контакт с «Соджорнером» был потерям, его местонахождение сейчас неизвестно.


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 6

Международная космическая станция

 

t1706919377ag.jpg

 

Международная космическая станция, сокр. МКС (англ. International Space Station, сокр. ISS) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. Она эксплуатируется с конца 1998 года по настоящее время.

МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 14 стран: Россия, США, Япония, Канада и входящие в Европейское космическое агентство Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, а первоначально в составе участников были Бразилия и Великобритания.

Одна из главных целей при создании станции – это возможность проведения различных опытов и экспериментов, которые требуют наличия уникальных условий космоса, а в частности – невесомости, а также вакуума и микрогравитации. Не стоит забывать, что космические излучения на МКС, высота которой более 420 км, не ослаблены земной атмосферой. Это играет большую роль не только в различных исследованиях, но и в жизни самих обитателей. Основные направления исследований включают в себя такие дисциплины как биология (биомедицинские исследования и биотехнология), физика и ее подразделы астрономия и космология.

t1706919377ah.jpgt1706919377ai.jpg


 

Приложение 7

Космодром «Байконур»


 

t1706919377aj.jpg


 

Космодром «Байконур» - первый и самый крупный космодром в мире. Его площадь составляет 6 717 километров в квадрате.

Космодром Байконур стал первым в мире полигоном, с которого был впервые осуществлен запуск искусственного спутника Земли и полет человека в космос. Отсюда были запущены пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия» - «Буран», межпланетные космические аппараты и искусственные спутники Земли. Всего со стартовых площадок космодрома выполнено более 1200 пусков ракет космического назначения и около 2000 пусков межконтинентальных баллистических ракет.

На различные орбиты выведено около полутора тысяч космических аппаратов военного, научного и народно-хозяйственного назначения, а также коммерческих спутников.

На территории Байконура находятся 11 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет и космических аппаратов.

На территории космодрома Байконур находятся 9 типов стартовых комплексов, 470 км железнодорожных путей и 1280 км автомобильных дорог.

Приложение 8

Юрий Алексеевич Гагарин

t1706919377ak.png

Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, полетевший в космос. Он рос в обычной семье, его папа был плотником, а мама работала на ферме. У Юрия Алексеевича были два брата и сестра. 

Во время войны село, где жила семья, захватили немцы. Юрий тогда закончил первый класс. Продолжил учебу он только после освобождения.  Будущий герой рос любознательным мальчиком, когда он учился в школе, помимо основных занятий, любил заниматься музыкой и фотографией.  

Когда Юрию Гагарину исполнилось 15 лет, он поехал в Москву. В столице он поселился у родственников и поступил в ремесленное училище. Там Юрий начал играть в баскетбол, и вскоре был назначен капитаном команды.

Через несколько лет молодой человек переехал в город Саратов, где стал студентом техникума. Вскоре Гагарин попал в аэроклуб, и с тех пор он очень увлекся самолетами и решил стать летчиком. Всего в аэроклубе Юрий совершил около 200 полетов. По окончанию учебы его призвали в армию в военное авиационное училище.

После армии будущий космонавт, работал в Мурманской области и получил звание летчика 1-класса.

В 1959 году Гагарин попросил, чтобы его приняли в космонавты, а 12 апреля 1961 года, после долгой подготовки, Юрий Алексеевич на корабле «Восток» отправился в первый космический полет. Первый полёт длился 108 минут, за это время корабль «Восток» успел совершить полный оборот вокруг Земли. В ходе полёта было проведено множество базовых тестов: человек впервые пил, ел, делал записи и выполнял простые математические расчёты в космосе. До этого никто не знал, как же на самом деле будет чувствовать себя человек на орбите.

Юрий Гагарин погиб спустя шесть лет после полета в космос. Его самолет разбился во время тренировочного полета. 


 

Приложение 9

 

Валентина Владимировна Терешкова

 

t1706919377al.jpg

 

Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Ярославской области. В семье было трое детей. Отец погиб на фронте. Матери одной пришлось поднимать детей.

В семнадцать Валя уже была рабочей шинного завода. Надо было помогать матери. У Валентины Терешковой не было высшего образования.

В свободное время ходила в аэроклуб, прыгала с парашютом. По парашютному спорту у нее был 1-й разряд. В 1962 году ее отобрали для подготовки к космическому полету, который состоялся 16 июня 1963 года.

«Чайка» был позывной первой в мире женщины-космонавта. О том, что Валя полетела в космос, ее мама узнала из средств массовой информации. Родственники считали, что она на соревнованиях по парашютному спорту.

Валентина Владимировна ТЕРЕШКОВА – первая женщина-космонавт планеты Земля.

Герой Советского Союза, первая в Российской армии женщина-генерал ВВС.

Кандидат технических наук. Она мечтала о новом полете, интересовалась всем, что связано с Марсом. Мечтой первого отряда космонавтов был полет на Марс.

Она пыталась снова пробиться в отряд космонавтов. Но после гибели Гагарина «первых» решили беречь.

Валентина Владимировна посвятила себя общественной работе. Десятки лет она помогает многим решать трудные жизненные проблемы. Оказывает посильную помощь детским домам в Ярославле и женскому монастырю в Коломне, при котором есть приют для бездомных ребят.

171170017

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.