Методическая разработка «Система работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе»

0
0
Материал опубликован 8 December 2023










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




На тему: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ





Работу выполнила: Харитонова Дарья Романовна








Аннотация. Данная методическая разработка посвящена системе работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе. Формирование данных вычислительных навыков является одной из самых сложных задач математики. Однако от этого зависят дальнейшие успехи обучающихся при обучении. Поэтому каждый ученик должен знать наизусть результаты табличного умножения и деления. Эта работа позволит при помощи специальных заданий сформировать у обучающихся знания табличного умножения и деления и умения их использовать при решении различных примеров и задач. Данная методическая разработка может быть полезна педагогам, чтобы совершенствовать свой образовательный процесс.




















ВВЕДЕНИЕ

Математика, как учебный предмет, играет важнейшую роль на начальных этапах обучения. Одной из главных задач обучения математике является формирование у учащихся знаний табличного умножения и деления, и умений их использовать при решении примеров и задач. Существует множество подходов к обучению данных вычислительных навыков.

Табличные умножения и деления должны усваиваться обучающимися на уровне навыка, то есть они должны натренироваться в применении знаний данных вычислительных навыков, не задумываясь находить результат. Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с умственной отсталостью требует специально организованного подхода. При обучении табличным случаям умножения и деления, перед учителем стоит важная задача – раскрыть конкретный смысл данного арифметического действия.

В процессе обучения математике развивается элементарное математическое мышление обучающихся. Система обучения табличному умножению и делению детей с умственной отсталостью существенно отличается от процесса изучения данных действий обучающимися с нормой интеллекта. Это обусловлено особенностями формирования познавательных процессов. Проблемы обучения математики школьников с умственной отсталостью достаточно полно описаны в трудах Л.С. Выготского, В.Г. Петровой, Ж.И. Шиф, В.В. Эк и другие.

Усвоение табличного умножения и деления обучающимися является фундаментом для последующего усвоения математических знаний и формирования вычислительных навыков с многозначными числами. Данная тема очень важна и трудна для изучения обучающимися с умственной отсталостью в силу особенностей познавательной деятельности.

Без многократного выполнения заданий на составление таблицы умножения и решение примеров школьники с умственной отсталостью, так и не придут к прочному усвоению этих знаний. Поскольку, они так и не осмысливают эту связь достаточно глубоко. Это и приводит к необходимости заучивания не только таблицы умножения, но и деления.




























1. Исторический аспект проблемы изучения и методики преподавания системы работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе.

Одним из основных направлений подготовки обучающихся с умственной отсталостью к самостоятельной жизни является обучение математики. Математические знания играют важнейшую роль для школьников в процессе профессионально-трудовой подготовки и их социальной адаптации. Процесс формирования математических знаний, умений и навыков требует специального обучения. Обучение математике должно решать образовательные, коррекционно-развивающие и практические задачи. Во время обучения упор должен делаться на решение специфической задачи коррекционных учреждений, а именно коррекции и развития. Формирование вычислительных навыков у школьников с умственной отсталостью – одна из важнейших задач, которая должна быть решена в ходе обучения математике.

По мнению многих авторов, под вычислительным навыком понимается высокий уровень овладения вычислительными приемами. Навык отличается от умения тем, что он должен выполняться обучающимися достаточно свободно. Достигается это путем целенаправленного формирования вычислительных умений у школьников. Если процесс вычислений и его особенности достаточны понятны обучающимся, то навыки формируются гораздо быстрее. Прочное усвоение математических знаний школьниками будет возможно, если будет достигнут необходимый уровень развития мыслительных операций, и имеются необходимые количественные, пространственные, временные представления, способности к формированию умственных действий.

При обучении умножению и делению перед учителем стоит сложная задача – раскрыть смысл каждого арифметического действия на конкретном материале. Необходимо добиваться, чтобы на основе действий с конкретными предметами учащиеся смогли сделать доступные им выводы, обобщения, отдифференцировать действие умножения от сложения и в то же время установить связь, существующую между этими действиями, чтобы они осознали, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых.

Изучение табличного умножения и деления учащимися с умственной отсталостью происходит в следующей последовательности:

1. Изучение табличного умножения и деления чисел в пределах 20 в 3 классе.

2. Изучение табличного умножения и деления чисел в пределах 100 в 4 классе.

Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления желательно, чтобы обучающимися усвоились на уровне навыка. Учитывая особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью, процесс обучения данным вычислительным навыкам происходит поэтапно. На первом этапе, необходимо заниматься непосредственно составлением таблиц, на втором этапе – их запоминанием, то есть устойчивым усвоением. Следовательно, обучение табличному умножению и делению учащимися с умственной отсталостью происходит в логически обоснованной последовательности.

На практике получила распространение следующая система изучения действий умножения и деления учащимися с умственной отсталостью:

1. Ознакомление с действием умножение, как сложением одинаковых слагаемых.

2. Ознакомление с действием деление на равные части.

3. Составление таблицы «умножения числа 2».

4. Составление таблицы деления на 2.

5. Составление таблицы умножения в пределах 20.

6. Составление таблицы деления в пределах 20.

7. Ознакомление с переместительным законом умножения.

8. Понимания конкретного смысла умножения и деления, как взаимообратных действий.

9. Составление таблиц умножения и деления в пределах 100.

На каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. Необходимо широкое применение наглядности и предметно-практической деятельности обучающихся. Данная система обучения табличному умножению и делению школьников с умственной отсталостью существенно отличается от процесса изучения данных действий учащимися с нормой развития.

Рассмотрим поэтапно технологию изучения табличного умножения и деления обучающимися с умственной отсталостью:

1. Подготовительный этап. Главная трудность заключается в том, что обучающимся достаточно трудно отдифференцировать действие умножения от действия сложения и тем самым установить связь между ними. Для этого необходимо подталкивать школьников к осознанию того, что умножение – это сложение одинаковых слагаемых. Этому способствует подготовительная работа: счет по 2,3,4,5 до 20, а также счет равными группами.

2. Составление таблиц умножения. Таблицы умножения составляются по первому постоянному множителю. Чтобы закрепить прочное понимание действия умножения, школьникам с умственной отсталостью предлагаются различные упражнения: счет предметов по 2 до 20; замена действий сложения на умножение и наоборот. Для прочного усвоения смысла умножения, а также заполнению таблицы используются такие упражнения, как: составь по рисунку примеры; вставь нужные числа. С умножением чисел 3,4,5 в пределах 20 учащиеся знакомятся аналогично. При составлении последующих таблиц умножения используются не только прием счета равными группами предметов и равными числами, но и переместительный закон умножения. При обучении данным вычислительным навыкам школьников с умственной отсталостью, действие деление рассматривается независимо от действия умножения. Только после прочного усвоения обучающимися смысла действия деления, оно соотносится с действием умножения и между ними демонстрируется прочная взаимосвязь. После составления таблиц деления на 2, 3, 4 и 5 равных частей в пределах 20, обучающиеся сопоставляют каждый пример таблицы деления с соответствующим примером таблицы умножения.

Далее обучающиеся обучаются умножению и делению в пределах 100. Данная работа по составлению таблиц умножения и деления проводится аналогично таблицам в пределах 20. При составлении таблиц, школьники знакомятся с переместительным законом умножения. С помощью ранее составленных таблиц умножения и деления, составляются таблицы умножения чисел 6, 7, 8 и 9. После составления всех таблиц умножения и деления, ученики переходят к заключительному этапу.

3. Запоминание таблицы умножения с прочным усвоением.
Для прочного усвоением таблицы умножения, установка для запоминания должны быть дана обучающимся с первого этапа изучения. Для более эффективной работы, необходимо постоянно давать школьникам составлять примеры по таблицам. Обучающимся можно предлагать решить примеры, а также сравнить их. Эта работа проводится с целью более осознанного понимания закономерности составления таблицы умножения. Обучающиеся должны более глубоко осмыслить суть умножения, понимать значение первого множителя, второго множителя, что второй множитель увеличивается в следующей строке на 1. Подвести к прочному осознанию того, что произведение увеличивается на число единиц первого множителя. На данном этапе, обучающиеся постоянно выполняют задания практического характера. Благодаря постоянной работе на составление таблиц умножения, учащиеся практически без заучивая правил должны понять взаимосвязь умножения и деления.

Таким образом, без многократного повторения выполнения заданий на составление таблицы умножения и решение ее примеров, школьники с умственной отсталостью, так и не придут к прочному усвоению этих знаний. Для того чтобы обучающиеся усвоили данные вычислительные навыки необходимо также использовать поэтапную технологию изучения табличного умножения и деления.


2. Анализ программы по системе работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе.


Объем знаний, умений и навыков курса математики, который должны освоить младшие школьники с умственной отсталостью определяется программой. При обучении обучающихся программа в целом определяет классический объем знаний, умений и навыков, который доступен подавляющей части учеников. Концентрическое распределение учебного материала позволяет реализовать все дидактические принципы в процессе обучения, такие как: принципы научности, индивидуального и дифференцированного подхода, доступности, систематичности и другие.

В настоящее время регулирование вопросов получения образования обучающимися с умственной отсталостью определяется Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, который представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, освоение АООП (вариант 1) по математике предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных. В примерной рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде двух уровней достижения планируемых предметных результатов освоения АООП: минимальному и достаточному. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. К концу обучения в младших классах обучающиеся с легкой степенью умственной отсталости должны усвоить предметные результаты, относящиеся к теме: «Табличное умножение и деление» на минимальном уровне, а именно: знать числовой ряд от 1 до 100; знать названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления; понимать смысл арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части); знать таблицу умножения однозначных чисел до 5; понимать связь таблиц умножения и деления, пользоваться таблицами умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного; знать и применять переместительное свойство сложения и умножения; выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100.


3. Характеристика системы работы по изучению табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе


Цель: изучить и закрепить табличное умножение и деление.

Задачи:

1. Научить различать арифметические действия умножения и деления.

2. Научить применять таблицы умножения и деления.

3. Научить определять связь таблиц умножения и деления.

Обучающиеся с умственной отсталостью должны научиться:

1. Различать смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию).

2. Различать два вида деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления.

3. Применять таблицы умножения и деления чисел в пределах 20.

4. Пользоваться переместительным свойством произведения.

5. Определять связь таблиц умножения и деления.

6. Применять таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10.

7. Применять правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1 и на 10;

8. Называть компоненты умножения и деления;

Выделяя уровни изучения и усвоения учебного материала, то на 1 уровне обучающиеся должны уметь использовать знания таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление и практически пользоваться переместительным свойством умножения. На 2 уровне школьники с умственной отсталостью должны знать таблицу умножения числа 2 и получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения. Кроме этого, данным обучающимся не обязательно знать наизусть таблиц умножения чисел 6-9, но нужно научиться пользоваться таблицей умножения на печатной основе, как для нахождения произведения, так и частного.


4. Рекомендации по организации и методике изучения табличного умножения и деления в специальной (коррекционной) школе.


Каждый ученик должен знать наизусть результаты табличного умножения и деления. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия. Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили таблицу умножения сознательно, не только знали результаты, но и умели находить эти результаты кратчайшим путём, умели объяснять свои действия.

Понимание связи между сложением и умножением существенно помогает построить систему знаний, логически вытекающих друг из друга, а также овладеть различными способами определения значений произведений с последующим выбором наиболее рационального из них в качестве основного.

Овладение материалом этой темы сосредоточено вокруг следующих вопросов:

1. Связь умножения со сложением;

2. Связь деления с умножением;

3. Знакомство с законами и свойствами умножения и деления.

На этапе устного счёта, рассматривая произведение как сумму нескольких одинаковых слагаемых, могут использоваться следующие задания:

1) Не вычисляя сравнить выражения.

3+3+3+3…4+4+4

7+7+7+7…7+7+7

2) Заменить сложение умножением и вычислить значение выражения.

5+5+5+5=

3+3+3+3+3=

3) Не вычисляя доказать, что равенства верны.

8+8+8=8×3

9×5=9+9+9+9+9

4) Представить каждое число в виде суммы одинаковых слагаемых.

18=□+□

18=□+□+□

18=□+□+□+□+□+□

5) Сравнить выражения.

6×3 и 6+3

8×3 и 8+3

6) Присчитывать по 6 (7,8…) и записывать ответы.

7) Вставить пропущенный знак действия и обосновать свой выбор.

5…3=15

32…4= 8

8) Вычислять результаты разными способами. Сколькими способами ты воспользовался? Какими?

7×3= 8×2= 5×5=

9) Игра «Смешная таблица».

Детям предлагается перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается.

Обучающимся предлагается сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные слова, например:

1. Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то... (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);

2. Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то... (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);

3. Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то... (в спектакле будет десять персонажей: 5х2=10);

4. Если в пятку попало шесть колючек, то... (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);

5. Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю... (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);

6. Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то... (нужно чихнуть шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);

7. Если вымыть девять чашек с блюдцами, то... (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);

8. Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего... (будет двадцать прыжков: 10х2=20);

9. Если два уха не слушают учителя, то... (ученик ничего не поймет: 2х0=0).

10) Запишите сумму, в которой число 3 повторяется слагаемым 5 раз. Замените сложение умножением. Что показывает первое число в произведении? А что показывает второе число? Найдите значение произведения, используя действие сложения. Поменяйте в произведении местами множители. Что обозначает новая запись? Замените в ней умножение сложением. Найдите значение произведения и суммы.

Такое задание не только подводит к более полному осмыслению того, что обозначает первый множитель, что обозначает второй множитель, что необходимо при замене произведения суммой, а также что будет наиболее значимым при решении текстовых задач на раскрытие конкретного смысла действия умножения, когда первым множителем мы записываем одну часть, а вторым количество таких частей. Кроме того, уже при выполнении этого задания дети могут сделать вывод о переместительном свойстве умножения.

Понимание связи между умножением и делением дает возможность каждый случай умножения связать с соответствующими случаями деления, что делает ненужным составление и запоминание табличных случаев деления.

На этапе закрепления и совершенствования вычислительных навыков могут использоваться следующие задания:

1. Составьте 4 равенства на умножение и деление, используя только те числа, которые даны.

5,2,10 3,6,18 27,9,3

2. Какого числа не хватает в тройке? Вставь пропущенное число.

, 7,56 9, □ ,54 4, □ ,20

3. Записать все числа до 40, которые делятся на 4.

4. Будет ли верным равенство, если мы подставим числа 18, 21, 15, 27?

:3<6

5. Записать все возможные примеры на умножение со следующими ответами: 36, 48, 54 и т.д.

6. Записать по порядку все числа от 1 до 50, пропуская те из них, которые делятся на 5.

7. Записать ответы, которые получаются при умножении каждого из следующих чисел на 8: 6, 9, 8, 3, 7, 5.

8. На доске записаны числа: 42, 21, 35, 24, 18, 32. Выбери и назови число, соответствующее значению выражения.

4×6= 3×8= 9×2= 6×3=

9. Найти в таблице числа, с которыми можно составить только один (два, три) примера на умножение.

10. Маша выписывала произведения из таблицы умножения, оканчивающиеся на четную цифру. Правильно ли она сделала?

8×4 3×6 3×9 6×5

Изучение основных законов умножения помогает значительно сократить объем материала, который необходимо выучить учащимся, а также установить аналогии. 

1. Найдите значение второго выражения с опорой на первое равенство:

5х4=20 4х5=

7х4=28 4х7=

3х4=12 4х3=

2. Реши и объясни, как можно получить второй и третий примеры из первого, сделай запись:

5×3 = 15 15:3 = 15:5 =

3. Посмотрите внимательно на выражения. Что вы о них можете сказать? Не выполняя умножения, запишите их в порядке возрастания значений произведений. Найдите значения произведений, сравните их между собой.

5 × 7= 9 × 7= 3 ×7= 7 × 7= 2 × 7= 6 × 7=

Таким образом, все представленное должно подсказать детям наиболее целесообразные приемы заучивания и припоминания учебного материала, помочь им сформировать эти сложные навыки. Приобретение такого умения не имеет ничего общего с так называемой тренировкой памяти, состоящей в механическом заучивании большого бессмысленного материала. По мере обучения в коррекционной школе, умственно отсталые дети овладевают адекватными приемами осмысленного запоминания, которое становится значительно лучше.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение таблицы умножения начинается в начальной школе и является важнейшей частью всего курса математики. От того, насколько прочно обучающиеся освоят ее, во многом будут зависеть их дальнейшие успехи при обучении. Поэтому каждый ученик должен знать наизусть результаты табличного умножения и деления. Чтобы этого добиться, учителю нужно приложить немалые усилия. Необходимо, чтобы обучающиеся усвоили таблицу умножения сознательно, не только знали результаты, но и умели находить эти результаты кратчайшим путём, умели объяснять свои действия.

Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления должны усваиваться учениками на уровне навыка, то есть младшие школьники должны натренироваться в применении знаний таблицы умножения и деления при решении различных практических задач, не задумываясь находить результат табличного умножения и соответствующий случай деления.

Без многократного выполнения заданий на составление таблицы умножения, решении примеров по таблице умножения, школьники с умственной отсталостью, так и не придут к прочному усвоению этих знаний. Поскольку, они так и не осмысливают эту связь достаточно глубоко. 

Процесс формирования математических знаний, умений и навыков у детей с умственной отсталостью требует специально организованного подхода в обучении. При обучении данной категории младших школьников табличным случаям умножения и деления, перед учителем стоит важная задача – раскрыть конкретный смысл арифметического действия умножения и деления на конкретных примерах.

Данная тема очень важна и трудна для изучения младшими школьниками, особенно с умственной отсталостью в силу особенностей их познавательной деятельности. Для этого в работу включаются различные подходы, методы и приемы обучения, которые способствуют усвоению умственно отсталыми обучающимися табличного умножения и деления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2011 г.

Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013. — 176 с.

Филиппова С.А. Особенности формирования математических знаний у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2009. С. 43-45

Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР; Под ред. Ж. И. Шиф. Москва: Просвещение, 1965. 343 с. 

Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя / В.В. Эк. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2005. 84 с.






ПРИЛОЖЕНИЯ

Тема урока: «Умножение числа 2»

Тип урока: сообщения новых знаний.

Цель: познакомить обучающихся с действием умножения на число 2.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать у обучающихся представления об умножении на число 2.

2. Научить обучающихся решать задачи с применением действия умножения.

3. Совершенствовать вычислительные навыки.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать речь обучающихся путем выполнения заданий и ответов на вопросы.

2. Корригировать внимание обучающихся и развивать его устойчивость.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навыки аккуратности, усидчивости и самостоятельности обучающихся.

2. Воспитывать интерес обучающихся к изучаемому предмету.

Оборудование: классная доска; учебник математики; тетради.

Ход урока:

Этап урока

Действия и слова учителя

Действия обучающихся через формулирование ответов

1. Организация обучающихся на урок

Проверка готовности к уроку обучающихся (учебник математики, тетради, ручки, цветные карандаши, линейки, раздаточный материал)


Привлечение внимания обучающихся:

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Организация закрепления и уточнения временных представлений обучающихся:

- Какое сегодня число?

- Какое число было вчера?

- Какое сейчас время года?

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Устный счет

- Начнем наш урок с устного счета. Решим примеры:

8+7=

6+6=

4+9=

7+4=

20-3=

5+9=

8+4=

8+8=

Обучающиеся решают примеры.

3. Актуализация знаний к новой теме

- Сегодня мы продолжим изучать действие умножение.

- Кто мне скажет, что такое умножение?

- А чем можно заменить умножение?

- Правильно, молодцы!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Это арифметическое действие.

- Умножение можно заменить сложением одинаковых чисел.

4. Сообщение новых знаний

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Тема нашего урока: «Умножение числа 2»

- Запишем таблицу умножения на 2 в тетрадь:

Возьмем 2 один раз:

2х1=2

Возьмем 2 по два раза:

2+2=4 2х2=4

Возьмем 2 по три раза:

2+2+2=6 2х3=6

Возьмем 2 по четыре раза:

2+2+2+2=8 2х4=8

По 2 возьмем пять раз:

2+2+2+2+2=10 2х5=10

Возьмем 2 по шесть раз:

2+2+2+2+2+2=12 2х6=12

Возьмем 2 по семь раз:

2+2+2+2+2+2+2=14 2х7=14

Возьмем 2 по восемь раз:

2+2+2+2+2+2+2+2=16 2х8=16

Возьмем 2 по девять раз:

2+2+2+2+2+2+2+2+2=18 2х9=18

По 2 возьмем десять раз:

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20 2х10=20


Проведение физкультминутки:

Раз, два, три, четыре, пять! (Шагаем на месте)
Учимся мы умножать, (Хлопаем в ладоши)
Отдыхать умеем тоже (Прыжки на месте)
Руки за спину положим, (Руки за спину)
Голову поднимем выше (Подняли голову выше)
И легко-легко подышим. (Глубокий вдох-выдох)

Обучающиеся записывают в тетрадь число, классная работа и таблицу умножения.


Обучающиеся выполняют физкультминутку.

5. Коррекция и первичное закрепление знаний

- Итак, мы составили таблицу умножения на 2. Давайте прочитаем ее хором.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нам нужна таблица умножения?

- Знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придется считать: в магазине, на почте, в аптеке. Таблица умножения просто необходима. Но вы же с собой не будете носить листочек с таблицей умножения, поэтому что вам нужно сделать?

- Прочитайте еще раз таблицу умножения на 2 шепотом. Можете смотреть либо на доску, либо в тетрадь.

Обучающиеся читают таблицу умножения на 2.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Чтобы быстрее считать.

- Выучить ее наизусть.


Обучающиеся прочитывают таблицу умножения на 2 шепотом.

6. Закрепление знаний

Работа с учебником:

- Откройте учебник на странице 82, смотрим номер 3. Прочитайте задачу.

- Сколько было козлят у Козы?

- Сколько стаканов молока выпил каждый козленок?

- Что нам нужно найти?

- Как мы будем находить?

- А каким еще действием мы можем найти?

- Запишем решение задачи в тетрадь, кто-то один выходит к доске.

Обучающиеся читают условие задачи и отвечают на вопросы учителя:

- У Козы было 7 козлят.

- Каждый козленок выпил по 2 стакана молока.

- Сколько стаканов молока выпили все козлята?

- Сложим 2 семь раз.

- Действием умножение.


Обучающиеся записывают решение задачи в тетрадь.

7. Задание на дом

- Ребята, обратите внимание на доску, записываем домашнее задание, учить таблицу умножения на 2.

- Дома вы должны выучить таблицу умножения на 2.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

8. Подведение итога урока

- Ребята, что мы делали сегодня на уроке?

- Вам понравился урок?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.


Тема урока: «Деление на равные части»

Тип урока: сообщения новых знаний

Цель: научить обучающихся делению на равные части.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Создать условия для раскрытия обучающимся смысла действия деления на равные части через выполнение операций с предметными множествами,

2. Познакомить обучающихся со знаком деления и записью действия деления.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Корригировать и развивать мыслительные операции обучающихся через анализ и синтез.

2. Развивать устную речь обучающихся путем выполнения заданий.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у обучающихся умение ориентироваться в окружающей действительности через практическое решение арифметических задач на деление,

2. Формировать интерес обучающихся к предмету.

Оборудование: классная доска; учебник математики; тетради; 6 карандашей; 2 баночки; 8 тетрадей; изображения девочки и мальчика; изображения яблок (6 штук).

Ход урока:

Этап урока

Действия и слова учителя

Действия обучающихся через формулирование ответов

1. Организация обучающихся на урок

Проверка готовности к уроку обучающихся (учебник математики, тетради, ручки, цветные карандаши, линейки, раздаточный материал)


Привлечение внимания обучающихся:

- Давайте проверим, как вы сидите.

Руки! На месте,

Ноги! На месте,

Локти! У края,

Спинка! Прямая!


Организация закрепления и уточнения временных представлений обучающихся:

- Какое сегодня число?

- Какое число было вчера?

- Какое сейчас время года?

- В какое время начался урок математики?

- В какое время урок закончится?

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Устный счет

- Ребята, что вы видите на доске?

- Сейчас каждый выходит к доске и решает тот пример, который ему нравится.

2х2=

2х3=

2х4=

2х5=

2х6=

2х7=

2х8=

2х9=

2х10=

(Примеры записаны на доске вразброс)

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя:

- Примеры на умножение числа 2.


Обучающиеся выходят по одному к доске, читают и решают примеры на умножение.

3. Актуализация знаний к новой теме

Работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Запишите с доски числа: 29 92 29 92 29 92 (показывается образец написания цифр 2 и 9)

- Скажите, сколько в этих числах единиц и десятков?

- Ребята, скажите, какие действия вы же умеете решать?

- Сегодня мы познакомимся еще с одним действием.


Вывешиваются изображения Миши и Маши. Между ними 6 яблок:

t1702033471aa.jpgt1702033471ab.jpg

t1702033471ac.png


- Сколько всего яблок?

- Я раздам яблоки детям (яблоки переставляются одному – 2, другому –4)

- Поровну я раздала детям яблоки?

- Сколько яблок у Маши?

- Сколько яблок у Миши?

- У Маши больше или меньше яблок?

- У Миши больше или меньше яблок?

- Что нужно сделать, чтобы яблок у ребят стало поровну? (На доске совершаются манипуляции с яблоками в соответствии с предложениями детей)

- Теперь яблок у ребят поровну?

- Что значит «поровну»? Каким другим словом можно заменить слово «поровну»?

- Еще, ребята, можно сказать, что мы поделили яблоки между детьми поровну – на равные части (на доску выносится понятие «равные части»)

Обучающиеся записывают в тетради число, классная работа и числа; отвечают на вопросы учителя:

- В числе 29 – 2 десятка и 9 единиц.

- В числе 92 – 9 десятков и 2 единицы.

- Сложение, вычитание и умножение.




Обучающиеся работают с картинкой и отвечают на вопросы учителя:

- Всего 6 яблок.

- Нет, вы раздали яблоки не поровну.

- У Маши 2 яблока.

- У Миши 4 яблока.

- У Маши меньше яблок.

- У Миши больше яблок.

- Миша должен отдать одно яблоко Маше.

4. Сообщение новых знаний

- Сегодня на уроке мы познакомимся с действием деления и научимся решать задачи на деление.

- У меня несколько карандашей и две баночки. Давайте попробуем разделить карандаши на две равные части – разложить карандаши в две баночки поровну.

- Посчитаем карандаши.

- Сколько баночек?

- Посмотрите, как я буду делить карандаши на две равные части. Возьму два карандаша, один карандаш положу в первый стаканчик, второй карандаш положу во второй стаканчик. Затем я снова возьму два карандаша и поступлю так же. Беру ещё два карандаша. Делить надо до тех пор, пока не останется ни одного карандаша (учитель раскладывает карандаши по баночкам).

- Сколько карандашей было?

- Сколько баночек было?

- Что мы делали с карандашами?

- На сколько равных частей делили?

- Как делили? По сколько карандашей каждый раз брали? Почему?

- Сколько карандашей в каждом стаканчике получили?

- Поровну ли мы разделили карандаши?

- Это можно записать так: 6:2=3 (кар.) (учитель записывает на доске пример) Читать следует так: 6 карандашей разделили на две части поровну, получилось 3 карандаша.

- Кто может прочитать пример?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- 6 карандашей.

- 2 баночки.

- Было 6 карандашей.

- Было 2 баночки.

- Делили.

- Делили на 2 равные части.

- Каждый раз брали по 2 карандаша. Потому что 2 баночки.

- В каждом стаканчике получили по 3 карандаша.

- Да, карандаши разделили поровну.

5. Коррекция и первичное закрепление знаний

Практическая работа:

На столе 8 тетрадей. Ученику предлагается раздать тетради поровну двум детям:

- У меня здесь несколько тетрадей. Необходимо их раздать двум ученикам поровну (ученик по желанию выходит раздавать тетради двум детям с первой парты).

- Посчитай тетради. Сколько их?

- Скольким детям надо раздать тетради поровну?

- Что ты будешь делать с тетрадями?

- Как ты будешь это делать?

- Сколько тетрадей у тебя было?

- На сколько частей мы их делили?

- Сколько детей получили тетради?

- Как делили?

- У вас равное количество тетрадей? Мы поровну разделили?

- Остались ещё тетради?

- Какой пример можем записать?


Проведение физкультминутки:

Быстро все ребята встали 
Руки быстро вверх подняли. 

Быстро хлопнули 5 раз. 
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали 

И…ногами постучали. 
Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились! 
Вправо-влево 10 раз – 
Отдохнул уставший класс…

Как пингвины полетели

И за парты тихо сели!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Тетрадей 8.

- Поровну надо раздать тетради двум детям.

- Делить на две равные части.

- Возьму 2 тетради раздам…и ..., возьму ещё 2 тетради раздам…и …, так пока не кончатся тетради.

- Было 8 тетрадей.

- Делили на две равные части.

- Двое детей получили тетради.

- На равные части.

- Да, у нас ровное количество тетрадей.

- Нет, тетрадей не осталось.

- Пример можно записать так: 8:2=4 (т.)


Обучающиеся выполняют физкультминутку.

6. Закрепление знаний

Работа с учебником:

- Откройте учебник на странице 61. В тетради запишите № 24 (б).

- Отложите ручки. Посмотрите в учебник. Слушаем меня внимательно и следим за тем, что я читаю.

- Прочитайте самостоятельно условие задачи.

- Сколько книг было по условию задачи?

- Сколько полок, на которые нужно разложить книги?

- Что нам нужно сделать?

- Что значит «поровну»?

- Как мы делим на две равные части?

Работа в тетради:

- Сколько книг было?

(учитель записывает число 12)

- Что мы делали с книгами?

- Слово «делили» запишем знаком «:»

- На сколько равных частей делили?

- Сколько книг на каждой полке?

12: 2 = 6 (кн.)

- Так будет выглядеть решение нашей задачи. 12 книг разделили поровну на две части, получилось 6 книг.

- Какой ответ будет в нашей задаче?

Обучающиеся следят за чтением учителя; прочитывают задачу самостоятельно; отвечают на вопросы учителя:

- По условию задачи 12 книг.

- Всего две полки.

- Разложить книги поровну.

- На каждой полке должно быть одинаковое количество книг.

- Берем две книги и раскладываем по одной на каждую полочку.


Обучающиеся записывают условие задачи в тетрадь:

- Было 12 книг.

- Делили.

- На две равные части.

- На каждой полке 6 книг.

- На каждую полку положили 6 книг.

7. Задание на дом

- Ребята, обратите внимание на доску, записываем домашнее задание: с. 61 №24 (в)

- Дома вы должны на странице 61 под номером 24 решить задачу под буквой в.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

8. Подведение итога урока

- Итак, подведём итоги. Закрыли тетради, отложили в сторону ручки.

- С каким знаком мы сегодня познакомились?

- Урок был интересным?

- Что оказалось сложным?

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Молодцы! Урок окончен.

Обучающиеся организуют порядок на рабочем месте и отвечают на вопросы учителя:

- Со знаком деления.




Тема урока: «Умножение числа 3»

Тип урока: сообщения новых знаний.

Цель: познакомить с действием умножения на число 3.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать у обучающихся представления об умножении на число 3.

2. Тренировать умения пользоваться геометрическим материалом.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Корригировать процесс наглядно-образного мышления на основе выполнения упражнений.

2. Формировать мелкую моторику рук обучающихся.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес обучающихся к изучаемому предмету.

2. Воспитывать навыки аккуратности, усидчивости и самостоятельности обучающихся.

Оборудование: классная доска; учебник математики; тетради; геометрический материал.

Ход урока:

Этап урока

Действия и слова учителя

Действия обучающихся через формулирование ответов

1. Организация обучающихся на урок

Проверка готовности школьников к уроку (учебник математики, тетради, ручки, цветные карандаши, линейка).


Привлечение внимания обучающихся:

- Громко прозвенел звонок, начинается урок! Все встали, приготовились.


Организация закрепления и уточнения временных представлений обучающихся:

- Какой сейчас урок?

- Какой по счету урок?

- Какое сегодня число?

- Какой сегодня месяц?

- Какой сегодня день недели?

- Садимся на свои места.

- Какой девиз у нас на уроке математики? Давайте проговорим его вместе со мной: «У нас сегодня все получится!».

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Проверка домашнего задания

- Повторяем таблицу умножения на 2. Затем я спрошу ее у доски. Кто готов, поднимаем руку.

Каждый обучающийся выходит к доске и отвечает таблицу умножения на 2.

3. Устный счет

- Ребята, обратите внимание на доску, давайте решим эти примеры:

13-5=

16-7=

11-4=

8+6=

14-9=

6+6=

7+8=

Обучающиеся решают примеры.

4. Сообщение новых знаний

Работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Тема нашего урока: «Умножение числа 3».

- Запишем таблицу умножения на 3 в тетрадь:

Возьмем 3 один раз:

3х1=3

Возьмем 3 по два раза:

3+3=6 3х2=6

Возьмем 3 по три раза:

3+3+3=9 3х3=9

Возьмем 3 по четыре раза:

3+3+3+3= 12 3х4=12

По 3 возьмем пять раз:

3+3+3+3+3= 15 3х5=15

Возьмем 3 по шесть раз:

3+3+3+3+3+3=18 3х6=18

Обучающиеся записывают в тетради число, классная работа и таблицу умножения на 3.


5. Закрепление знаний

Работа с геометрическим материалом:

- Теперь поработаем с

геометрическим материалом. Вспомним, какие бывают углы.

- Что нам понадобится, чтобы начертить прямой угол?

- Кто-то один выходит к доске и чертит прямой угол. Все остальные у себя в тетради.

- Подпишем, что это прямой угол.

- Начертим острый угол.

- Подпишем, что это острый угол.

Обучающиеся чертят углы, подписывают их и отвечают на вопросы учителя:

- Нам понадобится линейка и простой карандаш.

6. Задание на дом

- Ребята, обратите внимание на доску, записываем домашнее задание, учить таблицу умножения на 3 до 6.

- Дома вы должны выучить таблицу умножения на 3 до 6.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

7. Подведение итога урока

- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Вам понравился урок?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.


Тема урока: «Таблица умножения числа 4»

Тип урока: сообщения новых знаний.

Цель: познакомить обучающихся с таблицей умножения на 4.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать у обучающихся представления об умножении на число 4.

2. Развивать навыки счета обучающихся и умение пользоваться таблицей умножения.

3. Формировать умения обучающихся решать задачи на умножение.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать устную речь обучающихся путем выполнения заданий и ответов на вопросы.

2. Развивать мелкую моторику рук обучающихся путем выполнения упражнения.

3. Развивать внимание обучающихся через использование специальных приемов устных вычислений.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности и дисциплинированности обучающихся.

2. Формировать положительную мотивацию обучающихся к обучению.

Оборудование: классная доска; интерактивная доска; учебник математики; тетради; изображение по клеткам «Лошадка».

Ход урока:

Этап урока

Действия и слова учителя

Действия обучающихся через формулирование ответов

1. Организация обучающихся на урок

Проверка готовности школьников к уроку (учебник математики, тетради, ручки, цветные карандаши, линейка).


Привлечение внимания обучающихся:

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.


Организация закрепления и уточнения временных представлений обучающихся:

- Какое сегодня число?

- Какое число было вчера?

- Какое сейчас время года?

- В какое время начался урок математики?

- В какое время урок закончится?

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

2. Устный счет

- Давайте посчитаем.

- Счет двойками, продолжите ряд: 2, 4, 6, ..., …, …, …, …, …, 20.

- Какие это числа?

- Счет по 3, продолжите ряд: 3, 6, 9, …30.

- Какие это числа?

Обучающиеся продолжают ряд и отвечают на вопросы учителя:

- Это результаты умножения числа 2.

- Это результаты умножения на 3.

3. Актуализация знаний к новой теме

Работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Пропишем в тетради число 26.

- Сколько десятков и единиц в этом числе?

- Если поменяем местами, какое число получится?

 

- Сегодня мы продолжим знакомиться с таблицей умножения. Составим и постараемся выучить таблицу умножения числа 4.


- Повторим таблицу умножения на 2 и 3. Произведением каких множителей являются данные числа:

12, 8, 6, 21,16, 24, 15,10, 27, 9, 24, 4, 10, 30.

Обучающиеся записывают в тетради число, классная работа; прописывают число 26; отвечают на вопросы учителя:

- В этом числе 2 десятка и 6 единиц.

- Получится число 62.


Обучающиеся повторяют таблицу умножения на 2 и 3.

4. Сообщение новых знаний

- Кто мне скажет, что такое умножение?

- Посмотрим, как вы научились заменять сложение одинаковых слагаемых умножением.

4+4=

4+4+4=

4+4+4+4=

4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+4+4+4+4=

4+4+4+4+4+4+4+4+4+4=

- В тетрадке мы нарисуем по клеткам лошадку. Эта лошадка поможет нам составить сегодняшнюю таблицу умножения.

t1702033471ad.jpg

- Сколько ног у этой лошадки?

- Сколько лошадок на экране?

- Составим пример на умножение. По четыре ноги взяли один раз:

4х1=4

(Примеры записываются на доске и в тетради)

- Сколько ног у одной лошадки?

- А теперь я возьму еще одну лошадку. Сколько всего лошадок?

- Сколько ног у первой лошадки?

- Сколько ног у второй лошадки?

- А сколько ног у двух лошадок?

- Составим пример сначала на сложение, потом на умножение.

4+4= 4х2=8

- Добавлю ещё одну лошадку. Сколько лошадок?

- Сколько ног у трёх лошадок?

- Давайте составим сначала пример на сложение, потом на умножение. К 4 ногам первой лошадки прибавим 4 ноги второй лошадки, прибавим 4 ноги третьей лошадки, а теперь сложение заменим умножением.

4+4+4= 4х3=12

Аналогично выполняются следующие примеры:

4+4+4+4= 4х4=16

4+4+4+4+4= 4х5=20

- Посмотрите, какую мы составили таблицу умножения на 4.

- Давайте потренируемся в запоминании таблицы умножения числа 4. Задайте друг другу примеры из таблицы.


Проведение физкультминутки:

Мы решали, умножали,

Очень, очень мы устали

А теперь все дружно встали!

Ручками похлопали,

Вверх ладошки!
Хлоп! Хлоп!
По коленкам –
Хлоп! Хлоп!
По плечам теперь

Похлопай!
По бокам
Себя пошлепай!
Можем хлопнуть

За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Сядем, глубоко вздохнем,

И опять считать начнем.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Это сложение одинаковых слагаемых.


Обучающиеся решают примеры.


Обучающиеся рисуют в тетради лошадку и составляют по ней таблицу умножения на 4:

- У одной лошадки 4 ноги.

- Всего 2 лошадки.

- У первой лошадки 4 ноги.

- У второй лошадки тоже 4 ноги.

- У двух лошадок 8 ног.

- Всего 3 лошадки.

- У 3 лошадок 12 ног.


Обучающиеся задают друг другу примеры из таблицы.


Обучающиеся выполняют физкультминутку.


5. Коррекция и первичное закрепление знаний

Работа с учебником:

- Открываем учебник на странице 72, смотрим номер 71 (б). Прочитайте задание. Выполним его.


Работа в тетради:

- Решим примеры. Сейчас каждый решает один пример на доске, а затем у себя в тетради.

2х5-10=

4х5-13=

3х5-7=

2х3+5=

3х3+2=

2х4+3=

3х4-6=

4х4-8=

Обучающиеся выполняют задания из учебника.


Обучающиеся решают примеры.

6. Закрепление знаний

Решение задачи:

- Решим задачу. На странице 72 прочитайте номер 72 (а).

- Сколько лап у одного щенка?

- Сколько лап у двух щенят?

- Сколько лап у трех щенят?

- Как еще можем узнать?

- Сколько ушей у одного щенка?

- Сколько ушей у двух щенков?

- Сколько ушей у троих щенков?

- Как еще можем узнать?

- Сколько хвостов у трех щенят?

- Как вы это узнали?

Обучающиеся решают задачу:

- У одного щенка 4 лапы.

- У двух щенят 8 лап.

- У трех щенят 12 лап.

- Можно умножить 3 на 4 и получится 12 лап у трех щенят.

- У одного щенка двое ушей.

- У двух щенков 4 уха.

- У троих щенков 6 ушей.

- Можно умножить 3 на два и получится 6 ушей у трех щенков.

- У них 3 хвоста.

- Можно 3 умножить на 1 и получится 3 хвоста у трех щенков.

7. Задание на дом

- Ребята, обратите внимание на доску. Записываем домашнее задание: с. 72 № 72 (в).

- Дома вы должны решить задачу и записать ее решение в тетрадь.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

8. Подведение итога урока

- Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?

- Вам понравился урок?

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Урок окончен. До свидания!

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.




Тема урока: «Таблица умножения числа 5, 6»

Тип урока: сообщения новых знаний.

Цель: познакомить обучающихся с таблицей умножения на 5, 6 в пределах 20.

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Формировать у обучающихся представления об умножении на числа 5, 6.

2. Развивать навыки счета обучающихся и умение пользоваться таблицей умножения и деления.

3. Формировать умения обучающихся решать задачи на умножение.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать устную речь обучающихся путем выполнения заданий и ответов на вопросы.

2. Корригировать внимание обучающихся и развивать его устойчивость.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать навыки аккуратности, самостоятельности и дисциплинированности обучающихся.

2. Формировать положительную мотивацию обучающихся к обучению.

Оборудование: классная доска; интерактивная доска; учебник математики; тетради; иллюстрации «Зимы», «Сугробы», «Снежинки»; игрушка «Зайчик»; игра «Одень снеговиков».

Ход урока:

Этап урока

Действия и слова учителя

Действия обучающихся через формулирование ответов

1. Организация обучающихся на урок

Проверка готовности школьников к уроку (учебник математики, тетради, ручки, цветные карандаши, линейка).


Привлечение внимания обучающихся:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели.

На меня все посмотрели.


- Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным? Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Я желаю всем маленьких удач на уроке.


Учитель загадывает загадку:

- Послушайте загадку и отгадайте её:

Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица, белокоса, белолица.

Как махнула рукавом, всё покрылось серебром.

- Кто это?

Демонстрируется иллюстрация зимы:

t1702033471ae.jpg

- Назовите зимние месяцы.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя:

- Это зима.

- Декабрь, январь и февраль.

2. Устный счет

- Зима приготовила для вас много заданий. Она хочет посмотреть, как вы умеете решать примеры и задачи, как вы знаете таблицу умножения и деления.

- Ну, что, готовы к заданиям? Покажем Зиме, как хорошо мы умеем решать примеры на умножение и деление и работать на уроке.

- Зима потеряла ответы, давайте поможем решить ей эти примеры:

2х4=

4х3=

3х5=

2х2=

6:3=

18:2=

18:3=

20:2=

14:2=

15:3=

Обучающиеся решают примеры.

3. Сообщение новых знаний

Объявление новой темы:

- Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему: «Таблица умножения на 5,6». Научимся решать примеры и задачи на умножение на 5 и 6.


Работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Итак, решим примеры. Кто-то один выходит к доске, все остальные у себя в тетради.

5=

5+5=

5+5+5=

5+5+5+5=

- К доске выходит следующий человек. Все остальные продолжают работать у себя в тетради.

6=

6+6=

6+6+6=

- Запишем и решим таблицу умножения на 5 и 6:

5х1= 5

5х2= 10

5х3= 15

5х4= 20


6х1= 6

6х2= 12

6х3= 18

Обучающиеся записывают число, классная работа; решают примеры на сложение и умножение.

4. Коррекция и первичное закрепление знаний

- Зима намела на нашем пути много сугробов, а сугробы не простые, с примерами, которые нужно решить устно, опираясь на знания таблицы умножения и деления.

Демонстрируется иллюстрация сугробов:

t1702033471af.jpg

3х2=…х2=…:3=…х4=…:2=…:4=…х5=…:2=

х4=


Проведение физкультминутки:

- Из сугробов появился зайчик. Он очень обрадовался нам. Давайте вместе с ним отдохнем. Встаем со своих мест.

- Девочки и мальчики, представьте, что вы зайчики (Приседания с поворотом влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать (Подскоки).

Лапки вверх и лапки вниз на носочках подтянись (прыжки вперёд-назад)

Влево – вправо поклонись, наклонись и поднимись (Движения по содержанию).

- Молодцы! И с этим вы справились. Зайчик остался  доволен. И он решил остаться вместе с нами.


Решение задачи:

- Итак, решим задачу.

В одном ящике 5 апельсинов, а таких ящиков 3. Сколько всего апельсинов в 3 ящиках?

- Прочитайте задачу.

- Что мы знаем в задаче?

- Сколько апельсинов в одном ящике?

- Сколько ящиков?

- Какой вопрос в задаче?

- Так что же нужно узнать в задаче?

- Каким действием мы можем ответить на вопрос задачи?

- Запишем решение задачи в тетрадь.

Обучающиеся решают примеры.


Выполнение физкультминутки.


Обучающиеся читают, решают и отвечают на вопросы по условию задачи:

- Мы знаем, что в одном ящике 5 апельсинов и таких ящиков 3.

- В одном ящике 5 апельсинов.

- Ящиков 3.

- Сколько всего апельсинов в 3 ящиках?

- Нужно узнать, сколько всего апельсинов в 3 ящиках.

- Действием умножения.


5. Закрепление знаний

- Напоследок зима решила проверить, какие вы быстрые и сообразительные. И предлагает нам игру: «Одень снеговиков». Посмотрите на снеговиков, чего у них не хватает?

t1702033471ag.jpgt1702033471ag.jpgt1702033471ag.jpg

- Но, чтобы эти пуговицы прикрепить на снеговиков, нужно сначала решить примеры на деление. Решаем быстро, посмотрим, какого снеговика вы быстрее «оденете».

4:4=

4х2=

8:4=

2х9=

12:4=

6х2=

3х4=

5х3=

3х6=

- Махнула Зима рукавом, и полетели снежинки, а снежинки не простые, а с примерами.

Демонстрируется иллюстрация снежинок:

t1702033471ah.jpg

- Примеры нужно списать в тетрадь и решить.

4х3-12=

16:4+1=

4х4+2=

8:4+11=

4:4+15=

20:4+8=

16:4+ 7=

20:4-3=

12:4+10=

- Давайте проверим, правильно ли вы решили примеры.

Обучающиеся отвечают на вопрос учителя:

- У снеговиков не хватает пуговиц.


Обучающиеся решают примеры устно и письменно в тетради.

6. Подведение итога урока

- Наш урок подошёл к концу. Зима осталась довольна вами. Вы её порадовали своей работой на уроке. Молодцы! А теперь на минутку закройте глазки и вспомните, что нового узнали на уроке? Что трудно для вас было?

Обучающиеся закрывают глаза и отвечают нам вопросы учителя.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации