Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности с использованием ТРИЗ технологии на тему: «Весна»в подготовительной группе
Образовательная область: Речевое развитие
Интеграция: Познавательное, физическое, социально-коммуникативное развитие.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, информационно-коммуникационные, здоровъесберегающие.
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о весне, заучивание стихотворений.
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Формировать умение составлять связный рассказ с использованием приемов ТРИЗ технологии «Кластер» и «Синквейн», отвечать на вопросы полным ответом.
Закреплять признаки весны.
Развивать память, внимание, мышление.
Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение ко всему живому.
Ход занятия:
1.Организационный момент (в кругу).
Давайте поделимся хорошим настроением и улыбнемся друг другу. А сейчас я загадаю вам загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (весной).
Проблемная ситуация.
Правильно, молодцы! Сегодня я предлагаю составить рассказ о весне с помощью картины, которую я вам принесла. (Воспитатель показывает пустой лист и удивляется). Ой, а где же изображение, здесь был портрет «Весны», куда же он подевался? Наверное, я с утра торопилась и взяла не тот лист. Что же делать? Вы поможете мне составить новый портрет «Весны»? (ответ детей). А что должно быть в этом портрете? (Признаки весны). Спасибо ребята, садитесь пожалуйста на стульчики.
2. Основная часть.
Предлагаю оформить работу на магнитной доске (прием «кластер»). В середине мы поместим картинку «Весны». Какие признаки весны вы знаете? (ответы детей). Молодцы.
А сейчас давайте выделим 3 основные группы, на которые весна оказывает очень большое влияние. Это мы - люди, живая природа и неживая природа.
Давайте разберем каждую группу отдельно. Итак, «человек» (картинка). Какие изменения происходят в жизни человека с приходом весны? (дети отвечают, воспитатель по ходу ответов добавляет картинки на доску).
-Люди меняют одежду
-Садят рассаду цветов, овощей.
-Трудятся на огороде.
-Посевные работы в сельском хозяйстве.
-Проводят больше времени на свежем воздухе.
Вторая группа - живая природа (картинка). Что относится к живой природе? (животные, птицы, рыбы, насекомые и растения.)
Какое влияние оказывает весна на живую природу? (дети отвечают, воспитатель прикрепляет картинки).
-Животные просыпаются от спячки.
-Меняют свою шубку на более легкую.
-Насекомые просыпаются.
-Птицы прилетают из теплых краев.
-На деревьях почки набухают.
-Появляется зеленая травка.
-Первые подснежники.
-Цветут цветы.
Молодцы дети, совсем скоро появятся красивые бабочки и будут кружить над цветочной полянкой. (гимнастика для глаз)
Третья группа - неживая природа (картинка). Какие изменения произошли в неживой природе с приходом весны? (Дети отвечают, воспитатель выставляет картинки).
-Солнышко ярко светит и греет.
-Небо голубое, светлое.
-День длинный, ночь короткая.
-Тепло.
-Снег тает, лужи.
-Бегут ручейки.
-Капель.
-Проталины.
-Ледоход.
Вот какой большой портрет Весны мы составили.
Физкультминутка:
Улыбаются все люди-весна, весна, весна! (хлопают в ладоши над головой)
Она везде, она повсюду-красна, красна, красна! (повороты туловища)
По лугу, лесу и поляне-идет, идет, идет. (шагают на месте)
На солнышке скорей погреться-зовет, зовет, зовет. (приседания)
И в ручейке лесном задорно-звенит, звенит, звенит. (прыжки)
По камушкам в реке широкой-журчит, журчит, журчит. (потирают ладошки)
Разносит запахи повсюду-цветов, цветов, цветов. (махи руками)
И все живое сразу слышит весенний этот зов! (сжимают и разжимают пальцы).
Немножко отдохнули, а сейчас давайте расскажем рассказ о весне с опорой на наш портрет (2-3 ребенка, по желанию).
А еще мы составим стихотворение про весну с помощью модели «синквейн».
Вы будете говорить, а я записывать. (Схема).
Объект. Весна.
Какая? Солнечная, теплая.
Что делает? Наступает, цветет, радует.
Предложение из 4-х слов (мое отношение к объекту). Люблю весной гулять в парке.
Что (кто) это? Время года.
А сейчас я вам прочитаю, что вы сочинили. Молодцы. Кому бы вы хотели рассказать о весне?
3. Заключительная часть.
Скажите пожалуйста, что мы сегодня делали? (Составляли портрет «Весны», рассказывали рассказ, сочиняли стихи о весне). Что вам понравилось? Что получилось лучше всего? (Ответы детей).
Весна принесла вам угощение. (Угостить детей конфетами, поблагодарить за хорошую работу).