Занятие на тему «Осенняя прогулка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Семицветик»
городского округа город Фролово
Тема:
«Осенняя прогулка»
Методическая разработка
вторая младшая группа
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Бадрызлова Елена Борисовна
Фролово 2024 г.
Тема: «Осенняя прогулка»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Вид: интегрированное.
Возраст: 2 младшая группа 3-4 года
Формы организованной образовательной деятельности: исследовательская деятельность, художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: подгруппа.
Цель - результат: ребенок имеет представления о признаках осени.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о времени года осень; продолжить знакомить детей с характерными осенними признаками (прохладная погода, листья меняют цвет, опадают).
Развивающие:
- развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности; любознательность, наблюдательность, мышление, воображение;
- вызвать интерес к исследованию природных явлений и сезонных изменениях.
- активизировать словарный запас (листопад, шуршат, гладкие, мокрые лужи, непогода);
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать уважительное отношение к результатам своего труда и других людей.
Материал и оборудование:
Природный материал (листья с деревьев), цветные мелки, уличные игровые наборы для самостоятельных игр, воздушный шар.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, продуктивная, трудовая деятельность детей, подвижная игра, сюрпризный момент.
Предварительная работа: наблюдения за осенними явлениями на прогулках; чтение и разучивание стихотворений, песен об осени; рассматривание иллюстраций на тему: «Осень».
Ход:
Организационный момент.
Читаем вместе с детьми стихотворение.
«Осень в парке»
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
Фрукты осень дарит нам.
(И. Винокуров)
- Звонит телефон.
Воспитатель:
- Здравствуйте, кто говорит. Осень. Я очень рада слышать тебя. Ты приглашаешь нас к себе на прогулку?
Воспитатель:
- Ребята, нас Осень приглашает к себе в гости. Пойдем?
Предполагаемые ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
-Хорошо. Осень жди нас. Мы сейчас придем.
Воспитатель:
- А на чем же мы с вами отправимся к Осени? Давай те на воздушном шаре.
(Дети берутся за ленточку, привязанную к воздушному шару и «летят к Осени».
Основная часть.
Воспитатель:
-Вот мы свами и прилетели к Осени. Посмотрите, как здесь красиво. Осень нам загадала. Отгадаем? Ее?
Предполагаемые ответы детей:
- Да.
-Если в край далекий,
Птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется.
Как такое время года зовется? (Осень)
Познавательно – исследовательская деятельность.
Воспитатель:
-А какие приметы Осени вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
-Стало прохладно, часто идут холодные дожди, дует ветер, люди собирают урожай, одевают теплую одежду, листья желтеют, краснеют, опадают, листопад, животные готовятся к зиме.
Воспитатель:
-Молодцы. Все правильно.
- А какая сегодня погода?
Предполагаемые ответы детей:
-Солнечная, ясная.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какой замечательный ковер укрыл нашу землю. Скажите из чего этот ковер?
Предполагаемые ответы детей:
-Из листьев.
Воспитатель:
-Правильно из листьев. А почему листья опадают, хотите узнать?
Предполагаемые ответы детей:
- Да.
Воспитатель:
- «Жил был на свете маленький Ветерок, который очень любил везде летать. Однажды Ветерок пролетал мимо нашего детского сада и увидел красивые деревья с жёлтыми листьями (показать на дерево). Очень они понравились ветерку. Присел он на веточку и спрашивает: «Вы кто?». « Мы листочки, мамы – дерева сыночки» - услышал он в ответ. « А не хотите ли вы, листочки, полетать со мной? Это так весело и интересно!» - предложил Ветерок. А листочки отвечают: «Полетать хотим, да не умеем». «А я вам помогу» - воскликнул Ветерок и как пробежал по веткам деревьев – ух!» Листочки ухватились за Ветерок и закружились с ним в воздухе. Как им всем было весело!»
Дети 2- 3 мин. Наблюдают листопад.
Давайте, все вместе походим по этому ковру и послушаем, как шелестит листва под ногами. Слушаем? Как шелести? А какой звук издавала листва?
Предполагаемые ответы детей:
-«Ш»
Воспитатель:
-Давайте, все вместе произнесем звук «Ш», сначала громко, а потом тихо. (Повторить 2-3 раза)
Наблюдение.
Воспитатель:
- С приходом осени, листья становятся сухими, возьмите каждый по листику, посмотрите и скажите, какой он стал?
Предполагаемые ответы детей:
- Сухой.
Воспитатель:
- А еще потрогайте на ощупь. Какой он?
Предполагаемые ответы детей:
-Шершавый.
Воспитатель:
-Посмотрите, листочки у Вани, Тани сломались, значит они какие?
Предполагаемые ответы детей:
- Сухие.
Воспитатель:
-Правильно, молодцы. В нем нет воды. А вот посмотрите, я несколько листочков положила в воду. Давайте, посмотрим какие листочки стали, которые были в воде?
Шершавые или гладкие?
Предполагаемые ответы детей:
- Гладкие.
Воспитатель:
- А еще какие?
Предполагаемые ответы детей:
- Мокрые.
Воспитатель:
-Давайте попробуем листочек сломать. Не ломается, потому что пропитался водой. Положите обратно листочки в тарелочку.
-А теперь давайте поиграем с листочками.
Воспитатель:
-Листики в руки берите,
Покружитесь и в листики превратитесь!
Подвижная игра «Мы листочки»
- Мы листочки, мы – листочки, (Стоя, поднять руки вверх)
Мы осенние листочки. (Покачивание туловища в стороны)
Мы на веточке сидели. (Присесть на корточки)
Ветер дунул – полетели
Мы летали, мы летали. (Бег в разных направлениях)
А потом летать устали
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок – (Присесть)
Ветер снова вдруг подул,
И листочки быстро сдул. (Бег, медленно кружась на месте)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (Присесть)
Воспитатель:
-Покажите, как летели листики. А как они падали на землю. Как это явление называется?
Предполагаемые ответы детей:
- Листопад.
Воспитатель:
-Правильно дети, листопад. Молодцы.
Трудовая деятельность
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами рассматривали мокрые листочки, они были гладкими, скользкими, а вот представьте, если будут лить холодные дожди, и мы будем ходить по участку, по этой листве, мы можем с вами поскользнуться и найти неприятности. Вот чтобы ничего не произошло, давайте наш участок приведем в порядок. Украсим его с помощью листвы. Давайте сделаем красивую бабочку, чтобы она напоминала нам о лете.
- Будем, будем мы трудиться,
И не будем мы лениться.
- Чтобы получилась красивая бабочка, нужно ее украсить при помощи листвы. У бабочки есть голова, туловище, крылышки. Голову и туловище мы будем выкладывать из семян каштана, а крылья - из листвы.
- Полина, Злата будут выкладывать голову и туловище – из каштана, а остальные ребята собирать листья в ведерки и украшать листьями крылья бабочки.
-Вы ведерки все берите,
И листву в них соберите.
(Дети вместе с воспитателем украшают бабочку). Под музыку «Золотая Осень»
-Славно мы с вами потрудились, посмотрите, какая красивая бабочка у нас получилась.
Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом
Выносной материал: лопатки, ведёрки, кегли, мячи, машинки, кукла и т.д.
Цель: Развивать умение выполнять игровые действия в игровых упражнениях, играть на темы из окружающей жизни. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Стимулировать развитие интереса к совместным играм с взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть.
Индивидуальная работа.
Дидактическая игра «Сложи листочки»
Цель: закреплять с детьми цвет, развивать мелкую моторику рук.
Дидактическое упражнение «Раскрась мелками»
Цель: закрепить понятие «много» и «один», развивать творческое воображение.
Пальчиковая гимнастика с подгруппой детей.
Цель: развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, точную координацию движений.
Предлагаю детям поиграть.
Воспитатель:
-Ребята собирайте игрушки в корзину, наше путешествие продолжается.
- А давайте с вами еще поиграем, с нашими пальчиками. Вы хотите поиграть?
Предполагаемые ответы детей:
- Да.
- Игра называется «Осенние листья» (Пальчиковая гимнастика)
Раз, два, три, четыре, пять,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать.
(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
Листья берёзы,
(Загибаем пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«Шагаем» по «воздуху» средним и указательным пальцем)
Заключительная часть
Воспитатель:
- На этом наше путешествие подходит к концу. Сегодня мы с вами в гостях были у Осени. Мы с вами рассматривали, собирали, разукрашивали листочки. Играли в игры. Красивую бабочку из листочков и каштанов собрали. А сейчас нам надо возвращаться в группу. Давайте, полетим на нашем воздушном шаре обратно в детский сад. (Дети берутся за ленточку от воздушного шара и возвращаются в группу).