Методическая разработка «Открытый урок по теме «Инфляция и ее социальные последствия»
ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж»
Методическая разработка
«Открытый урок по теме «Инфляция и ее социальные последствия»
Составила:
преподаватель
ГБПОУ «Лубянский лесотехнический колледж»
Мухаметшина Надежда Владимировна
с.Лубяны,
2023 год
Содержание
Введение………………………………………………………………….. | 4 |
План занятия…………………………………………………………… | 5 |
Заключение……………………………………………………………….. | 15 |
Список использованных источников…………………………………… | 16 |
Приложение 1…………………………………………………………….. | 17 |
Приложение 2……………………………………………………………. | 20 |
|
Введение
Основной целью методической разработки является формирование алгоритма проведения открытого урока по дисциплине «Экономика» для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет».
Новизна методической разработки заключается в выработке игровой методики проведения открытого занятия.
Данное методическое указание рекомендовано преподавателям дисциплины «Экономика», работающим в средних профессиональных учреждениях, а также педагогическим работникам общеобразовательных организаций для применения на уроках обществознания и экономики.
Структура методической разработки «Открытый урок по дисциплине «Экономика» для студентов первого курса специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» по теме «Инфляция и ее социальные последствия» включает в себя: аннотацию, введение, основную часть (план занятия и ход занятия), заключение и список использованных источников
План занятия
Дисциплина: Экономика
Тема: Тема 6.4.Инфляция и ее социальные последствия
№ урока: 44
Группа: 12э
Тип занятия: теоретическое занятие
Дидактические цели | сформировать знания об инфляции, ее видах и социальных последствиях | |
Развивающие цели | 1.развить стремление к изучению дисциплины; 2.формировать умение планировать свою деятельность на занятии | |
Воспитательные цели | 1.формирование финансовой грамотности 2.воспитание ответственного отношения к выполняемым заданиям | |
Формируемые результаты | обеспечить достижение студентами следующих результатов: 1.личностных - формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих места и роли в экономическом пространстве; - ориентация на профессиональные достижения, выражение познавательных интересов с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации (ЛР6) 2. метапредметных - овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений современной экономической мысли; 3. предметных - владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; | |
Внутрипредметные связи | Понятийные связи - «государство», «экономика», «рынок», «цена», «деньги», «денежная масса» | |
Межпредметные связи | Фактические связи: а)дисциплина «история» - «экономическое развитие России в конце 20 века» | |
Наглядные и технические средства обучения | Раздаточный материал - карточки с заданиями, ноутбук, проектор, авторская презентация, сайт РБК инвестиции | |
Элементы занятия | Содержание и методы обучения | |
1.Организационный момент (2 минуты) | Преподаватель: Доброе утро! Садитесь! Добрый день, уважаемые студенты и коллеги. Ребята, сегодня у нас необычный урок, на уроке присутствуют ваши преподаватели, хотелось бы, чтобы урок был продуктивным и от него у всех нас остались только положительные впечатления. Давайте проверим, кто сегодня присутствует на занятии | Слово преподавателя |
2.Актуализация опорных знаний (35 минут) | Преподаватель: Уважаемые студенты, на протяжении трех уроков мы с вами изучаем материал по одному из наиболее важных для современного человека разделу экономики. Ответьте, пожалуйста, по какому? Возможные ответы студентов: по разделу «Деньги и банки». Преподаватель: давайте вспомним, как называлась тема предыдущего занятия. Возможный ответ студентов: «Рынок ценных бумаг» Преподаватель: Правильно. Что было вам задано в качестве домашнего задания? Возможные ответы студентов: изучение материала по учебнику и конспекту. Преподаватель: Давайте вспомним материалы предыдущих уроков, для этого выполним устное задание - на слайдах будут представлены предложения, которые нужно дополнить, читаем по одному предложению и дополняем, если не знаем ответ, то пропускаем, кто захочет помочь одногруппнику, тот поднимает руку. Преподаватель: Повторили, давайте приступим к проверке домашнего задания, для этого вам необходимо выполнить тесты , на листочках вписываем ваше ФИО и выделяем в кружок вариант ответа. Во время работы нельзя пользоваться конспектом, учебником, а также средствами связи, в случае, если работа сдается не вовремя или используются конспект, учебник, телефон, или работа не сдается совсем, то ставится оценка «неудовлетворительно». Преподаватель: вспоминая материал предыдущего урока, выполняя домашнее задание, вы достаточно часто встречали различные экономические термины, обратите внимание на экран и ответьте мне на вопрос « какой из данных терминов мы с вами еще не изучали?» Возможные ответы студентов : инфляция Преподаватель: Да, верно | Слово преподавателя, раздаточный материал, ноутбук, проектор, авторская презентация Работа по карточкам с заданиями Слово преподавателя, ноутбук, проектор, авторская презентация Беседа |
3.Основная часть: изучение нового материала (25 минут) | Преподаватель: запишем дату, номер урока и тему сегодняшнего занятия и постараемся вместе сформулировать для себя его цель - что вы бы хотели узнать об инфляции? Возможные ответы студентов: понятия инфляции, виды, последствия Преподаватель: У нас сегодня необычный урок, урок в форме деловой игры - судебного заседания. Как вы думаете, кого мы будем судить? Студенты : инфляцию? Преподаватель: верно, а кто обычно присутствует на судебном заседании? Студенты: Судья, адвокаты. прокурор и т.д. Преподаватель: Судье на процессе буду выступать я, в качестве секретаря предлагаю назначить……., секретарь будет фиксировать наиболее отличившихся участников процесса на данном листе, ряд, который сидит около окна будет у нас выступать в качестве обвинителей, ряд, который сидит ближе к двери - это адвокаты. Секретарь: Встать, суд идет? Преподаватель: Уважаемые обвинители и защитники, слушается дело об инфляции. Давайте запишем основные характеристики нашей подсудимой: Запишем: Инфляция (от латинского «inflatio» – «разбухание», «вздутие») - это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребности товарооборота, вызывающий обесценение денег и рост цен. Преподаватель: Однако стоит оговориться, не любой рост цен является проявлением инфляции. Если летом цены на некоторые товары снижаются, а зимой растут, но со всеми остальными товарами такого не происходит, то мы, скорее всего, будем говорить о сезонном колебании цен. Преподаватель: на какие товары снижаются цен летом?зимой? Ответы студентов : овощи , фрукты Преподаватель: Если цены на товары постоянно растут, значит, снижается цена денег, в смысле каждой отдельной денежной единицы. Более правильно говорить: снижается покупательная способность денег. Самым важным определением в теме инфляции является ее уровень. Темпы инфляции π измеряются с помощью индексов потребительских цен (или индексов цен производителя) за определенный период по формуле: ИПЦt-1- индекс потребительских цен в прошлом году ИПЦt - индекс потребительских цен в текущем году Если индекс потребительских цен в предыдущем году ИПЦt — 1 составил 120%, а в текущем году ИПЦt — 140%, тогда темп инфляции π за текущий год составит: π = (140 – 120) / 120 · 100% = (20 / 120) · 100% = 16%. Преподаватель: Уважаемые студенты, сейчас мы с вами поговорим о причинах инфляции, запишите, пожалуйста, заголовок и схему, представленную на слайде. Различают два основных типа инфляции: инфляцию издержек и инфляцию спроса. Инфляция издержек — рост цен под воздействием увеличения издержек производства, в том числе заработной платы, налогов, процентов и др. Основными причинами инфляции издержек выступают: оли- гополистическое ценообразование, финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы. Инфляция спроса — нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса, т.е. спрос на товары и услуги не может быть удовлетворен имеющимся предложением. Основными причинами инфляции спроса являются: расширение государственных заказов, увеличение спроса на средства производства в условиях полной загрузки мощностей, рост покупательной способности. По степени роста уровня цен: – умеренную (ползучую) — уровень цен возрастает не более чем на 10% в год, деньги не утрачивают покупательную спо- собность; – галопирующую — уровень цен возрастает от 20 до 200% в год, в экономике наблюдается снижение покупательной способности денег и рост процентной ставки, деньги теряют функцию средства накопления; – гиперинфляция — уровень цен возрастает более чем на 200% в год, темп роста уровня цен опережает темпы роста де- нежной массы, национальная денежная единица утрачивает функции накопления и обращения. Преподаватель: Давайте вспомним из истории, когда в нашей стране был период гиперинфляции? Предполагаемые ответы студентов:1998 год Преподаватель: Какой уровень инфляции сегодня? Студенты: Преподаватель: Мы не забываем, что наш урок проходит в форме судебного заседания, и сейчас обвинители и адвокаты используя теоретический материал должны будут записать себе позитивные и негативные последствия инфляции в тетрадях, а потом защитить свой материал. Студенты письменно выполняют задание и защищают свои работы. | Слово преподавателя, ноутбук, проектор, авторская презентация |
4.Закрепление полученных знаний (15 минут) | Преподаватель: На наше судебное заседание также пришли свидетели, давайте заслушаем их. Студенты рассматривают ситуации и отвечают устно на вопросы: Свидетель 1: Я житель страны A обнаружил, что цены на товары и услуги в течение последних шести месяцев растут на 50-60% в месяц, а качество товаров и услуг при этом не меняется. О каком экономическом явлении свидетельствует данный свидетель? Какой вид инфляции представлен в ситуации? Свидетель 2. Мы жители страны Z и в нашей стране имеет место инфляция спроса. Найдите в приведённом ниже списке возможные причины инфляции спроса. 1) Повышение цен производителем при выпуске товаров более высокого качества. 2) Изменение величины спроса на сезонные товары. 3) Опережающий рост доходов населения по сравнению с ростом объёма производства товаров и услуг. 4) Ускоренное увеличение денежной массы для покрытия дефицита государственного бюджета. 5) Повышение затрат на выпуск единицы продукции. 6) Отставание роста производительности труда от повышения заработной платы. Свидетель 3.Мы пенсионеры из страны А. В связи с ростом цен на 7% в год в стране Б. проводится индексация пенсий. Определите вид инфляции: а)умеренная б) галопирующая в) гиперинфляция 4. Мы те, кто выигрывает от инфляции. Кто мы? | Слово преподавателя, ноутбук, проектор, авторская презентация |
5.Подведение итогов урока (13 минут) | Преподаватель: Мы заслушали сторону обвинения и сторону защиты, а также свидетелей, судья должен удалиться в совещательную комнату. Секретарь: встать, суд идет! Преподаватель: Как вы думаете, какой он вынесет приговор инфляции? Виновна ли она? Предлагаю вам сделать выводы о нашей подсудимой. Наш секретарь объявит наиболее отличившихся студентов, которые набрали больше всего + и получат плюс 1 балл к следующему занятию. Объявляются оценки по итогу урока Объявляется домашнее задание: 1.по учебнику Федотов В.А. «Экономика» (ЭБС) знаниум с. 98-103 с.97-102 и конспекту готовится к тесту Рефлексия | Слово преподавателя, ноутбук, проектор, авторская презентация |
Заключение
Данное методическое указание включает в себя алгоритм проведения открытого урока по дисциплине с учетом особенностей специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» и рабочей программы дисциплины «Экономика». Методическое указание может быть использовано в качестве фундамента для построения плана проведения открытого занятия по данной дисциплине в средних профессиональных учреждениях и общеобразовательных организациях разных регионов.
Содержательный компонент методического указания разбит на пункты, которые включают введение, план занятия, заключение. Особое внимание в методическом указании уделено роли изучаемой дисциплины в профессиональном становлении студентов.
Список использованных источников
1.Федотов В. А. Экономика : учебник / В.А. Федотов, О.В. Комарова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 196 с. (ЭБС «Знаниум»)
Приложение 1
Задания для проверки домашнего задания
Ф.И.О. студента_________________________________________
Инструкция: прочитайте внимательно задание, обведите правильный ответ в кружок
Вариант 1
1. Дополните……………..- денежное выражение стоимости товара.
2. Работник каждый месяц откладывает деньги в банк, чтобы летом поехать в отпуск. В данном случае проявляется функция денег как …
А) мера стоимости
Б) средство накопления
В) средство платежа
Г) средство обращения
3. Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.
Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
А) верно А Б) верно Б В) верны оба Г) оба неверны
4. В банковскую систему РФ входят
а) финансы предприятий
б) местные бюджеты
в) филиалы иностранных банков
г) организации социального обеспечения
5 Как называется доход по акциям?
а) процент
б) дивиденд
в) купон
г) контрольный пакет
6. В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите?
а) Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы.
б) Гражданин Н. оформил кредит под залог недвижимости.
в) Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.
г) Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования
7. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Ценные бумаги
Вид ценных бумаг | Характеристика |
… | Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия |
Облигация | Ценная бумага, дающая владельцу право требовать её погашения в установленные сроки |
8.Дополните: …………………………. это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.
9.К долговым ценным бумагам не относят:
а)акции
б)облигации
в)векселя
г)чеки
Задания для проверки домашнего задания
Ф.И.О. студента_________________________________________
Инструкция: прочитайте внимательно задание, обведите правильный ответ в кружок
Вариант 2
1. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году:
а) при Екатерине I
б)при Петре I
в)при Елизавете Петровне
г)при Анне Иоанновне
2. Долговая ценная бумага, которая содержит распоряжение банку выплатить определенную сумму:
а)акция
б)облигация
в)чек
3.Эмиссию денежных средств осуществляет:
а)Центральный Банк
б)Сберегательный Банк
в)ипотечный банк
4. .К функциям центрального банка не относится:
а) Лицензирование деятельности финансовых организаций
б) Предоставление кредитов коммерческим банкам
в) Привлечение и хранение свободных денежных средств населения
г) Установление нормы обязательных резервов
5.. Дивиденды – это…
а)выплаты акционерам из доходов акционерного общества
б)деньги, вложенные в создание акционерного общества
в)доход единоличного владельца
г)доход компаньонов товарищества
6. Дополните: ……………это финансовая организация, основной функцией которой является получение денежных ресурсов от тех людей, у которых они временно высвобождаются, и представляют их тем, кому они сейчас необходимы.
7.Дополните: Банковская система России представлена двумя уровнями: ……………………и коммерческими банками
8. Деньги являются:
а) средством платежа;
б)средством накопления;
в) всем вышеперечисленным.
9.Дополните: виды денег - …………………………………и знаки стоимости
Приложение 2
Ведомость достижений
Ф.И.О. | Баллы |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Ссылка на сайт РБК инвестиции