Методическая разработка открытого мероприятия ««Хлеб всему голова».
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Многопрофильная гимназия №16».
Методическая разработка открытого мероприятия
««Хлеб всему голова».

Автор разработки: учитель начальных классов высшей категории
Панова Наталья Владимировна.
г. Каспийск 2024г.
Сценарий внеклассного мероприятия: «Хлеб всему голова».
Методическая разработка классного часа по теме: ««Хлеб всему голова».
Пояснительная записка
Данный классный час предназначен для обучающихся, воспитанников 2-4 классов 9-11
лет .
Цель: формирование у учащихся нравственной позиции к хлебу и людям, выращивающим хлеб.
Задачи: -систематизировать, углубить и расширить знания детей об истории возникновения хлеба;
- воспитывать чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время;
- прививать любовь к родной земле.
-прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу
-воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов.
-учить детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации
развивать сообразительность, быстроту мышления, речь, внимание учащихся.
-активизировать речь детей, их словарный запас.
-воспитывать чувство взаимопомощи и понимания при работе в малых группах, коммуникативная компетентность.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений, текстов; подбор обучающимися пословиц, поговорок о хлебе, составление презентации к мероприятию «Хлеб всей жизни голова», вырезание детьми из бумаги колосьев пшеницы.
Тип: тематический классный час.
Форма: нетрадиционная.
Ведущие виды деятельности: наглядно-действенный, продуктивный, творческий.
Методы:
словесные методы: объяснение, вопросы, рассказ, диалог, инсценирование,
Танцевальное и музыкальное сопровождение.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Материал и оборудование:
Каравай с солью на полотенце; репродукция картины И. Шишкина «Рожь»; фотографии блокадного хлеба; рисунки с изображением хлебного поля, мельницы, хлебопекарни, машины с надписью «Хлеб»,мультимедийное и аудио оборудование (звуковая система, компьютер, интеррактивная доска и проектор); SMART-презентация.
Слайд1.
Дети исполняют песню.
Выносят каравай с солью.
Ученик:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Слайд 2
Киножурнал «Хочу всё знать»
Слайд 3
Сценка под песню и «Танец колосков»
Слайд 4
Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов.
В этимологическом словаре указано, что слово «хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса - то. На Руси хлеб называли жито.
Слайд 5
1. Хлеб – источник белков, углеводов и витаминов. Он даёт энергию для нашего тела и мозга.
2. В нём содержится клетчатка. Он играет важную роль в предотвращении таких заболеваний, как ожирение, диабет.
3. Видов хлеба много, выпекая его сами мы можем выбрать тот рецепт, который нам по душе.
Слайд 6
Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс. лет. Давным-давно люди ели просто зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой. В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом.
Уже 5-6 тыс. лет назад в Др. Египте умели печь хлеб из кислого теста. Искусству выпекать хлеб из брожёного теста египтяне научили греков и римлян. В Др. Греции хлеб считали самостоятельным блюдом. В 11 веке на Руси тоже начали выпекать хлеб из кислого теста. Секреты заквасок хранили в большой тайне и передавали из поколения в поколение. Хлеб сравнивали с солнцем, золотом и самой жизнью. Недаром у многих народов хлеб обозначался одним символом – кругом с точкой по середине. Пекли хлебы с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.
В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники. Они пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка - величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр.
Слайд 7
Сложно представить продукт, который бы пользовался у человечества таким же уважением, как хлеб. Может быть, поэтому хлебу посвящено так много легенд, произведений искусства, народных пословиц и поверий.
Сценка
Автор:
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок.
Обрадовался. Поднял его и понёс к ювелиру. Спросил:
Добрый молодец:
«Сколько стоит мой самородок?».
Ювелир
«1000 рублей»
Автор:
Не поверил молодец, пошёл к другому ювелиру. И правильно сделал, потому, что самородок был оценён в 5 тысяч рублей. Но его снова взяло сомнение. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
Добрый молодец:
«Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, но не могу установить истинную цену самородка».
Мудрец:
«Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле... Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь. Вот и разумей теперь, что самое ценное в жизни».
Слайд 8
Звучит песня «Ленинградский горьковатый хлеб»
Под песню выходят дети одетые в военную форму и как блокадники. Хором подпевают припев. Один ребёнок на ладони держит 125г.чёрного хлеба и читает стихи.
Слайд9

Слайд10
В Музее Истории Санкт – Петербурга хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125 грамм - на детей и 250 грамм - на взрослого. В этом хлебе 80 % жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 2 % муки.
В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зёрен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.
Наши дедушки и бабушки, пережившие голодное военное время, знают настоящую цену хлеба.
Они берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек хлеба в мусорное ведро. А вот есть такие дети, которые совершают необдуманные поступки, не задумываются о ценности и важности хлеба, о необходимости беречь и ценить его.
Слайд
Сценка «В столовой»
й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
(На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных).
й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному?
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются.
А вы знаете если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 8 кг. Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Слайд 13
Правила бережного отношения к хлебу:
Не покупай лишнего хлеба.
Не играй с хлебом.
Никогда не бери хлеб грязными руками!
3. Ставь хлеб на стол первым, положив его на чистую салфетку или на тарелку.
4. За столом бери столько хлеба, сколько съешь.
5. Во время еды не допускай шалостей с хлебом.
6. Чтобы хлеб лучше сохранялся, храни его в емкости с крышкой или в хлебнице.
7. Научись использовать чёрствый хлеб.
8.Никогда не выбрасывай хлеб!
9.Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
10. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий! Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десяток рук.
1 ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал золотою стеною.
И слышит страна –
- За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Все: Дадим.
2 ученик: Отвечают в цехах металлисты:
- Для хлеба машины мы сделаем быстро.
Но только нам нужен металл непременно.
Все: Дадим.
3 ученик: Отвечают немедля мартены:
- Нам только руду подавай сюда.
4 ученик: Для хлеба с рудою спешат поезда,
Для хлеба проложены рельсы дорог,
Для хлеба идёт на - гора уголёк,
Для хлеба нефтяники нефть достают.
Для хлеба плотины на реках встают,
И краны, и вышки до самого неба.
Все: Для хлеба, для хлеба, для хлеба, для хлеба.
5 ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создаёт.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтёр, машинист, металлурги – народ.
Все: Славится он первым на земле!
Славится он первым на столе
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе
Слава тем, кто любит землю!
Тем, кто трудится на ней!
И в мирные времена люди совершают подвиги во имя хлеба.
Я хочу вам рассказать о подвиге Анатолия Мерзлова. Это случилось 3 июня 1977 года. Рязанский комсомолец Анатолий Мерзлов вместе с друзьями работал на пшеничном поле. Это была его вторая жатва после того, как он окончил училище механизации и получил профессию тракториста. Анатолий работал на своём стареньком тракторе, подбирая солому. От случайной искры солома вспыхнула. Рядом было поле ещё не убранной пшеницы. Пламя могло перекинуться туда. Анатолий на своём тракторе стал бороться с огнём…. В этом бою он погиб. Ему было 18 лет.
«Баллада о спасённом хлебе»
Этим летом землю не щадя,
Жгло нещадно солнце без дождя
Лес горел, окутал дым луга
И хлебов шумели берега.
Занимался над землею день,
И берёзы колыхалась тень.
Вдруг над полем взвился к небу смерч,
Подошла вплотную к хлебу смерть.
Обжигало руки и глаза,
И зерно, как чёрная слеза
Я с огнём сражался, как умел,
Надо мной спасённый хлеб звенел.
Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,
И слезой, и ветром, и грозой
Сколько в нём заботы и труда,
Сколько людям он несёт добра!
Как живёшь теперь ты без меня?
Помнишь, я не вышел из огня,
Нет дороже хлеба ничего,
Он растёт из сердца моего.
ПОМНИТЕ!!!
Хлеб – не просто дар природы,
Хлеб – наш труд, не забывай!
Береги же наш народный
Драгоценный каравай!
У хлеба долгая память,
он не прощает неряшливости
и безответственного к себе отношения.
Слайд
Как пекут хлеб разные народы?
Дети выносят изделия из хлеба и угощают зрителей.
Золотит колосья солнце спелое вдали.
Поклонитесь хлебу.
Поклонитесь до земли!
Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба - гласит народная мудрость.
Чтоб дружбу нашу закрепить,
Давайте вместе испечём
Большой и крепкий
Интернациональный каравай
И назовём его мы
Караваем Дружбы!
Приходите все отведать
Этот вкусный Каравай:
Армянин и осетин,
Белорус ,казах ,грузин...
Хватит спорить ,обижаться,
Вместе надо нам держатся,
Чаем сладким наслаждаться,
Караваем угощаться,
Россию матушку любить
И народами дружить!
Дружбой этой дорожить!
Исполняется песня о дружбе