Проект на тему «Хлеб всему голова!»
Сеняшина Екатерина Андреевна,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
город Бугульма Республика Татарстан
Проект «Хлеб всему голова!»
Внеклассное мероприятие направлено на формирование жизненных ценностей на примере бережного отношения к хлебу, на формирование к хлебу и людям, выращивающим хлеб. Кроме этого, через пословицы и стихи о хлебе, содержание мероприятия направлено на обогащение словарного запаса и формирование интереса к «живому» русскому слову, к русскому языку, к традициям русского народа.
Вступление (выходят ребята в русских народных костюмах, у одной из девочек в руках каравай):
Если мы хотим кого-то встретить с честью и почётом,
Встретить щедро, от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.
Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
Пышный, мягкий, пропечённый
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
К нам пришёл издалека.
Добрый день уважаемые гости.
Мы очень часто слышим фразы «Хлеб – всему голова, Хлеб – наше богатство», и нам стало интересно, почему же хлеб считается богатством и почему, не смотря на то, что все об этом знают, зачастую мы видим небрежное отношение к хлебу.
У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы. Сегодня мы представляем вам то, что у нас получилось в ходе работы над проектом «Хлеб всему голова».
Мы выяснили, что впервые человек употребил в пищу зёрна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, сначала люди ели эти зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Первый хлеб имел вид жидкой мучнисто-зерновой каши.
С древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением. Самым большим наказанием для человека считалось лишение его хлеба. Хлеб ставился в один ряд с такими понятиями, как здоровье, судьба, мать.
Сценка (роли – бабушка, Иван Фёдорович, Рома)
(Стук в дверь, открывает бабушка. Заходит Иван Фёдорович)
Бабушка - Здравствуйте, Иван Фёдорович!
Иван Фёдорович -Добрый день, Соседушка. Это из вашего окна выбросили? (показывает кусочек хлеба)
Бабушка - Набедокурил. Не прячься! Выйди и извинись перед Иваном Фёдоровичем.
Иван Фёдорович - Передо мной извиняться не надо. Ваш мальчик не меня обидел, а многих людей.
Рома - Как это?
Иван Фёдорович - А вот так. Садись и слушай.
Бабушка - Недаром в народе говорят, что для того , чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо 4 силы: солнце, дождь, земля и великий честный труд.
Иван Фёдорович - Ведь не сразу стали зёрна,
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Бабушка - Режь да ешь силы набирайся,
Иван Фёдорович - Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
Хлеб – драгоценность! Им не сори!
Хлеба к обеду в меру бери!
Рома- Я больше никогда хлеб не буду выкидывать.
Иван Фёдорович- Хлеб мы едим каждый день и всю жизнь. Хлеб едят и дети, и старики, и спортсмены, и солдаты.
Рома- А это, наверное, обыкновенный хлеб?
Иван Фёдорович - А обыкновенный это хлеб или нет, это ты сейчас узнаешь.
Наши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба. Ведь люди, пережившие голодные годы войны, умеют ценить хлеб. Они помнят, как не хватало хлеба во время войны. Им приходилось беречь каждую крошку.
Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250гр(показать кусочек хлеба весом 250 гр), а остальные жители 125гр(показать кусочек хлеба весом 125 гр).
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нём в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды. (А. Морозов)
Иван Фёдорович- Вот теперь и подумай обыкновенный это хлеб или нет.
Рома -Я всё понял Иван Фёдорович. Ребята, берегите хлеб.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Сначала мы провели анкетирование среди ребят и подсчитали результаты.
Было опрошено 20 учащихся
- Были заданы следующие вопросы.
Любишь ли ты хлеб?
А) Да -18 чел
Б) Нет .
В) Не очень -2 чел
Какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?
А) Черный -5чел
Б) Белый -15 чел
Как часто ваша семья покупает хлеб?
А) Каждый день - 16
Б) Через день -3
В) Один-два раза в неделю -1
Какой хлеб вы покупаете?
А) батон -12
Б) буханку черного хлеба -8
Что вы делаете с оставшимся хлебом?
А) Весь доедаем -3
Б) Делаю сухарики - 6
В) Убираю до следующего раза - 7
Г) Собираю крошки и кормлю птиц - 4
Д) Выкидываю -0
А теперь наши наблюдения в школьной столовой.
Если за 1 день на столе после обеда остаётся 500 гр хлеба, то за учебный год мы выбрасываем примерно 85 кг хлеба – это равняется 180 буханкам. ОЧЕНЬ МНОГО!
С древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением, его прославляли в литературе и живописи, создавали музеи.
Послушаем какие пословицы, поговорки и загадки знают наши дети про хлеб.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Без печки холодно, а без хлеба голодно.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Хлеб да вода – богатырская еда.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
А теперь загадки.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб) – ответ хором
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом
(Колос) – ответ хором
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн) – ответ хором
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно) – ответ хором
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом.
(Хлеб) – ответ хором
- Многие русские поэты, художники воспевали русское поле, нелегкий крестьянский труд, и плод этого труда – хлеб (презентация картин на слайде)
Дети читают стихотворение «Запомните как дважды два…»
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
Вы вспомните мои слова,
Проснувшись утром на рассвете.
Ведь ничего дороже в жизни нет,
Чем свежий хлеб на этом белом свете.
И, если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб.
Ведь прав был пекарь – мудрый человек -
Дороже хлеба в жизни нет!
- Мы знаем, что есть краеведческие музеи, музеи знаменитых людей, но в ходе работы над проектом мы выяснили, что, оказывается, есть даже и музей хлеба.
Санкт-Петербургский музей хлеба - первый музей в России и тринадцатый в мире, посвященный этому древнему продукту.
В экспозиции музея имеются самые разнообразные экспонаты - найденные археологами предметы, которые применялись для выпекания хлеба в древности, и современное оборудование, которое используют в хлебопекарном производстве в наши дни.
Ребята, я надеюсь, что вы будете помнить, как тяжело даётся хлеб. Никогда не забывайте, сколько труда вложено в каждый кусочек хлеба. Берегите хлеб, ведь ХЛЕБ – это жизнь!
- И на память мы всем вам дарим буклеты. Расскажите о том, что вы узнали о хлебе своим родным и близким вам людям.
- Спасибо за внимание!
Список использованной литературы и источников:
С. И.Ожегов "Словарь русского языка" Изд.6-е, стереотипное, 900 страниц, Издательство "Советская энциклопедия", Москва, 1964 г.
Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика – Синтез», 2011 г.
М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
А. Митяев «Ржаной хлебушко - калачу дедушка», Москва «Детская литература», 1990г.
М.А. Федоров «Юному хлеборобу», Москва «Россельхозиздат», 1984г.
Энциклопедия для детей (том 31) Древние цивилизации / М. Аксенова. Д. Володихин, И. Стрикалов- М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008г