Конспект урока по окружающему миру на тему «Солнце, растения и мы с вами» (3 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Методическая разработка по предмету «Окружающий мир»
Тема «Солнце, растения и мы с вами»
(на конкурс)
Разработала учитель начальных классов
Гордеева Галина Анатольевна
2022 – 2023 учебный год
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Солнце, растения и мы с вами»
Цель урока: познакомить с дыханием и питанием растений.
Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и людей, и их роль в поддержании жизни на земле;
- развивающие: развитие памяти, логического мышления, воображения; наблюдательности; расширение кругозора учащихся;
- воспитательные: воспитание доброго отношения к природе.
Планируемые результаты: Планируемые результаты:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации по данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логического мышления учащихся, творческих способностей, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
учащиеся познакомятся с дыханием и питанием растений, научаться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их и использовать для необходимости бережного отношения к растениям. Коммуникативные УУД:
- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
- контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.
Тип урока: изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Межпредметные связи: биология.
Техническое оборудование: ноутбук, проектор, учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков, 3 класс (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь «Окружающий мир», А.А.Плешаков, 3 класс; учебная презентация.
Технологии, используемые на уроке: ИКТ, работа в парах, группах, игровая.
Ход урока
Этап урока Методы и приёмы | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
I.Этап самоопределения к деятельности Словесный: Беседа | Приветствие - Здравствуйте, ребята! Чтоб природе другом стать, | Готовят свое рабочее место. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Игра «Классифика ция растений» | - Как называется наука о растениях? - Давайте вспомним на какие группы делят ученые ботаники царства растений. Я буду показывать представителя группы, а вы должны угадать и сказать особенности группы. 1. (слайд 1) 2. (слайд 2) 3. (слайд 3) 4. (слайд 4) 5.(слайд 5) | Угадывают группу и называют отличия Водоросли Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Мхи Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Папоротники Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Хвойные растения У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Цветковые растения Они имеют все части растения и наиболее разнообразны | Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результатов ,оценка П.: анализ, синтез, К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
III. Постановка учебной задачи Словесный: Беседа | Целеполагание - Определение живых и неживых объектов - Где изображены только живые организмы? Выбери картинку (слайд 6) - Что необходимо для дыхания живого организма? Выберите карточку (слайд 7) - А назовите признаки живой природы. - Совершенно верно! - Растения у нас дышат; растут; питаются; размножаются; умирают. - Как растут, размножаются, умирают мы знаем. - - Что ещё осталось узнать о растениях? - Прочитайте тему урока на странице 77 (слайд 7) - Посмотрите на данные слова. Солнце, растения, человек - Как назвать их одним словом? На какие две группы делится природа? - Каковы цели нашего урока? Над чем мы сегодня будем работать? Что нового узнаем? | Отвечают на вопросы Выбирают картинку с живыми организмами Выбирают карточку Дышат, растут, питаются, размножаются, умирают. Как дышат и питаются «Солнце, растения и мы с вами» - Природа - Живая и неживая природа - Узнать, как дышат, питаются растения Узнать, почему растения, солнце и человек связаны между собой? | П.: анализ, постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений Р.: целеполагание, планирование П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
IV.Открытие нового знания Наглядный: Работа на онлайн-платформе Учи.ру Работа в группах. Работа с учебником. | Раскрытие темы урока Работа на онлайн-платформе Учи.ру Показ и знакомство с процессом дыхания у растений Знакомство с процессом питания растений Теперь в группах обсудите схему питания растений и заполните пропуски - Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? - Обратите внимание, в какое время суток происходит дыхание и питание растений? – Почему люди и животные не смогли бы жить без растений? Работа с учебником. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 77. | Проводят опыты, анализируют информацию, делают выводы Обсуждают в группах - Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями - Растения корнями высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Из частиц воды и угл.газа они готовят сахар и крахмал, но только под воздействием энергии света. - Дыхание и питание - Питание - днем, дыхание ночью -Только растения из воды и угл. газа могут получить сахар и другие питательные вещества. Питание растений происходит днём. – Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.) | П.: извлечение необходимой информации; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; смысловое чтение. К.: управление поведением партнера -контроль, коррекция; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: анализ, извлечение необходимой информации К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Физкультминут ка | Когда я назову живую природу вы будите хлопать в ладоши, неживую природу – присесть. Солнце, камень, медведь, воды, ромашка, грибы, лиса, воздух, горы, дуб, звезды, небо, бабочка, щука, песок. | Выполняют движения | Р: саморегуляция как способность мобилизации силы и энергии |
V.Первичное закрепление Словесный: Беседа Фронтальный опрос VI. Работа в парах Наглядный: Работа с рабочей тетрадью Страничка для любознатель ных | - Что же такое дыхание растения? - Что такое питание растения? -Как же связаны между собой солнце, растения и люди? Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1) - Заполните самостоятельно пропуски. Проверьте. Если все правильно, ставьте плюс. Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений» - Чем они отличаются? - Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода? Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день? В интернете можно найти такой ответ. За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа . - Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? | Отвечают на вопросы, делают выводы - это процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ. - процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, выделает кислород, а поглощая воду, растворенные соли получает сахар и крахмал под воздействием света. - питаются днем, а дышат постоянно. Люди не выживут без растений и солнца, а растения не выживут без солнца. Все взаимосвязано. Вырезают из приложения и заполняют схему самостоятельно, проверяют по учебнику При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. - При питании растения поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. В лесу Вывод: - Леса приносят огромную пользу человечеству! | П.: обобщение К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: построение логической цепи рассуждений Р.: прогнозирование К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью П.: анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации К.: инициативное сотрудничество К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа | - Ребята, в чем заключалась наша цель? -Достигли ли мы цели урока? Что вам понравилось? Не понравилось на уроке? - Спасибо за урок! | - Мы достигли поставленной цели - Нужно беречь природу, ведь мы взаимосвязаны. - Отвечают на вопросы. | Р.: самооценка Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. деятельности |
IX. Домашнее задание Рабочая тетрадь: с.74-77 читать, р.т. с.42-43 ( 1,3) Записывают домашнее задание в дневники. | В учебнике с.77-79 читать, отвечать на вопросы, РТ с.44 задание 5 или в учебнике задания для домашней работы (на выбор) | Записывают домашнее задание в дневники. | |
X. Итог урока | Выставление отметок с комментированием. | | |