Методическая разработка по теме: «Пути повышения познавательной активности на уроках математики и во внеурочной деятельности»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ: «ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
Салемгареева Гузель Алифовна
учитель математики
МБОУ Гимназия с. Кушнаренково
Аннотация: расширение и систематизация знаний методики применения интегративных познавательных задач на уроках математики, дидактических игр, исторических сведений. Применение данной методической разработки на уроках математики будет способствовать формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий как основы умения учиться.
Ключевые слова: разговор о важном на уроках математики, интегративные познавательные задания на уроках, исторические сведения, дидактические игры, устный счет.
Сегодня образование переживает время больших перемен. Каждый год на нас сыплются все новые и новые инновации, что «заставляет» учителя меняться, чтобы эффективно осваивать эти нововведения. Каждый учитель математики сталкивается на протяжении своей педагогической деятельности со своими «врагами»- ГДЗ (готовые домашние задания), калькулятор, приложение Photomath, ведь если ученик будет дружить с ними, то проблемы при сдачи ОГЭ, ЕГЭ будут неизбежны. Как этому противостоять? Как найти пути повышения интереса к математике. Как научить детей учиться? Как заинтересовать учебой ребят, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, чтобы им было психологически комфортно при выполнения различных проверочных работ. В такое непростое время, перед учителем стоит много задач. Самое главное -быть профессионалом по своему предмету, и психологом для детей. И учителю необходимо наполняться ДОБРОМ, светом , безусловной любовью к детям, потому что учитель может давать только то, чем он наполнен сам. А когда учитель наполнен положительной энергией, он использует различные приемы. Действительно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения больше понравятся обучающимся, чем будничные скучные учебные занятия.
1.Разговор о важном на уроках математики. Как с помощью математики говорить о важном, ведь математика – не гуманитарный предмет. Существует много разных вариантов, расскажу о некоторых, используемых мною на учебных занятиях.
Урок математики « Понятие обыкновенной дроби» можно начать с рисунка Блокадный хлеб Ленинграда и соответствующих заданий: Подсчитайте, сколько граммов весит часть буханки хлеба массой в 1 кг Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? Сколько граммов приходится на часть буханки? Что больше: или ? Представьте, что дробями выражаются доли хлебного пайка? В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? Выполнить задания, рассказать детям факты. Это может быть несколько предложений. (Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады Ленинграда. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни). Возможно ученики сами расскажут о блокаде. Далее можно предложить детям продолжить тему «Блокадный хлеб Ленинграда» на классных часах «Разговоры о важном».
2.Интегративные познавательные задачи. В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос о формировании нового, интегративного способа мышления, характерного и необходимого для современного человека. Одним из вариантов решения этой проблемы являются интегративные познавательные задачи, рассчитанные на синтез различных репродуктивных уровней знаний. Психологи утверждают, что интересы детей подчас трудно распознать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким-то ярким фактом. Интегрированное обучение позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы детей и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки личности.
Одним из приемов является «Математический диктант», который можно использовать на этапе актуализации полученных знаний. Данный вид работы занимает совсем немного времени- примерно 5-7 минут. При составлении задач можно учитывать национально-региональный компонент, учащиеся сами составляют нетрадиционные творческие задания, развивающие их кругозор и эрудицию. Например, рассмотрим следующие задания математического диктанта:
1)Год принятия названия Республики Башкортостан- 1992. Умножьте данное число на 0,001; 2)Памятник Салавату Юлаеву был установлен в 1967 году. Разделите данное число на 10000; 3)Если папа каждый день покупает сигареты за 47 руб. 70 коп..Сколько денег из семейного бюджета тратится во вред своему здоровью за 100 дней, то есть за 3 месяца. Ежегодно в России умирает около миллиона человек от болезней, вызванных курением. Рак легких - самое распространенное заболевание от курения и 95% людей заболели оттого, что они курят. А каждый день 10000 человек на земле погибают, затягиваясь сигаретой. От курения страдают не только курильщики, но и те, кто их окружает; 4) Выполнив эти действия, вы узнаете через сколько лет будут исчерпаны запасы природных ресурсов при со-хранении современных темпов добычи и потребления нефти: 0,3:0,01 5)угля 0,2:0,001 6)газа 0,5:0,01. 7)12 апреля – День Космонавтики, 7,9км/с – первая космическая скорость. Определите расстояние космического спутника через 0,1с и выразите это расстояние в метрах.
Данный пример показывает, что с одной стороны дети отрабатывают навыки умножения и деления десятичных дробей на разрядную единицу 0,1, 0,01, 0,001… и 10, 100, 1000, но с другой стороны одновременно запоминают исторические даты, делают определенные выводы, касающиеся экологических проблем и человеческих ценностей.
3. Исторические сведения. Сейчас очень часто ученики решают у доски сложные задачи и молчат; нет рассуждений, что из чего следует, нет понимания глубины вещей. Ученики заучивают теоремы, формулы, законы, а об их авторах не слышат ни слова. Слава великих ученых, истории их жизни могут явиться сильным воспитательным средством. На уроках по необходимости можно использовать исторические сведения. Это может быть короткие рассказы, например, об астрономической школе Улугбека. Сильное впечатление производит на ребят тот факт, что Улугбеку приходилось все алгебраические выкладки выполнять словесно. Насколько алгебраическая символика упрощает запись и решение задач, можно почувствовать, записав простейшую формулу. Ребятам нравятся рассказы об Омаре Хайяме, математике, поэте, его стихи, пронизанные философией жизни. Можно рассказать о Софье Ковалевской. Ее духовный и нравственный облик, верность науке, борьба за право женщины на умственный труд являются прекрасным примером для молодого поколения. В конце концов, это может быть любой другой ученый, материалов такого рода много в наших библиотеках. Это лишь пример того, как привлечь внимание ученика через математику к общечеловеческим ценностям и культуре .
4. Дидактических игры
На уроке математики «Десятичные дроби» можно использовать дидактическую игру «Математическое лото». Обучающие ся выполняют 6 примеров на все правила, собирают лото по ответам, потом тихонько переворачивают, если на обратной стороне получилась картинка, значит все вычисления верны. Картины обучающиеся выполняют на самые интересные темы «Мужественные профессии», «Природа и экология», «Знаменательные даты», «Исторические события». Достаточно несколько предложений, чтобы обозначить проблему, далее предложить детям продолжить на классных часах «Разговоры о важном» полученную тему.
Пример дидактической игры по теме «Действия с десятичными дробями»:
I |
|
IV |
|
|
I |
|
IV |
|
3,10-0,09= |
3,01 |
19,2:8= |
2,4 |
0,59-0,27= |
0,32 |
20,7:9= |
2,3 |
|
II |
|
V |
|
II |
|
V |
|
|
7,6+23,84= |
31,44 |
0,25*0,48= |
0,12 |
1,23+44,5= |
45,73 |
0,36*0,25= |
0,09 |
|
III |
|
VI |
|
III |
|
VI |
|
|
8,9*6= |
53,4 |
10,5:3,5= |
3 |
7,8*8= |
62,4 |
25,2:3,6= |
7 |
5. Устная работа на уроках математики. Отработка вычислительных навыков- необходимое условие для успешного освоения программного материала. Есть в математике темы, которые являются базовыми. Действия с десятичными дробями в 5 классе, целые числа, рациональные дроби в 6 классе, формулы сокращенного умножения в 7 классе, квадратные уравнения в 8 классе. Тема «Квадратные уравнения» важна для изучения курса математики средней школы. Умение быстро, рационально и правильно решать квадратные уравнения облегчает прохождение многих тем курса математики. Например, при изучении следующих тем: 8-й класс-решение задач на составление квадратных уравнений; 9-й класс-разложение квадратного трехчлена на множители, квадратичная функция и ее график, неравенства второй степени с одной переменной; 10-й класс- тригонометрические уравнения и неравенства, применение производной к исследованию функции; 11-й класс- иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства. Поэтому необходимо отработать навык решения квадратных уравнений по известным формулам, а также научится решать квадратные уравнения устно, быстро. В сборнике методических разработок и педагогических идей (Часть XV) сайта УРОК.РФ вошло краткое описание урока по математике «Квадратное уравнение». Материал урока ориентирован на работу с учениками 8 класса. В первой части документа перечислено формирование УУД, за которыми сразу же следует практическая часть в виде таблицы. В ходе занятия рассказывается ребятам об индусском математике Бхаскаре, ставится перед классом вопрос о том , интересно ли устно решать квадратные уравнения. На этапе открытия нового знания класс ищет закономерность между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями при определенных условиях . Затем идет первичное закрепление материала и остальные этапы урока. Можно на каждом уроке алгебры во время устной работы отрабатывать свойства коэффициентов квадратных уравнений. Обучающиеся с удовольствием сами составляют подобные квадратные уравнения: х2-3х+2=0, 2х2-х-3=0, х2+23х-24=0, 100х2+97х-197=0, 5х2-х-6=0, 100х2-83х-183=0, 14х2–17х + 3=0, 13х2+18х+5=0. Умение быстро вычислять , используя приемы округления, свойств сложения и умножения повышает интерес к математике. В этом году я убедилась в этом, работая в 5а,6а классах. по программе «Быстрый счет в уме» автора-разработчика Бирдина Эдуарда Аухатовича, руководителя Школы развития интеллекта Интеллект Вверх.
Курс «Быстрый счет в уме» строится на принципах деятельностного подхода, что позволяет развивать у обучающихся учебно- познавательный интерес. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости в собственных силах, улучшение внимательности и концентрации, улучшение работы мозга. Обучающиеся учатся быстро считать в уме; сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания, сопоставлять поученный результат с заданным условием, контролировать свою деятельность, обнаруживать и исправлять ошибки.
9 февраля 2023 на районном семинаре – совещании заместителей директоров по УВР и НМР по теме «Наставничество. Учитель-ученик» на уроке математики по теме «Умножение десятичных дробей» обучающиеся 5а класса собирали математическое лото с примерами на умножение. Увлеклись не только дети, но и все гости ,посетившие урок. На обратной стороне математического лото были собраны рисунки, посвященные 8 февраля –Дню науки. С краткой презентацией «ЖЗЛ. Софья Ковалевская» выступила обучающаяся 5а класса Розалина К., призер Турнира юных ученых «А вы в курсе», посвященный Дню Российской науки. Таким образом на открытом уроке были использованы методические разработки: дидактическая игра «Математическое лото», исторические сведения (Ковалевская), устное решение всеми обучающимися примеров умножения двухзначных чисел на 11 из курса «Быстрый счет в уме» автора-разработчика Бирдина Эдуарда Аухатовича.
Многие считают, что математика –сухая, скучная наука, набор цифр и никому ненужных формул. Дети порой не ожидают элементов «классного часа» на уроках математики. Но именно такие моменты формирования важных человеческих ценностей они вспоминают после окончания школы, а не только результаты ОГЭ , ЕГЭ. Урок математики тоже может и должен воспитывать в детях патриотизм, историческое просвещение, нравственность. Быстрый счет расширяет возможности для выбора будущей интересной профессии, социальной адаптации. Навык быстрого счета в уме очень полезен детям в дальнейшей жизни: подсчет процентов, налогов, распределения семейного бюджета, планирования и прогнозирования.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. «Методы обучения в современной общеобразовательной школе», - М.: Просвещение, 1985г.
2. Грецова Р.Г. «Организация самостоятельной работы с учащимися на уроках математики», - М.: Педагогика, 1987г.
3. Груденов Я.И. «Совершенствование методики работы учителя математики», - М.: Педагогика, 1990г.
4. Бирдин Э.А. Быстрый счет в уме. Репетитор-тренажер/-Уфа:Издательство Эдуарда Бирдина, 2022г.