Практическое занятие «Патанатомия и патфизиология дыхательной системы»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМЕНИ К.С. КОНСТАНТИНОВОЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ПАТОЛОГИЧНЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ»
(для преподавателей)
УД ОП 08. «Основы патологии»
для специальности 31.02.01«Лечебное дело»
Составил преподаватель
высшей квалификационной категории
Воронин С.Я.
Смоленск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка выполнена преподавателем ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж имени К.С. Константиновой» Ворониным С.Я. и предназначена для подготовки и проведения занятия по УД ОП 08. «Основы патологии» теме «Патологическая анатомия и патологическая физиология дыхательной системы» на 2-ом курсе специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
Необходимостью создания указанной методической разработки явилась потребность в определении последовательности действий преподавателя при подготовке, планировании и проведении практического занятия в соответствии с дидактическими и методическими требованиями в соответствии с ФГОС 3+.
Предлагаемый в разработке материал поможет преподавателю организовать учебный процесс, восполнить недостаток современной литературы, обеспечить соблюдения единства требований к отбору информации при подготовке к практическому занятию. Объем, предложенный в разработке информации доступен, актуален, имеет научную основу.
Методическая разработка включает учебные, воспитательные, развивающие цели, а также подробные рекомендации для преподавателей по ходу и содержанию проводимого 6-х часового занятия с описанием элементов и дидактических целей всех его этапов.
Разработка имеет ряд приложений, включающих информационный блок, таблицы, структуры, содержания, режима и хода занятия, вопросы для подготовки к практическому занятию, раздаточный материал для самоконтроля при подготовке к практическому занятию, вопросы для фронтального опроса, раздаточный материал для самостоятельной работы на практическом занятии, вопросы для тестового итогового контроля знаний с эталонами ответов.
Это способствует активизации поисковой и мыслительной функции, вынуждает обратиться к материалам учебников и лекций; реализует репродуктивный уровень деятельности студентов, где познавательная деятельность проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, воспроизведении учебного материала.
Вопросы для фронтального опроса и задания тестового контроля призваны выявить уровень усвоения знаний, что дает возможность скорректировать последующую преподавательскую деятельность и повысить качество учебного процесса.
Использование на практических занятиях по дисциплине раздаточного материала для самостоятельной работы, а также наглядных пособий, макетов и макропрепаратов и микропрепаратов позволяет студентам увидеть то, что составляет основную тему занятия.
Учебные цели и объем учебной информации в данной методической разработке полностью соответствует рабочей программе и требованиям ФГОС к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 31.02.01 «Лечебное дело».
На занятии используются современные информационные технологии (демонстрация мультимедийных материалов), направленные на активизацию внимания обучающихся, повышения мотивации к активному участию в учебном процессе.
Преподавателем реализуются также образовательные технологии как педагогика сотрудничества и контекстное обучение, компентентностный подход. В целях эффективного контроля знаний применяются фронтальный опрос и тестовые задания.
Методическая разработка предназначена для освоения преподаваемого материала, формирования навыков в профессиональной деятельности (ПК – профессиональных компетенций) и приобретения общих компетенций (ОК):
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
СОДЕРЖАНИЕ
Обоснование темы занятия
Цели занятия.
Обучающаяся:
- сформировать у студентов знания по патологическим изменениям органов при заболеваниях дыхательной системы и нарушениям их функций.
Развивающая:
-развитие мышления – формирование умения выделять существенные признаки.
-развитие профессиональных умений – развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач.
-развитие умений профессиональной деятельности – умение работать в нужном темпе.
- развитие воли и самостоятельности – развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости,
Воспитательная:
стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями.
Оборудование: ноутбук, макро- и микропрепараты, презентация по теме.
Участники: студенты группы 24Ф
Продолжительность занятия: 270 мин.
Место проведения: аудитория колледжа
Хронокарта занятия
Этап занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студента |
Цель этапа |
Методическое обоснование |
Время этапа |
Вводная часть |
|||||
1) Организационный момент |
Приветствует студентов. Обращает внимание на внешний вид. Обращает внимание на санитарное состояние учебной аудитории, Проверяет готовность студентов к занятию, Отмечает отсутствующих. |
Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места. Слушают преподавателя. |
Организовать и дисциплинировать студентов. Воспитывать аккуратность ответственность студентов. Воспитывать требовательность у студентов к себе и согруппникам. Воспитывать и развивать у студентов самоконтроль. Создать рабочую обстановку. |
Организует студентов, настраивает их на активную деятельность |
5 мин. |
2) Формулировка темы и её обоснование |
Сообщает тему занятия. Сообщает план занятия. |
Записывают в рабочие дату, тему, план занятия. Осмысливают тему и план занятия. |
Раскрытие теоретической и практической значимости данной темы. Подготовка студентов на целенаправленную деятельность. Активация внимания студентов. |
Преподаватель обосновывает актуальность темы, необходимость прочных знаний для последующего использования их в изучении др. специальных дисциплин в практической деятельности. Создает рабочую обстановку. |
5 мин. |
3) Определение целей и задач занятия |
Ставит перед студентами цели и задачи занятия. |
Осмысливают и записывают цели и задачи занятия в рабочие тетради. |
Формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Формулирование конечного результата работы студентов на занятии. |
Формулируются учебные цели, которые должны быть реализованы в процессе занятия, кратко описываются основные этапы предстоящего занятия. |
5 мин. |
4) Предварительный контроль |
Задаёт вопросы и слушает ответы. Уточняет ответы студентов. Просит студентов проанализировать ответ, дополнить, ответ исправить ответ. Ставит вопросы перед группой. Выставляет и комментирует предварительные оценки за ответы. |
Осмысливают вопросы Отвечают на поставленные вопросы. Выслушают и осмысливают ответы других студентов группы. Анализируют ответы согруппников. Дополняют и исправляют ответы. Задают вопросы отвечающим студентам.Оказывают помощь отвечающим студентам. Размышляют над фактами, делают выводы, обобщения. Выполняют упражнения, задания. |
Выявление подготовленности студентов к занятию Выявление готовности студентов к восприятию нового учебного материала. |
Определения уровня теоретической подготовки студентов, выявления слабых мест в знаниях по изучаемой теме для оптимального построения учебного процесса |
15мин. |
Основная часть занятия |
|||||
5) Изучение нового материала |
Излагает новый материал. Демонстрирует видеофильм, даёт пояснение. Задаёт вопросы, активизирующие память и мышление. Отвечает на вопросы студентов. |
Слушают преподавателя. Конспектируют. Осмысливают сказанное. Задают вопросы. Отвечают на вопросы преподавателя.
|
Формирование у студентов знаний и умений. Формирование алгоритма практической деятельности Формирование умений и навыков практической и исполнительной деятельности. Развить познавательную деятельность. Добиться осмысления практического значения полученных знаний. Добиться осмысления значения лабораторных методов исследования в практической деятельности медицинского лабораторного техника. |
|
45 мин. |
6) Самостоятельная работа студентов: инструктаж к выполнению самостоятельной работы
|
Сообщает план самостоятельной работы, цели и задачи. Предлагает записать план самостоятельной работы. Объясняет последовательность действий. Даёт рекомендации по оформлению результатов работы. Устанавливает связи предстоящей работы с имеющимися у студентов знаниями. Отвечает на вопросы студентов. |
Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают. Задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают. Воспринимают последовательность выполнения предстоящей работы. Анализируют свои знания Планируют предстоящую работу. Знакомятся с методической разработкой. |
Вызвать познавательный интерес к предстоящей работе. Побудить студентов к самостоятельной деятельности (работе). Помочь осмыслить ход, этапы предстоящей работы Повысить внимание к предстоящей работе Настроить студентов на выполнение самостоятельной работы. Настроить студентов на целенаправленную деятельность. Добиться осознания рациональной организации и планирования работы. Воспитание ответственного отношения к работе. Воспитание ответственного отношения к материалам. |
У студентов формируется дисциплинированность, умение выслушивать друг друга, тактичное поведение в процессе дискуссии.
|
100 мин.
5 мин. |
выполнение самостоятельной работы
|
Раздаёт задания, методические пособия для студентов.. Объясняет, как использовать задания, методические пособия. Контролирует работу студентов. Следит за деятельностью студентов, помогает исправить ошибки. Помогает студентам самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечает пути способы их устранения Помогает в решении ситуационных задач. Наблюдает за работой группы в целом и каждого студента в отдельности. Ведёт контроль организации практической деятельности студентов.
|
Занимают рабочие места Приступают к выполнению Решают ситуационные задачи Рассматривают препараты. Заполняют таблицы по теме занятия. При необходимости обращаются за помощью к преподавателю Анализируют выполняемую работу
|
Обобщить теоретические знания Привить умение применять знания на практике Развитие умения анализировать итоги работы Развитие умения сравнивать результаты работы с намеченными в начале её задачами (целями). Учиться устранять нарушения в дальнейшей работе. Развитие умения планировать свою деятельность (работу), контролировать её. Формирование (развитие) самостоятельности. Отработка (формирование) умения работы с книгой, литературой (учебной, научной, популярной), медицинской документацией. Отработка навыков самостоятельной работы с книгой. Отработка поисковых умений. Выработать умения, навыки осмысленного чтения текста и осознанного усвоения материала. Научить логическому анализу текста и осмысленному чтению. Развитие умения решать ситуационные задачи по теме занятия. Развитие умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов Развитие навыков самоконтроля за степенью усвоения Развитие аналитического мышления. Развитие внимания, наблюдательности, точности действий. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности, терпеливости, сознательности, бережного отношения к рабочему месту. |
У студентов вызывается интерес к изучаемой теме, развивается мыслительная и творческая деятельность. |
80 мин. |
подведение итогов самостоятельной работы
|
Отмечает все ли студенты в равной степени справились с заданием. Подчёркивает (обращает внимание) на положительные и отрицательные стороны деятельности студентов. Выясняет трудности при выполнении работы. Анализируют (вместе со студентами) самостоятельную работу. Даёт рекомендации по исправлению ошибокдопущенных входе самостоятельной работы. |
Слушают преподавателя. Обращают внимание на замечания преподавателя. Осмысливают замечания преподавателя Участвуют в анализе (разборе) работы. Оценивают (вместе с преподавателем) свою работу, работы согруппников. |
Развитие умения анализировать свои ошибки (ошибки других). Развитие умения устранять ошибки. Развитие умения находить пути устранения ошибок. Помочь в осмыслении результатов самостоятельной работы.
|
Стимулируется интерес к учебе, создается благоприятный фон для совместной работы преподавателя и студентов.
|
5 мин. |
Здоровьесберегающие технологии |
Создает комфортную, нетравмирующую среду для студентов группы. Обеспечивает возможность сохранения здоровья за время занятия |
Участвуют в физкультурной паузе. Проветривают кабинет. |
Снизить неблагоприятное воздействие условий профессионального обучения на функциональное состояние организма. Повысить специфическую устойчивость организма. |
Позволяют частично нейтрализовать стрессогенные воздействия, снять психоэмоциональное напряжение. |
10 мин. |
Заключительная часть: |
|||||
7) Оформление тетради для практических занятий. |
Следит за правильным оформлением тетрадей для практических занятий. Указывает на недочёты в оформлении. Контролирует заполнение тетрадей. Даёт указания по проведению записей данных практического занятия. |
Оформляют тетради для практических занятий. Слушают преподавателя, осмысливают сказанное. |
Привитие навыков, умение работать с документацией Развитие умения излагать мысли. Развитие письменной речи Воспитание ответственности, аккуратность в работе с документами. |
Оформление тетради для практических занятийповышает ответственность за правильное заполнение и оформление документации и лабораторныхбланковпри последующей трудовой деятельности. |
60 мин. |
8) Итоговый контроль знаний и умений. |
Задаёт вопросы и слушает ответы. Уточняет ответы студентов. Просит студентов проанализировать ответ, дополнить ответ, исправить ответ. Ставит вопросы перед группой.
|
Осмысливают вопросы. Отвечают на поставленные вопросы. Слушают ответы других.Осмысливают ответы согруппников. Анализируют ответы других. Дополняют и исправляют ответы. Задают вопросы отвечающим студентам. Оказывают помощь отвечающим студентам. Размышляют над фактами, делают выводы, обобщения Выполняют упражнения, задания. |
Выявление уровня усвоения студентами учебного материала данного занятия. |
Тестовый контроль в процессе обучения характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает ответственность за выполняемую работу, приучает студентов к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. |
20 мин. |
9) Подведение итогов занятия. Рефлексия. |
Подчёркивает (обращает внимание) на положительные стороны, отрицательные стороны деятельности студентов. Отмечает лучшие работы. Анализирует (комментирует) работу каждого студента. Отмечает положительные, отрицательные моменты в ответах студентов, в поведении студентов. Определяет степень достижения целей, задач занятия. Останавливается на вопросах (отмечает), которые надо доработать. Помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов. Оценивает активность каждого студента. Отмечает подготовленность студентов к занятию. Оценивает знания студентов учебного материала. |
Слушают преподавателя. Обращают внимание на замечания преподавателя. Осмысливают замечания преподавателя. Участвуют в анализе (разборе) работ, практических действий, допущенных ошибок. Оценивают (вместе с преподавателем) свою работу, работы других. |
Развитие умения анализировать свои ошибки Развитие умения устранять ошибки. Развитие умения находить пути устранения ошибок. Развитие навыков самоконтроля. Создание интереса к предстоящей работе. Стимулировать интерес к учёбе. Развитие аналитических способностей студентов. Развитие мыслительной деятельности студентов. Развитие самостоятельности мышления. Развитие мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие продуктивного (аналитического) мышления. Воспитание самокритичности, справедливости, выдержанности. Воспитание умения (выдержанности) выслушивать критику. |
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Высказывают, аргументируют своё мнение.
|
5 мин. |
11) Задание по самостоятельной внеаудиторной работе |
Предлагает записать задания по самоподготовке к следующему занятию. Называет тему следующего занятия, литературу, источники, страницы учебника. Даёт методические указания (рекомендации) по выполнению заданий самостоятельной внеаудиторной работ.; Обращает внимание студентов на основные вопросы темы. Даёт инструкции по выполнению заданий самостоятельной внеаудиторной работы. Сообщает контрольные вопросы.
|
Записывают задания самостоятельной внеаудиторной работы. Слушают методические указания (рекомендации). Записывают тему следующего занятия, литературу, страницы, методические указания, контрольные вопросы. |
Организация подготовки к следующему занятию. Активизировать самоподготовку. Сосредоточить (обратить) внимание на основные вопросы темы следующего занятия. Отработка навыков самостоятельной работы с книгой, учебной, справочной и любой дополнительной литературой. Воспитание интереса к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы Развитие творческой активности (творческого мышления). Развитие поисковых умений. Выработать умения, навыки осмысленного чтения, осознанного усвоения материала. Развитие умения выделять главное в учебном материале. Развитие мыслительных процессов. Развитие логического мышления. Воспитание ответственного, добросовестного отношения к выполнению самостоятельной внеаудиторной работы. |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами. |
5 мин. |
12). Организация окончания занятия |
Напоминает студентам убрать рабочие места. Напоминает дежурным: вымыть полы, убрать мусор с пола. Проверить чистоту рабочих мест, выключить свет. |
Убирают рабочие места. Покидают учебную комнату. Дежурные моют полы. Дежурные делают влажную уборку.
|
Развитие чувства ответственности за порученное дело. Привитие любви к чистоте, порядку. |
Понимание важности приведения рабочего места в порядок на будущем месте работы, для последующего эффективного начала нового этапа выполнения работы. |
5 мин. |
Общее время этапов |
270 мин. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Митрофаненко В.П., Алабин И.В. Основы патологии – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.
2. Казачков, Е. Л., Осиков, М. В. Основы патологии. Этиология, патогенез, морфология болезней человека: учебник для медицинских училищ и колледжей / Е. Л. Казачков, М. В. Осиков. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
3. Парнес Е.Я. Норма и патология человеческого организма: Учебное пособие.-М.:Форум, 2015.
4. Салухов В.В., ХаритоновМ.А. Практическая пульмонология: руководство для врачей ‒ Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 411 с.
5. Авдеев С.Н.: Болезни органов дыхания, Ремедиум, 2020.
6. Патоморфология (htt://ihc.Ucr.ru)
7. Сайт морфологов (alexmorhph. narod,ru)
8. Архив патологии(http://w.w.w. Medlit.ru/mtdrus/arhpat,htm)
9. Saitpatomorhology (http://w.w.w. patolog.ru)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Теоретический материал по теме
Дыхание – это неотъемлемый признак жизни. Мы дышим постоянно с момента рождения и до самой смерти, дышим днем и ночью во время глубокого сна, в состоянии здоровья и болезни. В организме человека и животных запасы кислорода ограничены, поэтому организм нуждается в непрерывном поступлении кислорода из окружающей среды. Так же постоянно и непрерывно из организма должен удаляться углекислый газ, который всегда образуется в процессе обмена веществ и в больших количествах является токсичным соединением. Если происходит нарушение регуляции дыхания, повреждение легких или других органов дыхательной системы, повреждение структур также участвующих в акте дыхания, но не входящих в систему дыхания, то развивается дыхательная недостаточность, которая приведет к снижению функциональных возможностей организма и даже к его гибели.
Обобщенным вариантом нарушения дыхания является дыхательная недостаточность, которая может развиться при нарушении одного из процессов осуществляемых в легких:
вентиляции альвеол,
диффузии кислорода и углекислого газа через альвеолярно-капиллярную мембрану,
перфузии легочных капилляров.
Дыхательная недостаточность – состояние организма, при котором не обеспечивается поддержание нормального газового состава крови, либо последнее достигается за счет ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, приводящей к снижению функциональных способностей организма.
Механизмы развития дыхательной недостаточности
Центральный – повреждение центральных аппаратов регуляции дыхания.
Нервно-мышечный – нарушение проведения нервных импульсов или нарушение на уровне нервно-мышечных синапсов.
Торако-диафрагмальный – повреждение грудной клетки, позвоночника, дмафрагмы.
Легочный – непосредственное повреждение легких.
Стадии дыхательной недостаточности
Компенсированная – нормальный газовый состав крови поддерживается за счет защитно-приспособительных механизмов.
Декомпенсированная – характеризуется изменением газового состава крови.
Течение дыхательной недостаточности
Острая,
Хроническая.
Нарушение альвеолярной вентиляции
Альвеолярная гиповентиляция – снижение вентиляции альвеол.
Обструктивная – нарушение проходимости воздухоносных путей (попадание инородных веществ и тел в трахею и бронхи, утолщение стенки трахеи и бронхов в связи с воспалением или развитием опухоли, спазм голосовой щели и бронхиол).
Рестриктивная – уменьшение дыхательной поверхности легких или снижение их растяжимости (воспалительные и застойные явления в легких, эмфизема легких, пневмосклероз, опухоли бронхов, хирургическое удаление части или всего легкого, легочный коллапс – спадение легкого или его части, снижение образования сурфактанта, нарушение подвижности грудной клетки, нарушение работы дыхательного нервно-мышечного аппарата, нарушение деятельности дыхательного центра, нарушение целостности плевральной полости.
Одной из причин легочного коллапса является пневмоторакс – попадание воздуха в плевральную полость.
Виды пневмоторакса
1. Открытый – плевральная полость сообщается с атмосферным
воздухом.
2. Закрытый - плевральная полость не сообщается с атмосферным
воздухом.
Клапанный – через отверстие воздух проходит в плевральную полость во время вдоха, но вследствие закрытия отверстия во время выдоха он не возвращается в атмосферу.
Альвеолярная гиповентиляция приводит к развитию гипоксемии и гиперкапнии.
II. Альвеолярная гипервентиляция – возникает при избыточной активности дыхательного центра (психические расстройства, боли, влияние возбуж- дающих средств – кофеин, коразол, острая кровопотеря).
Альвеолярная гипервентиляция приводит к развитию гипокапнии и алкалозу.
Нарушение перфузии легочных капилляров
Возникает в результате нарушения легочного кровообращения (эмболия мелких ветвей легочной артерии, шок, коллапс).
Причины:
снижение сократительной функции правых отделов сердца, что приводит к уменьшению объема крови, поступающей в легкие.
снижение сократительной функции левого желудочка сердца, что приводит к застою крови в легких и уменьшению объема протекающей по ним крови.
некоторые врожденные пороки сердца, когда кровь из правых отделов попадает в левые, минуя альвеолярные капилляры.
Нарушение диффузии газов через аэрогематический барьер
Возникает в результате изменения свойств альвеолярно-капиллярных мембран, образующих аэрогематические барьеры легких.
Причины:
склеротические процессы,
интерстициальная пневмония,
эмфизема и отек легких,
уменьшение площади легких (коллапс, удаление части легкого).
Проявление нарушений внешнего дыхания
Нарушение внешнего дыхания – состояние, при котором утрачивается способность поддерживать нормальный газообмен, в результате чего возникает нарушение газового состава крови.
Проявляется в виде:
изменений частоты дыхательных движений,
изменений глубины дыхательных движений,
изменений периодичности дыхательных движений.
Брадипное – снижение частоты дыхания.
Апное – остановка дыхания.
Тахипное – увеличение частоты дыхания, со снижением глубины дыхания (частое поверхностное дыхание).
Гиперпное – глубокое дыхание.
Асфиксия (удушье) – вариант острого развития дыхательной недостаточности, при сдавлении или закупорке верхних дыхательных путей или угнетении дыхательного центра.
Диспное (одышка) – субъективное чувство нехватки воздуха и связанная с ним потребность усилить дыхание или объективное нарушение ритма, частоты и глубины дыхательных движений.
Типы одышки:
инспираторная – затрудняется и усиливается вдох (дифтерия, спазм голосовой щели, отек гортани, пневмоторакс, сердечная недостаточность),
экспираторная – затрудняется и усиливается выдох в результате спазма бронхиол (бронхиальная астма, эмфизема легких).
Периодическое патологическое дыхание
Характеризуется продолжительными паузами между актами вдоха и появляется при глубоком угнетении нейронов дыхательного центра.
Причины:
повышение внутричерепного давления,
отравление наркотическими веществами,
интоксикации,
тяжелая гипоксия,
коматозные состояния,
сосудистые поражения мозга.
Типы патологического дыхания
1. Чейна – Стокса – характеризуется постепенным нарастанием амплитуды дыхательных движений вплоть до гиперпное, затем ее снижение, апное и повторение всего цикла (у здоровых людей во сне, особенно в условиях высокогорья; после приема наркотиков, алкоголя; при сердечной недостаточности и уремии). Длительность цикла 30 – 60 секунд.
2. Биота – внезапная смена дыхательных циклов одинаковых по амплитуде и апное (непосредственное поражение нейронов головного мозга, особенно продолговатого – энцефалит, менингит, повышение внутричерепного давления, в результате чего развивается глубокая гипоксия ствола головного мозга).
3. Куссмауля – большое шумное дыхание, характеризующееся одиночными глубокими дыхательными актами с продолжительными паузами (тяжелый ацидоз при диабетической или уремической коме).
4. Агональное дыхание – при процессе умирания, характеризуется нарастающими глубокими вдохами.
Болезни органов дыхания
Острый бронхит – острое воспаление слизистой оболочки бронхов.
Патологоанатомическая картина. В легких случаях изменения ограничиваются слизистой оболочкой, в тяжелых – захватывают все слои бронхиальной стенки. Слизистая оболочка отечная, гиперемированная, с наличием слизистого, слизисто-гнойного или гнойного экссудата на поверхности. При тяжелых формах заболевания нередко наблюдаются кровоизлияния в слизистую оболочку, экссудат может приобретать геморрагический характер. В ряде случаев отмечается полная обтурация секретом просвета мелких бронхов и бронхиол.
Хронический бронхит – диффузное воспаление слизистых оболочек бронхиального дерева и более глубоких слоев бронхиальной стенки, характеризующееся длительным течением с периодическими обострениями.
Патологоанатомическая картина. Наиболее характерными являются изменения слизистой оболочки бронхов виде ее гиперемии и явлений гипертрофии. Наблюдается увеличение количества бронхиального секрета как за счет гиперфункции бронхиальных желез, так и за счет увеличения числа секретирующих слизь бокаловидных клеток. Бронхиолы легко блокируются секретом. При наличии обострения воспалительного процесса отмечается гиперемия слизистых оболочек с наличием гнойного или слизисто-гнойного содержимого в просветах бронхов.
На поздних стадиях заболевания может развиться атрофия слизистой оболочки. Участки утолщения бронхиальной стенки могут чередоваться с участками ее истощения вследствие неравномерного развития соединительной ткани, что сопровождается деформацией и искривлением бронхов. В участках истончения бронхиальной стенки нередко обнаруживаются бронхоэктазы.
Для хронических бронхитов, протекающих с преимущественным поражением мелких бронхов (обструктивный бронхит), характерно развитие эмфиземы легких с расширением альвеол, атрофией их стенок, разрушением межальвеолярных перегородок.
Вследствие повышения давления в малом круге кровообращения легочные артерии представляются расширенными, утолщенными, нередко с явлениями атероматоза. При микроскопическом исследовании отмечаются истончение и атрофия капиллярной сети, что обусловлено деструкцией и расширением альвеолярных стенок.
Острые пневмонии – воспалительный процесс инфекционной природы, протекающий с преимущественным поражением бронхиол. Подразделяют острую пневмонию по клинико-морфологическим признаками на крупозную (долевую) и очаговую (бронхопневмонию).
Патологоанатомическая картина.
В течение крупозной пневмонии выделяют стадии:
1. Прилива. Характеризуется гиперемией легочной ткани, нарушением проходимости капилляров с нарастанием воспалительного отека. В отечной жидкости определяется большое количество микроорганизмов. Длиться от 12 часов до 3 суток.
2. Красного опеченения. Вследствие диапедеза форменных элементов крови (эритроцитов) и выпота белков плазмы (фибриногена) в альвеолы и мелкие бронхи пораженный участок становится безвоздушным, плотным, красного цвета, с характерной зернистостью на разрезе. Продолжительность от 1 до 3 суток.
3. Серого опеченения. Альвеолы заполняются большим количеством нейтрофилов (эритроциты встречаются относительно редко, вследствие чего легкое на разрезе имеет серовато-желтый цвет), сохраняется выраженная зернистость. При микроскопическом исследовании обнаруживаются нейтрофилы с фагоцитированными пневмококками. Длительность от 2 до 6 суток.
4. Разрешения. Характеризуется постепенным растворением фибрина. Происходит слущивание альвеолярного эпителия, заполнение альвеол макрофагами, которые фагоцитируют нейтрофилы, содержащие пневмококки. Зернистость постепенно исчезает. При полном рассасывании экссудата легкое становится мягким, однако эластичность его полностью не восстанавливаются. Продолжительность этой стадии зависит от распространенности процесса, проводимой терапии, особенностей реактивности организма, вирулентности возбудителя и других причин.
В пораженном участке легкого часто наблюдается сочетание всех стадий воспалительного процесса или преобладание одной их них.
При очаговой пневмонии изменения часто ограничиваются долькой или сегментом. Наблюдается чередование очагов с более темными участками ателектаза и светлыми зонами викарной эмфиземы, что придает пораженному участку характерный пестрый вид. Экссудат чаще всего носит серозный характер, однако может быть гнойным, геморрагическим или смешанным. Фибрин в экссудате отсутствует или содержание его незначительно.
При вирусных пневмониях изменения носят в основном очаговый характер чередуясь с участками неповрежденной ткани. Характерны нарушения микроциркуляции в виде отека, диапедезные кровоизлияния. Наряду с поражением респираторного отдела легких характерно наличие воспалительного процесса слизистой оболочки трахеи, бронхов и бронхиол. При гриппозных пневмониях с гипертоксическим течением обнаруживают явления катарального или некротического и геморрагического лариноготрахеобронхита. При этом пневмония , чаще двусторонняя, может носить геморрагический характер, нередко наблюдаются абсцедирование, а также признаки отека легких, фибринозные или фибринозно-гнойные плевриты, отек мозга, иногда кровоизлияние в вещество мозга.
Острые воспалительные заболевания легких (пневмонии).
Препарат 1. Крупозная пневмония (стадия серого опеченения) |
Препарат 2. Крупозная пневмония |
Препарат 3. Карнификация легкого при крупозной пневмонии |
Препарат 4. Бронхопневмония |
Хроническая пневмония – периодически обостряющийся воспалительный процесс в легочной ткани как следствие неизлеченной острой пневмонии.
Патологоанатомическая картина. Пораженная часть легкого уменьшается в объеме, плотная на ощупь вследствие развития пнавмосклероза, имеются признаки локального эндобронхита, деформация бронхов, нередко бронхоэктазы. В соседних участках наблюдается викарная эмфизема. Микроскопически в очаге поражения выявляются лейкоцитарная инфильтрация, утолщение альвеолярных перегородок, развитие грануляционной ткани, склеротические изменения в мелких сосудах вплоть до полной их облитерации.
Бронхоэктатическая болезнь – регионарное расширение бронхов с преимущественной локализацией процесса в нижних отделах легких, с проявлением симптомов гнойного бронхита и нередко кровохарканья.
Патологоанатомическая картина. Слизистая оболочка в зоне бронхоэктазий часто изъязвлена. Мышечные волокна и хрящи подвергаются деструкции с замещением соединительной тканью. Процесс сопровождается нарушением дренажной функции и застоем секрета в просвете расширенных бронхов. Часто обнаруживаются также явления хронического диффузного бронхита.
При микроскопическом исследовании отмечаются замещение мерцательного эпителия многослойным или цилиндрическим, инфильтрация стеки бронха нейтрофилами.
В окружающей бронхоэктазии легочной ткани обнаруживают изменения в виде ателектазов, участков фиброза, очагов бронхопневмонии, абсцедирование. Эти изменения постепенно приводят к сморщиванию пораженного сегмента легкого. Изменения выявляются также в сосудистой системе. Бронхиальные артерии гипертрофированы, образуют многочисленные анастомозы с легочными артериями.
При развитии амилоидоза выявляются характерные изменения в почках, печени и других органах.
Абсцессы и гангрена легких – тяжелый нагноительный процесс, протекающий с выраженной интоксикацией, сопровождающийся некрозом и расплавлением легочной ткани с образованием полостей. Острый абсцесс отличается от гангрены легкого тенденцией к ограничению очага нагноения.
Патологоанатомическая картина. Гнойные очаги могут быть одиночными и множественными. Полость абсцесса выполнена гноем, выделяющимся через бронх, с которым в большинстве случаев сообщается гнойник. При хронических абсцессах полость выполнена грануляциями, отмечаются склеротические изменения окружающей ткани. При гангрене в легком определяются участки гнилостного поражения грязно-зеленого цвета, полости не имеют четких границ.
При микроскопическом исследовании отмечаются лейкоцитарная инфильтрация, фибринозное пропитывание альвеолярных перегородок, их набухание и потеря структурности.
Бронхиальная астма – (от греч. Athma – затрудненное дыхание) - хроническое рецидивирующее заболевание, в основе которого лежит измененная реактивность бронхов, обусловленная иммунологическими и (или) неиммуннологическими механизмами, обязательным клиническим проявлением которого является приступ удушья вследствие бронхоспазма, гиперсекреции и отека слизистой оболочки бронхов.
Патологоанатомическая картина. В большинстве случаев обнаруживаются признаки эмфиземы, обтурация бронхов слизистыми или слизисто-гнойными пробками, тотальный бронхоспазм. Регистрируется различной степени выраженности осложняющая пневмония.
При микроскопическом исследовании находят увеличение числа бокаловидных клеток, замещение ими клеток реснитчатого эпителия, увеличение количества слизистых желез, слущивание эпителия, утолщение базальной мембраны, значительное количество эозинофилов в стенках бронхов, слизи и слизистых пробок. Если заболевание протекало на фоне хронического бронхолегочного воспалительного процесса, обнаруживают поля многослойной метаплазии.
Фиброзирующий альвеолит (болезнь Хаммена – Рича – по имени американских врачей, впервые описавших это заболевание в 1935 и 1944 г.г.) – тяжелое заболевание респираторной системы, при котором наблюдается распространенный фиброз легких ниже уровня терминальных бронхов (респираторных бронхиол и альвеол), приводящий к развитию альвеолярно-капиллярного блока и резкому снижению диффузной способности легких, что появляется нарастающей легочной недостаточностью.
Патологоанатомическая картина. Происходит фиброзное уплотнение альвеолярных перегородок с интенсивной инфильтрацией стенок альвеол и респираторных бронхиол лимфоидными и плазматическими клетками. Легкие очень плотны, на ощупь напоминают резину, на разрезе серого цвета. В стенках альвеол обнаруживается сеть ретикулярных волокон, позже замещаемых коллагеновыми. В просветах альвеол отмечается скопление слущенных альвеолярных клеток и серозно-фибринозного экссудата.
Саркоидоз (болезнь Бенье – Бека – Шауманна) – заболевание неизвестной этиологии, при котором наблюдается образование неказеозных эпителиоидных и гигантоклеточных гранулем, наиболее часто локализующихся в органах дыхания.
Патологоанатомическая картина. Изменения локализуются чаще всего в лимфатических узлах, легких, печени, селезенке, сердечной мышце, почках, костном мозге, коже, реже – в эндокринных железах и других органах.
Патоморфологическим субстратом саркоидоза является элителиоидно-клеточная гранулема с центральным скоплением макрофагов, окруженных лимфоцитами, единичными плазматическими клетками, фибробластами и коллагеновыми волокнами.
Эмфизема легких (от греч. emphysae – вдувать, раздувать) – патологические процессы в легких, характеризующиеся повышенным содержанием воздуха в легочной ткани.
Патологоанатомическая картина. Легкие объемистые, мягкой консистенции, обычно незначительно спадаются при вскрытии грудной клетки. На поверхности легких часто обнаруживаются пузырьки из слившихся альвеол (буллы), которые при разрыве могут быть причиной спонтанного пневмоторокса.
Микроскопически характерными являются расширение альвеол, истончение альвеолярных перегородок с наличием в них дефектов, разрывов, атрофия эластических волокон.
Нередко отмечаются явления хронического бронхита.
Хронические неспецифические заболевания легких.
Препарат 1. Бронхоэктазы и пневмосклероз. |
Препарат 2. Хроническая обструктивная эмфизема легких |
Препарат 3. Хроническая обструктивная эмфизема легких |
Препарат 4. Силикоз легкого |
Препарат 5. Силикоз легкого |
Приложение № 2
Вопросы для подготовки к практическому занятию
1. Нарушение дыхания. Процессы приводящие к нарушению функции дыхания.
2. Дыхательная недостаточность – понятие.
3. Механизмы развития дыхательной недостаточности.
4. Стадии дыхательной недостаточности.
5. Нарушение альвеолярной вентиляции.
6. Нарушение перфузии легочных капилляров.
7. Проявления нарушений внешнего дыхания.
8. Периодическое патологическое дыхание.
9. Болезни органов дыхания.
10.Термины: брадипное, апное, тахипное, гиперпное, диспное, асфиксия, пневмосклероз, бронхоэктазы.
Приложение № 3
Раздаточный материал для самостоятельной работы
на практическом занятии
Задание №1. Заполните таблицу: «Механизмы развития дыхательной
недостаточности»
Название |
Определение |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
Задание № 2. Дополните таблицу: «Нарушение альвеолярной недостаточности»
Название |
Определение |
I. Альвеолярная гиповентиляция |
|
1. обструктивная |
|
2. рестриктивная |
|
II. Альвеолярная гипервентиляция |
|
Задание № 3. Заполните таблицу: «Виды пневмоторакса»
Название |
Определение |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
Задание № 4. Дополните таблицу.
Название |
Определение |
Причины |
1.Нарушение перфузии легочных капилляров |
|
1. 2. 3. |
2. Нарушение диффузии газов через аэрогематический барьер |
|
1. 2. 3. 4. |
Задание № 5. Заполните таблицу: «Типы одышки»
Название |
Определение |
Причины |
I. |
|
1. 2. 3. 4. 5. |
II. |
|
1. 2. |
Задание № 6. Дополните таблицу: «Термины по теме»
Термины |
Характеристика |
1. Брадипное |
|
2.Апное |
|
3.Тахипное |
|
4.Гиперпное |
|
5. Диспное |
|
6.Асфиксмя |
|
7.Пневмосклероз |
|
8. Бронхоэктазы |
|
9. Эмфизема |
|
10.Астма |
|
Задание № 7. Определите микроскопический препарат «Острые воспалительные заболевания легких (пневмонии)»
Задание № 7. Определите микроскопический препарат «Хронические неспецифические заболевания легких»
Приложение № 4
Ситуационные задачи по теме
Задача № 1.
Больная А., 34 лет.
Жалобы: на общую слабость, ломоту, небольшой озноб, кашель грубый в виде приступов с небольшим количеством трудно отделяемой мокроты, боль в грудной клетке при кашле.
Заболела остро, связывает с переохлаждением организма.
При осмотре: состояние удовлетворительное, температура тела – 37,8° С.
При объективном обследовании: в легких перкуторный звук не изменен, выслушивается жесткое дыхание, сухие хрипы, количество которых изменяется после кашля. ЧДД – 20 в 1 мин. Тоны сердца ритмичные, ЧСС – 86 в 1 мин. Со стороны органов других систем видимой патологии не отмечается.
Микроскопия: слизистая оболочка бронхов отечная, гиперемированная, с наличием слизистого на поверхности.
Ваше предположительное мнение о заболевании?
Патологоанатомическая картина при данном заболевании?
Задача № 2.
Болной Б., 37 лет.
Жалобы: на кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, содержащей прожилки крови, повышение температуры тела до 38° С, иногда отделение мокроты «полным ртом», особенно по утрам.
Анамнез: кашель беспокоит около 10 лет. После переохлаждения кашель усиливается, количество мокроты увеличивается, характер ее слизисто-гнойный. Несколько раз ухудшение состояния сопровождалось подъемом температуры тела и ознобом. Лечился в стационаре с диагнозом «пневмония».
При осмотре: акроцианоз, пальцы в виде барабанных палочек, ногти в виде часовых стекол, грудная клетка эмфизематозно вздута.
При объективном обследовании: температура тела – 37,6° С. При перкуссии звук коробочный, справа в подмышечной области несколько притуплен. Выслушиваются мелко- и среднепузырчатые хрипы. ЧДД -28 в 1 мин. Тоны сердца приглушены, пульс – 108 в 1 мин., АД – 105/65 мм.рт.ст. Органов других систем без особенностей.
Микроскопия: Слизистая оболочка в зоне расширенных бронхов изъязвлена. Мышечные волокна и хрящи деструктированы и замещены соединительной тканью. Отмечается замещение мерцательного эпителия многослойным, инфильтрация стеки бронха нейтрофилами.
В окружающей расширенные и деформированные бронхи легочной ткани обнаруживают изменения в виде ателектазов, участки фиброза, очаги бронхопневмонии, абсцедирование. Бронхиальные артерии гипертрофированы, образуют многочисленные анастомозы с легочными артериями.
Ваше предположительное мнение о заболевании?
Патологоанатомическая картина при данном заболевании?
Задача № 3.
В терапевтическое отделение ЦРБ поступила больная С., 41 лет.
Жалобы: потрясающий озноб, сильная головная боль, повышение температуры тела до 39° С, ноющая боль в правой половине грудной клетки, усиливающаяся при вдохе и кашле, кашель с отделением кровянистой «ржавой» мокроты, сон нарушен.
Анамнез: заболела остро два дня назад, за медицинской помощью не обратилась сразу, думая, что простудилась.
При осмотре: гиперемия щек, на губах – герпес. При дыхании заметно отставание правой половины грудной клетки.
При объективном обследовании: перкуторный звук над средней долей правого легкого тимпанический, выслушивается ослабленное везикулярное дыхание и крепитация.
В анализе крови: лейкоцитов - 18×10 9/л, СОЭ – мм/час.
Микроскопия: гиперемия легочной ткани, нарушение проходимости капилляров с воспалительным отеком. В отечной жидкости определяется большое количество микроорганизмов.
Ваше предположительное мнение о заболевании?
Патологоанатомическая картина при данном заболевании?
Приложение № 5
Тестовые задания для итогового контроля знаний
по теме «Патологическая анатомия и патологическая физиология
органов дыхательной системы»
Вариант № 1
1. Механизмы развития дыхательной недостатчности
1. центральный,
2. торако-диафрагмальный,
3. перефирический,
4. легочный.
2. Формы легочной дыхательной Определение
недостаточности
1. обструктивная А. уменьшение дыхательной поверхности легких
2. рестриктивная Б. нарушение проходимости в бронхах
3. Стадии дыхательной недостаточности
1. компенсированная,
2. острая,
3. декомпенсированная,
4. хроническая.
4. Попадание воздуха в плевральную полость
1. гидроторакс,
2. пневмосклероз,
3. пневмоторакс,
4. гемоторакс.
5. Виды пневмоторакса
1. открытый,
2. клапанный,
3. вентиляционный,
4. закрытый.
6. Увеличение ЧДД
1. апное,
2. брадипное,
3. тахипное,
4. гиперпное.
7. Субъективное чувство нехватки воздуха и потребность усилить дыхание
называется _____________________
8. Типы одышки Определение
1. инспираторная А. затруднен и усилен выдох
2. экспираторная Б. затруднен и усилен вдох
9. Повышенное содержанием воздуха в легочной ткани называется _______________
10. В течение крупозной пневмонии выделяют стадии
1. прилива,
2. красного опеченения,
3. серого опеченения,
4. белого опеченения.
Вариант № 2
1. Механизмы развития дыхательной недостатчности
1. центральный,
2. нервно-мышечный,
3. перефирический,
4. легочный.
2. Формы легочной дыхательной Определение
недостаточности
1. рестриктивная А. нарушение проходимости в бронхах
2. обструктивная Б. уменьшение дыхательной поверхности легких
3. Стадии дыхательной недостаточности
1. декомпенсированная,
2. хроническая,
3. компенсированная,
4. острая.
4. Попадание воздуха в плевральную полость
1. пневмосклероз,
2. пневмоторакс,
3.гидроторакс,
4. гемоторакс.
5. Виды пневмоторакса
1. закрытый,
2. вентиляционный,
3. клапанный,
4. открытый.
6. Уменьшение ЧДД
1. апное,
2. брадипное,
3. тахипное,
4. гиперпное.
Объективное нарушение ритма, частоты и глубины дыхательных движений называется _________________
8. Типы одышки Определение
1. экспираторная А. затруднен и усилен вдох
2. инспираторная Б. затруднен и усилен выдох
9. Расширенные бронхи с гнойным воспалением слизистой оболочки носят
Название ___________________
10. В течение крупозной пневмонии выделяют стадии
1. белого опеченения,
2. прилива,
3. серого опеченения,
4. красного опеченения.
Варианты ответов на тестовые задания к практическому занятию
по теме «Патологическая анатомия и патологическая физиология
органов дыхательной системы»
Вариант № 1 |
|
Вариант № 2
|
1. 1, 2, 3 |
1. 1, 2, 3 |
|
2. 1А, 2 Б |
2. 1Б, 2А |
|
3. 1,3 |
3. 1,3 |
|
4. 3 |
4. 2 |
|
5. 1, 2, 4 |
5. 1, 3, 4 |
|
6. 3 |
6. 2 |
|
7. диспное (одышка) |
7. диспное (одышка) |
|
8. 1Б, 2А |
8. 1Б, 2А |
|
9. эмфиземой |
9. бронхоэктазов |
|
10. 2,3. |
10. 3,4 |
Приложение № 6
Эталон ответов раздаточного материала для самоконтроля
при подготовке к практическому занятию
Задание № 1. Заполните таблицу: «Механизмы развития дыхательной
недостаточности»
Название |
Определение |
1. Центральный |
Повреждение центральных аппаратов регуляции дыхания. |
2. Нервно-мышечный |
Нарушение проведения нервных импульсов или нарушение на уровне нервно-мышечных синапсов. |
3. Торако-диафрагмальный |
Повреждение грудной клетки, позвоночника, диафрагмы. |
4. Легочный |
Непосредственное повреждение легких. |
Задание № 2. Дополните таблицу: «Нарушение альвеолярной недостаточности»
Название |
Определение |
I. Альвеолярная гиповентиляция |
Снижение вентиляции альвеол |
1. обструктивная |
Нарушение проходимости воздухоносных путей |
2. рестриктивная |
Уменьшение дыхательной поверхности легких или снижение их растяжимости. |
II. Альвеолярная гипервентиляция |
Возникает при избыточной активности дыхательного центра. |
Задание № 3. Заполните таблицу: «Виды пневмоторакса»
Название |
Определение |
1. Открытый |
Плевральная полость сообщается с атмосферным воздухом. |
2. Закрытый |
Плевральная полость не сообщается с атмосферным воздухом. |
3. Клапанный |
Через отверстие воздух проходит в плевральную полость во время вдоха, но вследствие закрытия отверстия во время выдоха он не возвращается в атмосферу. |
Задание № 4. Дополните таблицу.
Название |
Определение |
Причины |
1.Нарушение перфузии легочных капилляров |
Возникает в результате нарушения легочного кровообращения. |
1. Снижение сократительной функции правых отделов сердца. 2. Снижение сократительной функции левых отделов сердца. 3. Врожденные пороки сердца. |
2. Нарушение диффузии газов через аэрогематический барьер |
Возникает в результате изменения свойств альвеолярно-капиллярных мембран, образующих аэрогематические барьеры легких. |
1. Склеротические процессы. 2. Интерстициальная пневмония. 3. Эмфизема и отек легких. 4. Уменьшение площади легких. |
Задание № 5. Заполните таблицу: «Типы одышки»
Название |
Определение |
Причины |
I. Инспираторная |
Затруднен и усилен выдох. |
1. дифтерия, 2. спазм голосовой щели, 3. отек гортани, 4.пневмоторакс, 5. сердечная недостаточность. |
II. Экспираторная |
Затруднен и усилен вдох. |
1. бронхиальная астма, 2. эмфизема легких. |
Задание № 6. Дополните таблицу: «Термины по теме»
Термины |
Характеристика |
1. Брадипное |
Снижение частоты дыхательных движений. |
2.Апное |
Остановка дыхания. |
3.Тахипное |
Увеличение частоты дыхательных движений. |
4.Гиперпное |
Глубокое дыхание. |
5. Диспное |
Одышка. |
6.Асфиксмя |
Удушье. |
7.Пневмосклероз |
Разрастание соединительной ткани в легких. |
8. Бронхоэктазы |
Расширение бронхов. |
9. Эмфизема |
Повышенное содержание воздуха в легких. |
10.Астма |
Затрудненное дыхание. |
Задание № 7. Определите микроскопический препарат «Острые воспалительные заболевания легких (пневмонии)»
Препарат 1. Крупозная пневмония (стадия серого опеченения) |
Препарат 2. Крупозная пневмония |
Препарат 3. Карнификация легкого при крупозной пневмонии |
Препарат 4. Бронхопневмония |
Задание № 7. Определите микроскопический препарат «Хронические неспецифические заболевания легких»
Препарат 1. Бронхоэктазы и пневмосклероз |
Препарат 2. Хроническая обструктивная эмфизема легких |
Препарат 3. Хроническая обструктивная эмфизема легких |
Препарат 4. Силикоз легкого |
Препарат 5. Силикоз легкого |
Технологическая карта учебного занятия
ФИО преподавателя, квалификационная категория |
Воронин С.Я., высшая категория |
||||||||||||||
Код, наименование специальности |
31.02.01 «Лечебное дело» |
||||||||||||||
Учебный цикл |
Общепрофессиональный |
||||||||||||||
Учебная дисциплина/МДК |
ОП 08. Основы патологии. Раздел Патологическая анатомия и патологическая физиология |
||||||||||||||
Междисциплинарные связи |
Предшествующие учебные дисциплины/МДК |
Последующие учебные дисциплины/МДК |
|||||||||||||
ОП.03. Анатомия и физиология человека, ОП.05. Генетика человека с основами медицинской генетики, ОП.06. Гигиена и экология человека, ОП.09. Основы микробиологии и иммунологии |
ПМ 01. Диагностическая деятельность, ПМ 02. Лечебная деятельность |
||||||||||||||
Формируемые компетенции |
Общие компетенции |
Профессиональные компетенции |
|||||||||||||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп. ПК 1.2. Проводить диагностические исследования. ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. ПК 1.4. Проводить диагностику беременности. ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка. ПК 1.6. Проводить диагностику смерти. ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства. ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения. ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента. ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом. ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний. ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента. ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении. ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке. ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья. ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику. ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. ПК 4.7. Организовывать здоровьесберегающую среду. ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией. ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь. ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.
|
||||||||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК |
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
|||||||||||||
У1 |
определять морфологию патологически измененных тканей, органов |
З2 |
клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма |
||||||||||||
Уровень освоения |
репродуктивный |
||||||||||||||
Тема учебного занятия |
Патологическая анатомия и патологическая физиология дыхательной системы |
||||||||||||||
Тип учебного занятия |
Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности: применение знаний; контроль и коррекция знаний с использованием самостоятельной работы |
||||||||||||||
Формы и методы обучения |
Методы и приёмы обучения: Словесно-иллюстративные; наглядные (макропрепараты и микропрепараты, схемы, компьютерные слайды, видеофильм); практические (самостоятельное выполнение заданий и упражнений). Формы работы: индивидуальная; групповая; фронтальная. |
||||||||||||||
Образовательные технологии |
Элементы здоровьесберегающих технологии и информационно – коммуникационных технологий |
||||||||||||||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
||||||||||||
Обобщить, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Патологическая анатомия и патологическая физиология сердечнососудистой системы» полученные на теоретических занятиях; способствовать формированию профессиональных компетенций; побудить студентов к мыслительной деятельности
|
Развитие мышления - (аналитического) формирование умения выделять существенные признаки и свойства, - (синтезирующего) развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, -(аналитико-синтезирующего) развитие умения классифицировать, делать обобщающие выводы, -(абстрактного) развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике. Развитие познавательных умений -формирование умений выделять главное, -развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности Развитие профессиональных умений - развитие умения нестандартно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, - планировать, оценивать результаты выполненных действий, - регулировать и контролировать свои действия. Развитие умений профессиональной деятельности - умения работать в нужном темпе. - развитие приемов наблюдения – цель, последовательность, состав объектов) Развитие воли и самостоятельности - развитие инициативы, уверенности в своих силах, настойчивости, - умения преодолевать трудности, добиваться намеченной цели, - умения действовать самостоятельно |
стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга; стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями.
|
|||||||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия
|
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
|||||||||||||
У1 |
Использовать патологоанатомическую и медицинскую терминологии. Назвать и показать изменения в органах дыхания при развитии воспалительного процесса. |
З 2 |
Патоморфологическая характеристика органов при патологии дыхательной системы. Макроскопические изменения органов при заболеваниях дыхательной системы. Микроскопические изменения в клетке при заболеваниях дыхательной системы. |
||||||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия |
в условиях реализации приёмов, обеспечивающих необходимое усвоение новых знаний, активизируется мыслительная деятельность всех участников учебной работы, повышается мотивация и развивающий эффект обучения; эффективно организованная форма работы на занятии способствует также раскрытию и развитию учебно-информационных, учебно-интеллектуальных и учебно-коммуникативных навыков и возможностей каждого обучающегося |
||||||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия |
Устный опрос Фронтальный опрос Итоговый тестовый контроль |
||||||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия |
Ресурсы учебного занятия |
Формы работы на занятии
|
|||||||||||||
Материально-техническое обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Электронные информационные и образовательные ресурсы |
||||||||||||
Мультимедийная система, авторская презентация.
|
ОИ 1 – Митрофаненко В.П., Алабин И.В. Основы патологии – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 |
1. ДИ 1 – Авдеев С.Н.: Болезни органов дыхания, Ремедиум, 2020 2. ДИ 2 – Парнес Е.Я. Норма и патология человеческого организма: Учебное пособие.-М.:Форум, 2015 |
1. Патоморфология (htt://ihc.Ucr.ru) 2. Сайт морфологов alexmorhph. narod,ru) 3. Архив патологии (http: //w.w.w. Medlit.ru/mtdrus/arhpat,htm) 4. Сайт патоморфология (http.//w.w.w. patolog.ru) |
Чтение; обсуждение; беседа; работа со схемами; просмотр презентаций Совместные действия; наблюдения.
|
|||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||
Сформировать у обучающихся новые патоморфологические понятия о изменениях в органах и системах организма человека.
|
Умения обучающимися ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы, защищать свои взгляды, умение работать с разными источниками информации.
|
Знания основных принципов здорового образа жизни, формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения). |