Методическая разработка «Праздник масленица» (5 класс)
Методическая разработка «Праздник Масленица»
Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
- дать представление о празднике «Масленица»;
- развивать творческие способности, навыки импровизации;
- развивать социальную, познавательную, творческую активность детей;
- воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;
- воспитывать личность, стремящуюся к нравственному совершенству.
Оборудование: русские народные костюмы, карточки, аудиозаписи русских народных песен.
Возраст: 5 класс.
Ход мероприятия
(ученики 2 человека, одеты в русские народные костюмы)
Педагог д/о:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о старинном славянском празднике проводов зимы - Масленице. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту.
Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней.
На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу. Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех. Так наши предки с радостью провожали зиму.
Блины в Масленицу - самая главная русская еда. Хозяйки начинали их печь с понедельника. Как и в древние языческие времена, первым блином всегда поминали усопших. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюха не расколет». Тем более что масленичная неделя - последняя перед Великим постом, предваряющим Пасху.
Каждый день масленицы назывался по - особому. Сейчас мы подробно расскажем вам о них.
1-й ученик: Понедельник называется встреча, в этот день дети выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах?
(Ответы: не все коту Масленица, будет и Великий пост. Не житье, а масленица. Хоть с себя что заложить, а маслену проводить. Без блина не маслена. Без кота мышам масленица. Первый блин комом. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? Дело блин).
2-й ученик: Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы.
Педагог д/о: давайте и мы с вами немного поиграем. Игра называется «Золотые ворота».
Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
1-й ученик: Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали: Месяц, ты месяц, Выгляни в окошко! Подуй на опару!
Педагог д/о: А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят?
1-й ученик: Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Блины подавали с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.
Педагог д/о: А сейчас конкурс.
Конкурс «Достань приз»
На длинной нитке, протянутой через весь зал, висят угощения и просто призы: конфеты, печенье, вафли и т. д. Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.
2-й ученик: Четверг назывался широкий, или разгуляй- четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками.
Педагог д/о: Игра– Горячий блин.
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.
1-й ученик: В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости.
Педагог д/о: Пословицы вы знаете хорошо, а умеете ли вы разгадывать загадки?
Нам привале нам помог:
Суп варил, картошку пек,
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (Костер.)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб.)
Камень о камень
Трутся боками.
Трутся бока -
Людям будет мука. (Жернова.)
Лежало на свету,
Просилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. (Семя.)
Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча. (Печь.)
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской оранжевой
Красит людей. (Солнце.)
Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет. (Жаворонок.)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман.)
Растет не на суше,
Голова из плюша. (Камыш.)
Чемпион по прыжкам,
Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)
2-й ученик: А про последний день в воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощеный день. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело, ее изображающее, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где и встречали Масленицу. Сжигали чучело под пение подходящих песен, под громкие крики. Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощеного воскресенья. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.
Педагог д/о: Конкурс «Веселые пляски»
Для этого конкурса необходимо подготовить карточки, на которых были бы указаны задания. (Примеры карточек: 1. Знаменитый самовар Мухи-цокотухи научился танцевать.2. В джунглях праздник больших танцев, на который были приращены зебра, жираф и лягушка.3. Карабас Барабас и Карлсон были замечены на самой модной вечеринке года.)
- Ваша задача станцевать так, как бы это сделали герои, написанные на карточках.
Педагог д/о: Да повеселились мы на славу. А теперь все угощайтесь блинами (Чаепитие с блинами).
Звучит песня «Прощай, Масленица!»