Методическая разработка «Праздник масленица» (5 класс)

2
0
Материал опубликован 19 April 2016

Методическая разработка «Праздник Масленица»

Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.

Задачи:

  • дать представление о празднике «Масленица»;
  • развивать творческие способности, навыки импровизации;
  • развивать социальную, познавательную, творческую активность детей;
  • воспитывать любовь и уважение к традициям родного края;
  • воспитывать личность, стремящуюся к нравственному совершенству.

Оборудование: русские народные костюмы, карточки, аудиозаписи русских народных песен.

Возраст: 5 класс.

 

Ход мероприятия

(ученики 2 человека, одеты в русские народные костюмы)

Педагог д/о:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о старинном славянском празднике проводов зимы - Масленице. После крещения Руси этот языческий праздник сохранился, хотя и приобрел некоторые новые черты. Церковь в это время вспоминает изгнание Адама из рая и приготовляет всех христиан к Великому посту.

Масленица — это веселый и разудалый русский карнавал, который длился обычно 7 дней.

На Масленицу устраивались маскарады, причем мужчины наряжались в женские платья, а женщины — в мужские; некоторые рядились в костюмы зверей, шутов, пугал и т. д. Ряженые с шумом и музыкой катались на санях по городу. Вертелись карусели; в балаганах шли веселые представления; народ катался с ледяных гор; всюду звучали музыка и смех. Так наши предки с радостью провожали зиму.

 Блины в Масленицу - самая главная русская еда. Хозяйки начинали их печь с понедельника. Как и в древние языческие времена, первым блином всегда поминали усопших. Блинов пекли и ели много, приговаривая при этом: «Блин не клин, брюха не расколет». Тем более что масленичная неделя - последняя перед Великим постом, предваряющим Пасху.

Каждый день масленицы назывался по - особому. Сейчас мы подробно расскажем вам о них.

1-й ученик: Понедельник называется встреча, в этот день дети выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

А какие пословицы, поговорки, шутки и загадки вы знаете о Масленице и о блинах?

(Ответы: не все коту Масленица, будет и Великий пост. Не житье, а масленица. Хоть с себя что заложить, а маслену проводить. Без блина не маслена. Без кота мышам масленица. Первый блин комом. Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? Дело блин).

2-й ученик: Вторник назывался заигрыши. В этот день дети и молодежь усаживали в санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком, обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого, съезжали с гор на санях, салазках, обледенелых рогожах, катались на лошадях. Когда темнело, молодежь устраивала общие вечеринки. На вечеринках пели, веселились, играли, водили хороводы.

Педагог д/о: давайте и мы с вами немного поиграем. Игра называется «Золотые ворота».

Двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

1-й ученик: Среда считается лакомкой. В этот день тещи угощали зятьев блинами. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали: Месяц, ты месяц, Выгляни в окошко! Подуй на опару!

Педагог д/о: А как вы думаете, почему блины круглые? Какие бывают блины? С чем их едят? 

1-й ученик: Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг. Блины подавали с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.

Педагог д/о: А сейчас конкурс.

Конкурс «Достань приз»

На длинной нитке, протянутой через весь зал, висят угощения и просто призы: конфеты, печенье, вафли и т. д. Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.

2-й ученик: Четверг назывался широкий, или разгуляй- четверток. Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улице, разгуливая с песнями и гармониками или устраивая хороводы. Парни и девушки ходили также на ледяные горки, где усаживались толпой на больших санях, лихо скатывались с них. Считалось, что чем дальше скатишься, тем длиннее уродится лен. Вечером встречались на вечеринках, гуляньях, которые сопровождались песнями, частушками, плясками.

Педагог д/о: Игра– Горячий блин. 
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз. 

 1-й ученик: В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни так и называли. В эти дни ходили к родственникам в гости на блины. В городах устраивали балы, маскарады, в театрах давали дневные спектакли. Особенно популярным было катание по улицам в нарядных санях с бубенцами под дугой. Везде светились огни балаганов, продавали чай, блины, сладости.

Педагог д/о: Пословицы вы знаете хорошо, а умеете ли вы разгадывать загадки?

Нам привале нам помог:

Суп варил, картошку пек,

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь. (Костер.)

 

Мнут и катают,

В печи закаляют,

А потом за столом

Нарезают ножом. (Хлеб.)

 

Камень о камень

Трутся боками.

Трутся бока -

Людям будет мука. (Жернова.)

 

Лежало на свету,

Просилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы вырваться на свет. (Семя.)

 

Стоит изба из кирпича

То холодна, то горяча. (Печь.)

 

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской оранжевой

Красит людей. (Солнце.)

 

Хочет - прямо полетит,

Хочет - в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет. (Жаворонок.)

 

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

 

Растет не на суше,

Голова из плюша. (Камыш.)

 

Чемпион по прыжкам,

Скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик.)

2-й ученик: А про последний день в воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот называли проводы, прощеный день. Катанье, песни, звуки гармоники, шум и гам в последний день продолжались до вечера, когда в заключение всех затей провожали Масленицу, то есть сжигали чучело, ее изображающее, за деревней, на ближайшей горке, именно там, где и встречали Масленицу.  Сжигали чучело под пение подходящих песен, под громкие крики. Все затеи и веселье продолжались только до вечера Прощеного воскресенья. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей. 

Педагог д/о: Конкурс «Веселые пляски»

Для этого конкурса необходимо подготовить карточки, на которых были бы указаны задания. (Примеры карточек: 1. Знаменитый самовар Мухи-цокотухи научился танцевать.2. В джунглях праздник больших танцев, на который были приращены зебра, жираф и лягушка.3. Карабас Барабас и Карлсон были замечены на самой модной вечеринке года.)

- Ваша задача станцевать так, как бы это сделали герои, написанные на карточках.

Педагог д/о: Да повеселились мы на славу. А теперь все угощайтесь блинами (Чаепитие с блинами).

Звучит песня «Прощай, Масленица!»

Комментарии
Комментариев пока нет.