МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ. Урок математики в 5 классе "Письменное умножение на однозначное число"
Кадушина Людмила Алексеевна,
учитель математики;
ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»,
Республика Мордовия, г. Саранск
Урок математики в 5-ом классе
Тема «Письменное умножение на однозначное число»
Цель - закрепить умение умножать письменно трёхзначные числа на однозначные числа.
Задачи: - упражняться в письменном умножении трёхзначных чисел на однозначное число; повторить название чисел при умножении, понятия «радиус», «диаметр»; познакомиться с творчеством С.Д.Эрьзи;
- развивать память, упражняясь в воспроизведении таблицы умножения, решая примеры, повторяя понятия «радиус», «диаметр»; развивать мышление, решая задачу; расширять общий кругозор, обогащать словарный запас, работая с познавательным материалом;
- формировать умение видеть прекрасное, прививать чувство гордости за свой народ.
Оборудование: мультимедийные средства, карточки для математического лото, магнитная доска, круги с изображением радиуса и диаметра.
План урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Устный счёт.
Название чисел при умножении и делении.
Игра «Математическое лото».
Рассказ учителя о С.Д.Эрьзя.
Узнай настоящую фамилию Эрьзи.
Решение примеров.
Работа с новым числовым материалом.
Решение примеров у доски.
(Демонстрация иллюстраций скульптур Эрьзи и краткий рассказ учителя)
Физкультурная пауза.
Решение задачи.
Самостоятельная работа.
Геометрический материал.
Домашние задание.
Итог урока. Отметки.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие. Запись числа и темы урока. Постановка цели урока.
II. Проверка домашнего задания.
Какое задание выполняли дома?
Я зачитываю ответа, а вы – находите пример с таким ответом.
III. Устный счёт.
- За правильный ответ - геометрическая фигурка.
Название чисел при умножении (Слайд №2). 1
Игра «Математическое лото». Слайд №3.
Работа с магнитной доской.
- Произведение 150 - необычное.
- Совсем скоро - в 2026 году исполняется 150 лет со дня рождения С.Д.Эрьзи. (слайд №4).
- Кто такой Эрьзя?
Рассказ учителя.
Степан Дмитриевич Эрьзя – великий российский скульптор, наш земляк. Он родился в Мордовии в селе Баеве Ардатовского района. Рос в бедной крестьянской семье. Свои первые скульптуры он лепил из речного ила. Степан учился у великих мастеров и стал известным скульптором. Имя Эрьзи известно всему миру.Но Эрьзя – это не настоящая фамилия – это псевдоним (другое имя). Эрзя – так называют одну из групп мордовского народа.
- Какая же настоящая фамилия у Степана Дмитриевича ?
- Сейчас мы узнаем, решив устно примеры.
Решение примеров (слайд №5).
300 · 3 70 · 5 60 ·4 23 ·2
- За каждым ответом спряталась буква. Переворачиваем числа.
- Прочитайте фамилию. Какая же настоящая фамилия скульптора Эрьзи?
- Почему Степан Дмитриевич взял себе псевдоним Эрьзя?
- Он очень любил свою малую Родину – Мордовию, и свой народ – эрзя.
- У нас в классе есть дети мордовской национальности?
- Кто эрзя? Кто мокша?
-Чтобы прославить свой народ С.Д.Нефёдов взял себе псевдоним – Эрьзя.
Работа с новым числовым материалом.
Решение примеров у доски.
126·3 (= 378) 235·2 (=470) 207·4 (=828) 173·5 (=865)
(Демонстрация иллюстраций скульптур Эрьзи и краткий рассказ учителя)
(378) –«Женская голова» 1912г, цемент тонированный. Одна из ранних работ скульптура. В этот период Эрьзя жил в Париже. Обратите, внимание как точно передана беспечность юности.
(470) – «Моисей» 1932г, альгарробо. Это высшее воплощение поисков скульптура. Работа выполнена в аргентинский период. С1927 по 1950 год Эрьзя жил и работал в Аргентине. В этой стране он открыл для себя особые породы субтропического дерева: альгараббо и кебрачо. Эрьзя с блестящим мастерством превратил причудливые изгибы древесных стволов в произведения искусства.
(828)- «Женский портрет» (1942, кебрачо). Скульптор работает в соавторстве с природой. Обрабатывая небольшую часть куска дерева, Эрьзя выявляет лишь лицо, оставляя остальную поверхность нетронутой. Требовались большая фантазия и мастерство, чтобы превратить эту поверхность в деталь композиции – волосы или развивающие одежды.
(865) –«Старик мордвин» (1944, кебрачо). Э то произведение проникнуто горячей любовью к родному мордовскому народу. Особенно остро сказывается кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней. Этот образ полон жизни, человеческой теплоты, народной мудрости.
Физкультурная пауза.
Решение задачи.
Последующая работа над задачей.
- Мы узнали сколько детей посетило музей. А вы бывали в музее?
- Как вы думаете. Есть ли в нашем городе музей, где можно увидеть замечательные скульптуры Эрьзи.
- Да у нас есть такой музей.(слайд №8). Это Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи.
- Вы бывали в этом музее? Мы с вами обязательно сходим.
Самостоятельная работа.
- Посмотрите , у нас остались не просмотренные работы.
- Чтобы увидеть их – решите примеры самостоятельно.
- Правильный ответ даёт возможность посмотреть скульптуру.
После решения - открываются иллюстрации
Рассказ учителя о скульптурах.
- Посмотрите на эти прекрасные работы. Эрьзя изобразил не просто портреты- он передал чувства. Он создал большую серию работ, это такие образы – символы.
(645)- «Мужество» 1932, кебрачо.- одно из лучших произведений этой серии. Оно является символическим выражением свободолюбивых устремлений народов мира.
(960)- «Тоска» 1944, кебрачо. Эрьзя долгое время жил в дали от своей Родины и очень тосковал от ней. Свои чувства он передал через эту скульптуру.
(972 ) «Спокойствие» 1919, мрамор. Скульптура создана на Урале .В этом портрете Эрьзя воспевает гармонию, духовное и физическое совершенство, он показывает спокойствие духа женщины.
С.Д.Эрьзя прожил большую и интересную жизнь, он продолжал работать, будучи пожилым человеком. Умер великий скульптор в Москве, ему было 83 года. Похоронен в Саранске.
- Наш урок подходит к концу
Геометрический материал.
- Какие геометрические фигуры вы получили за правильные ответы? (круги)
- Найдите жёлтый круг. Как называется линия ОМ в этом круге? (радиус)
- Найдите зелёный круг. Как называется линия АС в этом круге? (диаметр)
- Посчитайте свои круги. У кого больше кругов?
Домашние задание.
Итог урока. Отметки.
Презентация к уроку мат-ки " Умножение на однозначное число"PPTX / 122.48 Кб