Методическая разработка урока по физике «Электризация тел»

2
0
Материал опубликован 21 December 2023

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Кузьмина Маргарита Ивановна

ГОБПОУ «Елецкий колледж инновационных технологий»

Предмет: физика.

Тема: «Электризация тел».

Участники: студенты 1курса профессии Автомеханик

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: урок по технологии деятельностного метода.

Цель: общее знакомство с явлением электризации тел.

Задача образовательная: познакомить студентов с понятиями «заряд», «электризация», изучить их свойства.

Задача развивающая: развить у студентов сосредоточенность, наблюдательность; умение сравнивать, анализировать, экспериментировать и обобщать результаты эксперимента.

Задача воспитательная: воспитывать у студентов умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её, работать в группе, умение слушать и уважать мнение других.

Межпредметные связи: история, профессия Автомеханик.

Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шёлк, шерсть, электростатические султаны, мини-карточки с заданиями, раздаточный материал (файл с полосками бумаги и полиэтилена).

Электронные ресурсы: презентация по теме урока, ноутбук, экран, проектор.

Литература:

- Дмитриев В.Ф. Физика для профессий и специальностей: учебник для учреждений сред.проф.образования. – М.: Академия, 2016.

- Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для студентов учреждений сред.проф.образования. - М.: Академия, 2016.

- Марон Е.А. Разноуровневые задания. Физика. 10-11 класс. – С.-Петербург – 2018.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку, решение организационных вопросов.

Организует познавательную деятельность. Рассматриваются опыты (в демонстрации опытов предполагается участие обучающихся).

Опыт


Обобщая высказывания обучающихся, учитель предлагает записать тему урока в тетради.

Корректирует тему урока: «Электризация тел»

Проверяют свою готовность к уроку.



Один из студентов читает стихотворение.

Утро. Ноябрь в суровом платье…

15 группа спешит на занятия.

К познаньям тянется душа,

И я спешу, одеждою шурша,

Машу руками при ходьбе

Вот наш лицей! Как я рада тебе!

Толкаю двери, то есть силы,

Спешу приветствовать Регину.

И вдруг Регина ненароком

Меня ударила при рукопожатии током.

Студенты отвечают на вопросы, дополняют ответы одногруппников.

Студенты предлагают формулировки темы урока.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одногруппниками.



Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной задачи.

II.Принятие учебных целей и условий их достижения.

Проводит опыт с эбонитовой палочкой и мелкими бумажками.

1. К палочке не прилипают бумажки.

2.Натерев палочку шерстью, бумажки прилипают.

Рассказывает легенду о дочери Фалеса.

Корректирует цели уроки.



Студенты анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.









Студенты формулируют цели урока.

Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий)

Коммуникативные: инициативное сотрудничество со сверстниками и учителем.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

III. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулирование выводов.

Проведение лабораторных опытов №1.

Учитель предлагает студентам понаблюдать за полосками бумаги и полиэтилена:1.взаимодействие 2 полосок бумаги после их трения друг о друга; 2.взаимодействие 2 полосок полиэтилена после трения друг о друга;3. Взаимодействие полосок бумаги и полиэтилена после трения друг о друга.

Проведение лабораторных опытов №2.


Анализируют, систематизируют, делают выводы, зарисовывают в тетрадь схематически три взаимодействия.



t1703147977aa.png

t1703147977ab.png

После выполнения работы озвучивают результаты и демонстрируют на доске результаты рисунков.

Формулируют гипотезу: если тела заряжены одноименно, то они отталкиваются; если тела заряжены разноименно, то они притягиваются.





Опыты проводят студенты, делают выводы, анализируют, отвечают на вопросы. Выводы записывают в тетрадь.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: осуществление прогнозирования, самоконтроля, коррекции действий.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью, планирование сотрудничества со сверстниками.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, установление причинно-следственных связей.

IV.Первичное закрепление во внешней речи.

Учитель предлагает ряд задач для решения. (приложение к уроку №1)

Физкультминутка.


Студенты высказывают предположения решений. Выполняют задания.

Личностные: оценивание усваимоего содержания.

Регулятивные: прогнозирование результата.

Познавательные: построение речевого высказывания, построение логической цепочки рассуждений, создание алгоритма действия, обобщение понятий.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками, учет мнения одногруппников, аргументирование свой точки зрения.

V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает выполнить тест и сделать самопроверку (приложение к уроку №2).

Выполняют тест

Познавательные: оценка процесса и результата деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка.

VI. Рефлексия.

Учитель подводит итоги урока. Давайте вернемся к теме и цели урока. Выскажите свое мнение о выполнении цели и раскрытии темы.

1.Если вам ничего не понятно, нарисуйте отрицательный заряд.

2. Если вам понравился материал урока, но не все понятно, нарисуйте и положительный и отрицательный заряд.

3. Если вам понравилось и все понятно, нарисуйте положительный заряд.

Домашнее задание. Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее? Напишите отчёт









Студенты рисуют заряды.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание студентами того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы.



























Приложения к уроку №1

1)Послушайте пословицу и ответьте на вопросы:

О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говориться?

Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?

В чем житейский смысл этой пословицы?

ПОСЛОВИЦЫ

Как соломинка и янтарь (персидская)

Что шелкова ленточка, к стене льнет (русская)

2) Приведите примеры электризации тел в вашей профессии.



3) КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ

1. Какие меры предосторожности надо принять, чтобы при переливании бензина из одной цистерны в другую он не воспламенился? (Во время перевозки и при переливании бензин электризуется, может возникнуть искра, и бензин вспыхнет. Чтобы этого не произошло, обе цистерны и соединяющий их трубопровод заземляют).

2. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны? (Потому, что железнодорожная цистерна заземлена через колеса рельса)

3. Может ли одно и тоже тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? (Может, в зависимости от того, чем ее натирают)

4. Если вынуть один капроновый чулок из другого и держать каждый в руке на воздухе, то они расширяются. Почему? (При трении чулки электризуются. Одноименные заряды отталкиваются. Поэтому поверхность чулка раздувается.

4) Задачи

1. К двум висящим на нитях заряженным шарикам (штриховыми линиями показаны первоначальные положения нитей) подносят снизу отрицательно заряженную эбонитовую пластинку. В результате положение шариков изменяется. На каком из рисунков допущена ошибка?

t1703147977ac.png















Приложение к уроку №2

Тест

Выполним небольшое тестовое задание, которое проверите сами друг у друга и сразу поставите оценки. На выполнение дается пять минут.

Вариант 1


1. Стекло при трении о шелк заряжается:

положительно

отрицательно.


2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно заряжено:

положительно;

отрицательно.


3. Три пары легких шариков подвешены па нитях. Какая пара шариков не заряжена?


t1703147977ad.png


4. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?


5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?


Вариант 2.


1. При натирании о мех каучук электризуется:

положительно;

отрицательно.


2. Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке, натертой о шелк, то оно заряжено:

положительно;

отрицательно.


3. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков имеет одноименные заряды?

t1703147977ae.png


4. Какая пара шариков имеет разноименные заряды (см. тот же рисунок)?


5. Какая пара шариков не заряжена (см. тот же рисунок)?

1 вариант АБАВБ

2 вариант ББАВБ



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации