Методическая разработка урока по обществознанию по теме «Равны ли понятия гражданственность и патриотизм?»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 1
Методическая разработка урока по обществознанию
по теме «Равны ли понятия гражданственность и патриотизм?»
Составитель: Савушкина Е.П.
(учитель истории и обществознания)
2023
Тема: «Равны ли понятия гражданственность и патриотизм?»
Цель урока: довести до учащихся, что данные понятия имеют общие черты, но, в то же время, сильно отличаются.
Полученные навыки | Личностные | мотивированность и целенаправленность на то, чтобы активно участвовать в создании будущего для своего народа и государства |
понимание на сколько необходимо поддерживать гражданский мир | ||
прививается интерес к благополучию и процветанию своего государства | ||
ценностные ориентиры, которые основаны на осознании своей ответственности перед страной | ||
Предметные | знание основных нравственных и правовых понятий норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни | |
необходимость поддержания гражданского мира и согласия | ||
формирование основных гражданско-патриотических понятий, норм, понимания их роли как регуляторов общественной жизни | ||
умение взаимодействовать в ходе работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения | ||
знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов |
Таблица 3.1. – Навыки, полученные в результате урока
Ход урока
Организационный момент: изначально учитель дает ученикам тему для размышлений, задавая основной вопрос: «Равны ли понятия гражданственность и патриотизм?». Ученики начинают размышлять над этим и в этот момент их необходимо распределить по трем командам: те кто согласны с утверждением, те кто против и те кто примет решение кто же прав – жюри.
Важно уточнить, что оцениваться во время занятия будет прежде всего то, на сколько корректно ведут себя участники, логичность и последовательность изложения собственного мнения и оригинальность аргументов.
Также необходимо озвучить учащимся правила ведения дебатов:
1. Основная цель дебатов — найти истину, решение и выход.
2. Уважительное отношение к мнению других людей.
3. Каждое высказанное мнение должно быть подкреплено аргументами
5. Поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.
6. Не перекрикивать друг друга, а делать соответствующие выводы для себя и спокойно аргументировать собственную точку зрения.
7. Участники дебат должны быть открытыми для противоположной точки зрения и уметь ее выслушать.
Основные правила работы.
Дебаты проходят в пять этапов:
Аргументация собственной точки зрения
Контраргументы оппонентам
Вопросы по услышанному к группе с противоположным мнением и ответы на данные вопросы
Агитационная речь, защищающая собственную позицию
Голосование и подведение итогов
Также необходимо регламентировать время выступления каждой группы. По истечению времени выступление прерывается. В среднем на одно выступление дается 2-3 минуты.
Учащихся необходимо предупредить, что переходить на личности недопустимо, воспринимать исключительно сказанное оппонентом, не обращая внимание на отношение к этому человеку.
В ходе дебатов каждому желающему будут предоставлено слово для выступления. Предоставить каждой команде время для подготовки аргументов и обсуждения выступлений.
Преподаватель: если правила проведения дебатов Вам понятны, предлагаю их начать. Помните, что по завершению мы проведем тайное голосование, которое и решит кто был убедительнее и победил.
Предоставляется несколько минут на подготовку аргументов, поочередно вызываются представители каждой команды, которые все внимательно слушают.
Преподаватель: Мы только что выслушали мнения обоих команд, сейчас у вас есть пара минут подготовить вопросы, которые вы хотите задать своим оппонентам.
Проходит этап вопросов и ответов, который помогает жюри понять кто более убедительный.
Преподаватель: А сейчас выберите по одному представителю из своей команды, и он подведёт небольшой итог всего сказанного, чтобы окончательно убедить жюри в правоте своей команды.
Преподаватель: Мы выслушали мнение каждого, кто хотел высказать, я хочу сказать, что все вы молодцы, каждый постарался и был очень убедителен. Мне очень интересно кто же победит. Давайте предоставим право решать нашему жюри. Перед вами лежат карточки черного и белого цвета, если вы за команду, которая выступала ЗА, то опускайте в урну белую карточку, если ПРОТИВ, то черную. Голосование начинается.
Производится голосование, в котором каждый из судей по очереди опускает карту, затем судья-эксперт осуществляет подсчет голосов и объявляет победителя(ничью).
Преподаватель: Не важно кто победил, Вы сегодня все отлично поработали, узнали много нового и аргументированно объясняли свою точку зрения. Этот вопрос очень сложный, но Вы замечательно справились с этим. Вы по-новому взглянули на такие сложные и многогранные понятия как гражданственность и патриотизм, узнали что-то о своей стране, научились слушать мнение других.
Далее производится оценка работы учащихся в зависимости от того, кто на сколько активно принимал участие в дебатах. Итоги подводятся в виде выставления оценок.
В конце правильно бы было задать учащимся несколько вопросов:
1. Вам было сегодня интересно? Что именно понравилось?
2. Какую пользу принес этот урок?
3. В чем были трудности?
4. Остались ли у Вас вопросы?
Подобные занятия помогают учащимся увидеть и понять связь между отдельными темами, предметами, школьными занятиями и жизнью вне школы.
На занятиях такого характера осуществляется и личностное взаимодействие учителя с учеником, где ученик, в первую очередь рассматривается, как активный субъект образовательного процесса.
Учащийся усваивает доступные ему ценности общества, отмечает для себя нравственные нормы поведения человека и гражданина, способен использовать моральные и правовые нормы и познавать политико-правовые и социально-экономические основы жизни общества, формирует свою гражданскую позицию и гражданскую культуру.