Урок по окружающему миру на тему «Родной край — малая Родина»
Методическая разработка урока
по Окружающему миру в 1 классе
на тему «Родной край – малая Родина»
Автор разработки: Александрова Наталья Валентиновна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 12» г. Чебоксары
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 1
Тема урока: «Родной край – малая Родина»
Необходимое оборудование и материалы к уроку: доска, проектор, раздаточный материал.
Цель и задачи урока:
Цель; формирование у учащихся первоначальных представлений о своей малой Родине
Задачи:
- пробуждение интереса детей к родному краю,
- патриотическое воспитание,
- развитие функциональной грамотности учащихся
Ход урока:
Этапы задания |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Используемые материалы |
Организаци онный момент |
У. Поговорим? У.А знаете о чём? У.О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень! У. А для того чтобы определить тему нашего сегодняшнего разговора, ответьте на мои вопросы, отгадайте мои загадки и из первых букв отгадок соберите слово. Приложение 1. Формулируем тему урока.
Прочитаем хором тему урока. О чудесном нашем крае Будет разговор, О прекрасном милом крае, Где мы все живём! |
Д. Поговорим! Д.О чем? Д. Поговорим, нам будет интересно!
Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Тот, кто первый назвал правильный ответ, выходит к доске и находит букву, обозначающую первый звук отгаданнного слова. Так на доске «собирается» тема урока.
Читают «Родной край».
|
Слайд1 презентации. |
2. Актуализаия знаний
|
Ребята, как вы понимаете слово родной?
А как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край?
Учитель демонстрирует Толковый словарь. Таким образом, родной край — это часть территории страны, место, где человек родился и вырос.
|
Мы там родились.
Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в интернете Хорошо читающий ученик зачитывает значения слова.
|
|
3. Постановка учебной задачи |
Рассказ учителя: Я слышала, жил-был Человек. Была у него семья, работа, друзья. Но вдруг всё у него пошло наперекосяк, плохо, не так как он хотел. И обиделся Человек на свою страну. Собрал вещи и поехал жить за границу, в другую страну. Там – красота. Только почему-то на душе тяжесть и грусть. - Поразмышляйте, что случилось с человеком?
Проблемная ситуация: Мы уже говорили на уроках о том, что наша Родина- Россия. А как называется наш родной край, в котором мы живем?
Тогда у нас две Родины? Вводятся понятия большая и малая Родина. Давайте создадим модель, которая поможет нам лучше понять, что такое родной край. - Нарисуйте на листочках большой голубой круг. Это Земля. - Нарисуйте внутри голубого круга маленький красный круг. Это наша большая Родина – Россия. - Нарисуйте внутри красного круга маленький синий круг. Это Чувашская Республика. - Внутри синего круга поставьте желтую точку. Это Чебоксары. А теперь сравните то, что у вас получилось с образцом на презентации. |
Высказывания обучающихся: Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.
Мнения детей расходятся: Россия, Чувашская Республика…
Работа с моделью в парах. |
Слайд 2 презентации. |
4. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
|
- Итак, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Отметьте, пожалуйста, на волшебной линеечке уровень знаний по этой теме в начале урока. Давайте вспомним, по какому плану мы изучали нашу Родину - Россию. (Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,2019. - С.10-11). Как вы думаете, можно по этому же плану изучать родной край? Чтобы еще хотели узнать? Предлагаю сегодня начать создавать книжку- путеводитель по Чувашской Республике. Кому она может пригодиться? |
Отметьте
Высказывания обучающихся.
Дополняют план.
Высказывают свое мнение. |
Слайд 3 презентации. |
Физкультминутка. |
Но прежде, чем приступить к такой серьезной работе, немного разомнемся. И наша физкультминутка сегодня на чувашском языке. |
Выполняют движения. |
Слайд 4 презентации. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия.
|
Групповая работа 1 группа - Оформляет обложку. 2 группа – оформляет вторую страничку: находит флаг Чувашской Республики. 3 группа – оформляет третью страничку: из деталей собирает герб Чувашской Республики. 4 группа – оформляет четвертую страничку: по образцу раскрашивают женский и мужской чувашский национальный костюм. 5 группа –оформляет пятую страницу; под изображения приклеивает названия достопримечательностей столицы. |
Выполняют групповое задание и представляют всему классу. После обсуждения учитель скрепляет страницы в книжку. |
Приложение 2. Раздаточный материал.
|
VI. Первичное осмысление и закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Вот какие первоначальные сведения о родном крае – нашей малой Родине мы собрали в нашу книжку. Давайте еще раз проговорим самое важное. - В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, город, где он родился. Это его ___________ Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина-________ Мы живем в___________________Республике. Столица_город______________. Чуваши называют свою столицу ____________. Наш город расположен на правом берегу реки______________. Наш край родной, мы___________тобой.
|
Читают и вставляют в текст пропущенные слова. Сравнивают с образцом. |
Слайд 5 презентации. |
VIII. Включение в систему знаний и повторения нового действия.
|
Организует творческую деятельность по применению новых знаний. Как вы думаете наша книжка - путеводитель из 5 страниц полная?
Мы многое узнали о нашем крае, но вопросов осталось еще больше. А где найти ответы на них?
Поэтому мы продолжим изучать эту тему, работая над проектом Моя малая Родина». Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. В 2 ч. Ч.1. – М.: Просвещение,2019. - С.46-47 |
Приходят к выводу, что много еще не знают.
Ходить в музеи, библиотеки, на экскурсии, читать книги, слушать рассказы взрослых о нашем городе. |
Слайд 3 презентации. |
IX. Итоги урока. Рефлексия |
Вот и подошёл к концу наш урок. Давайте отметим на волшебных линеечках уровень знаний в конце урока. Поднимите руки, у кого знаний по теме стало больше, у кого отметка на самом верху.
- У меня в руках узелок. Как вы думаете, что это такое? - Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая надолго из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? Спасибо всем участникам нашего путешествия. Думаю, что те знания, которые вы получили сегодня, прибавили вам гордости за то место, в котором мы с вами живем, и за всю нашу многонациональную Россию. |
Обсуждают, почему пока невозможна максимальная отметка.
Земля.
Чтобы помнить малую Родину. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Р |
О |
Д |
Н |
О |
Й |
К |
Р |
А |
Й |
Как называется наша страна? (Российская Федерация)
Слово «Родина» можно заменить словом… (Отечество)
*Вставляем две буквы О
Место, где живет уют,
Там, где любят нас и ждут.
Догадайтесь, я о чем?
Всем на свете нужен… (дом)
Все население страны
Сплотилось пред лицом беды.
Когда опасность вдруг придет,
Все вместе вы и мы …(народ)
Шляпку буква надевала
И иначе зваться стала.
Превратилась буква И
В букву новую, смотри. (Й)
*Вставляем две буквы Й
Уверен, друзья, отгадаете вы
Ту крепость старинную в центре Москвы.
На шпилях её ярко звёзды горят,
На башне там Спасской куранты звонят.(Кремль)
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (река)
А как называется река, на которой расположен наш город? (Волга)
А на чувашском языке? (Атӑл)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Раздаточный материал.
Задание для 1 группы
Оформите обложку книжки о родном крае.
Задание для 2 группы
Выберите и наклей флаг чувашской Республики.
|
Задание для 3 группы
Собери по образцу и наклей герб Чувашской Республики.
Задание для группы 4
Раскрась по образцу чувашский национальный костюм.
Задания для 5 группы
Под изображения достопримечательностей столицы Чувашской Республики приклейте их названия.
Памятник В.И.Чапаеву |
Монумент Матери - Покровительнице |
Памятный знак летчику-космонавту А.Г.Николаеву |
Монумент Воинской Славы |