Внеурочное занятие по развитию функциональной грамотности на тему «Питание. Яблочный пирог» (5 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности. Тема работы: «Питание. Яблочный пирог». 5-й класс
Прокофьева Галина Юрьевна учитель математики МОБУ "Шопшинская СШ" Гаврилов-Ямского района Ярославской области
Разделы: Математика, Внеклассная работа
Класс: 5
Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.
Планируемые результаты:
познавательные УУД:
смысловое чтение и извлечение информации из читаемых информационных источников, умение работать с разными видами информации (текстом, таблицей);
умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи.
личностные УУД:
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
регулятивные УУД:
умение преодолевать сложности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
коммуникативные УУД:
владение устной и письменной речью;
умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;
умение работать и сотрудничать в группе;
умение принимать чужое мнение и делать правильный выбор;
умение принимать условия и правила социума.
Ожидаемые результаты:
вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях.
определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.
Средства обучения: раздаточный материал, весы электронные, яблоко ю\большое.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости. Посмотрите на окружающих поприветствуйте улыбкой. Зарядитесь энергией и хорошим настроением, не забудьте быть внимательными . Рада приветствовать вас на очередном занятии, где мы будем с вами учиться решать задачи, содержащие жизненные ситуации. Девизом нашего занятия возьмем слова римского философа Луция Сенеки: «Учимся не для школы, а для жизни!»
Этап постановки учебно-проблемных задач
На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав ребус:
Этап целеполагания
Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. Совершенно верно. Какие действия ассоциируются у вас этим словом? Что мы можем сделать? (купить в магазине, взвесить)
Этап самостоятельной работы с предложенной информацией
Как вы уже заметили: работать мы будем в группах. Вспомним правила работы в группе: слушать и слышать одноклассников; принимать чужое мнение; сотрудничать с ребятами.
Сегодня у нас гости. А чем всегда встречают гостей по русской традиции? Правильно, пирогами.
Давайте испечем пирог с яблоками.
Внимательно прочитайте рецепт:
Рецепт пирога:
1 стакан муки, полкилограмма яблок, 4 яйца, 1 стакан сахарного песка, 1 чайная ложка разрыхлителя. Форма для выпекания диаметром 26 см.
Скажите, пожалуйста, у всех ли получится одинаковый пирог. Нет, а почему? Как вы думаете?
Правильно! У всех разные стаканы и чайные ложки. Прочитайте рекомендации.
Рекомендации.
Вес продукта в стакане зависит от того, какую посуду вы используете. Наиболее популярным считается граненый стакан, украшенный небольшим гладким ободком сверху. На самом деле ободок сделан не только в целях эстетики, он также помогает различать объем. Если заполнить такой стакан только до уровня граней, то вы получите 200 мл жидкости. Если наполнить посуду доверху, включая ободок, то у вас выйдет 250 мл.
Классическое мерило малого объема сыпучих и жидких веществ. Как и в случае с другими измерительными приборами на кухне, следует не забывать правило: целой считается мера без горки. Объем чайной ложки — 5 миллилитров.
Используя эти рекомендации, мы, конечно, уже будем ближе к цели, но есть вероятность, что кто-то больше зачерпнет ложкой или стакан с горкой.
Какой сделаем вывод?
Удобнее пользоваться весами.
У вас на столах таблица соотношения объема и массы продуктов
Название продукта |
Стакан |
Столовая ложка |
Чайная ложка |
Масло растительное |
190 г |
17 г |
5г |
Сахарный песок |
180 г |
25г |
8г |
Сметана |
210г |
25г |
10г |
Мука |
130г |
25г |
8г |
Молоко |
200г |
20г |
5г |
Разрыхлитель |
180г |
10г |
5г |
Переведите, пожалуйста, в рецепте сыпучие продукты в граммы.
130 г муки, полкилограмма яблок, 4 яйца, 180 г сахарного песка, 5 г разрыхлителя.
Теперь мы отправимся с вами куда? Правильно, в магазин.
Что же нам нужно купить в магазине для пирога: мука, яблоки, яйца, сахар, разрыхлитель.
наименование |
вес |
цена в 1 магазине |
Цена во 2 магазине |
1 кг |
76 руб |
74 руб |
|
1 кг |
120 руб |
140 руб |
|
1 десяток |
135 руб |
125 руб |
|
1 кг |
61руб |
69 руб |
|
1 пакет |
11 руб |
12 руб |
1 группа рассчитывает набор продуктов из первого магазина.
2 группа рассчитывает набор продуктов из второго магазина.
Цена в 1 магазине 343 рубля
Цена во 2 магазине 350 рублей
В каком магазине дешевле? На сколько?
Ребята, нам нужно было полкило яблок для пирога. Давайте взвесим одно яблоко и узнаем : сколько примерно яблок в половине килограмма.
Перед вами весы: взвесьте, пожалуйста одно яблоко. Узнайте, сколько примерно
яблок в половине килограмма.
Сколько яблок получилось?
Гостей всегда приглашают к определенному времени. Пирог нам надо подать к чаю теплым и свежим, поэтому нужно рассчитать время приготовления. Приход гостей в 17 часов. Время приготовления пирога 45 минут. Время выпекания 40 минут. Время подачи 10 минут.
Ребята, рассчитайте, пожалуйста, в котором часу нам надо будет начать готовить пирог.
45+40+10=95 минут=1час 35минут
17 часов – 1 час 35 минут=15 часов 25 минут
Мы испекли пирог. Нам нужно его подать на стол, для этого выберем тарелку.
диаметр 26 |
диаметр 26 |
диаметр 28 |
диаметр 28 |
Какую из тарелок вы выберете для подачи пирога? Объясните свой выбор.
Любой продукт питания имеет свою энергетическую ценность. Перед вами таблица расчета. Нам нужно рассчитать килокалории.
продукт |
мера |
вес, гр |
белки, гр |
жиры, гр |
углеводы, гр |
калорийность, ккал |
Яйцо куриное |
4 штуки |
188 |
24 |
20 |
1 |
295 |
Сахар-песок |
1 стакан |
160 |
0 |
0 |
160 |
637 |
Мука пшеничная |
1 стакан |
130 |
12 |
2 |
97 |
445 |
Яблоко |
2 штуки |
495 |
2 |
2 |
49 |
233 |
Разрыхлитель |
1 чайная ложка |
5 |
0 |
2 |
98 |
5 |
1615 килокалорий всего. Пирог разделим на всех гостей. Сколько ккал в одном кусочке?
Следующее задание творческое. У вас на столе бумажный круг, на котором вы нарисуете пирог, придумайте рекламный слоган и представьте свое творение.
Рефлексия.
- Пригодятся ли в жизни полученные знания?
- Нужно ли проводить такие занятия?
Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Каждый из вас сегодня умница и каждый молодец. Спасибо всем за работу, занятие окончено, до свидания.
Легоцкая Вера Сергеевна