12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прокофьева Галина Юрьевна81
7

Методическая разработка внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности. Тема работы: «Питание. Яблочный пирог». 5-й класс

Методическая разработка внеурочного занятия по развитию функциональной грамотности. Тема работы: «Питание. Яблочный пирог». 5-й класс

Прокофьева Галина Юрьевна учитель математики МОБУ "Шопшинская СШ" Гаврилов-Ямского района Ярославской области

Разделы: МатематикаВнеклассная работа

Класс: 5

Цель занятия: формирование математической грамотности посредством решения учебно-практических задач.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:

смысловое чтение и извлечение информации из читаемых информационных источников, умение работать с разными видами информации (текстом, таблицей);

умение изменять виды деятельности в зависимости от поставленной задачи.

личностные УУД:

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

регулятивные УУД:

умение преодолевать сложности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

коммуникативные УУД:

владение устной и письменной речью;

умение слушать и слышать учителя и своих одноклассников;

умение работать и сотрудничать в группе;

умение принимать чужое мнение и делать правильный выбор;

умение принимать условия и правила социума.

Ожидаемые результаты:

вызвать познавательный интерес к учению в целом, как средству формирования функциональной грамотности человека и эффективным применением ее в различных социально-бытовых и учебных ситуациях.

определить сущность образования в совокупности всех учебных предметов и роль образования в формировании грамотно-функционирующей личности в современном обществе.

Средства обучения: раздаточный материал, весы электронные, яблоко ю\большое.


Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости. Посмотрите на окружающих поприветствуйте улыбкой. Зарядитесь энергией и хорошим настроением, не забудьте быть внимательными . Рада приветствовать вас на очередном занятии, где мы будем с вами учиться решать задачи, содержащие жизненные ситуации. Девизом нашего занятия возьмем слова римского философа Луция Сенеки: «Учимся не для школы, а для жизни!»

Этап постановки учебно-проблемных задач

На какую тему будут сегодня предложены задания, вы узнаете, отгадав ребус:


t1711099155aa.pngt1711099155ab.png

Этап целеполагания

Сформулируйте, пожалуйста, тему занятия. Совершенно верно. Какие действия ассоциируются у вас этим словом? Что мы можем сделать? (купить в магазине, взвесить)

Этап самостоятельной работы с предложенной информацией

Как вы уже заметили: работать мы будем в группах. Вспомним правила работы в группе: слушать и слышать одноклассников; принимать чужое мнение; сотрудничать с ребятами.

Сегодня у нас гости. А чем всегда встречают гостей по русской традиции? Правильно, пирогами.

Давайте испечем пирог с яблоками.

Внимательно прочитайте рецепт:

Рецепт пирога:

1 стакан муки, полкилограмма яблок, 4 яйца, 1 стакан сахарного песка, 1 чайная ложка разрыхлителя. Форма для выпекания диаметром 26 см.


Скажите, пожалуйста, у всех ли получится одинаковый пирог. Нет, а почему? Как вы думаете?

Правильно! У всех разные стаканы и чайные ложки. Прочитайте рекомендации.

Рекомендации.

Вес продукта в стакане зависит от того, какую посуду вы используете. Наиболее популярным считается граненый стакан, украшенный небольшим гладким ободком сверху. На самом деле ободок сделан не только в целях эстетики, он также помогает различать объем. Если заполнить такой стакан только до уровня граней, то вы получите 200 мл жидкости. Если наполнить посуду доверху, включая ободок, то у вас выйдет 250 мл.

Классическое мерило малого объема сыпучих и жидких веществ. Как и в случае с другими измерительными приборами на кухне, следует не забывать правило: целой считается мера без горки. Объем чайной ложки — 5 миллилитров.

Используя эти рекомендации, мы, конечно, уже будем ближе к цели, но есть вероятность, что кто-то больше зачерпнет ложкой или стакан с горкой.

Какой сделаем вывод?

Удобнее пользоваться весами.

У вас на столах таблица соотношения объема и массы продуктов

Название продукта

Стакан

Столовая ложка

Чайная ложка

Масло растительное

190 г

17 г

Сахарный песок

180 г

25г

Сметана

210г

25г

10г

Мука

130г

25г

Молоко

200г

20г

Разрыхлитель

180г

10г



Переведите, пожалуйста, в рецепте сыпучие продукты в граммы.

130 г муки, полкилограмма яблок, 4 яйца, 180 г сахарного песка, 5 г разрыхлителя.

Теперь мы отправимся с вами куда? Правильно, в магазин.

Что же нам нужно купить в магазине для пирога: мука, яблоки, яйца, сахар, разрыхлитель.



наименование

вес

цена в 1 магазине

Цена во 2 магазине

t1711099155ac.pngAutoShape 1

1 кг

76 руб

74 руб

AutoShape 2t1711099155ae.png

1 кг

120 руб

140 руб

AutoShape 3t1711099155af.png

1 десяток

135 руб

125 руб

AutoShape 4t1711099155ag.png

1 кг

61руб

69 руб

AutoShape 5t1711099155ah.png

1 пакет

11 руб

12 руб

1 группа рассчитывает набор продуктов из первого магазина.

2 группа рассчитывает набор продуктов из второго магазина.

Цена в 1 магазине 343 рубля

Цена во 2 магазине 350 рублей

В каком магазине дешевле? На сколько?

Ребята, нам нужно было полкило яблок для пирога. Давайте взвесим одно яблоко и узнаем : сколько примерно яблок в половине килограмма.

Перед вами весы: взвесьте, пожалуйста одно яблоко. Узнайте, сколько примерно

яблок в половине килограмма.

Сколько яблок получилось?

Гостей всегда приглашают к определенному времени. Пирог нам надо подать к чаю теплым и свежим, поэтому нужно рассчитать время приготовления. Приход гостей в 17 часов. Время приготовления пирога 45 минут. Время выпекания 40 минут. Время подачи 10 минут.

Ребята, рассчитайте, пожалуйста, в котором часу нам надо будет начать готовить пирог.

45+40+10=95 минут=1час 35минут

17 часов – 1 час 35 минут=15 часов 25 минут


Мы испекли пирог. Нам нужно его подать на стол, для этого выберем тарелку.

t1711099155ai.pngAutoShape 2

t1711099155aj.pngAutoShape 2

t1711099155ak.png

t1711099155al.png

диаметр 26

диаметр 26

диаметр 28

диаметр 28


Какую из тарелок вы выберете для подачи пирога? Объясните свой выбор.

Любой продукт питания имеет свою энергетическую ценность. Перед вами таблица расчета. Нам нужно рассчитать килокалории.

продукт

мера

вес, гр

белки, гр

жиры, гр

углеводы, гр

калорийность, ккал

Яйцо куриное

4 штуки

188

24

20

1

295

Сахар-песок

1 стакан

160

0

0

160

637

Мука пшеничная

1 стакан

130

12

2

97

445

Яблоко

2 штуки

495

2

2

49

233

Разрыхлитель

1 чайная ложка

5

0

2

98

5


1615 килокалорий всего. Пирог разделим на всех гостей. Сколько ккал в одном кусочке?

Следующее задание творческое. У вас на столе бумажный круг, на котором вы нарисуете пирог, придумайте рекламный слоган и представьте свое творение.

Рефлексия.

- Пригодятся ли в жизни полученные знания?

- Нужно ли проводить такие занятия?


Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Каждый из вас сегодня умница и каждый молодец. Спасибо всем за работу, занятие окончено, до свидания.

Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 22.03.24 в 13:16 1Ответить Пожаловаться
Какая прелесть! Еще раз убеждаешься, что математика-царица!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.