Занятие по робототехнике в дополнительном образовании «Чукотка — край родной!»

3
0
Материал опубликован 8 December 2023

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Билибинский районный центр дополнительного образования

Центр цифрового образования детей

«IT- Куб»



Методическая разработка занятия по робототехнике в дополнительном образовании

«ЧУКОТКА - КРАЙ РОДНОЙ!»







Педагог дополнительного образования

Е. Г. Пилецкая - Лысенкова

E-mail: e9506250090@gmail.com

Телефон: +79051969939

/data/files/r1702018041.pptx (Чукотка-край родной!)г. Билибино 2023



Пояснительная записка.

Введение:

Современное общество сталкивается с вызовами, связанными с развитием технологий и ускоренными темпами жизни, которые часто оказывают негативное влияние на духовно-нравственное развитие детей. Поэтому особенно важно обеспечить детям возможности для развития их творческого потенциала и культурного наследия малой Родины.

В данной методической разработке рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей на занятиях по робототехнике на основе культурного наследия малой Родины. Она предлагает эффективные инструменты и методы, которые помогут детям развивать свой технический склад ума и одновременно укореняться в своей истории, традициях и ценностях родного края, такие как словесный метод, иллюстративный, репродуктивный, метод практического закрепления знаний на занятии.

Основной идеей методической разработки является интеграция технического творчества с культурным наследием малой Родины. Дети, занимаясь созданием различных технических проектов, будут иметь возможность изучать историю своего региона, его народные промыслы, традиции и обычаи. Такой подход способствует формированию у детей глубокого уважения к своей малой Родине, пониманию ее значимости и сохранению культурного наследия для будущих поколений.

Целью данной методической разработки является разработка и реализация системы занятия, которая поможет детям развивать их технические навыки, будет воодушевлять их к творчеству и одновременно закреплять их привязанность к своей малой Родине. В ходе занятия будут использоваться методы, такие как ознакомление с произведениями художников, связанные с культурным наследием, а также практическая работа – создание робота-художника из конструктора LEGO WEDO 2.0.

Использование данной методической разработки позволит детям не только развивать свои технические навыки, но и стать более осознанными и ответственными гражданами, ценящими и уважающими свою малую Родину. Она также способствует формированию позитивной самоидентификации у детей, что важно для их духовно-нравственного развития.



Проблема духовно-нравственного воспитания детей на культурном наследии малой Родины проявляется в следующих аспектах:

1. Недостаток осведомленности: многие дети и молодежь не имеют достаточной информации о своем родном крае, его культуре, традициях и истории. Это создает преграду для их духовного и нравственного развития, так как они не могут полностью оценить и уважать свое культурное наследие.

2. Ограниченный доступ к возможностям: в нашем регионе, с недостатком инфраструктуры и ресурсов молодые люди сталкиваются с ограничениями в доступе к образовательным программам и возможностям для развития своих творческих способностей через техническое творчество.

3. Недостаток информированности: родители и педагоги могут не обладать достаточными знаниями и навыками, чтобы реализовать и поддержать такой вид духовно-нравственного воспитания. Это может привести к недостаточному вовлечению и поддержке со стороны взрослых.

4. Недостаток популяризации: малоизвестность и недостаток популярности таких инициатив может привести к ограниченной вовлеченности общественности, что затрудняет создание благоприятной среды для развития духовно-нравственного воспитания на культурном наследии малой Родины через техническое творчество.

Решение этих проблем требует совместных усилий образовательных учреждений, государственных органов, общественных организаций и родителей. Необходимо предоставлять доступ к образовательным программам, организовывать мастер-классы и выставки, повышать информированность и поддержку со стороны взрослых, а также продвигать и популяризировать такие инициативы в обществе.

Актуальность методической разработки заключается в следующем:

1. Сохранение культурного наследия: методическая разработка помогает сохранить и передать знания о культурном наследии родного края через произведения живописи. Это способствует сохранению и продвижению местных традиций и культурных ценностей.

2. Развитие творческого мышления и навыков: знакомство с живописью и техническое творчество предоставляют возможность детям и молодежи развивать свои творческие способности, улучшать моторику и креативность, а также расширять свой кругозор.

3. Духовно-нравственное воспитание: через изучение произведений искусства, связанных с родным краем, дети и молодежь могут развивать эстетическое восприятие, уважение к культурным ценностям и традициям, а также формировать свою идентичность и привязанность к родному месту.

4. Повышение интереса к искусству: методическая разработка позволяет сделать изучение живописи более доступным и интересным для детей и молодежи. Она может стать основой для создания увлекательных уроков и практических занятий, которые будут стимулировать интерес к искусству и развитию творческого потенциала.

5. Социальная значимость: проекты, основанные на методической разработке, могут внести значительный вклад в развитие культурной жизни региона. Выставки работ, конкурсы и другие мероприятия, связанные с живописью через техническое творчество, могут привлечь внимание широкой аудитории и способствовать развитию туризма и культурного туризма в регионе.

Таким образом, методическая разработка по данной теме актуальна для развития культурного наследия, творческого потенциала и духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Цель:

Познакомить детей с произведениями художников о Чукотке, чтобы развивать их патриотические чувства, эстетическое восприятие, а также и творческие технические навыки.

Ожидаемые результаты.

1.Повышение интереса детей к изучению и проникновению в историю и культурное наследие своей малой Родины.

2. Развитие творческого мышления, воображения и креативности детей через использование технических инструментов, таких как конструктор LEGO WeDo 2.0.

3. Повышение эстетического восприятия детей через изучение и анализ картин художников.

4. Развитие навыков сотрудничества и командной работы при создании робота-художника, используя конструктор LEGO WeDo 2.0.

5. Совершенствование навыков работы с инструкционными картами.

6. Совершенствование навыков программирования.

7. Укрепление ценностных ориентаций и моральных принципов детей через обсуждение и анализ произведений искусства, связанных с культурным наследием малой Родины.

8. Повышение самооценки и уверенности детей в своих способностях к техническому творчеству и искусству.

9. Создание условий для развития эмоционального интеллекта детей через- восприятие и выражение эмоций, знакомство с живопись, техническое творчество.

Для организации образовательного процесса, где рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей через техническое творчество на основе культурного наследия малой Родины, требуются следующие материально-технические условия:

1. Презентация о картинах художников: необходим компьютер или ноутбук с установленной программой для презентаций (например, Microsoft PowerPoint или Google Slides) и мультимедийный проектор для вывода изображений на большой экран.

2. Конструктор LEGO WeDo 2.0: требуется наличие достаточного количества конструкторов LEGO WeDo 2.0 для каждого участника занятия. Каждый набор должен включать в себя моторы, датчики и элементы конструкции. Также необходим компьютер или ноутбук с установленным программным обеспечением LEGO WeDo 2.0, которое позволяет программировать и управлять конструкциями.

3. Инструкционные карты для создания модели робота-художника (спирографа).

4. Материалы для работы робота-художника (спирографа): для этой части занятия нужны различные материалы, такие как картон, фломастеры, ножницы.

5. Пространство для работы: необходимо подготовить просторное помещение или зону, где дети могут свободно работать над созданием своих произведений искусства и программированием робота. Важно предоставить им достаточное количество столов, стульев и рабочих поверхностей.

6. Дополнительные материалы: в зависимости от конкретного плана занятия и проектов, могут потребоваться дополнительные материалы, такие как книги о художниках и культурном наследии, фотографии картин, примеры роботов-художников и т.д.

Важно также обеспечить безопасность детей и подготовить инструкции по использованию материалов и технических средств. Педагоги должны быть готовы к помощи и руководству детей во время занятия.

Ход мероприятия:

1. Введение (2 минуты):

Объяснить воспитанникам, что сегодня будет особенное занятие, на котором они будут соединять художественное творчество и техническое творчество.

Пояснить цель занятия и какие навыки они будут развивать.

2. Рассказ о произведениях художников о Чукотке (В.С. Цирценса, А. А. Яковлева, К. Н. Дружина, К. С. Войнова, В. С. Листрового, К. Б. Добриева). (8 минут):

Демонстрация презентации «Чукотка – край родной».

- Чукотка, с ее величественными ледниками, заснеженными горами и неповторимыми ландшафтами, служит источником вдохновения для художников. Они умело воплощают на холсте красоту природы, захватывая ее величие и изысканные детали. Каждая картина становится окном в мир Чукотки, позволяя нам увидеть и почувствовать ее уникальность. Но что еще более важно, эти произведения искусства воспитывают нашу нравственность.

Мы сегодня с вами просмотрим лишь несколько картин известных художников: Валерия Станиславовича Цирценса, Андрея Алексеевича Яковлева, Константина Николаевича Дружина, Константина Семёновича Войнова, Владимира Сергеевича Листрового, Константина Базиковича Добриева, однако, даже это небольшое количество произведений вызывает восхищение своей визуальной привлекательностью. Они также влияют на нашу эмоциональную и нравственную сферу. При просмотре этих произведений мы погружаемся в гармонию с природой, чувствуем ее силу и неповторимость. Такой опыт вдохновляет нас к стремлению к сохранению и защите окружающей среды.

Более того, эти картины отражают культуру и самобытность народа этого региона. Они позволяют нам заглянуть в глубины истории и традиций этого уникального народа. Мы узнаем о его обычаях, верованиях и особенностях жизни. Это расширяет наши горизонты и формирует у нас уважение и понимание к разным культурам.

Искусство всегда играло важную роль в формировании нравственности людей. Картины художников, рисующих Чукотку, не исключение. Они вдохновляют нас на заботу о природе, на сохранение культурного наследия и на осознание важности гармонии между человеком и природой.

(Поставить вопросы, чтобы побудить детей к обсуждению исторического и культурного значения работ художников).

Вопросы:

1. Какие чувства и эмоции вызывает у вас эта картина о Чукотке? Что она вам говорит о красоте и уникальности этого места?

2. Какие детали в картине передают культуру и традиции Чукотки? Что они вам говорят о наследии и истории этого региона?

3. Как вы думаете, почему художник выбрал именно эту тему и какие значения она может нести для нашей страны? Какие аспекты Чукотки вы видите как патриоты нашей страны?

4. Какие прекрасные природные пейзажи Чукотки восхищают вас на этой картине? Как вы думаете, почему важно сохранять такие уникальные и нетронутые уголки природы?

5. Какие краски используют художники, чтобы передать красоту ландшафта нашего края?

6. Какие изображения животных на картинах художников Чукотки показывают вам важность бережного отношения к природе? Какую роль играют животные в экосистеме и почему важно сохранять их среду обитания?

7. Какие аспекты Чукотки на картине вдохновляют вас на собственное творчество и самовыражение? Как вы можете передать свои чувства и впечатления о Чукотке через свое искусство?

8. Какие уроки и ценности можно извлечь из этих картин о Чукотке? Как они могут помочь нам лучше понять и ценить нашу родину и ее разнообразие?

Далее:

Подчеркнуть, что патриотизм - это не только любовь и гордость за свою страну, но и забота ее культурном, природном и историческом наследии.

( Поэтому надо стимулировать детей задумываться о значимости и бережном отношении к Чукотке и другим уникальным регионам России).

Поощрить их ответы, подчеркнуть важность сохранения и уважения к культурному наследию Чукотки.

Вывод: таким образом, художники, рисующие Чукотку, не только показывают нам красоту природы и самобытность народа, но и воспитывают нашу нравственность. Они призывают нас к действию, к бережному отношению к окружающей среде и к уважению разнообразия культур. Позвольте этим произведениям искусства вдохновлять вас на новые горизонты мысли и деятельности ,на творчество, расширять ваш кругозор.

3. Техническое творчество – создание модели робота – художника (спирографа) (30 минут):

Цель:

Совершенствовать знания и навыки в области конструирования и программирования моделей.

Задачи:t1702017475aa.jpg

Обучающие:

Подводить к пониманию зависимости конструкции модели от ее назначения.

Создать условия для успешного применения, а также получения новых знаний и t1702017475ab.jpgнавыков в процессе конструирования и программирования модели.

Формировать навыки работы с цифровыми инструментами и инструкционными картами.t1702017475ac.jpg

Повышать интерес к техническому творчеству.

Развивающие:t1702017475ad.jpg

Способствовать развитию мелкой моторики руки.

Развивать образное и пространственное мышление, фантазию.

Способствовать развитию творческого конструктивного воображения.

Развивать способность планирования этапов создания постройки.

Воспитательные: Воспитывать интерес к техническим видам творчества. Формировать навыки взаимодействия в коллективе сверстников, доброжелательное t1702017475ae.jpgотношение друг к другу. t1702017475af.jpg Продолжать формировать навык содержать конструктор и рабочее место в порядке. t1702017475ag.jpg

Программное содержание:

Создание модели «Робот-художник » (спирограф) по инструкционной карте. Самостоятельно проt1702017475ah.jpgграммирование модели. (См. схему сборки модели).

- А теперь предлагаю вам создать собственного художника, который порадует вас своими «маленькими произведениями». Это будет версия робота – художника (спирографа) из конструктора LEGO WEDO 2.0.

Дети будут собирать робота, который будет создавать яркие сочетания цветовой гаммы. Они будут программировать робота, чтобы он рисовал различные формы и цвета.

В ходе работы дети будут развивать свои технические и творческие навыки и интерес к искусству. Предоставить конструктор, помогать детям при необходимости.

Педагог предлагает детям разделиться на пары и приступить к работе с инструкционными картами, акцентирует внимание на взаимопомощи в процессе командной работы.

(Работают с инструкционными картам).

Физкультминутка (1мин).

(Совершенствование навыков работы с инструкционными картами).

Педагог предлагает запрограммировать и протестировать модель, совместно с детьми обсуждает механизм и при необходимости сообщает, что нужно поставить минимальную мощность вращения мотора в программе.

Программируют и тестируют модель, производят отладку модели.

(Совершенствование навыков программирования).

Выдает детям листочки бумаги и фломастеры для создания роботом красивых рисунков.

5. Заключительная часть. Рефлексия (4 минуты):

- Поделиться своими впечатлениями от работы детей.

- Закрепите важность понимания и сохранения культурного и исторического наследия Чукотки.

- Поблагодарите детей за участие и активность



Список использованной литературы:

Комарова, Л.Г. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г. – 88 с.: ил.

Коряки, А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo):сборник методических рекомендаций и практикумов. / А.В. Корякин. – М.: ДМК Пресс, 2016. - 254 с.: ил.

Зинков, А.В. Дополнительная образовательная программа по техническому конструированию «РобоСтарт» на основе использования образовательного конструктора LEGO Education WeDo 2.0. - М. Издательство Перо, 2021. – 116 с.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации