Мастер-класс «Методические приемы в помощь учителю» (1–6 класс)
В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Но все они так или иначе касаются тех постулатов, которые нам хорошо знакомы. Гордон Драйден по этому поводу сказал: «Идея — это новая комбинация старых элементов. Не существует новых элементов, есть только новые комбинации».
«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность»(И. Подласый).
Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как:
УДИВЛЯЙ
Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.
Пример. Естествознание
На уроке по теме ≪Вода≫ учитель рассказывает:≪Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, часто не замечаем ее свойств≫ (по А. Гину).
К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты:
≪Что произойдет, если ...?≫
В этих вопросах рассматривают парадоксальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Учитель вывешивает на доске 4–5 картин (фотографий), которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учащихся в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, изображенные на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак. Учитель записывает их на доске.
ПОКАЗУХА (СКУЛЬПТУРА)
Учитель называет понятие, действие, процесс или явление. Объединив учащихся класса в несколько групп, он предлагает представителям каждой группы через минуту представить его в виде скульптуры (без слов). После демонстрации учитель организует обсуждение по следующим вопросам:
названное понятие представлено группой.
Соответствует ли скульптура данному понятию?
С помощью чего его передали учащиеся?
Какие признаки понятия им удалось передать?
Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации
Что будем изучать?
Почему именно этот материал необходимо изучать?
В чем заключается важность этого материала для вас лично?
Какой результат вы должны получить в конце работы?
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
Попробуйте проверять домашнее задание очень ответственно, но в несерьезной форме.
Все дети любят играть. Для них это будет игра, а для нас — серьезные методические приемы, которые мы назовем несерьезно.
«ДА — НЕТ»
Это универсальная игра, которая очень нравится детям и делает их активными участниками урока.
Учитель загадывает что-либо (природное явление, число, предмет,
историческое событие, литературный персонаж и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами ≪да≫, ≪нет≫, ≪да и нет≫. Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Универсальность этого методического приема состоит в том, что его можно использовать и для организации отдыха, и для создания интригующей ситуации. Преимущество приема в том, что он учит систематизировать известную информацию, связывать отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы.
Если вопрос некорректен или учитель не может дать на него ответ из дидактических соображений, то он отказывается от ответа условленным жестом. После игры надо обязательно обсудить вопрос: какие из них были более удачными, какие — менее. Главное в этом приеме — научить
вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя множеством вопросов.
УЗНАЙ МЕНЯ
Вариант 1
На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического деятеля), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.
Вариант 2
Ученик описывает портрет литературного героя.
≪Мое имя осталось в физике (закон, носящий мое имя, винт, который носит мое имя), в математике (аксиома и спираль, которые носят мое имя). Осталось и мое знаменитое слово ≪Эврика!≫ (≪Я нашел≫). Кто я?≫ (Архимед)
ДИКТАНТ ДЛЯ «ШПИОНА»
Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимательность и ответственность за конечный результат.
Класс делят на 5–6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляют к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или допустит их меньшее количество).
Математики могут предложить тексты задач, примеры.
ПИНГ-ПОНГ
Один из учеников подготовил простые вопросы, касающиеся домашнего задания. Ответы на них должны быть односложными. Ученик выходит к доске, бросает мяч кому-нибудь из класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ, и мяч возвращается к первому ученику. Учитель
оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.
Карусель
Дети встают в 2 круга – большой и маленький друг напротив друга. Внутренний круг задает вопросы, а внешний отвечает на них. Затем они меняются местами.
Итак, уважаемые коллеги, набор методических приемов можно продолжать до бесконечности, у каждого учителя в запасниках педагогического опыта найдутся «изюминки», которые сделают урок интересным, неповторимым, запоминающимся.