Мастер-класс «Методические приемы в помощь учителю» (1–6 класс)

0
0
Материал опубликован 29 April 2019

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Но все они так или иначе касаются тех постулатов, которые нам хорошо знакомы. Гордон Драйден по этому поводу сказал: «Идея — это новая комбинация старых элементов. Не существует новых элементов, есть только новые комбинации».

«Мотивация — главная движущая сила дидактического процесса. Мотивы занимают первое место среди факторов, определяющих его производительность»(И. Подласый).

Как вызвать интерес к уроку, к конкретной теме? Надежным средством является познавательный интерес, который можно сформировать с помощью определенных методических приемов, таких как:

 

УДИВЛЯЙ

Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Удивление — начальная фаза развития познавательного интереса.

Пример. Естествознание

На уроке по теме ≪Вода≫ учитель рассказывает:≪Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое удивительное, что этот рассказ был правдивым! А мы с вами ходим по воде? Мы так привыкли к воде, часто не замечаем ее свойств≫ (по А. Гину).

К этому же методическому приему можно отнести следующие варианты:

Что произойдет, если ...?≫

В этих вопросах рассматривают парадоксальные ситуации. Ученики сами могут найти и предложить подобные ситуации для обсуждения.

 

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Учитель вывешивает на доске 4–5 картин (фотографий), которые содержат признаки основного понятия или явления. Объединив учащихся в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, изображенные на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак. Учитель записывает их на доске.

 

ПОКАЗУХА (СКУЛЬПТУРА)

Учитель называет понятие, действие, процесс или явление. Объединив учащихся класса в несколько групп, он предлагает представителям каждой группы через минуту представить его в виде скульптуры (без слов). После демонстрации учитель организует обсуждение по следующим вопросам:

названное понятие представлено группой.

Соответствует ли скульптура данному понятию?

С помощью чего его передали учащиеся?

Какие признаки понятия им удалось передать?

 

Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации

Что будем изучать?

Почему именно этот материал необходимо изучать?

В чем заключается важность этого материала для вас лично?

Какой результат вы должны получить в конце работы?

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

 

Попробуйте проверять домашнее задание очень ответственно, но в несерьезной форме.

Все дети любят играть. Для них это будет игра, а для нас — серьезные методические приемы, которые мы назовем несерьезно.

«ДА — НЕТ»

Это универсальная игра, которая очень нравится детям и делает их активными участниками урока.

Учитель загадывает что-либо (природное явление, число, предмет,

историческое событие, литературный персонаж и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами ≪да≫, ≪нет≫, ≪да и нет≫. Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Универсальность этого методического приема состоит в том, что его можно использовать и для организации отдыха, и для создания интригующей ситуации. Преимущество приема в том, что он учит систематизировать известную информацию, связывать отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы.

Если вопрос некорректен или учитель не может дать на него ответ из дидактических соображений, то он отказывается от ответа условленным жестом. После игры надо обязательно обсудить вопрос: какие из них были более удачными, какие — менее. Главное в этом приеме — научить

вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя множеством вопросов.

УЗНАЙ МЕНЯ

Вариант 1

На уроке истории, географии, химии, литературы можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, литературного или исторического деятеля), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, размышления.

Вариант 2

Ученик описывает портрет литературного героя.

 

Мое имя осталось в физике (закон, носящий мое имя, винт, который носит мое имя), в математике (аксиома и спираль, которые носят мое имя). Осталось и мое знаменитое слово ≪Эврика!≫ (≪Я нашел≫). Кто я?≫ (Архимед)

 

ДИКТАНТ ДЛЯ «ШПИОНА»

Этот методический прием позволяет развивать зрительную память, тренирует внимательность и ответственность за конечный результат.

Класс делят на 5–6 команд. Текст диктанта тоже делят на столько же частей. Листы с текстом прикрепляют к стенам подальше от команды, для которой они предназначены. Каждый из членов команды становится «шпионом». Он подходит к тексту (столько раз, сколько нужно), читает его, запоминает, возвращается к команде и диктует им свою часть. Команды соревнуются, побеждает та группа, которая закончит работу раньше и не сделает ошибок (или допустит их меньшее количество).

Математики могут предложить тексты задач, примеры.

 

ПИНГ-ПОНГ

Один из учеников подготовил простые вопросы, касающиеся домашнего задания. Ответы на них должны быть односложными. Ученик выходит к доске, бросает мяч кому-нибудь из класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ, и мяч возвращается к первому ученику. Учитель

оценивает качество и оригинальность вопросов и правильность ответов.

Карусель

Дети встают в 2 круга – большой и маленький друг напротив друга. Внутренний круг задает вопросы, а внешний отвечает на них. Затем они меняются местами.

Итак, уважаемые коллеги, набор методических приемов можно продолжать до бесконечности, у каждого учителя в запасниках педагогического опыта найдутся «изюминки», которые сделают урок интересным, неповторимым, запоминающимся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.