Методические рекомендации для специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты детей от жестокого обращения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЛАСТНОГО УРОКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести и алкоголизацию являются особенностью социокультурной ситуации в российском обществе. Подростковый и детский алкоголизм стал серьезной проблемой в наши дни. В силу индивидуально-психологических и физиологических особенностей и психическая, и физическая зависимость от алкоголя у подростка вырабатываются гораздо быстрее. Излечиться от пагубной страсти подростку намного сложнее, чем взрослому, если, конечно, родители не забьют тревогу уже в самом начале заболевания. Это доказывает значимость осуществления профилактической работы в области предупреждения алкогольной зависимости.
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Несмотря на осуществляемую деятельность учебно-воспитательного характера, статистика фиксирует небывалый рост числа подростков, употребляющих алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет. В целом 61,6% мальчиков-подростков знакомы и употребляют спиртные напитки. Отмечено, что раннее употребление алкоголя наносит необратимый вред психическому и физическому здоровью личности. С распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья детей, молодежи и нации в целом. При употреблении алкоголя школьниками быстрыми темпами формируется алкогольная зависимость. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками.
Школьные мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем должны быть направлены на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну, расширение знаний о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему. Вместе с этим, такая работа предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков.
Педагогическая профилактика предполагает решение двух групп задач.
Реализация общих задач направлена на:
формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ;
усвоение социально ценных поведенческих норм, коммуникативных навыков;
развитие умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий.
Реализация специфических задач связана:
с формированием представления о негативном воздействии алкоголя на физическое здоровье человека и его социальное благополучие,
готовности отказаться от любых форм использования алкоголя;
с развитием отрицательных оценок в отношении различных аспектов алкоголизма;
освоением приемов поведения, позволяющих избежать употребления алкоголя.
Наиболее эффективными методами в профилактике алкоголизма среди учащихся, в том числе проведение Урока по профилактике алкоголизма являются интерактивные воспитательные методы. Слово «interaction» в переводе с английского языка, означает взаимодействие. Таким образом, под интерактивностью мы можем понимать не просто процесс взаимного воздействия друг на друга, а специально организованную познавательную деятельность, носящая социальную направленность.
Дискуссионные формы работы
Групповая дискуссия – одна из наиболее эффективных форм организации деятельности при проведении профилактических мероприятий. учащимися.
Дискуссия – это специально организованный обмен мнениями по какому – либо вопросу, проблеме для получения продукта в виде решения. В основе любой дискуссии лежит спор, борьба мнений. Дискуссия учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований. Дискуссионные формы работы ценны тем, что знания, добытые в ходе столкновений мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения. Диагностическое значение дискуссии в том, что ее применение обнаруживает состояние способности детей самостоятельно мыслить, отстаивать свои взгляды, активно убеждать своих товарищей, развивать в себе убежденность. Сегодня разработано множество вариантов проведения групповых дискуссий, соответствующих различным целевым установкам и адекватных соответствующим условиям. Например, можно говорить о структурированных дискуссиях, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок ее проведения, и неструктурированных дискуссиях, в которых педагог пассивен, направления обсуждения выбираются самими
Если опираться на классификацию, предлагаемую Н.В. Семилетовым, то можно выделить следующие формы групповых дискуссий:
тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех учащихся проблемы;
биографические дискуссии, ориентированные на обсуждение имеющегося опыта;
интеракционные дискуссии, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между учащимися.
Вместе с этим, различают следующие разновидности дискуссии: «круглый стол»; заседание экспертной группы; форум; симпозиум; дебаты; судебное заседание.
В независимости от того, какую форму предпочтет педагог, рекомендуется осуществлять ориентировочные основы проведения групповой дискуссии: этапы дискуссии и задачи, решаемые на каждом из этапов.
В любой групповой дискуссии выделяются следующие этапы: этап запуска (начало) дискуссии; этап ориентации (анализ проблемы и поиск возможных решений); этап принятия решения (завершение дискуссии).
На каждом из этапов педагог – руководитель дискуссии может решать три типа задач. Первый тип – это задачи ведущего по отношению к теме (проблеме) дискуссии (например, заинтересовать учащихся и создать необходимую мотивацию или добиться однозначного понимания того, какая проблема обсуждается всеми участниками дискуссии). Второй тип задач – это задачи ведущего по отношению к группе учащихся, которые принимают участие в дискуссии (например, поддерживать высокий уровень активности всей группы или сохранять деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений). Третий тип задач – это задачи ведущего по отношению к отдельному участнику дискуссии (например, уделять максимум внимания мнению каждого участника дискуссии или оказывать помощь выступающим).
«Круглый стол»
Название заимствовано из журналистики, и означает обсуждение какой-либо проблемы, в котором принимают участие с равными правами несколько экспертов, под руководством ведущего. Обычно в начале участники высказываются в определенном порядке, а затем переходят к свободной дискуссии. Обычно цели «круглого стола» - выявить спектр мнений по поставленной проблеме; с разных точек зрения, обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой. Иногда, для придания остроты дискуссии, на «круглый стол» намеренно приглашают представителей разных поколений. Это также уменьшает опасность получения односторонних, однобоких знаний. Методика организации может предполагать следующие этапы работы:
участники заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание;
вступительная речь ведущего «Круглого стола», который обозначает тематику и формат диалога;
методический диалог ведется между руководителем и слушателями или между группами слушателей по определенной проблеме, движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.
в заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
Примером может быть круглый стол для старшеклассников района (подростково-молодежного актива). Целью проведения круглых столов может являться следующее положение: привлечение подростков и молодежи к активной профилактической антиалкогольной работе, стимулирование инициативы в сфере организации антиалкогольной работы на местах по принципу «подросток-подростку». Так, на мероприятие приглашаются подростки, участвующие в школьном самоуправлении, межшкольной думе, школьный актив и т.д. Возможные темы круглого стола: «Как молодежь может противостоять распространению алкогольной продукции», «Взрослость и алкоголь», «Роль СМИ в формировании молодежной субкультуры».
Профилактический тренинг.
Профилактический тренинг – это форма групповой работы, которая строится на активности самих участников и имеет ряд отличительных черт и преимуществ. Любой тренинг подразумевает использование интерактивных способов работы (например, моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика), способных повысить уровень усвоения учащимися социальных навыков (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважения и эффективного взаимодействия с окружающими – как со сверстниками, так и со взрослыми), усилить их личные убеждения против употребления наркотиков, сформировать навыки отказа от них.
Кроме того, тренинги интересны и полезны не только самим учащимся: педагоги и другие работники образовательного учреждения получают возможность перевести отношения с ребятами на качественно новый уровень, что очень полезно для достижения высокой степени доверия между ними. Поэтому в организации любой профилактической работы предпочтение должно отдаваться использованию именно таких форм работы, а не дидактическим информационно-образовательным методам. Освоить эту новую для себя форму работы педагоги могут при поддержке специалистов-психологов.
Цель любого профилактического тренинга – повышение уровня информированности по проблемам, характеризующимся ярко выраженной асоциальной направленностью; выработка и развитие навыков сопротивления негативным влияниям социального окружения учащегося. Основные задачи профилактического тренинга:
выяснить исходный уровень информированности учащихся и наличие у них навыков поведения, препятствующего негативному влиянию социального окружения;
дать достоверную информацию о формах асоциального поведения, учитывая уровень информированности учащихся;
сформировать у учащихся навыки поведения, исключающие вовлечение учащихся в асоциальную деятельность, в частности, рискованное сексуальное поведение;
проверить у учащихся уровень усвоения информации и закрепление навыков позитивного поведения.
Профилактический тренинг можно использовать в своей практике в том случае, если педагог обнаруживает у себя следующие личностные черты: открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта. Наряду с этим в личности педагога желательны аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять учащимся подлинные эмоции и переживания; энтузиазм и оптимизм, вера в способности учащихся к изменению и развитию; уравновешенность, терпимость к неопределенности, высокий уровень саморегуляции; уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; богатое воображение.
Тренинговые профилактические программы – более масштабная форма работы, включающая в себя серию тренингов с психогимнастическми, ролевыми и подвижными играми, методами арт-терапии, дискуссиями, мозговыми штурмами, обменом мнениями, теорией по психологии, упражнениями на познание себя, практические упражнения в парах. Задачами тренинговых профилактических программ: могут быть профилактика употребления ПАВ через повышение психосоциальной адаптации; обучение здоровому жизненному стилю; развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств; формирование стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без применения отклоняющихся форм поведения.
Выставка
Выставки в наше время — явление очень распространенное. Их устраивают везде, к ним проявляется большой интерес. Велико их образовательное и художественно-воспитательное значение. Выставка – специально организованная деятельность по созданию экспонатов или информационного продукта для последующего знакомства с этой информацией. Потенциалы выставки как формы работы по профилактике алкогольной зависимости связаны не только с разъяснением сути этой значимой социальной проблемы, но и с формированием негативного отношения к злоупотреблению алкогольной продукцией. Работа над оформлением выставок помогает педагогу направить пробудившуюся энергию подростков на общественно полезную деятельность, активное участие в жизни учебного учреждения. Ребята с удовольствием работают над конкретной социально значимой тематикой. В процессе выполнения совместных работ сплачивается детский коллектив, воспитывается взаимопомощь. По примеру организации конкурсов лучших стенных газет в конце года целесообразно организовать смотр лучших тематических выставок. Такие конкурсы служат стимулом для развития творчества ребят, средством развития эстетического вкуса, нравственности, повышают интерес к искусству и социальным проблемам.
Любая выставка проходит на определенной заранее подготовленной площадке с выставочным материалом для последующей демонстрации. Организация выставки включает в себя ряд этапов, каждый из которых предполагает реализацию ряда действий.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе следует определить тему выставки, примерный объем используемых работ, составить основные планы выставки, выбрать место для выставки, отобрать, изготовить и разместить экспонаты, осуществить рекламу предстоящего события. Для того, чтобы организация выставки стала формой взаимодействия с учащимися, следует привлекать ребят к работе уже на подготовительном этапе.
Принятие решения об экспозиционной работе связано с необходимостью определения темы выставки. Эти темы могут носить как общий характер (например «Пропасть», «Взгляд в будущее», «Шаг от самого себя»), так и конкретное отображение содержания предъявляемой информации (например, «Алкоголь – шаг в никуда»). Тема, задающая содержание выставляемых работ – это отправной, решающий момент во всем процессе. Содержание выставки натолкнет на выбор соответствующей композиции, всего наглядно-изобразительного решения.
Определить примерный объем выставки позволяет анализ возможных экспонатов выставки.
После того как определились тема выставки и ее примерный объем, можно приниматься за составление тематического и тематико-экспозиционного планов. Чтобы выставка пользовалась вниманием, была им полезна, необходимо учитывать ее актуальность и своевременность. Важно оценить материальные и исполнительские возможности. Надо помнить, на какой возраст рассчитана выставка, так как ее художественно-образное решение не может быть одинаковым и для старшеклассников, и для студентов. Тематический план экспозиции включает в себя понимание того, из каких частей она сложится в целом, в какой последовательности будут размещены отдельные экспонаты. Следует учесть и психологию восприятия – возможность представления информации по трем основным каналам: визуальному, слуховому, тактильному. Алгоритмом составления тематического плана может быть следующая последовательность действий: на листе бумаги по порядку раскрытия основной темы выписывают темы более частного порядка. Они в свою очередь расписываются до отдельных вопросов. Когда подтемы конкретизированы до отдельных вопросов, то можно переходить к описанию экспонатов, которые должны наглядно раскрыть содержание каждого вопроса. Иными словами, если тематический план раскрывает содержание, тему выставки, то экспозиционный содержит сведения о средствах показа (фотографиях, рисунках, диаграммах и т.п.).
После составления тематико-экспозиционного плана главной заботой становится сбор и изготовление экспонатов. Сбор и изготовление материалов для выставки — нелегкое дело. Здесь учащиеся могут проявить все свои таланты и способности. Кто-то из них может уточнить в библиотеке необходимые факты, подобрать высказывания выдающихся людей или заняться редактированием текста. Другим можно поручить съемку соответствующих объектов, пересъемку, ретуширование, кадрирование уже имеющихся снимков. Третьи могут осуществлять поиск предметных экспонатов. Четвертые могут оформлять саму выставку и подбирать необходимое музыкальное оформление. Пятые – придумывать сценарий открытия выставки, разрабатывать экскурсионные маршруты и мероприятия. Актив организаторов выставки на последующих этапах ее создания может быть пополнен также за счет умеющих работать с деревом, так как для выставки понадобятся планшеты, подрамники, ящики для цветов и т.д. Вообще в работе над выставкой можно задействовать очень много ребят.
Для методически правильной работы по созданию выставки существенное значение имеет момент определения места, где она будет размещена. Выбор места должен быть продиктован не только желанием наиболее выразительно представить экспонаты выставки, но и пониманием того, что все ее составные части определенным образом влияют на облик самого интерьера. Появление выставки должно художественно обогащать помещение учебного учреждения. Ощущение эстетической связи стендов выставки с архитектурным окружением возникает при правильном решении двух основных задач: нахождение величинно - конструктивных пропорций; выборе наиболее подходящих цветовых отношений. Выставочные стенды, если они размещаются вдоль стен, обычно составляют одну третью или одну четвертую часть их поверхности. В целях удобства обзора определяют их расположение по отношению к росту ребенка. Нижний край стендов должен находиться в 100—120 см от пола. Таким образом, при выборе места для выставки необходимо учитывать различные художественные, педагогические и психологические факторы, усиливающие ее воспитательно-познавательное значение.
Реклама выставки позволяет информировать общественность о проведении выставки. Название играет большую роль и отражает специфику выставляемых экспонатов.
Второй этап – проведение выставки. Этот этап связан с реализацией непосредственного события – знакомства с предложенной информацией. Второй этап может в себя включать открытие выставки, собственно выставку, оценивание экспонатов зрителями, отдельные мероприятия выставочного процесса (интеллектуальные и творческие игры, театрализация), подведение итогов выставки.
Открытие выставки – это ритуал, предполагающий наличие традиционных моментов. В их число, как правило, включается приветственное слово собравшимся, игровая театрализованная завязка к проведению выставки, представление авторов выставки, обозначение программы выставки. Важно объяснить собравшимся, что за выставка организована, для чего она проводится, к чему приурочена, что на ней можно увидеть.
Собственно выставка – это время, отведенное посетителям выставки для ознакомления с экспонатами. Процесс ознакомления с экспонатами может быть как строго регламентированным (например, экскурсия), так и свободным. Участники выставки и пришедшие гости одновременно могут являться и создателями экспонатов.
Оценивание экспонатов осуществляется зрителями, либо самими изготовителями экспонатов. Для этой цели организаторы могут предусмотреть жетоны. Очень важно определить критерии, по которым произойдет оценивание. Если выставка посвящена тематике борьбы с вредными привычками, то такими критериями могут быть: убедительность экспоната/выставки в доказательства вреда пьянства; эстетичность экспоната/выставки; информативность в отображении причин, по которым следует избегать злоупотребления спиртными напитками, и т.д.
Подведение итогов выставки. Здесь необходимо предусмотреть награждение авторов лучших экспонатов. Закрытие выставки может включать в себя и игровое театрализованное закрытие действие с участием актеров, финальное слово какого-то именитого гостя.
Третий этап – сбор выставки, анализ работы, определение возможностей дальнейшей выставочной деятельности. В процессе подготовки выставки ребята имеют возможность одновременно с развитием своих эстетических и нравственных качеств пройти хорошую школу аналитической и организационной работы. Наряду с тем, что они узнают много интересного о свойствах материалов, знакомятся с технологией обработки бумаги, ткани, древесины, металла, пластмасс, с правилами работы разнообразными техническими инструментами, воспитанники задумаются о социальных проблемах, поднятых самой темой экспозиции, сформируют устойчивое отношение к тем или иным социальным явлениям. Участие в создании выставки, сам факт появления хорошо оформленной, содержательной экспозиции, воздействуя на ребят в художественном отношении, способствует в то же время их интеллектуальному, трудовому, духовно-нравственному воспитанию.
Игра-путешествие или маршрутная игра
Игра – вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра – игра с четко поставленной педагогом целью и соответствующим ей педагогическим результатом. По мнению С.А. Шмакова, отличительными чертами игры являются: свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса, а не от результата; творческий, в значительной мере импровизированный, характер; эмоциональная приподнятость, соперничество, состязательность, конкуренция; наличие прямых или косвенных правил.
Игра - путешествие имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра – эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться: для информирования воспитанников; для формирования у них определенных умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.); для контроля соответствующих знаний, умений и навыков; для осознания участниками взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций. Маршрутная игра – это одна из самых богатых по потенциалу форм.
Игра-путешествие может предполагать индивидуальное прохождение маршрута, участие команды, состоящей из одного - двух человек; участие нескольких малых групп от 3 до 10 человек; участие одной или нескольких больших групп.
Рассмотрим набор актов, ситуаций и процедур взаимодействия, характеризующих маршрутную игру.
Главное, что отличает маршрутную игру, является процедура целенаправленного движения групп участников по определённой схеме, обозначенной в маршрутном листе. Исходя из вариантов организационного воплощения данной процедуры, существует несколько модификаций игры-эстафеты. Первая модификация - маршрутный лист чётко обозначает порядок движения команды и расположение площадок. Вторая - в маршрутном листе площадки только названы, а порядок их прохождения и местоположение не определены. В этом случае места действия разбросаны по определённой территории и задача команды состоит в том, чтобы за ограниченное время найти и пройти как можно больше площадок. Третья модификация - порядок движения известен только проводнику, который сопровождает команду на пути её следования.
Рекомендуется начинать и заканчивать любую маршрутную игру общим сбором участников игры-путешествия, который проводится дважды. Мы условно назвали процедуру первого сбора – «сбор-старт», а последнего – «сбор-финиш». На сборе-старте участники получают необходимую информацию, включающую в себя обоснование деятельности (фабулу игры), правила игры и критерии оценки результатов деятельности команды на площадке. На сборе-финише подводятся итоги, награждаются (если это необходимо) победители.
Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими площадками, которые предусматривают выполнение заданий.
Особая процедура – это передвижение команд между площадками маршрутной игры. Участники могут передвигаться стремительно, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика). Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.
Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию маршрутной игры включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для участников задач. Последствие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных), и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника.
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя: подготовку участников игры-путешествия; сбор-старт; движение команд по маршруту; участие команд в организуемой на площадках деятельности; сбор-финиш; организация анализа участия в маршрутной игре.
При проведении занятий антиалкогольной зависимости возможно применение методов словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
Рассказ на этическую тему
В качестве инструмента для профилактической работы часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у слушателей положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие характеристики:
1) рассказ должен соответствовать социальному опыту учащихся, быть доступным и соответствующим эмоциональным переживаниям слушателей;
2) рассказ сопровождается музыкальным сопровождением и иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев;
3) эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа;
4) рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально;
5) рассказ обязательно должен переживаться слушателями, нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше, не спешить переключать слушателей на другие виды деятельности.
Разъяснение
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей группы и личностных качеств её членов. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения и для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не является формой убеждения.
Этическая беседа
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение. Особенность проведения этических бесед состоит в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения педагогу необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий: 1) беседа должна носить проблемный характер; 2) педагогу следует опираться на процесс обсуждения вопроса, а не на заготовленные заранее фразы; 3) нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения; 4) нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
Пример
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. При выборе моральных примеров следует учитывать особенности возраста. Выбирая в качестве пример героев для своих воспитанников следует добиваться того, чтобы носители нравственных качеств были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Рекомендуемая литература по вопросам методики организации форм, методов воспитательной работы
Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.
Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.
Афанасьев С.П. Методика проведения творческих конкурсов// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 2.
Афанасьев С.П. Последний звонок: Как организовать праздник для выпускников: Методическое пособие. — Кострома, 1995.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел». Методическое пособие. — Кострома: РЦ НИТ «Эврика- М», 1998.
Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
Гиндис Б. Вечерний огонек. — ВДЦ «Орленок», 1998.
Грибок Н.Н. Социальная реклама: уч. пособие/ М.: Изд-во М. гум. ун-та, 2008.
Кабалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы - М.: Знание, 2006.
Козлова Ю., Ярошенко В. Поход — дело серьезное // Учительская газета.- 1999.- №6 (9723).
Коровкина Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы воспитательной работы с подростками и старшеклассниками: игра-путешествие. // Вестник КГПУ имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 1997. — № 4.
Кривельская Н.В. Духовное здоровье нации // Клуб «Реалисты», 1996. – №25. – с.71-73.
Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. — Кострома: КГПУ, 1998.
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.
Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы. – М.: Алькон, 2004.
Перепечаева Я. Психологические аспекты социальной рекламы. – М.: Просвещение, - 2005.
Поляков С.Д. О педагогической инноватике.- М., 1990.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. — М: Новая школа, 1996.
Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.
Селивестров С.Э. Социальная реклама. Искусство владения словом. – И. :Бахрах – М, 2006.
Селивестров С.Э. Социальная реклама. Искусство воздействия словом. Самара: Издательский Дом «Базрар-М», 2006.
Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.
Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.
Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. М.: Индекс Медиа. 2006.
Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика, Спб., 1999.
Богачева Е.А., к.п.н.,
зав. лабораторией педагогики здорового
развития ребенка ОГАОУ ДПО БелИРО