Программа по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
Принята на педагогическом совете Утверждаю
Протокол №____ от «___»______2018г. Директор МКОУ «Ярская школа-интернат»
_____________Н.Г.Поздеева
«_____»____________2018г.
МКОУ «Ярская школа-интернат»
Программа
по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав
на 2018-2023гг.
п.Яр, 2018 г.
ПАСПОРТ
Программы МКОУ «Ярская школа-интернат»
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав и здоровья»
Наименование программы |
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав и здоровья» |
Цель программы |
Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы |
Задачи программы |
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении. Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Обеспечение внеурочной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности. Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых. Помощь учащимся, родителям в приобретении 6необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому. Развитие школьного соуправления, творческих способностей и социальной активности школьников. |
Сроки реализации |
2018-2023годы |
Ожидаемые результаты |
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы. |
Разработчик программы |
Социальный педагог МКОУ «Ярская школа-интернат» (с использованием материалов программы Управления народного образования Ярского района) |
«Профилактика правонарушений несовершеннолетних и защита их прав и здоровья»
Пояснительная записка
Система семейного воспитания в последние десятилетия претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже в вполне благополучных семьях часто отсутствуют взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка, препятствующего негативным проявлением в его поведении. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе социально обусловленных заболеваний, таких как, алкоголизм, наркомания, СПИД. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанностям по воспитанию, обучению и содержанию детей.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
-социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
-медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
-социально-демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
-социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
-криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведение детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой девиантного поведения детей, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование в обучающихся активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.
Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечить защиту его прав и законных интересов, выявить причины и условия развития преступных наклонностей, существенно повлиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог), но и педагоги-предметники, педагог-организатор, воспитатели, медицинские работники - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в Программе профилактики.
Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ (здоровому образу жизни).
Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей и других субъектов системы профилактики.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный-безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности и беспризорности находится в обстановке, представляющий опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающий требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Антиобщественные действия- действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная профилактическая работа-деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних-система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Программа разработана с учетом законодательства Российской Федерации и законодательства Удмуртской Республики:
-Конституции Российской Федерации,
-Конвенции о правах ребенка,
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
-Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. №120-ФЗ
-Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ
-Закона Удмуртской Республики «О мерах по защите здоровья и развития детей в УР» от 18.10.2011 г. №59-HP
И извлечений из семейного, уголовного, административного и трудового кодексов Российской Федерации.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
-МКОУ «Ярская школа-интернат»
-организации и учреждения системы профилактики: Администрация МО «Ярский район», УНО Администрации МО «Ярский район», ОП «Ярское» ММО МВД России «Глазовский», КПДН и ЗП, КЦСОН, орган опеки и попечительства, отдел молодежи, БУЗ УР "Ярская районная больница МЗ УР".
Механизм реализации программы
Управление и контроль хода реализации программы осуществляет МКОУ «Ярская школа-интернат»
Основные направления и положения программы ежегодно уточняются.
Для реализации программы по каждому разделу определяется план мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей программных мероприятий.
Цель и задачи программы
Главной целью программы является - создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы
Задачи:
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
Выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения.
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, в том числе состоящим на различных видах учета, имеющим отклонения в развитии или поведении, проблемы в обучении.
Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Обеспечение внеурочной занятости учащихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности.
Создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых.
Помощь учащимся, родителям в приобретении 6необходимых знаний, умений и навыков для формирования законопослушного поведения несовершеннолетних, здорового образа жизни.
Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому.
Развитие школьного соуправления, творческих способностей и социальной активности школьников.
Основные направления деятельности.
Диагностическое: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, родителей.
Консультативное: консультирование всех субъектов учебно-воспитательного процесса.
Профилактическое и просветительское: информирование, повышение правовой грамотности, предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состоянии ребенка.
Коррекционно-развивающее: коррекционные программы, развивающие занятия.
Возрастные этапы профилактики
Этапы |
Возраст |
Характеристика |
I |
7-9 лет |
Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с употреблением ПАВ окружающих); развитие навыков самоконтроля. |
II |
9-11 лет |
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии психоактивных веществ на организм человека, ответственности несовершеннолетних за нарушение законодательства, формирование устойчивости к негативному давлению среды. Понятие конформности и толерантности. |
III |
11-13 лет |
Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку «не делай, как другие» по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ) |
IV |
14-17 лет |
Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации, «умей сказать-НЕТ!» |
Формы реализации программы
Класс |
Формы работы |
1-4 |
Урок здоровья, классный час Создание игровых ситуаций, инсценирование, сказкотерапия в рамках досуговых мероприятий Занятие с элементами тренинга, час доброты Занятие с использованием нравственных сказок Программа первичной позитивной профилактики |
5-7 |
Классный час Занятия с элементами тренинга Тренинги, уроки общения, ролевые игры Инсценирование различных ситуаций Индивидуальные консультации Беседа с элементами рассуждения Программа первичной позитивной профилактики |
8-9 |
Индивидуальные консультации Тренинг сплочения, тренинг общения Тренинг толерантности Практикум Мозговой штурм Классный час Ролевая игра, деловая игра Беседа Круглый стол Презентация |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Осуществление программных мероприятий должно обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения.
Оценкой эффективности реализации Программы служат следующие индикаторы:
-Снижение числа правонарушений и преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения;
-уменьшение количества детей, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия;
-сокращение числа семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих на различных формах учета в образовательных учреждениях и учре5ждениях системы профилактики правонарушений.
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы |
-появление у подростков устойчивых интересов -положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учете в ПДН ОП «Ярское» -Уменьшение количества детей «группы риска» -Уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска» |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы |
-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлеченности родителей и учащихся в мероприятии |
Конечный результат реализации программы |
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |