Методические рекомендации к музыкальной магнитно-дидактической игре "Играем на сцене"
Составитель: Тюленева
Анастасия Федоровна
музыкальный руководитель
Пояснительная записка.
В современном дошкольном образовании одна из важных проблем является развитие музыкальных способностей детей. Прежде всего в связи с катастрофическим падением уровня музыкальной культуры подрастающего поколения. Одним из эффективных средств музыкального развития является использование музыкально-дидактических игр.
Дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальные средства в музыкальном развитии, которые позволяют в доступной форме прививать детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты, развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческие способности, а также являются хорошим помощником для раскрепощения стеснительных детей. Играя, дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, но у них формируются необходимые качества личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Используя дидактические игры, мы в простой, доступной детям игровой форме даем представление о музыке, её выразительных возможностях, а также развиваем музыкальные способности.
Описание музыкальной магнитно-дидактической игры «Играем на сцене»
Игра представляет собой магнитное поле, фон которого разделен на две рабочие зоны. Это – сцена и нотный стан.
Материалы крепятся на игровое поле с помощью магнита.
Цели и задачи:
- развивать координацию звуковысотного и ладового слуха
- развивать координацию направления движения голоса
- развивать диапазон певческого голоса
- развивать коммуникативные навыки, моторику рук
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, определять характер музыки
- развитие чувства ритма
- освоение музыкальное грамоты
- закрепить знание детьми музыкальных инструментов, групп музыкальных инструментов
- развивать ассоциативное мышление, активизировать зрительную память
К игре прилагаются два пластиковых кармана, формата А5, с содержанием нескольких игр. Это:
Ножки-ладошки
Поющая гусеница
Музыкальные инструменты
Игра «Ножки и ладошки»
В игре «Ножки и ладошки» используется большое количество карточек с изображением маленьких и больших ножек и ладошек (ножки-топают, ладошки-хлопают). Педагог прикрепляет на поле одну из схем, дети повторяют ритмический рисунок. Маленькие ножки и ладошки обозначают короткие длительности, а большие – длинные. Ребятам очень нравится оттачивать ритм к различным музыкальным произведениям. В данном случае в эту игра удобно играть с разным возрастом и количеством детей. Так же реализуется индивидуальный подход.
Игра «Поющая гусеница»
Игра «Поющая гусеница» многофункциональна и непосредственна в работе с детьми. Направлена на изучение и понимание звуковысотности, очень удобна для «непоющих» детей, потому что именно в этой игре они раскрепощаются, ведь здесь используется только один единственный звук приемом glissando (плавное скольжение от одного звука к другому) без запоминания мелодии.
Педагог рассказывает детям сказку о маленькой гусенице, которая очень любила музыку, но совсем не умела петь. Затем прикрепляет на магнитное поле карточки с изображением направления движения гусеницы и с указанием пропеваемого звука. Гусеница ползает по бревнышкам вверх и вниз, пропевая мелодию на разные звуки (а, о, у, и).
Игра «Музыкальные инструменты»
В этой игре изучаются группы инструментов: духовых, клавишных, струнных, ударных. На поле прикрепляется картинка с условным обозначением группы музыкальных инструментов, вокруг которой дети подбирают соответствующие. С помощью картинок дети изучают названия инструментов и способы извлечения звука.
К данной игре приложены образцы карточек с изображением оркестра и его состава для изучения расположения музыкальных инструментов в нем.
Используя картинки музыкальных инструментов, дети классифицируют их по группам звукоизвлечения.
Нотоносец и ноты
Нижняя часть поля представляет собой нотный стан и нотки. Один из вариантов использования этой игры: педагог проигрывает отрывок музыкального произведения и предлагает детям с помощью ноток, которые можно передвигать, выстроить движение мелодии.
В ходе этой игры дети изучают названия нот.
Так же для детей школьного возраста эта игра подойдет для изучения правильного графического написания и чтения нот.
Методические рекомендации разработаны на основе опыта работы музыкального руководителя Тюленевой А.Ф. Предназначены в помощь музыкальным руководителям детских садов и учителей музыки начальных классов для развития музыкальных способностей детей посредством использования музыкально-дидактических игр.