Методические рекомендации по теме «Организация и проведение выставок детских творческих работ по тестопластике»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 145
(МБДОУ города Иркутска детский сад № 145)
664002, город Иркутск, улица Мира, дом 64, тел: 32-82-95, факс (3952)32-82-93
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296
Методические рекомендации по теме
«Организация и проведение выставок детских творческих работ
по тестопластике»
Разработали:
Баранова Д.В., воситатель
Романова В. В., воспитатель
Юмагуена А.Р., воспитатель
Аннотация
Данные методические рекомендации по теме «Организация и проведение выставок детских творческих работ по тестопластике» разработаны на основе материалов по осуществлению продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста, а конкретно, по тестопластике.
В основу положены наблюдения за продуктивной творческой деятельностью детей в Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» с использованием тестопластики. Результат детского творчества нуждается в признании. Разнообразные выставки детского творчества помогут полнее раскрыться таланту и способностям.
Методические рекомендации познакомят с различными способами демонстрации достижений ребенка, способах организации выставок детского творчества, а также помогут раскрыть специфику организации работы с соленым тестом, подготовку материала к творчеству, процесса получения продукта деятельности.
Структурированная информация, изложенная далее, определит регламент, расставит акценты, которые необходимо учитывать при подготовке и проведении выставок детского творчества из тестопластики.
Рекомендации будут полезны, в первую очередь, воспитателям, непосредственно работающим с детьми, педагогам, осуществляющим кружковую работу в ДОУ, вожатым детских летних площадок, педагогам дополнительного образования, а также родителям, которые проявят желание и заинтересованность.
Источником практического опыта, положенного в основу данных рекомендаций являются наработки многолетнего труда педагогов, изучающих особенности детского изобразительного творчества с использованием тестопластики на базе МБДОУ г. Иркутска детского сада № 145. Были рассмотрены и систематизированы сведения, касающиеся рецептурного вопроса исходного материала для творчества, рассмотрены неблагоприятные факторы, влияющие на конечный продукт.
Авторы данных рекомендаций:
Баранова Дина Викторовна, воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж работы в ДОУ- 16 лет.
Романова Виктория Валерьевна, воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж работы в ДОУ-32 года.
Юмагуена Анна Раисовна, воспитатель, высшая квалификационная категория, стаж работы в ДОУ-7 лет.
Оглавление
E-mail:mdou145irk@yandex.ru; ИНН 3810034910 ОГРН 1043801428296 1
Особенности использования тестопластики в работе педагога с дошкольниками 8
СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ВЫСТАВКИ ПОДЕЛОК ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСТАВОЧНОГО ПРОСТРАНСТВА. 11
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛЕПКИ ДЕТАЛЕЙ 20
ИНСТРУМЕНТЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ 21
РЕЦЕПТЫ ТЕСТА ДЛЯ ТЕСТОПЛАСТИКИ 23
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актульность разработки методических рекомендаций по теме «Организация и проведение выставок детских творческих работ по тестопластике» основывается на необходимости поддержки и развития детской творческой инициативы. Ребенок нуждается в помощи взрослого наставника, как в формировании идейного творческого замысла и его реализации, так и в презентации конечного продукта.
Поддержка самостоятельного творческого процесса очень важна для ребенка в любом возрасте. А в случае, когда имеем дело с продуктивной деятельностью, для ребенка очень важным является признание результата его деятельности, уважительное отношение к продукту, признание пользы и значимости творческой деятельности для окружающих.
Тестопластика является одной из увлекательных областей детского изобразительного творчества. Занятия с тестом можно начинать с самого раннего возраста, а в старшем дошкольном возрасте тестопластика может стать одним из наиболее любимых занятий. Тестопластика обладает уникальными свойствами универсального материала, который доступен, экологически безопасен, эстетически привлекателен и обладает здоровьесберегающим эффектом. Тесто приятно мять, раскатывать, скатывать. Выполняя различные манипуляции с тестом, ребенок развивает мелкую моторику, тем самым воздействуем на многие жизненноважные центры организма.
Фигурки, композиции, полуобъемные картины из соленого теста являются для ребенка очень важными достижениями, поэтому для него большое значение имеет возможность демонстрации собственных результатов. Работы из тестопластики могут быть коллективные и индивидуальные, но все они равнозначны для ребенка. Причастность к созданию экспонатов повышает уверенность ребенка в своих силах, мотивируя его на продолжение творчества и поиск новых возможностей.
Конечный продукт тестопластики для ребенка понятен и ясен. Ребенок оценивает его как «взаправдашный», он для него настоящий. Своей радостью ребенок хочет поделиться, ему важно признание взрослых. Наличие постоянного места в группе для презентации детских работ во многом облегчает задачу ребенка, но возможность принять участие в той или иной тематической выставке для него намного важнее.
В данной работе предлагается ознакомиться с примерным алгоритмом подготовки и проведения выставок детских работ из теста. Сохранность элементов выставочной экспозиции стимулирует творческий потенциал и формирует чувство эмоциональной стабильности и позитивной направленности.
В процессе организации выставки взрослые помогают ребенку освоить различные способы презентации своих творческих работ.
Методические рекомендации были разработаны с учетом ООП МБДОУ, в соответствии с требованиями ФГОС.
Применение данных рекомендаций возможно в рамках «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», как на занятиях во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время самостоятельной художественной деятельности детей.
Методическая разработка окажется полезной в подготовке, организации и проведении выставок творческих работ из тестопластики как педагогам-воспитателям на занятиях по изобразительному творчеству, так и при руководстве кружковой работой в детском саду, окажет помощь родителям, желающим разнообразить семейный досуг и освоить нетрадиционные направления детского дизайна в изобразительной деятельности.
Цель предлагаемых методических рекомендаций – оказание методической помощи педагогам-практикам в организации и проведении выставок работ из тестопластики.
Планируемый результат от использования данных методических рекомендаций в системе дошкольного образования заключается в овладении опытом организации и проведения выставок детских работ из тестопластики, а также повышении мотивации дошкольников.
Особенность данной работы заключается в сравнительном анализе предлагаемых выставок работ по тестопластике и особенностей работы в данной технике, конкретизации условий для их организации и определении мотива успешной творческой самореализации с учетом интеграции образовательных областей.
Методологической основой методических рекомендаций являются работы О.В. Дыбиной, Л.В. Куцаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой.
Данные рекомендации разработаны с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и авторской программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.
В ходе работы был изучен и проработан вопрос подготовки исходного материала, подобраны рецепты, предполагающие различную консистенцию соленого теста с учетом его предназначения.
Изучив литературу по данной теме, мы отобрали необходимые советы, систематизировали их и адаптировали для использования в детском саду в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Ребенок познает мир с самого рождения, потребность в этом у него заложена уже изначально, причем происходит это чувственным образом. Он открывает для себя мир и стремится проявить себя в этом мире с помощью наиболее доступных для него средств. Изобразительная деятельность по праву считается одними из самых любимых видов деятельности детей.
Даже не посещающий детский сад ребенок имеет представление о тестопластике, так как перед ним постоянно пример его мамы и бабушек. Он видит, как заводится тесто, хоть это в современном обществе происходит не так часто, как несколько десятилетий назад. Так как тесто является экологически безопасным материалом (по предназначению это основа продукта питания), ребенок получает в свои руки тесто достаточно рано. И если он не съест сразу кусочек теста, у него будет возможность познакомиться с ним поближе. Так и происходит в большинстве случаев знакомство с тестопластикой.
В широком понимании значения тестопластика- это лепка из соленого теста. Если подойти к истории этого вопроса, можно выяснить, что это искусство достаточно древнее, относящееся к народным промыслам.
Создание объемных и рельефных изделий из теста принято называть тестопластикой. В настоящее время этот вид деятельности стал очень популярен. Тестопластика не требует особых денежных вложений, специального оборудования, в ход может пойти все, что под руками. Доступность, экономичность - несомненные плюсы этого вида творчества.
Тесто для работ может быть заварным, сдобным, соленым. Для детского творчества применяют соленое тесто.
Мука, соль, вода - вот основной перечень ингредиентов, это натуральные продукты, применение которых исключает аллергию. Это очень важное свойство, так как дети все любят пробовать на вкус.
Для использования в изобразительной деятельности необходимо правильно осуществить замес. Отмывается тесто тоже легко, следы убираются без особых затруднений.
При работе с соленым тестом следует контролировать и планировать объем предполагаемой работы и объем теста, чтобы избежать большого количества отходов, так как хранить его проблематично, легче сделать новую порцию. Если же остались излишки, их можно поместить в целлофановый мешочек и убрать в холодильник.
На начальных этапах знакомства с тестопластикой можно не заострять внимание на цвете. При дальнейшем расширении навыков работы с тестом, можно обратить внимание на цветовое решение. При создании коллективных работ, создании объемных картин постепенно можно познакомить детей с использованием и комбинированием цвета. Можно применять готовые красители, а можно воспользоваться и пищевыми красителями, сделанными своими руками. Пищевые красители на основе красящих свойств овощей доступны и безопасны:
1. Луковая шелуха - любой оттенок от бежевого до темно-коричневого.
2. Сок морковки: интенсивность варьируется от нежно-золотистого до оранжевого цвета.
3. Сок свеклы: интенсивность от розового до бордового цвета.
Применение красителей возможно как в начале работы, в процессе изготовления теста, так и на завершающем этапе. Обычно в работе с детьми используется соленое тесто натурального цвета.
После просушки поделка раскрашивается. В ход идут краски, фломастеры, цветной лак. Развивается воображение, фантазия, аккуратность, терпение. Ребенок может постепенно усложнять свою работу, декорируя ее доступными материалами.
Вдохновение и работа приводят его в восторг, и ребенок справедливо желает поделиться красотой своего творения с окружением. Вот здесь и стоит задуматься об организации выставки.
Следует учитывать и тот факт, что ребенок получает удовлетворение от своего труда и творчества, систематичность вместе со стабильностью позволяют ему сделать вывод о важности своего продукта, он проводит своеобразную параллель с виденными им ранее экспонатами той или иной выставки.
К сожалению, не всегда взрослые с должным пониманием относятся к результатам детского творческого труда. Речь идет не столько об отсутствии поддержки, сколько об обидном для ребенка равнодушии.
Самые первые зрители и критики для ребенка это одногруппники и воспитатели, здесь как раз все хорошо, воспитатель и другие дети критиковать поделку товарища не станут. А безразличное отношение родителей может отбить у ребенка все желание дальнейшего творчества.
Поэтому, стоит провести работу с родителями по повышению их педагогической компетентности. Если необходимо, нужно научить родителей быть снисходительнее и добрее к своему ребенку.
Мы рекомендуем предложить родителям посетить наши мастер-классы по тестопластике, попробовать свои силы в работе с соленым тестом.
Одним из наиболее эффективных способов демонстрации детских работ из соленого теста являются выставки.
Детские работы, картины, фигурки из соленого теста подготовленные должным образом, высушенные и раскрашенные, можно красиво выставить, сгруппировать и представить на всеобщее обозрение.
Детская выставка является своеобразным образовательным проектом, который мотивирует и направляет участников выставки на активное и творческое освоение методов изобразительной деятельности.
Если обратиться к научной трактовке этого понятия, то следуя трактовке лексикосемантического содержания понятия «выставка», тогда из определения «Международного бюро выставок» следует, что выставка - это показ, путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности.
Экспозиция - это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой достигаются путем демонстрации экспонатов. Экспонаты должны быть организованы, объяснены и размещены в соответствии с разработанной концепцией.
Выставки бывают разные:
1. Международные;
2. Всемирные;
3.Национальные;
4. Местные;
5. Всеобщие (охватывающие все отрасли человеческой деятельности);
6. Специализированные (посвящены только одной сфере деятельности человека);
Специализированные выставки, в свою очередь, могут быть:
1. Художественными;
2. Промышленными;
3. Сельскохозяйственными.
По времени проведения выставки бывают постоянные и временные (периодические)
По форме проведения выставки могут быть передвижными и стационарными.
Стационарные проводятся в залах, передвижные проводятся с перемещением в других учреждениях.
Выставки по классификации участников бывают следующих категорий:
Персональная выставка (индивидуальная).
На данной выставке представляются работы одного автора. В нашем случае, таким автором является ребенок, проявляющий художественные способности.
Отчетная выставка.
На этой выставке представлены работы несколько авторов, кружка, творческой группы, группы детского сада. Вся группа авторов занимается в одном образовательном коллективе.
Городская выставка.
Чаще всего, это не просто демонстрация экспонатов, это выставка–конкурс детского творчества, которая проводится в границах городской муниципальной системы.
Районная выставка.
На районной выставке свое творчество представляют, либо дошкольники, которые вовлечены в деятельность районных учреждений культуры.
Региональная выставка.
Выставка, на которой представлены работы детей одного из регионов России.
Всероссийская выставка.
Выставка, на которой представлены работы участников, являющихся всеми субъектами Российской Федерации.
Международная выставка.
Выставка, на которой свои работы представляют дети из разных стран.
Виртуальная выставка.
Этот вид выставок получил большое распространение в настоящее время. Экспозиции представлены на сайтах Интернета.
В условиях детского сада можно проводить виртуальные экскурсии с помощью телефона (Вайбер, Телеграмм).
Виды выставок по методу организации:
Блиц-выставка.
Выставка детского творчества представлена работами детей с одного занятия, с одного мастер-класса. Блиц выставка является своеобразным фактором подтверждения педагогического мастерства воспитателя.
Выставка-сопровождение.
В принципе, данные выставки носят сопроводительный характер. с целью усиления эмоционального впечатления от проводимого культурного мероприятия.
Выставка-партитура.
Присутствует диалог между экскурсоводом и зрителями с использованием фрагментов театральной педагогики и мировой художественной культуры.
Если проанализировать каждую из вышеназванных выставок, можно заметить, что в любой из них ребенок проходит несколько своеобразных ролей. Он является автором представленных работ, он является и зрителем выставки. Рассматривая и изучая чужие работы, ребенок знакомится с новым
знанием, повышает свой уровень развития, увиденное он может применить к себе.
Выставка в этом случае имеет большое значение, так как несет в себе образовательную направленность.
Ребенок видит объект - экспонат выставки, если его он привлек, тогда возникает мотивация к овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Являясь участником выставки, ребенок позиционирует себя как человека успешного, так как его выставленные работы имеют несомненную ценность и практическую значимость и прежде всего, в его собственных глазах.
Основная задача любой выставки - увлечь зрителей. Известная русская пословица «Встречают по одежке» верна и в этом случае. Самым сильным и волнующим является первое впечатление. Поэтому, необходимо учитывать тот факт, что тематика выставки должна быть предельно ясной, если мы имеем дело с детьми дошкольного возраста. Чаще всего, они перекликаются к календарно-тематическим планированием ДОО, привязаны к календарным праздникам или социально-значимым событиям.
Выставка должна быть обозначена: тема, название работы, автор, или группа авторов, возраст, № детского сада, ФИО педагога-руководителя, материал. Шрифт прямой, стиль оформления одинаковый, буквы должны читаться легко, для того чтобы дети имели возможность закрепить навыки чтения. Во время проведения выставок мы дополняли ее оформление поэтическими вставками на декорирующих элементах, или дополнительными предметами, игрушками.
Расположение в нескольких залах предлагаемых экспонатов должно соответствовать общей ведущей теме. Работы, которые будут расположены в начале выставочной экспозиции, должны задавать общий настрой, и произвести яркое впечатление. Выбор нужно остановить на ярких экспонатах, для того, чтобы заинтересовать зрителей, создать определенную атмосферу.
Работы детей должны быть связаны тематически, и составлять единую выставку. Выставка располагается в одном помещении. В этом случае рекомендуем придать экспозиции центровой характер. Посетив ряд выставок в различных учреждениях культуры, мы обратили внимание на наиболее удачную форму расположения в виде «острова». Этот вид расположения имеет два плюса:
1. Зрительная удаленность от других предметов окружения.
2. Концентрация внимания на объектах.
Предметы выставок можно располагать на стендах, столах, полках.
Организуя выставки для родителей, можно детские работы оставлять в свободном доступе. Для расположения выставки допустимо применять двери, окна, стены, поверхность кабинок, столы. Предварительно выбрать место, проанализировать его безопасность, доступность, подобрать способы крепления. Поделки из теста могут быть достаточно хрупкими, поэтому размешать их необходимо с учетом конфигурации и объема.
Картины из соленого теста можно закрепить на стенах и полках, а плоскостные работы выложить на кабинках или дополнительных столах.
Особый вопрос - освещение выставочных работ. Поделки из теста требуют предварительной подготовки. Если они покрыты лаком, бликом, тогда фактура материала выгодно выделяется. Применяем и искусственный свет, и дневной. Если выставка располагается в приемной группы, или в фойе, тогда освещение взаимно заменяет друг друга. В некоторых случаях можно использовать подсветку для усиления эффекта. Чаще это используется для работ, связанных с новогодней тематикой или со сказочными героями. Дополнительное оформление фона выставки возможно с использованием природных материалов или покрытия. Можно использовать мешковину, лен, укрывной материал, а также декоративные клеенки. Материалом обтягивается задний фон, можно обтянуть стеллажи, стенды. При дополнительном использовании в поделке из соленого теста природного материала: сухоцветов, семян, мха, советуем контролировать состояние экспозиции во избежание порчи.
Не экономьте на пространстве. Необходимо соблюдать дистанцию между работами. Слишком близко располагать поделки ошибочно, они захламляют выставку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев основные вопросы подготовки и проведения выставок детских работ из теста, проанализировав сохранность элементов выставочной экспозиции, можно отметить большое значение детских выставок, как возможности подтверждения общественной значимости детского творчества.
Ребенок получает практический опыт признания своего труда и мотивацию на развитие творческих способностей.
Данная методическая разработка позволяет оптимизировать процесс подготовки и проведения выставок детских работ по тестопластике и окажет практическую помощь в эффективности работы с тестом.
Применение методических рекомендаций будет интересным как педагогам, так и родителям. Руководствуясь данными рекомендациями, педагоги и родители могут привлекать детей как к самой продуктивной творческой деятельности, так и к процессу подготовки к ней, а так же к процессу презентации результата деятельности.
1.Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю.,Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов с родителями. /М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. –М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2.Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-80 с.
3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2010.-72 с.
4.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.-128 с.
5.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Игры-занятия с дошкольниками.-2-е изд., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015.-128 с.
6.Калиничеко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой активности дошкольников: Методическое пособие.-М.: Айрис-пресс, 2004.-112 с.
7.Комарова.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет.- М.6 Мозаика-Синтез, 2017.- 176 с.: цв. вкл.
9.Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография.- М.: МОЗАИКА-СИЕТЕЗ, 2017.-144с.: цв. вкл.
10.Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн.-М .: ТЦ Сфера, 2016.-240 с.
11.Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в саду и дома. Пособие для педагогов и родителей. Для занятий с детьми 4-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
12. Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. Сценарии занятий с детьми 4-5 лет.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.-144 с.
13.Лыкова И.А. Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки»: учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.-144 с.
14.Малышева, А.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах./ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова;- Ярославль: Академия развития, 2010.-240 с.: - ил.(В помощь педагогам ДОУ).
15.Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Развиваем способности дошкольников: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2010.- 128с.
16.Новикова, И.В. Работа с нетрадиционными материалами в детском саду. Поролон, ватные диски, ватные шарики, гофрированный картон. / И.В Новикова. – Ярославль: «Академия развития», 2012. – 112 с.: ил.
17. Опен Р. Секреты пластилина. - М.: Махаон, Азбука Аттикус, 2012.- 96 с.: ил. (Академия дошколят).
18.Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия / авт.-сост. О.В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.-202 с.
19.Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.-48 с.
Приложение 1
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЛЕПКИ ДЕТАЛЕЙОсновные детали, используемые в лепке - это «колбаска», «столбик» и «цилиндр». Базовые формы в лепке - шар и валик.
Шарик и валик скатываем ладонями. Шар скатываем круговыми движениями ладоней. Валик раскатываем прямыми движениями «туда-сюда». Двумя пальчиками катаем мелкие шарики, такими же пальчиками катаем тонкие жгутики.
Валик можно делать с помощью приспособлений, изначально используем дощечки, на которых дети раскатывают тесто возвратно-поступательными движениями, как при раскатывании ладошками.
Лепешка, или диск, получается из шара. Раскатываем шар, и сдавливаем его двумя ладошками. Или кладем шар на поверхность доски и надавливаем на него или ладошкой, или предметом. Пальцами подравниваем края диска.
Овал, огурчик, получаем из шарика или валика. Шар равномерно раскатываем «туда-сюда». Маленький огурчик лепим так: на ладошке раскатываем пальчиком, слегка нажимая на тесто.
Конус получаем из шарика. Шарик кладем на основание ладони и двигаем руками взад-вперед, сильнее сжимая основания ладошек.
Если нужно много одинаковых деталей, тогда катаем колбаску и нарезаем ее стекой на нужное количество кусочков.
1. Скатерть, салфетка, гладкая дощечка для работы с тестом.
Клеенка для работы должна быть чистой, не деформированной, без заломов и дефектов. Для вытирания рук, инструментов используются сухая ветошь. Рабочая поверхность - подставка применяется сразу. Фигурку лепим сразу на подставку.
2. Пластиковые ножи, одноразовые пластиковые ножи, стеки, пилочка для ногтей.
В наборах пластилина есть пластмассовый стек. Можно применять наборы стек, так как именно стек в работе с тестом применяется наиболее активно для разделения, разглаживания и дополнительного декоративного оформления.
3. Формочки и скалка. Можно воспользоваться обычной кухонной деревянной скалкой, можно подобрать скалку маленькую из набора детской посуды. Небольшие кусочки теста можно раскатывать фломастерами, гладкими карандашами.
Формочки можно применять как специальные формы для печенья, так и песочные наборы. Можно воспользоваться предметами из кукольных наборов посуды, любые крышечки.
4.Краски, пищевые красители.
Краска подойдет практически любая: акриловая, масляная, гуашь и акварель. Освоив способы смешения красок, получаем цветовую гамму практически любой интенсивности.
5.Кисточки, клей.
Желательно иметь наборы кистей разной величины и жесткости ворса для окрашивания и прорисовывания элементов узора или определенных частей.
6. Лак. После окрашивания изделия красками, можно покрыть его лаком. Наиболее оптимальный вариант: акриловый художественный лак. Допустимо применение строительного лака на водной основе.
7.Семена, орехи, скорлупа грецких орехов, - материалы для оформления.
8.Скрепки, булавки.
9. Магниты.
10.Бросовый материал для декорирования: бусины, пуговицы, ракушки, камушки, колпачки от фломастеров.
11. Чесночная давилка для изготовления «травки», «шерсти», «прически», кулинарный шприц с насадками.
12. Вилки, расчески для узора. Печати и штампы. Предложить детям собрать коллекцию любых предметов, с помощью которых можно получать различные отпечатки. Воспользоваться можно чем угодно - все зависит от фантазии.
13. Фольга. Можно купить рулон алюминиевой фольги, можно воспользоваться фольгой от шоколадок. Фольга понадобится при сушке, она должна быть гладкой.
14. Емкости для смешивания и хранения.
Замешивание теста можно осуществлять в удобных емкостях из металла, пластмассы. Чашки, тарелки должны быть легкими и удобными. На воздухе тесто быстро засыхает, трескается, нарушается его рабочая консистенция, что в конечном итоге сказывается на качестве поделки. Хранить тесто во время работы нужно или в целлофановом пакете, или в закрывающихся емкостях.
Мука для тестопластики нужна без добавок, берем самую простую муку первого сорта, желательно пшеничную, для удобства окрашивания. Соль тоже обычная, мелкого помола, йодированная соль не подойдет. Воду берем прохладную, добавляем небольшими порциями постепенно. В воде соль растворяем заранее.
1. Классический рецепт теста довольно простой: смешать 200 г. соли, 200 муки, 125 г. воды - вымесить мягкое, эластичное тесто.
2. Традиционный рецепт. Для повышения пластичности в этот рецепт добавляется подсолнечное масло. Муки-2 стакана, соли-1 стакан, 1 стакан воды, 2 столовые ложки масла подсолнечного. Все хорошо перемешиваем для получения однородной массы.
3. Скульптурный рецепт. Смешиваем 400 г. соли, 200 г. муки, 125 мл воды. Такое тесто пригодится для грубых и тяжелых фигурок.
4. Нежный рецепт. Муки-200 г., 200 г. соли, 1 столовая ложка обойного клея, 125 мл воды. Необходимо вымесить тесто для консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час. Это тесто необходимо для выполнения тонких и декоративных работ.
5. Для выполнения рельефных картин, плиток используем рецепт «Рельефный»: 200 г муки, 400 г. соли, 2 ложки пищевого клея.
6. Если предстоит сушка изделия открытым способом на воздухе, смешиваем 200 г муки, 200 г соли, 125 г воды и 2 EL Metylan. Этот рецепт – «Воздушный».
7. «Крахмальный» рецепт. Муки 2 стакана смешать с 1 стаканом мелкой соли, добавить 0,5 стакана крахмала, добавить 1 стакан холодной воды и 3 столовые ложки растительного масла, вымесить тесто, поместить в пакете на полчаса в холодильник.
8. «Твердый рецепт»: Понадобится крахмально-соленое тесто: 250 грамм соли, 60 грамм крахмала и 180 мл воды. Замесить на среднем огне, помешивать до тех пор, пока она не станет комом. Выложить на фольгу, дайте остыть и потом вымесите еще раз.
Обычно тесто смешиваем стандартным способом: смешиваем соль и муку, в центр сухой смеси вливаем воду. Вымешанное тесто скатываем в шар, далее вымешиваем его на разделочной доске до тех пор, пока оно не станет тугим и однородным. На ощупь тесто должно быть легким и пластичным. Для ускорения процесса соль можно растворить в теплой воде. Для улучшения скрепления деталей можно добавлять в соленое тесто:
- растительное масло;
-глицерин;
-жирный крем для рук или вазелин;
-картофельный крахмал;
-клей (ПВА, пищевой, обойный, казеиновый).
Тесто для детского творчества необходимо замешивать круто, чтобы избежать разжижения. На занятиях по тестопластике соленое тесто следует накрыть салфеткой тканевой, либо держать тесто в закрытом контейнере, чтобы оно не засыхало.
Тесто в готовом виде храниться в холодильнике до двух недель.
Самое простое и доступное средство для окрашивания теста - это пищевые красители и краски (в принципе, любые). Любой краситель может окрасить и руки и одежду, поэтому в начале процесса можно использовать миксер, а фартук просто обязателен, как и тонкие перчатки.
Тесто нужно разделить на части, скатать эти части в шарики. Далее, делаем в середине каждого шарика углубление, куда и добавляем краситель. Для получения однородного цвета каждый шарик разминаем, тщательно перемешиваем, доводим до однородного состояния. Насыщенность цвета определяется количеством красителя. Для получения нежных оттенков красителя нужно немного, для получения яркого цвета красителя добавляем больше. Качество цвета зависит от энергичности движений рук, ребенок учится применять физическую силу и контролировать ее, как говорится : «Без труда не вытащишь рыбку из пруда ».
Успешно применяются и природные красители на основе сока овощей, ягод, продуктов:
-розовое тесто получается при использовании сока свеклы;
-желтый цвет получается при использовании сока моркови;
-коричневый цвет при добавлении какао-порошка или кофе.
Можно использовать соки смородины, клюквы, вишни, просто об этом нужно позаботиться заранее, чтобы сам процесс тестопластики не тормозился. При желании можно получить тесто в крапинку: замесить в тесто крошки цветных мелков. Золотистый цвет получается после просушивания в духовке изделий из соленого теста. Окрашивать можно после сушки смесью воды с любым компонентом: молоком, крепким чаем, яичным желтком.
Сушить можно в духовке, можно на открытом воздухе, а можно и скомбинировать эти способы.
Это достаточно длительная процедура, если сушить на свежем воздухе. 1 см соленого теста сушится 1 день на воздухе. Сушка в духовке -0,5 см теста сушится 1 час.
При комбинировании способов сушки, изделие сначала подсушивают на открытом воздухе, а затем досушивают в духовке. Температурный режим выдерживаем не выше 100-120 градусов - при сушке изделий и картин из соленого теста.
Изделия из окрашенного теста сушим при температуре не выше 90 градусов, около 5-6 часов. Если после процесса сушки изделие стало легким и звонким - сушка прошла успешно.
Контроль температуры поможет избежать задымления, появления запаха гари, дефектов формы и внешнего окраса изделия.
Примерный алгоритм сушки изделия:
1. Перед сушкой поделок, их следует разложить на противне, на фольге. 2. Поместить в духовку.
3. Нагреваем духовку постепенно, дверцу необходимо слегка приоткрывать.
Духовку выключаем каждые 30 минут. Как указывалось выше, необходим постоянный контроль температуры.
4. Охлаждение фигурок из соленого теста во избежание деформации, следует производить вместе с духовкой.
5. Оформление поделок, их финальное раскрашивание осуществляется после окончательной просушки.
Предварительно необходимо нанести на изделие слой грунтовки. Можно воспользоваться специальной грунтовкой, приобрести ее в магазине, а можно и приготовить самим. Рецепт очень простой: это может быть смесь гуаши с клеем ПВА, либо белая масляная краска.
Разрисованные и раскрашенные изделия желательно покрыть прозрачным лаком. Лак можно взять акриловый, художественный, строительный, или лак для ногтей.
Лаковое покрытие сделает фигурки эффектнее и привлекательнее, кроме того, значительно повысит их срок годности и возможности применения.
Дополнительное оформление декорирующими элементами проводим, слегка вдавливая их в соленое тесто. Можно приклеить их после сушки. Все зависит от исходного материала декорирующих элементов и зависимости от температуры.
Прежде всего необходимо выбрать, какое изображение будет воспроизводиться. Можно воспользоваться планом, образцом и нарисовать эскиз карандашом, можно положиться на творческую импровизацию.
Лепка же самой картины начинается, прежде всего, с замысла. Придумав картину, продумываем и место ее размещения.
Определяемся с размером и цветовой гаммой картины. Форма картины может быть любой: прямоугольной, овальной, квадратной.
Раскатываем большой пласт теста, вырезаем форму, добавляем обрамление.
Элементы сюжета картины смачиваются с оборотной стороны и прижимаются к фону.
Прикрепить элементы картины можно и с помощью клея, но сделать это можно будет только после просушки.
Лепить элементы картины можно руками, а можно вырезать элементы композиции с помощью формочек и составлять единое изображение.
Что вы решите использовать в качестве формочек - зависит от вашего выбора.
Перед началом использования формочек, следует обратить внимание на толщину пласта, он должен быть не слишком тонким и не слишком толстым. Оптимальная толщина: от 5 мм до 1 см.
На предварительно раскатанном пласте соленого теста выдавливаем фигурки с помощью формочек. Можно фигурки вырезать стеком.
Узоры наносим с помощью кулинарного шприца и его насадок. Красивые завитки получаются при помощи чесноковыжималки.
Ажурный узор можно получить и с помощью мелкой расчески, способы нанесения узора можно комбинировать.
Приложение 7
ПРИЧИНЫ ТВОРЧЕСКИХ НЕУДАЧ1. Необходимо помнить, что для ребенка очень важна мотивация. Учитывая и то, что основной вид деятельности для него игра, желательно, чтобы и творческая изобразительная деятельность осуществлялась с привлечением игровых методов.
Эмоциональная отзывчивость на визит сказочного персонажа, сюрпризный момент, загадку, стихотворение не только повысят интерес ребенка к процессу создания продукта деятельности, но и сделают его максимально привлекательным для него.
2. Повышенная сложность предполагаемой работы, излишняя перегруженность элементами декорирования, нормированное следование предлагаемой композиции.
Необходимо соизмерять возрастные особенности ребенка и стараться найти к нему индивидуальный подход.
3. Потеря интереса. Сравнивая результат своего творческого труда и предлагаемый эталон, ребенок может прийти к выводу, что у него «так не получается» и откажется от дальнейшего процесса.
В этом случае речь идет не столько о сложности, сколько об аккуратности работы, необходимо помогать по мере возможности ребенку в процессе его деятельности.
4. В тестопластике важно правильно подобрать способ сушки изделия: нельзя сушить на батарее или в микроволновке.
Давайте будем помнить, что имеем дело не с продуктом питания, а с продуктом детского творчества.
5. Если невнимательно отнестись к процессу сушки изделия могут подгореть и потрескаться.
При слишком быстрой сушке или при неполном просушивании изделия могут появиться трещины.
Приложение 8 ДОБРЫЕ СОВЕТЫЧтобы избежать творческих неудач, нужно придерживаться определенных правил.
Необходимо рационально организовать рабочее место, не стоит его перегружать, проанализируйте, что действительно нужно.
Подготовьте стеки, различного размера.
Подготовка дополнительного декорирующего материала для работы. Бумага, ткань, бросовый материал должны быть в ассортименте, который дает свободу выбора и соответствует нормам эстетики. Кусочки ткани должны быть проглажены, это не только повысит их привлекательность, но и скажется на качестве работы.
Работа с пластилином требует внимания: так как в его состав входят определенные жиры, он может оставлять пятна. Избежать этого можно, если предварительно покрыть рабочую основу скотчем. Работать на гладкой поверхности намного легче, хорошо снимаются остатки пластилина.
Если работа выполняется в технике пластилинографии, контур рисунка наносится фломастером, с гладкой поверхности он стирается достаточно легко с помощью салфетки.
Также основу работы можно покрыть бесцветным лаком, и саму работу тоже. Это повысит ее привлекательность и практичность, позволит использовать работу в качестве оформления интерьера, маркера игрового пространства.
Не стоит забывать и о предварительной подготовке пластилина: для активизации пластичности твердый пластилин нужно разогреть (можно использовать горячую воду).
Самая главная неудача - отсутствие терпения и заинтересованности со стороны взрослых. Не секрет, что занятие лепкой в домашних условиях редко приветствуется родителями. Здесь необходимо подключиться воспитателям и провести разъяснительную работу с семьями воспитанников, познакомить родителей с педагогической литературой, подключить при необходимости бабушек и дедушек.
Привлечь взрослых к процессу освоения тестопластики – это уже гарантия успеха. Даже имея дело с работающими родителями можно найти взаимопонимание, помочь советом в организации игрового и развивающего пространства дома.
Интерес к общению с ребенком и обсуждение того, что произошло в детском саду, развивают детские способности. Интерес нужно проявлять, показывать, задавать вопросы, расспрашивать ребенка, поощряя инициативу и самостоятельность ребенка.
Важно помнить об эмоциональной и интонационной выразительности речи при общении с ребенком. Восхищайтесь своим ребенком, его мастерством, его поделками. Организуйте место для «персональной выставки», даже если это будет маленькая полочка.
Не критикуйте, уважаемые родители, можно давать только конструктивные советы. Хвалить нужно, но не просто так и не по любому поводу.