Методический доклад «Е-портфолио»

1
0
Материал опубликован 28 May 2019

СОДЕРЖАНИЕ

 

Что такое портфолио?

3

Для чего создается электронное портфолио?

4

Подходы построения электронного портфолио

5

Электронные ресурсы в помощь по созданию электронного портфолио:

7

 

Методический доклад «Е-портфолио»

 

Что такое электронное портфолио?

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он устарел. В последние годы Интернет получил настолько широкое применение и распространение, и аудитория его настолько велика, что портфолио неопубликованное в виде сайта преподавателя можно считать несостоявшимся. сотни людей не смогут увидеть Ваш сайт-портфолио, не смогут оценить его по заслугам, прокомментировать его, воспользоваться передовыми педагогическими идеями, почерпнутыми с Вашего сайта-портфолио.. портфолио, лежащее в папке на компьютере не представляет из себя ни какой ценности ни для Вас, ни для общественности. публикация в сети портфолио в виде сайта учителя необходимость сегодняшнего дня.

Портфолио (от франц.porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание, папка достижений

Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио показывает уровень подготовленности преподавателя и уровень активности в учебной и внеучебной деятельности.

Электронное портфолио – это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца. Это один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

Электронный вариант портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

- объем информации в нем шире и разнообразнее;

- информация охватывает не только все аспекты деятельности преподавателя, но и нормативно-правовую и справочную основу этой деятельности;

- навигация по разделам выполняется роще, нагляднее и быстрее;

- в дальнейшем электронное портфолио может стать технологией планирования профессиональной карьеры и эффективным средством развития. Объясняется это тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей педагога;

- работа по формированию своего электронного портфолио приравнивается ко 2-му уровню ИКТ-компетентности, что учитывается при аттестации педагогов.

 

 

Для чего создается электронное портфолио?

Цель создания портфолио:

У педагога должно быть некое «досье успехов», в котором отображается все самое интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя (электронное портфолио).

Главное назначение портфолио – демонстрация наиболее значимых результатов практической деятельности для оценки профессиональной компетенции, такие как – реализация проектов, участие в олимпиадах и конкурсах, проведенные педагогом исследования.

Портфолио позволяет проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Второе важное предназначение портфолио преподавателя – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди педагогов портфолио завоевывает все большую популярность, и становится необходимым для преподавателей, повышающих свой профессиональный уровень

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты работы в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединяет весь набор работы учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины

 

 

Подходы построения электронного портфолио

Электронное портфолио – демонстрация набора материалов, демонстрирующих умение педагога решать задачи своей профессиональной деятельности, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения, и предназначен для оценки уровня профессионализма работника.

Портфолио собирается за определенный период. От методических папок, используемых ранее, портфолио отличает его направленность на представление различных направлений деятельности педагога в системе профессиональных умений.

Возможные разделы электронного портфолио:

ü Фамилия, имя, отчество

ü Общие сведения

ü Методическая деятельность

ü Образовательная деятельность

ü Творческая деятельность

Подходы к построению электронного портфолио могут быть разнообразными в зависимости от индивидуальных особенностей педагога. Допускается собственное структурирование предоставляемых материалов. Важно чтобы педагог проанализировала свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов.

Электронное портфолио может быть создано в различных приложениях Windows: PowerPoint, Word, Excel или в виде Web-страницы. Поместить туда можно то, чего не покажешь на бумажных носителях. Это могут быть мультимедийные продукты, созданные к занятиям или досуговым мероприятиям: презентации, графические объекты, видеоматериалы др.

Портфолио педагога очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах:

-                    Информация "от себя" - формулировка педагогической философии педагога через описание собственной деятельности, описание используемых методик, педагогических технологий, указание разрабатываемых дисциплин, образовательных программ, представление образовательных целей и задач.

-                    Сюда же могут входить: видеозапись занятия педагога, материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, (например компьютера, аудио- и видеоаппаратуры).

-                    Информация "от других" - рекомендательные письма, отзывы коллег, учащихся, родителей о программе, стиле проведения занятий, внеучебной деятельности и т.д.

-                    Примеры учебных мероприятий - достижения учащихся, результаты исследовательской работы учащихся, примеры работ учащихся и т.д.

В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио педагога:

- портфолио достижений

- портфолио тематическое

- рефлексивное портфолио

- портфолио методическое

- портфолио информационное

- портфолио проблемно-исследовательское

- портфолио комплексное

Работа последних лет показала, что наиболее эффективными и востребованными являются комплексные портфолио.

В комплексное портфолио входит:

- портрет педагога

- коллектор

- результаты педагогической деятельности

- научно-методическая деятельность

- внеаудиторная деятельность

- учебно-материальная база.

Смысла отрицать эффективность электронного портфолио нет. Это наглядно, удобно и достаточно надежно. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются. Электронное портфолио - один из мощнейших инструментов самоорганизации и самодиагностики профессионального роста педагога.

Через год после начала формирования портфолио педагог может использовать материалы электронного портфолио в деятельности, осуществлять постоянный мониторинг собственных педагогических достижений, проводить внутренний аудит и определять перспективы к завершению межаттестационного периода.

Через 2-3 года - видна эффективность данной системы через ее объективность и периодичность.

Но как в любом деле, существуют риски при создании электронного портфолио:

-       неприятие данной формы некоторыми педагогами, т.к. процедура заполнения портфолио может показаться трудоемкой, а структура –несколько громоздкой;

-       различное понимание критериев оценки материалов, помещенных в портфолио;

-       разночтения при расшифровке смысла критерия оценки материалов;

-       бессистемная работа с портфолио.

Противодействием обозначенным рискам является проявление собственной воли, желание быть успешным в своем аттестационном росте а также практика успешности применения портфолио в широкой трансляция Вашего опыта.

Самое главное в этой работе: систематичность пополнение портфолио и качественное оформление материалов.

 

 

Электронные ресурсы в помощь

по созданию электронного портфолио:

 

1.Описание конструктора портфолио педагога дополнительного образования

http://netfolio.ru/node/91

2. http://edusite.ru/

3. http://netfolio.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.