Методическое пособие для педагогов «Семиотические тактильные дорожки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» Детский сад «Умка»
городского округа города Стерлитамак Республика Башкортостан
Методическое пособие для педагогов
« Семиотические тактильные дорожки как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР»
Авторы-составители: Карачевская Елена Владимировна, воспитатель
Гафарова Анастасия Анатольевна,учитель-логопед
Аннотация
В настоящее время, современная система образования претерпевает целый ряд изменений. Появляются новые альтернативные программы и пособия, педагогические технологии и инновации. Это требует от современного педагога разносторонних знаний, гибкости и вариативности мышления, способности к анализу и самоанализу, готовности к новациям и инновациям.
Данное методическое пособие представляет опыт по развитию речи детей дошкольного возраста с ТНР через использование семиотических тактильных дорожек.
Главная задача пособия это оказание научно – методической и практической помощи педагогам.
Пособие предназначено для воспитателей, учителей-логопедов детских садов, родителей.
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………3
2. Основная часть.
2.1.Описание пособия «Семотические тактильные дорожки» …….7
2.2. Алгоритм работы с
семиотическими тактильными дорожками…………………………10
3.Список литературы …………………………………………………..11
4. Приложение……………………………………………………………12
Введение
Речевое развитие для дошкольника с ТНР– важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений, а художественно-эстетическое без художественных образов, стихов, литературных текстов, их обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств, для реализации намеченных задач. Поэтому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить.но как найти эффективное средство для решения этих задач? Ведь у детей с ТНР наблюдается сниженная речевая и познавательная активность,отклонение в эмоционально-волевой сфере, повышенная утомляемость. Средством для решения этого вопроса стало применение в нашей работе симиотических тактильных дорожек.
Цель: развитие речевых компетенций детей старшего дошкольного возраста с ТНР с помощью семиотических тактильных дорожек.
Задачи:
Способствовать развитию связной речи
Расширять и обогащать словарный запас детей.
Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы, с опорой на тактильные ощущения (перекодировка информации).
Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Способствовать развитию речевой и познавательной активности, восприятия, логического мышления, воображения, памяти,
Развивать мелкую моторику.
Методическое пособие содержит практические рекомендации по изготовлению семиотических тактильных дорожек и их использование для развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Описание методического пособия «Семиотическими
тактильные дорожки»
Семио́тика, или семиоло́гия (греч. σημειωτική < др.-греч. σημεῖον «знак; признак») — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.
В данной технике семиотическими знаками являются тактильные дорожки.
В связи с тем, что у дошкольника с ТНР память носит непроизвольный характер, применение семиотических тактильных дорожек значительно облегчает запоминание слов у детей. Символы максимально приближены к речевому материалу. Этот метод облегчает детям овладение связной речью, наличие зрительного плана – делает рассказы(сказки) четкими, связанными и последовательными.
Семиотические тактильные дорожки помогают развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание и воображение.
Ребенок- дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование семиотических тактильных дорожек.
Также использование символической аналогии обеспечивает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью.
Применяя графическую аналогию, мы помогаем детям выделить главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.
Основой семиотических тактильных дорожек являются деревянные дощечки, ошкуренные и отполированные, для предотвращения пояления заноз у детей. Оптимальный размер «семиотических тактильных дорожек» - 5*10 см, что примерно соответствует размеру детской ладошки. При ее обследовании дети используют только подушечки пальцев, но и тыльную сторону ладони.
Дорожки покрываются различными материалами: ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д., которые создают разнообразную поверхность( твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая).Одна дорожка остается без покрытия, для сравнения с другими.
Количество рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка, может достигать до 12 штук.
Очень важно пробудить интерес, увлечь, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности ИГРУ.
Формы работы: индивидуальный, подгрупповой
Методы работы:
1.Игры;
2.Беседы, работа с наглядным материалом;
3.Практические упражнения для отработки необходимых навыков
4.Чтение и заучивание художественной литературы.
Методические рекомендации по работе с семиотическими
тактильными дорожками
Работа с использованием «семиотических тактильных дорожек» проводиться по подгруппам ( не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль над правильностью выполнения заданий затрудняется и продуктивность снижается.
Работа с «семиотическими тактильными дорожками» строиться в три этапа:
На первом этапе дети знакомиться с дорожками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождения по описанию.
Используются такие приемы:
- обследование окружающих предметов с названием качеств предметов: ( показывать – мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д.)
- сравнение поверхности между собой и окружающими предметами: пушистый , как снег, а вы как думаете?..... Колючий как? (ежик, елочка, цветочек), гладкий как?(мамина ладошка, лед, стекло)
-нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех.
- описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. На что похоже? ( на оладушки, капли варенья). Дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая ( на что похоже? На елочку, лису).
На втором этапе детей учим соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием Например, фланель как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная сердитая, колючая, злая, грубая. Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? Теплый, добрый, ласковый, нежный. Целлофан? Грустный , холодный.
Используются такие приемы в работе с детьми:
- найти такую дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков». Например ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом и просят найти среди нескольких других такую же;
-разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности (от самой гладкой до шероховатой, в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
-найти дощечку похожую на котика, ежика;
-найди самую злую дощечку;
-найди самую добрую;
-найди самую грустную.
На третьем этапе применяются более сложные задания:
Составить рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.
Предварительная работа:
- наработка словаря (существительные, прилагательные, глаголы);
- раздаточный материал;
-обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром;
- выбор приемов, с помощью которых можно заинтересовать детей.
Стихотворения.
Семиотические тактильные дорожки особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: каждое слово или маленькое словосочетание кодируется в «дорожку», путем ассоциаций; таким образом , все стихотворение выкладывается из нескольких «дорожек». После этого ребенок по памяти, используя семиотические тактильные дорожки, воспроизводит стихотворение целиком.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность , умение строить предложения. И если пересказывать с помощью семиотических тактильных дорожек, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Творческие рассказы
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут семиотические дорожки.
Работу с семиотическими тактильными дорожками обычно строят в три последовательных этапа:
1этап: внимательное рассматривание дорожек и разбор ассоциаций, которые они вызывают.
2 этап: происходит перекодирование информации в коре головного мозга, т.е преобразование ассоциаций в образы;
3этап: побуждение ребенка к пересказу сказки или рассказ. Как работать над составлением графического плана – схемы связного рассказа.
Список литературы
1.Белоусова Л.Е. Удивительные истории.-СПб; «Детство-пресс», 2010
2.Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология /под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской.-М.:Гум. издательский центр ВЛАДОС; 2011
3. Н.В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»
4. Широких Т.Д., «Учим стихи – развиваем память»/ Ребенок в детском саду. 2014 №2
5.Большова Т.В. «Учимся по сказке, Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», СПб., 2015.
В. Осеева Рассказы и скзки «Волшебное слово».-«Росмен», 2018
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ИГРЫ С СЕМИОТИЧЕСКИМИ ТАКТИЛЬНЫМИ ДОРОЖКАМИ
Разложите дорожки в ряд по порядку номеров от 1 до 10
Предложите ребенку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой. Пусть малыш запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Перемешать дорожки. Затем предложить ребенку попробовать на ощупь разложить дорожки в прежнем порядке .
Игра №2
Ребенок берет дорожку №1(с мехом), ощупывает с закрытыми глазами. Спросите, что напоминает поверхность? Он может сказать, что напоминает кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Пусть малыш фантазирует!
Теперь следующая дорожка. Прикасаясь к ней можно представить кочки на болоте или капли варенья на блюдце. Спросите вашего ребенка, что представляет он, когда дотрагивается до этих дорожек? Не торопите малыша, он должен сосредоточиться и представить картинку перед глазами. Игру можно усложнить, если попросить ребенка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дорожка.
Игра №3
У вашего ребенка, наверняка много знакомых и родственников ( детей и взрослых). Поиграйте с ребенком в веселую игр. Представьте, что каждая семиотическая тактильная дорожка – это кто-то из знакомых. Дощечка №1, например, папа (или дед), потому что у него такая же мягкая и пушистая борода. Дощечка №8(пустая) –сосед Петя, потому что лысый. Дети с удовольствием играют в смешные «представлялки». Игру можно усложнить, если предложить нарисовать, кого напоминает дощечка.
Игра №4
Более сложная игра для детей, с которыми вы уже развивали память и воображение. Предложите ребенку составить сказку или мультфильм из дорожек. Например : «Я иду по мягкой траве (берем дощечку №1) вижу дом с шершавой стеной (дощечка №2). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью). Вдруг пошел дождь и на стекле появились капли (дощечка с воском) И так далее. Побуждайте ребенка фантазировать.
Игра №5
Предложите ребенку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросить объяснить, почему. Например, дощечки номер 1,5,8 приятные потому что они мягкие , пушистые ладкие. Дощечки № 2,7,9 неприятные , потому что колючие, шершавые и т.д. игру можно усложнить предложив ребенку разложить дощечки от самой неприятной до самой приятной.
Игра №6
«Животный мир»
Ребенок выбирает картинку с изображением животного и составляет рассказ о своем животном по семиотическим тактильным дорожкам.
Игра №7
«Какая сказка спряталась?»
Цель: рассказать сказку с опорой на семиотические тактильные дорожки.
Ребенок рассматривает дорожки, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает ее.
Игра №8
«Угадай кто я?»
Вариант №1: детям предлагаем опорную семиотическую дорожку, по которой составляется рассказ.(например о животном)
Вариант №2: предлагаем детям дорожку, должен угадать животное и составить связный рассказ.
Вариант №3 ребенок сам создает дорожку о каком –либо животном предлагает другим детям угадать это животное
ИГРА №9
«Расскажи сказку»
Дети раскладывают дорожки по порядку и рассказывают содержание сказки.
Приложение№2
Рассказы с использованием семиотических тактильных дорожек
«Для чего говорят спасибо?»
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…(В. Сухомлинский)
«Пуговица»
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
— Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
— Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не бабушка! (В. Осеева)
«Три товарища»
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь! (В. Осеева)
«Лекарство»
У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит — одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:
— Принеси мне кубики!
Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.
— А куклу? Где моя кукла? — кричит опять девочка.
Посмотрел на это доктор и сказал:
— Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет! (В. Осеева)
«Печенье»
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша.
Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки:
— Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…(В. Осеева)
Приложение №3
Стихи с использованием семиотических тактильных дорожек
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые ноги у весны.
(И. Токмакова)
Вербочки
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся.
Прохожие крестяться.
Распустился ландыш в мае
В самый праздник – в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Кубики
(А.Блок)
Надежда Радченко
Мне купила мама
Кубиков набор.
Высыплю их прямо
На пол, на ковёр.
Я из них построю
Домик и забор,
На ковре устрою
Я просторный двор.
Будет в доме первый
И второй этаж.
И с большою дверью
Для машин гараж.
Будут в доме люди
Жить и не тужить.
Ссориться не будут,
Будут все дружить.
Будут всей семьёй
Жить и поживать.
Потому что строить
Лучше, чем ломать!