Статья «Методика начального обучения в фигурном катании на коньках на этапе начальной подготовки»
Методика начального обучения в фигурном катании на коньках
на этапе начальной подготовки
Актуальность.
Основной задачей этапа начальной подготовки считается вовлечение максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленную на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники фигурного катания на коньках. Данный этап рассчитан на 3 года. На первом году занятий в группах начальной подготовки объем часов совпадает с объемом занятий в спортивно–оздоровительных группах. На втором году он значительно отличается, за счет увеличения часов общей и специальной подготовки. Основными средствами общей физической подготовки являются ОРУ. Особое внимание на втором этапе уделяют хореографии и основам эстетики катания. Для третьего этапа характерно изучение новых элементов, а также усложнение изученных ранее.
На этапе начальной подготовки необходимо руководствоваться рекомендациями по оценке особенностей внешнего вида, физических и морфологических особенностей организма. Для определения исходного уровня общей физической подготовленности и контроля ее динамики рекомендуется определенный комплекс упражнений. Результаты тестирования, а также показатели тренировочной и соревновательной деятельности показывают динамику роста и эффективности работы с каждым спортсменом.
Цель работы
Проанализировать методику обучения фигуристов на этапе начальной подготовки.
Организация и методы исследования.
Были изучены и обобщены данные специальной литературы, методических разработок в фигурном катании на коньках в области построения тренировочного процесса. Были обобщены программы спортивной подготовки для групп начального обучения в фигурном катании на коньках.
Результаты и их обсуждение
В процессе занятий на льду изучаются и совершенствуются шаги, сложные повороты, усложненные элементы спирали, прыжки в один оборот, а также изучение многооборотных прыжков, вращения стоя, в волчке, в ласточке, в заклоне, со сменой ноги. Особое внимание следует уделять обучению реберности, скольжение по дугам входит в основу всех видов фигурного катания.
Для развития физических качеств используются следующие упражнения:
- для развития ловкости: акробатические упражнения, изменения направления движения при ходьбе, беге, прыжках, игры, эстафеты, преодоление препятствий;
- для развития координации: разнообразные движения рук, ног, головы, сочетание этих движений, движения и упражнения под музыку разного ритма, подвижные игры;
- для развития скоростно-силовых качеств: прыжки в высоту, в длину, многоскоки, бег с препятствиями, игры, эстафеты, прыжки со скакалкой;
- для развития быстроты: бег с ускорениями, бег от 5 до 20 м из различных и.п. и стартовых положений,;
- для развития равновесия: позы на одной ноге в статическом равновесии, ходьба с заданными упражнения по линии, по скамейке, по гимнастическому бревну, по наклонной опоре;
- для развития силы: прыжки вверх на месте, в продвижении, с поворотом, с возвышения, в глубину с последующим отскоком, отжимания в облегченном положении, ОРУ с гантелями 0,3-0,5 кг.;
- для развития гибкости: шпагаты, мостики, удержания ноги на определенной высоте, различные хваты, маховые движения.
На этапе начальной подготовки необходимо уделять внимание выполнению имитационных упражнений на ОФП для овладения базовыми двигательными действиями (спирали, туры в 1 об. и более, вращение на спиннере и т.д.)
Распределение времени на основные разделы по годам обучения происходит в соответствии с конкретными задачами, поставленными на каждом этапе многолетней тренировки. Так в соответствии с основными задачами этапа начальной подготовки объемы физической и специальной подготовки составляет до 80% от общего объема тренировочной работы. Планирование объемов работы должно осуществляться при соблюдении принципа постепенности, чтобы не допустить серьезных перегрузок. Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель занятий и 6 недель в период активного отдыха (Табл. 1).
Таблица 1
Примерный объем основных видов подготовки
(на 52 недели учебно-тренировочных занятий)
№ | Разделы подготовки | ГНП-1 (час) | ГНП-2-3 (час) |
1 | Общая и специальная физическая подготовка | 99 | 100 |
2 | Изучение и совершенствование техники фигурного катания | 172 | 294 |
3 | Теоретическая подготовка | 2 | 12 |
4 | Контрольно-переводные экзамены | 1 | 4 |
5 | Контрольные соревнования | 2 | 5 |
6 | Восстановительные мероприятия | 36 | 53 |
7 | Общее количество часов | 312 | 468 |
Из таблицы видно, что периодизация подготовки в группах начальной подготовки до 1 года носит условный характер и планируется как сплошной подготовительный период. Важно, чтобы учебно–тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями. Необходимо избегать натаскивания, попыток заменить качественное построение учебного процесса чрезмерным увеличением объема занятий, числа повторений элементов.
В группах начальной подготовки до одного года контрольные соревнования проводятся по ОФП в начале года. СФП и уровень технической подготовленности проверяется в конце учебного года. Сопоставляя результаты соревнований, можно судить об эффективности работы.
В группах начальной подготовки свыше года с ростом общего объема работы выделяется два периода: подготовительный и соревновательный. Недельный режим работы предусматривает шестиразовые тренировки с продолжительностью занятий по 1 академическому часу.
Выводы
Данный материал применяется в практической работе в группах начальной подготовки фигуристов 4–6–летнего возраста, нарабатывается подход к каждому разделу тренировки фигуристов, изучается средства и методы, объемы различных видов тренировки.
Данная методика направлена на исследование влияния увеличения объема СФП на уровень освоения новых основных элементов фигурного катания для спортсменов групп начальной подготовки 2-3 годов обучения за счет снижение объема ОФП.