«Методика работы социального педагога школы по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде»
«Методика работы социального педагога школы по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде»
Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ (ПАВ) требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного человека, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.
Целью профилактики является создание информационной работы с родителями и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Задачи профилактики употребления ПАВ:
Развитие социальной и личностной компетентности:
способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей;
сформировать у подростков психосоциальные и психогигиенические навыки принятия решений, критического мышления;
повысить самооценку детей;
сформировать установку «ведение здорового образа жизни».
Выработка навыков самозащиты:
формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, информации, поступающей через каналы СМИ;
информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ.
Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений:
Обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ;
Сформировать навыки регуляции эмоций.
Основные направления методической работы:
1. Информирование и просвещение учеников, их родителей (законных представителей), педагогов.
2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с учащимися и родителями (законными представителями).
3. Проведение мероприятий различной направленности (спортивных, творческих, интеллектуальных и т.п.) по профилактике ПАВ.
4. Формирование актива среди учащихся, педагогов и родителей по пропаганде здорового образа жизни.
Профилактическая работа состоит из двух блоков.
Информационно-просветительский блок включает в себя работу с детьми и подростками и их родителями (законными представителями) и представителями ведомств системы профилактики.
Работа проводится в рамках учебной деятельности, классных часов, на родительских собраниях, а также в рамках специальных образовательных программ. В рамках межведомственного взаимодействия привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. специалистов ведомств системы профилактики.
Распространение информационно-демонстрационного материала профилактического характера.
В школе оформляется стенд информаций для учащихся и их родителей, где размещены:
телефоны доверия для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;
правила поведения для учащихся;
координаты уполномоченных по правам человека и ребёнка.
Практический блок включает в себя несколько этапов.
Диагностический этап. Проведения мониторинга среди учащихся школы. Основные методы работы на данном этапе:
анкетирование и тестирование учащихся на приверженность к вредным привычкам;
беседы и консультации социального педагога с трудными детьми и их родителями (законными представителями)
оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей «группы риска».
Дополнительное образование. Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность. С этой целью большое значение уделяется развитию дополнительного образования, как одной из методик профилактики употребления ПАВ. Занятость подростков «группы риска» в кружках и секциях снижает количество детей и подростков, употребляющих ПАВ, повышает количество детей и подростков ведущих здоровы образ жизни.
Школьный Совет профилактики. Одной из действенных методик профилактики правонарушений и безнадзорности, употребления ПАВ среди подростков является работа школьного Совета профилактики, который осуществляет:
разработку комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, употребления ПАВ и безнадзорности среди учащихся школы,
разъяснение существующего законодательства, прав и обязанностей родителей и детей;
проведение индивидуально-воспитательной работы с подростками девиантного поведения и их родителями (законными представителями);
проведение просветительской деятельности по данной проблеме;
организацию работы с социально опасными, неблагополучными, проблемными семьями, защиту прав детей из данной категории семей.
Работа с семьёй. Важную роль в профилактике употребления ПАВ играет методика работы с семьями, в том числе посещение по месту жительства неблагополучных семей и подростков, состоящих на профилактическом учёте в ведомствах системы профилактики. Работа, направленная на семью, всегда имеет больший эффект, чем направленная только на родителей или только на детей. Без привлечения родителей говорить об эффективности любых проводимых профилактических мероприятий бессмысленно. Поэтому организация тесного сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся важна и необходима.
Социальный педагог совместно с классными руководителями формирует Банк данных о семьях и родителях (законных представителях) обучающихся (социальный паспорт семьи), уделяя особое внимание подросткам «группы риска» и неблагополучным семьям.
На родительских собраниях освещает вопросы по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ, проводит индивидуальные беседы и консультации с родителями и детьми. Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.
Социальный педагог совместно с классными руководителями ведёт «Дневники педнаблюдений» за «трудными» учащимися, а также журналы индивидуальной работы с учащимися по воспитательной работе.
Методическая работа с педагогическим коллективом. Понимая важность данной проблемы, в школе должна быть налажена методическая работа с педагогическим составом: выступления социального педагога на педсоветах, на совещаниях при директоре школы, проведение тематических «круглых столов», обучающих семинаров по вопросам профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних.
Работа ученического самоуправления. Включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов ученического самоуправления – одна из действенных методик: проводятся внеурочные мероприятия, направленных на профилактику употребления ПАВ: диспуты, игровые занятия, деловые и ролевые игры, спортивные соревнования, выпуск информационных плакатов, буклетов, листков и газет о ЗОЖ, проведение конференций и круглых столов, проведение КВН, конкурса агитбригад, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки, создание лучшего рекламного ролика, сатирического журнала, использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и др.).
Массовые мероприятия. Методика проведения массовых мероприятий с участием социального педагога: «День здоровья», «Папа, мама, я – спортивная семья», День защиты детей, участие в акции «Спорт против наркотиков», спортивно-оздоровительные праздники, месячник по профилактике ПАВ, проведение КВН, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей с целью воспитания у обучающихся культуры ЗОЖ, играет огромную роль.
Кроме использования традиционных методик, социальный педагог содействует организации:
отдыха детей из неблагополучных семей и подростков «группы риска» в летних лагерях в период каникул, на площадках по месту жительства;
совместно с Центром занятости трудоустройства учащихся в период каникул.
Неотъемлемой частью методики работы по профилактике употребления ПАВ являются:
использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.;
тематические встречи и встречи со специалистами: инспектор ОДН ОМВД, подростковым врачом - наркологом и т.д.;
организация и проведение индивидуальной работы (собеседования, консультации и т.д.).
Используя различные методики по профилактике употребления ПАВ в детско-подростковой среде, следует избегать:
использования тактики запугивания;
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления ПАВ при описании их воздействия;
разового характера действий, направленных на профилактику, так как такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния употребления ПАВ;
ложной информации, даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;
упоминаний о культурных предпосылках употребления ПАВ;
оправдания употребления ПАВ.
Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять ПАВ. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния пагубных привычек.