Учебно-методическое пособие «Методика выполнения заданий 17–20 КИМ ЕГЭ по обществознанию» (2024 год)
Методика выполнения заданий 17-20 КИМ ЕГЭ по обществознанию 2024 год.
Обществознание — один из самых популярных предметов по выбору на ЕГЭ среди выпускников. ЕГЭ по обществознанию является синтетическим, поскольку включает в себя знания не только одного предмета, а нескольких гуманитарных дисциплин: политология, правоведение, социология, экономика, а знания географии, истории, литературы также потребуются для успешного написания заданий.
Для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию надо хорошо знать не только сам предмет, но и критерии оценивания и помнить, что правильное, грамотное оформление исключит возможность неправильной оценки ответа. Практически половина первичных баллов, которые может получить школьник по результатам ЕГЭ приносит именно вторая часть. Поэтому пренебрегать заданиями с развернутым ответом нельзя.
Школьники часто допускают при подготовке к этой части ошибку: «Если я хорошо начитан и хорошо ориентируюсь в предмете, уж какие-то баллы за вторую часть я получу. Главное что-нибудь написать». Обычно именно с этой, безобидной на первый взгляд, фразы начинается досадное и фатальное поражение, которого могло бы и не быть.
Недостаточно быть начитанным и хорошо ориентироваться в предмете (это обязательное условие), важно знать, что именно подлежит оценке в ответе. Надо понять, что не объём является определяющим, а содержание, а точнее — написал ли школьник ту самую информацию, которая подлежит оцениванию.
Поэтому в первую очередь необходимо обратить внимание выпускников на частые проблемы при написании ответов:
- Нечеткость, расплывчивость формулировок, недостаточная ясность заявленных в ответе идей и выводов.
- Присутствие в ответе взаимоисключающих положений без каких-либо комментариев.
- Наличие наряду с верными ошибочных положений в рассуждениях и доказательствах.
- Несоответствие содержания ответа (в целом или его отдельных частей) предъявленному вопросу из-за непонимания сути задания или неудачной формулировки ответа.
- Игнорирование при ответе важных деталей текста, что делает ответ неполным, а порой и неправильным.
- Раскрытие в ответе лишь части предложенного вопроса (причиной может быть как неполное знание, так и невнимательность).
- Отсутствие в ответах необходимых обобщений и выводов.
Задания второй части оцениваются с точки зрения обоснованности и аргументации собственной позиции, позиции автора или соответствия приводимых примеров смыслу задания, корректности использования понятий и терминов.
Задания для работы с текстом недооценивается часто при подготовке к ЕГЭ: казалось бы, что может быть проще: прочесть текст и ответить на поставленные к нему вопросы. Задания 17–20 определяется высоким весом (за отличный ответ можно получить 10 первичных баллов), поэтому необходимо внимательнее к нему отнестись.
За задания 17,18 – по 2 первичных балла;
За задания 19,20 – по 3 первичных балла.
Итак, давайте посмотрим, на что требуется обратить внимание при подготовке к заданиям 17-20.
Задание 17 предполагает, что выпускник, основываясь на понимании текста, умеет точно воспроизвести ту информацию, которая в нем содержится. О привлечении знаний курса, выражении собственной точки зрения на данном этапе речи не идет.
При выполнении данного задания необходимо считать, сколько позиций должно быть в ответе, так как на этом строятся критерии оценивания выполненного задания.
Прежде чем искать ответ в тексте, надо прочесть вопросы задания, а затем внимательно прочитать текст (такой метод работы с текстом поможет сэкономить время). Ответ должен включать столько позиций, сколько требуется в задании: например, отличие, основная задача, мотивы.
Если в задании надо найти информацию в явном виде (например, выписать конкретные термины, признаки, характеристики), а выпускник переписал объемный отрывок текста целиком, то ответ не будет засчитан как верный, так как не соответствует требованию задания.
Задание 18.
В КИМ ЕГЭ в 2023 г. был внесен ряд несущественных изменений: в частности, изменена формулировка задания 18;
Было: «объясните смысл понятия» стало: «укажите не менее трёх основных признаков…» и «объясните связь процессов, явлений и т.п.». Полный правильный ответ на него включает в себя два элемента, которые позволяют более эффективно проверить достижение следующих предметных результатов:
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
владение умением выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов,
а также сформированность навыков оценивания социальной информации, умения поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев.
Ключевым в формулировке первого требования к заданию является уточнение круга признаков, которые необходимо привести. Если в формулировке задания уже указаны родовая принадлежность и признак понятия, которое требуется уточнить то, по общему правилу не следует повторять данное родовое слово и признак. Следовательно, если они будут указаны, то эти признаки не будут засчитаны.
Можно написать и больше, требуемых в задании признаков, но в том случае если есть уверенность в правильности ответа, т.к. ошибка приведет к снижению балла.
Для ответа на второй вопрос задания 18 придётся вернуться к тексту и проанализировать мысль автора по данному вопросу.
Затем нужно соотнести найденный фрагмент текста с тем объектом (явлением, процессом), с которым требуется установить связь.
Исходным шагом при выполнении задания является выявление в тексте социального объекта (явления, процесса), связь которого с другим объектом (явлением, процессом) требуется установить. Затем нужно соотнести найденный фрагмент текста с тем объектом (явлением, процессом), с которым требуется установить связь по заданию. При этом если связи с текстом не будет, то объяснение связи не будет засчитано.
Итак, выполняя задание 18 в 2024 г., участник ЕГЭ должен указать основные, сущностные признаки понятия, продемонстрировав тем самым понимание смысла понятия, а затем установить понятийные связи и сформулировать требуемое объяснение, показав уровень владения языковыми средствами (умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства). В обновленной формулировке рассматриваемого задания проявляется неразрывная связь метапредметных и предметных результатов обучения.
Задания 19,20.
Ответы на задания 19 и 20 не предполагают простого цитирования текста. Рекомендую обращать внимание на указанные в задании дополнительные источники информации (обществоведческий курс, знания из других учебных предметов, факты общественной жизни, личный социальный опыт) и требуемый поэлементный состав ответа.
Задание 19 в большинстве случаев требует конкретизации примерами отдельных положений текста, позиции автора, затронутых в тексте проблем. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров. Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите… и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие…», «Проиллюстрируйте примером… В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.
Выполняя задание 19, участник экзамена должен с помощью примеров уточнить, детализировать какие-либо обобщённые положения, характеристики и т.п. При этом под примером подразумевается факт общественной жизни из прошлого и современности или личного социального опыта (конкретный процесс, явление, действие, реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации), приводимый для иллюстрации какого-либо теоретического положения. «Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объёмно и разнородно.
В критериях оценивая данного задания главное требование — развернутый ответ. Степень конкретизации примера должна быть максимальной, поскольку пример — это иллюстрация, то есть должен быть субъект, объект, действия.
Обращайте внимание на структуру требуемого ответа. Если в задании указано приведите пример, затем укажите фактор, то сначала вы пишите приводите пример, а затем вы записываете фактор. Если в задании написано приведите фактор и проиллюстрируйте примером, то сначала вы записываете фактор (черту, признак, основание, принцип, функцию), а потом — иллюстрирующий пример!
если в задании просят привести пример, опираясь на реальные факты российской действительности, то это должен быть пример конкретных событий, происходящих в нашей стране.
Задание 20 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации и привлечение контекстных обществоведческих знаний, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста. Выполняя задание 20, выпускник должен выделять и фиксировать относительно устойчивые, инвариантные свойства тех или иных социальных объектов, явлений, включая их взаимодействия. Суждения (аргументы, объяснения) должны содержать элементы обобщения. В сравнении с заданием 19 они должны быть более широкого объёма и менее конкретного содержания.
В требованиях задания 20 отмечено:(Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение)
Что такое АРГУМЕНТ в обществознании — это некое теоретическое положение, содержащее в себе термины, понятия, логические, причинно-следственные, функциональные связи между ними. Итак, аргумент в обществознании — это объяснение, доказывающее тезис.
Часто выпускники не понимают разницы между фактом и аргументом и начинаете приводить примеры, конкретные события и пр.
Факт — это событие, случай, ситуация, которая имела место в реальности (например, факт прочитанной книги, просмотренного спектакля, историческое событие - выборы. Фактом может быть проведенный опрос и его результаты).
Иными словами, факт — это событие обыденной жизни, подтверждающее аргумент.
Итак, мы разобрались, что такое аргумент и чем он отличается от факта, но ответ выпускника на задание 20 должен быть сформулирован как распространенное предложение.
Распространённые предложения – это предложения, в которых помимо грамматической основы есть второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. Второстепенные члены предложения зависят от главных членов предложения или от других второстепенных членов и поясняют, уточняют или дополняют главные слова.
Приводимые в ответах на задания 19, 20 примеры, обоснования, объяснения и аргументы должны быть разумными, не противоречить здравому смыслу и, конечно же, соответствовать российским реалиям (в заданиях, где есть такое требование).
В Методических рекомендациях ФИПИ 2023 года, приведены несколько примеров абсурдных ответов участников ЕГЭ 2023 г. Эти ответы не были засчитаны: «В 2018 году гражданин Иванов выдвинул свою кандидатуру на выборах Президента Российской Федерации» (как пример политического участия гражданина Российской Федерации в задании 19); «Художник Суриков написал новую картину, вследствие чего она была выставлена в Эрмитаже» (как пример деятельности субъекта в современном обществе в задании 19), «Вася поехал на экскурсию в тюрьму со своим классом от их школы, и увидел много страшных, опасных и неприятных людей, ужасные условия их жизни, и понял, что никогда в жизни не нарушит закон, чтобы не оказаться в тюрьме» (как пример деятельности школы, направленной на формирование и развитие правовой культуры подростков в задании 19).
Соблюдая данные рекомендации думаю можно правильно выполнить задания 17-20 и получить максимальное количество баллов на экзамене.