12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Сергеевна Гребенникова147
Педагог дополнительного образования, руководитель детских объединений "Мир бумаги", "Школа экологических знаний"
Россия, Воронежская обл., п.г.т. Каменка
3

Занятие «Мы будем помнить»



Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Каменского муниципального района

Воронежской области

 

«Мы будем помнить»


Педагог высшей квалификационной категории –

Гребенникова О.С.

 

пгт. Каменка, 2018г.

Аннотация: Данное занятие посвящено празднику – День Победы, направлено на формирование у детей патриотических чувств, основанных на представлении о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, о людях, одержавших победу на фронте и в тылу. Занятие проводится в форме информационного часа.

Материал содержит презентацию о героических фактах и событиях ВОВ, о героях Великой Отечественной войны.

Мероприятие, в рамках которого будет реализован сценарий: информационный час

Возрастная группа: 13 лет

Название сценария: «Мы будем помнить»

Цель: Знакомство обучающихся с историческими фактами времён Великой Отечественной войны.

Задачи:

формировать у детей знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 года, ее защитниках и их подвигах, способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся;

развивать способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих;

воспитывать любовь и уважение к своему народу, ветеранам ВОВ, к истории своей страны, своей малой родины;

Подготовительный этап: Сбор информации: кто из родных и близких людей участвовал в ВОВ, кем приходится вам, как звали, остался жив или погиб, где воевал, или находился в тылу, какие награды имеет и т. п., детям, выступающим помощниками педагога – заранее раздаются стихи.

Оформление зала, сцены, класса и др. проектор мультимедиа, экран, компьютер, выставка рисунков о войне.

Ведущие, выступающие и помощники: обучающиеся

Время реализации: 45 мин

Авторский медиапродукт: презентация «Мы будем помнить!»

Ход занятия:

Организационный этап.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Этап подготовки к усвоению новых знаний.

Педагог: Приближается Праздник Победы – 9 мая!. В это день во многих городах можно будет услышать праздничные салюты, песни военных лет, увидеть георгиевские ленточки. В этот день принято поздравлять защитников нашего Отечества тёплыми словами благодарности и букетами цветов. В этот день мы не можем не вспомнить о мужестве русских солдат и офицеров, которые стойко и отважно защищали нашу Родину в годы великой Отечественной войны. Многие ценой собственной жизни.

Этап усвоения новых знаний.

Ребята! Мы с вами должны помнить страшные страницы нашей истории. Потому что забыть – значит предать. Предать тех, кто не вернулся.

Говорят, что человек может умереть дважды! Там, на поле боя, когда его догоняет пуля, а второй раз - в памяти народной.

Давайте сегодня вспомним о мужестве советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Самая страшная веха той войны — блокада Ленинграда. (СЛАЙД № 1). В 1941 году, бросив в бой огромные силы, отрезали Ленинград от всей страны. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград. 872 дня героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших… Связь поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса — легендарная «Дорога жизни». Страшно даже представить, как жилось в блокадном Ленинграде людям, а особенно детям.

Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце..

«Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны, крики, бомбёжка, смерть.

Немцы говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому они поставили цель – стереть Ленинград с лица земли. Но у них это не получилось. Ленинград выстоял!

Гололёд.И замёрзшие трупы.
Хлеб по карточкам.Изредка крупы.
Без воды, без еды и без света,
От рассвета и вновь до рассвета
Чётко помня: ни шагу назад,
Выживал, как умел, Ленинград.

Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Официальная цифра погибших в блокаде - 632 253 человека.

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду.

    Ребята, а что вы знаете о белорусской деревне Хатынь? (СЛАЙД № 2).

Это была небольшая белорусская деревня в двадцать шесть домов, прикрытая от ветров белоствольными березами и великанами - соснами, с журавлями над колодцами возле хат, с густыми кустами сирени в палисадниках. Её мужчины пахали поля и косили травы, женщины растили детей и доили коров. Но всё зверски разрушила война….

Деревня Хатынь была уничтожена фашистами весной 1943 года. Карательный отряд фашистов окружил деревню. Ни один из взрослых жителей Хатыни не смог остаться незамеченным. Всё население деревни было согнано в сарай, гитлеровцы заперли дверь, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.

Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, немцы расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от мук людских.

149 жителей Хатыни заживо сгорели в огне. Среди них – 75 детей. Дотла сожгли немцы и деревню.

Сейчас на месте сожженной Хатыни сооружен памятник жертвам фашистского террора. Кажется, до сих пор в воздухе пахнет дымом и днём и ночью звонят колокола в память о погибших «хатынцах».

Иду безмолвно  по Хатыни. 
От жесткой правды сердце стынет. 
Горячий ветер сушит губы. 
Здесь вместо хат - печные трубы. 
И в трубах по угасшей жизни 
Колокола справляют тризну... 
От пепла стал седым закат. 

Здесь дети спят. 
Здесь вдовы спят. 
Здесь все в былом, 
Здесь жизнь была. 
Колокола... 
Колокола.

(СЛАЙД « № 3)

Педагог:
–  На Кубани, в станице Днепровской жила крестьянская семья, вырастившая девять сыновей. Работящая и неутомимая Епистиния Фёдоровна учила своих детей жить в труде, быть честными, добрыми людьми. Они были разными, её дети.
Александр – первый помощник в семье, выращивал хлеб, 
Николай – сам научился играть на скрипке, организовал оркестр народных инструментов,
Василий – был самым весёлым и находчивым, 
Филипп – был талантливым земледельцем, 
Фёдор – работал в колхозе конюхом, помогал по дому больше других, 
Иван – писал стихи, любил читать военные романы, в школе был пионервожатым, 
Илья – хорошо играл на гитаре и задушевно пел, когда призвали на службу в армию, учился на танкиста.
Павел –  мечтал стать школьным учителем, был хорошим гимнастом, писал стихи, Александр – работал в полеводческой бригаде, мечтал окончить курсы трактористов.
Но их мечты оборвала война. Все они отдали свои жизни за свободу и счастье Родины. 
За героизм и мужество они были отмечены наградами Родины, а младший Александр посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.
В честь подвига славных воинов в Тимашевске был открыт музей семьи Степановых.
(СЛАЙД № 4)

Город Сталинград. Горячий снег Сталинграда. Об обороне города писала поэт Любовь Нелен:

Тонули катера и лодки,
Горел над Волгой Сталинград.
Приказы раздирали глотки
Не ради славы и наград.

Ко всей израненной Отчизне,
Что сквозь огонь пронес солдат,
Разя врага, во имя жизни,
Ведя в бессмертье Сталинград!..

Вновь на Мамаевом кургане
Цветам и травам не расти.
Палящий зной и ураганы
Смели живое на пути.

Одна полынь и та  седая,
Дрожа росинками во мгле,
Ночами темными рыдала
На окровавленной земле.

Крупные сражения: Смоленское сражение, 1941г., Битва за Москву, конец 1941 года, январь 1942, Сталинградская Битва, длилась 200 дней (1942-1943г.), Курская битва, лето 1943г.

Педагог: Ребята! А что вы знаете о событиях ВОВ в нашем районе, посёлке? (ответы детей)

Педагог: Никогда не забудется подвиг солдат, наших земляков, стоявших насмерть, и подвиг тружеников – каменцев, ковавших эту победу в тылу. Вот как было всё в нашем посёлке….

(СЛАЙД № 5)

Воскресенье 22 июня 1941 года. С утра, казалось, ничего не омрачало настроение каменцев. Люди ещё не знали, что на рассвете по всей западной границе нашей страны грянули залпы орудий, загудели в поднебесье бомбовозы, поползли танки с крестами на бортах.

В обеденный час радио принесло страшную весть.

Все хорошо понимали, что с этого дня наступило время суровых испытаний.

На следующий день, в понедельник раньше обычного пришли каменцы на свои предприятия. Суровы, сосредоточенны их лица. У каждого уже созрело твёрдое решение: встать с оружием в руках на защиту Отечества, работать под лозунгом: «Всё для фронта! Всё для победы!». Состоялись митинги

На митинге каменцы решили: «В ответ на вторжение в нашу страну немецких фашистов мы по первому зову правительства в любую минуту встанем на защиту Родины и дадим сокрушительный отпор фашистским негодяям. Подобные митинги прошли во всех населённых пунктах района.

(СЛАЙД № 6)

В 1942-1943 годах часть Воронежской области (в том числе и Каменский район) оккупировали немецко-фашистские захватчики. На территории Острогожского и Евдакоского районов немцы строят прифронтовую железную дорогу. Она соединила Харьковское и Ростовское направления. Строили советские военнопленные. Были созданы лагеря в Острогожском и Евдаковском (сейчас Каменском ) районах. В посёлке Каменка в первом лагере погибло 750 солдат и офицеров, а во втором – больше тысячи. «Дорога на крови». Так сейчас о ней говорят.

Фашисты сполна полагались на дармовую силу. Люди, что тягловый скот. «Показалось, плохо работает человек. Тут же избивали жестоко, до полусмерти. На дороге, по которой пленных гоняли на работу, местные жители клали картошку, свёклу. Когда голодные наклонялись за едой, их пристреливали на месте немецкие конвоиры. Всех закапывали в насыпи. Дорога становилась братской могилой».

Шестилетнего Алешу, Алексея Павловича Пономарёва из села Евдаково, мама однажды взяла с собой, не с кем было малыша оставить. А.П. вспоминает: «Идём мимо пленных. У меня в руке кусок макухи – подсолнечного жмыха. Дядя попросил, я ему бросил. Он не поймал, стал с земли поднимать. Кто-то ещё кинулся в толпе. А охранник начал стрелять. Я испугался. Кричу. Мама подхватила меня. К себе прижала, лицо мне закрыла, чтобы я ничего не увидел. Мне сейчас уже восьмой десяток, а я до сих пор слышу выстрелы. (А.П. умер в январе этого года)

К 70-летию освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков в Каменке открыт мемориал «Дорога на крови»

Более 10 000 взрослого населения нашего посёлка ушли на защиту родины, более 5000 домой не вернулись. Отчизна оценила ратный подвиг каменцев, многие из них награждены боевыми орденами и медалями, Героями Советского Союза стали наши земляки – Василий Петрович Захарченко и Пётр Карпович Рогозин, Полными кавалерами Ордена Славы Иван Гаврилович Лазаренко и Антон Севостьянович Савченко.

Педагог: 4 долгих года шла война. В 1943 году Воронеж стал непреодолимой преградой на пути фашистов, рвущихся к Волге. Его пытались уничтожить, стереть с лица земли. Он оказался в числе 15-ти наиболее разрушенных городов СССР, но так и не был полностью захвачен гитлеровцами. Ничто не смогло сломить боевого духа доблестных защитников Воронежа. 25 января город Воронеж был освобождён от фашистов.

 17 января – один из самых славных дней в истории нашего посёлка. Трагическая и радостная, эта дата знаменует победу над врагом на нашей родной земле. В этот день мы скорбим о тех, кто отдал свои жизни в боях за наш посёлок. Низкий поклон и вечная слава павшим воинам-освободителям!

На площади победы в нашем посёлке стоит помятник героям –освободителям. На мемориальных досках написаны имена погибших в годы ВОВ каменцев. У Анатолия Ивановича Хильченко, нашего местного поэта, есть стихотворение: (стих читает ученица)

Она стоит у обелиска,

У горькой памяти войны.

Где похоронены российской

Страны погибшие сыны.

Она стоит, не причитает,

Но слёзы горькие текут.

Она молчит, скажи, родная,

Отец ли, сын схоронен тут.

А, может быть в могиле этой

Любовь покоится твоя.

Она сказала еле слышно:

«О всех погибших плачу я».

Педагог: Великая Отечественная война прошла через каждую семью. Ведь и ваши дедушки воевали, а ваши бабушки своим трудом помогали устоять фронту. Именно из их рассказов, из написанных о войне книгах мы узнаём о тех страшных событиях. (стихотворение читает ученик)

По рассказам и книгам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей. 
По рассказам и книгам я знаю войну. 

По рассказам и книгам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книгам я вижу войну.

 

По рассказам и книгам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книгам я слышу войну.

Ребята! А сейчас давайте покажем небольшую композицию из нашего времени. (обучающиеся получают роли).

Педагог: На сцене современный школьный класс. Ученики готовятся к уроку. Вбегает школьница.

1-ый. Привет! Слышали, сегодня после уроков встреча с ветераном Великой Отечественной Войны, а потом фильм пойдем смотреть.

2 – й. Опять!

3 – й. Сколько можно!

4 – й. Лучше бы дискотеку какую-нибудь придумали!

2 – й. А какой фильм?

1 –й. Сказали «А зори здесь тихие». Про войну.

2 – й. Я не люблю про войну. Я люблю про любовь. И чтоб все закончилось хеппи-эндом.

3 – й. Конечно, тебе какая война. А я бы боевичок посмотрел.

4 – й. А давайте не пойдем. Зачем нам это надо?

5 – й. А я пойду.

1 –ый. Конечно иди. Будешь представлять весь наш класс.

5 – й. Я пойду не за класс. Я пойду за себя. У меня дедушка, мамин отец, 18-летним погиб под Берлином. А бабушкина сестра в 44-ом пропала без вести.

2 – й. Как будто ты один такой. У меня в семье до сих пор хранится похоронка на прадеда.

3 – й. А у меня прабабушка в годы войны медсестрой в госпитале работала.

4 – й. А у меня…

5 – й. Вот видите. Мы не знали этой войны, но она прошла через наши семьи. Вы помните, сколько людей погибло тогда?

1 –ый. Вроде бы больше 20 миллионов.

5 – й. Вроде бы… А вы вдумайтесь в эту цифру. Ведь многие из них были чуть постарше нас.

1 –ый Как страшно!

5 – й. Да, страшно. Но мы должны об этом помнить.

(Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь»)

Этап подведения итогов

Педагог:

Погибшим –
Быть бессменно на посту,
Им жить в названьях улиц и в былинах.
Их подвигов святую красоту
Отобразят художники в картинах.
Живым –
Героев чтить, не забывать,
Их имена хранить в бессмертных списках,
Об их отваге всем напоминать
И возлагать цветы к подножьям обелисков!

Педагог: У времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили.

Наш русский народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
Мир – это утро, полное света и надежд.
Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Мир – это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.

Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный мирный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся.

Используемая литература и ресурсы интернета

Великая Отечественная война, 1941 – 1945 гг.: События. Люди. Документы. Крат. ист. справ. Андрианов В.И. и др. – М.: Политиздат 1990.

Водянский А.М.. Гевуркова Е.А. Изучение темы «Вторая мировая война. Великая Отечественная война Советского Союза (1939-1945 гг.) / Преподавание истории в школе. - 1988.- № 5.- С. 53-61.

Всероссийская Книга памяти, 1941-1945: Обзор. том. - М.: Воениздат, 1995.

http://myvl.ru/blog/local_history/5360.html

http://pravdapskov.ru/news/10638


МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ
PPTX / 3.23 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.