12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шабанова Елена Викторовна107

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 имени Н.И.Борцова» г.Лебедянь Липецкой области










Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного победе в ВОВ, на тему:

«Мы помним, мы гордимся!»




Автор материала: Шабанова Е.В.












Цели: ознакомление со страницами истории Отечества, формирование у детей духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, благодарности к старшему поколению, воспитание уважение к родной стране, её историческим корням и традициям. развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас; воспитывать любовь и гордость к своему родному краю.


Ход мероприятия

Звучит фонограмма негромкой плавной мелодии. На сцену выходят двое ведущих.
Ученик 1. 9 мая 2022 года в 77-й раз прогремит салют Победы.   А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и великое мужество народа.
Ученик 2. Год 1941-й. Июнь… Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.
Ученик 1. Июнь… Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.  
Ученик 2.   Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м, в мае. 


Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина», на ее фоне ведущие говорят:


Ученик 1. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Ученик 2.  Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!


Звучит вальс. Вдруг музыка обрывается. Звучит голос Левитана.

Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня, в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!


Ученик 3. 22 июня 1941 года – чёрная дата в жизни советского народа. В этот день фашистская Германия напала на нашу Родину и началась Великая Отечественная.

Ученик 4. Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.


Учитель.

Лебедянь-лебёдушка

С Дону рода-племени,

Тихая сторонушка

До поры до времени.

Что ж война содеяла

С тобой, непокорная?

Одно крыло – белое,

А другое – чёрное…

- Ребята, прошло 77 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. НА ФРОНТАХ Великой Отечественной войны наш народ показал образцы бесстрашия и боевой отваги. И сегодня, мы посвящаем наш классный час победе Советского народа над фашистами – лебедянцам, которые сражались за свободу и независимость Родины. У нас сегодня в гостях ветераны ВОВ….


Ученик 3. Вечером 22 июня 1941 года в нашем городе Лебедянь в городском саду состоялся митинг, а на другой день лучшие сыны Лебедяни отправились на фронт, всего в Великую Отечественную были призвано 10485 лебедянцев.


Звучит песня «Здесь птицы не поют»


Ученик 4. В городе в первые дни войны было тревожно. В районе организовали наблюдение за воздухом, изредка слышались шумы моторов вражеских самолётов, поезд, проходивший через Покрово-Казаки, подвергался бомбёжке.

Ученик 3. В Лебедяни велись усиленные работы по рытью щелей и бомбоубежищ, в зданиях педтехникума и зоотехникума оборудовались госпитали, а по берегам Дона и Красивой Мечи срочно возводились оборонительные укрепления, устанавливались надолбы, «ежи». В подвалах зданий укреплялись огневые точки. В городе было введено круглосуточное дежурство.

Ученик 4. Фронт приближался к Ельцу. В Лебедяни создаётся истребительский батальон: в случае отступления частей Красной Армии он готовился в ведению партизанской войны. Но до этого дело не дошло: в декабре 1941-го наши войска освободили Елец и погнали немцев на запад. Обстановка в Лебедяни нормализовалась: труженики города и района с ещё большей энергией работали на нужды фронта – организовано провели уборку урожая, а «красные обозы» из колхозов на лошадях везли зерно на лебедянский элеватор.

Учитель.

-Ребята, как вы думаете, чем в то время было оснащено сельское хозяйство в районе?

- Знаете ли вы, что такое «красные обозы»?


После ответов учащихся учитель обобщает ответы детей.


В районе имелись поношенные, малосильные колёсные тракторы, которые то и дело останавливались в борозде. Сколько сил, сколько слёз пролили над ними женщины-трактористки, борясь с упорством не слушающихся машин! Механик не имел отдыха ни днём, ни ночью, а о выходных в то время и не помышлял, мотаясь по тракторным бригадам. В то время обнималось необъятное, тракторы ремонтировались прямо на пашне, на борозде и включались в работу на колхозных нивах… Конечно, большая надежда возлагалась на тяговую силу лошадей и волов… И убранное зерно доставлялось на элеватор только лошадьми; из них создавались красные обозы, с красным флагом на дуге передней подводы, и всё это управлялось неутомимыми женскими руками… Каждая , как их звали в народе, солдатка самоотверженным трудом старалась приблизить победу над проклятым врагом – фашизмом, ведь у каждой женщины кто-то был на фронте – муж или жених, брат или сын…

Трудовой день партийного работника длился почти круглые сутки: начинался с зарёй и заканчивался за несколько часов до рассвета: время стояло военное, и в тылу оно ощущалось не меньше, чем на фронте, - работа без выходных и отпусков. И была твердая уверенность в нашу Победу! Большую роль в уверенности нашей победы сыграли и письма воинцев-лебедянцев с фронта, к своим родным.

Ученик 5. Звучит стихотворение Э.Асадова «Письмо с фронта»


Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник украшал,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры, -
Все - сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся - оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки.

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры -
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
1943

Ученик 6. Письма с фронта... Как их ждали в годы войны! Эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.
Ученик 7.  Было так страшно,  когда переставали приходит с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.
Ученик 6. Письма военных лет, они хранят память о тех страшных днях. Их писали в перерывах между боями, в санбатах и госпиталях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким. Простые вроде бы слова, чаще всего - сугубо личные.
Ученик 7. Только читать эти бесхитростные строчки невозможно - на глаза наворачиваются слёзы, комок подкатывается к горлу.

Ученик 6.  Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…В истории отечественной почтовой связи солдатские треугольники  занимают особое место.
Ученик 7. Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких в тылу как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.
Ученик 6.  Письма эти были светом в окошке для домочадцев, родственников, солдатские треугольники носили из дома в дом, они как бы озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, его высокой миссии.


Ученик 8. Стихотворение «Жди меня», автор: Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:— Повезло.

Нe понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,—
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Звучит песня «Священная война»


Учитель. Воины Красной Армии храбро и героически защищали Родину, об этом свидетельствуют благодарности командования их родителям. Так, н-р, командир одной из войсковых частей тов.Конев сообщает родителям И.Н. Субботникова: «Ваш сын гвардии сержант Игорь Наумович Субботников за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество на основании приказа за №13/14 от 25.07.1943г. награждён медалью «За отвагу». Поздравляю Вас с награждением Вашего сына правительственной наградой!». И таких извещений и справок отец Игоря Наумовича получил более десяти.

А вот несколько слов из характеристики на участника боёв за овладение Варшавой и Берлином парторга 9-й батареи 295-го гвардейского артполка ст.сержанта, наводчика орудия лебедянца Михаила Матвеевича Смольянинова, прошедшего боевой путь от Орла до Берлина: «Михаил Матвеевич Смольянинов в период оборонительных и наступательных боёв с фашистами всегда был впереди своих воинов – товарищей по оружию, проявлял мужество, стойкость и умение в борьбе с врагами. На фронте вступил в ряды Коммунистической партии и с 1942 года и до конца войны возглавлял парторганизацию батареи и комсомольскую организацию дивизиона на общественных началах»…


Ученик 9. Вернёмся к середине Великой Отечественной. Фронт требовал от трудящихся тыла самолёты и танки, снаряды и транспорт, обмундирование и продукты питания. По всей советской стране развёртывается движение по сбору средств в фонд обороны.

Ученик 10. Включаются в него и лебедянцы. Рязанские колхозники решили на средства, собранные для фронта, построить танковую колонну. Её так и назвали «Рязанский колхозник» (в то время лебедянский район входил в состав Рязанской области). А в начале января 1943 года родилась новая инициатива: «Построим эскадрилью самолётов «Рязанский рабочий»!. И сразу начались взносы. Вносили средства на постройку боевых самолётов «Рязанский учитель».

Ученик 9. Ко Дню Красной Армии (1943г) внесено в банк на строительство танков «Рязанский колхозник», самолётов «Рязанский рабочий» - 1 миллион 131 тысяча рублей, «Рязанский учитель» - 108189 рублей.

Ученик 10. Итоги зимней кампании Красной Армии – свидетельство её возросшей мощи, хорошей поддержки тыла: разгромлены немецкие войска под Сталинградом, на Северном Кавказе и Кубани, на Среднем Дону и в Воронеже, прорвана блокада Ленинграда. Незабываемые по значению победы!

Ученик 9. В результате двух лет войны основательно была подорвана военная мощь гитлеровской Германии, её тыл. Красная Армия окрепла, и советский тыл – был прочен и непоколебим.

Ученик 10. А впереди предстояли великие сражения под Орлом и Курском, на Днепре и в Белоруссии, по освобождению Румынии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, бои за Берлин. Впереди – победа!


Звучит песня «Журавли»


Ученик 11. В том, что фронт в 1944-1945 годах далеко продвинулся на запад, есть и большая заслуга лебедянцев. О них – героях фронта, наш рассказ.

Ученик 12. Заметим, что 6669 лебедянцев погибли в боях, защищая Родину. Приведём конкретные примеры проявленного ими самоотверженного патриотизма.

Ученик 11. Так, уроженец села Шовское Лебедянского района красноармеец Василий Газин 18 июля 1944 года в районе деревни Берёза Брестской области совершил героический подвиг, закрыв свои м телом амбразуру вражеского дзота. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 12. Уроженей села Тютчево комсомолец Николай Ситников, командуя взводом, в январе 1945 года под сильным огнём противника форсировал реку Одер, обеспечив переправу всему батальону. В завязавшемся бою взвод гвардии младшего лейтенанта Ситникова отбил 13 контратак противника. При отражении одной из них 23 января 1645 г. Ситников погиб. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 11. Наш земляк из деревни Озерки Иван Гришин, командуя батальоном, в сентябре 1943 года при форсировании реки Днепр переправился на правый берег, захватил плацдарм, обеспечив переправу нашим частям, а 20 октября 1943 года погиб смертью храбрых в районе села Сошниковка Днепропетровской области. Ему также посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 12. При форсировании Днепра проявил мужество и героизм комиссар дивизии Николай Сергеевич Никольский. Ему также было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 11. Звание Героя Советского Союза получили также лебедянцы: майор И.И. Жемчужников, капитан А.С. Костин, ефрейтор А.Н. Первушин, уроженец с.Ольховец И.Н. Плешивцев, А.А. Росляков, мл.лейтенант И.Ф. Сорокин – уроженец с.Черепянь.

Учитель. К сожалению, мы не можем в рамках нашего классного часа назвать все подвиги, которые совершили лебедянцы в бою за Родину, и не можем всех назвать поименно. Однако следует сказать, что около 4 тысяч лебедянцев награждены орденами и медалями на фронте, а около шести тысяч – за доблестный труд в тылу.


Звучит голос Левитана об окончании войны


Учитель. 9 мая 1945 года пришла долгожданная Победа над фашистской Германией. А 1 августа трудящиеся Лебедянского района встречали первый состав демобилизованных фронтовиков. На станцию Лебедянь в праздничных костюмах и с букетами цветов пришло более двух тысяч человек. В 10 часов утра подошёл специальный поезд. «Мы из Берлина» - плакаты на вагонах. Состав остановился. Аплодисментами и криками «Ура!» приветствовали лебедянцы фронтовиков. И вагонов выходили наши земляки. Вот так на трудных дорогах войны ценой миллионов жизней была завоевана победа над фашистской Германией, поработившей половину мира, считающей себя расой господ. Для кого-то война закончилась там, на поле боя вместе с жизнью, а для кого-то она до сих пор живет в сердцах и страшных ночных кошмарах.
Вечная память мертвым! Вечная слава живым!

В память о всех погибших объявляется минута молчания

Звучит метроном.


Звучит песня «Давно окончилась война»


Ученик 13. Стихотворение М. Пляцковского Майский день сорок пятого
Глядя в синий простор небосвода,
Вспоминать мы не можем без слёз
Майский день сорок пятого года,
Тот, который Победу принёс.

Красоту, что нам дарит природа,
Отстояли солдаты в огне.
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

Без потерь нет ни роты, ни взвода,
Ну а те, кто остался в живых,
Майский день сорок пятого года
Сохранили для внуков живых.

Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!


Учитель. Хотя и минуло 65 лет со дня Победы, но о войне и ее героях еще не все сказано. Поисковые группы, исследователи до сих пор ведут большую работу по восстановлению имен погибших и увековечиванию их памяти.
Смерть всегда преждевременна. Я никогда не видел, как умирают стопятидесятилетние  и даже столетние. Я видел, как умирают те, кому не было и пятидесяти и сорока и тридцати и двадцатилетние. На войне от свежих ран и не на войне – от старых. Умирают, не дожив, не доработав, не долюбив ….Пусть живущие помнят об этом, живущие, которые живут потому, что не дожили те …
Это сказал человек, за плечами которого пролегли суровые годы войны, и он, и все, кто был в ту суровую годину испытаний, все они, имеют право требовать от нас, чтобы мы помнили, какой ценой заплатил наш народ за право быть свободным.

Учитель.
Помните!
Через года, через века
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда
Помните!
Песню свою отправляя в полет
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет

Помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтобы запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!


Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»


Ученик 14 Все помнится, ничто не позабыто.

Все помнится, никто не позабыт,

И днем, и ночью, в чаще из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Ученик 15 И до сих пор мы слышим шум капели

Победной той и ранней той весны,

Как хорошо, что вновь скворцы запели,

Как хорошо на свете без войны.

Ученик 16 Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться,

И просто хорошо на свете жить.

Ученик 17 Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

И в мирный день нас кружит русский вальс.


Звучит песня «Давным-давно была война»


Учитель: Дорогие ветераны!

Мы очень благодарны, что вы пришли к нам. Очень многое хочется сказать и пожелать:

«Спасибо вам за солнце в небе,

За тишь вечернюю закатов,

За гибкий стебель в поле.

Спасибо, что были вы солдатами,

Спасибо вам за то, что есть – ПОБЕДА!»



Звучит песня «День Победы», вручаются цветы и подарки ветеранам.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.