Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Высоцкая Юлия Владимировна. |
2 | Образовательная организация | Муниципальное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа «Муринский центр образования №4» |
3 | Должность | Учитель русского языка и литературы. |
4 | Педагогическая категория | Высшая. |
5 | Вид ресурса | Справочный материал |
6 | Тип ресурса | мнемотаблица. |
7 | Название ресурса | Частица как часть речи |
8 | Дисциплина | Русский язык |
9 | класс | 7 класс (и старше — для повторения) |
10 | Грамматические темы, включенные в справочный материал |
|
11 | Цели и задачи | Цель: систематизировать информацию о постоянных морфологических признаках частиц. Задачи: 1. Создать условия для лучшего запоминания важной теоретической информации. 2. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета. |
13 | Актуальность | Собранный в одном месте теоретический материал легче запоминается, а его систематизация помогает запомнить порядок морфологического разбора слов данной части речи |
14 | Описание ресурса | Мнемотаблица включает определение частицы как части речи, небольшую таблицу, посвященную постоянным признакам частицы |
15 | Деятельность преподавателя | Составление мнемотаблицы с использованием материала учебников и дополнительного справочного материала: сбор информации, ее систаматизация и группировка, подбор примеров по необходимости |
16 | Форма учебной деятельности школьников | Индивидуальная, парная или групповая ( в зависмости от ситуации использования) |
17 | Информационные источники | 1. Русский язык. 7 класс. Учеб. Для общеобразоват. Организаций. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2022 2. Вартанян, В. В. Русский язык: 7 класс: методическое пособие /В. В. Вартанян, О. В. Донскова, Л. О. Савчук, М. В. Аверьева. — М.: Вентана-Граф, 2018 3. Ерохина, Е.Л. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. М.: Экзамен, 2014 |
ЧАСТИЦА — служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слова
1. Разряд по строению
ПРОСТЫЕ (1 слово) | СОСТАВНЫЕ (2 и более слов) |
Как, вот, разве, хоть... | Вряд ли, как раз, что за… |
2. Разряд по значению
2.1.ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ | |
Форма условного наклонения | Форма повелительного наклонения |
БЫ(Б) | ДА, ДАВАЙ(ТЕ), ПУСТЬ, ПУСКАЙ |
Я прочитала б... Я бы лучше сделал… Он сказал бы... | Да здравствуют каникулы! Давай поедем… Пусть запомнит! |
2.2. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ | ||
НЕ отрицательное | значение | положительное |
Всего предложения | Отдельного слова | Друг не мог не помочь мне. |
Не спешите с ответом | Перед нами не деревня. | |
НИ Отрицательное значение в предложении без подлежащего | Усиление отрицания в предложении с частицей НЕ или словом НЕТ | Обобщающее значение в предложении с местоимением или наречием |
Ни с места! | Вокруг нет ни души. Не видно ни кустика. | Что ни делал бы, всё получалось. Куда ни глянь, везде поля. |
2.3.МОДАЛЬНЫЕ — вносят в предложение различные смысловые оттенки, а также выражают чувства и отношение говорящего | |||
вопросительные | указательные | уточнительные | восклицательные |
Разве, ли, неужели... | (а) вот, (а) вон, это... | Именно, как раз, точно, ровно... | Что за, как... |
сомнение | выделительно-ограничительные | Смягчение требования | усилительные |
Вряд ли, едва ли... | Только, лишь, почти, всё, исключительно... | -ка | Даже (и), же, и, уж, ведь, хоть, просто, всё-таки... |