12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Арбузова Ольга Олеговна55
6

Урок в 7 классе ТЕМА: Частица как часть речи. Разряды частиц.




Урок в 7 классе

ТЕМА: Частица как часть речи. Разряды частиц.


Задачи урока

Образовательные:

1)Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями;

2)Познакомиться с разрядами частиц и их особенностями;

3)Закрепить знания о частице как служебной части речи;

4)Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять разряд частиц, замечать оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;

Развивающие:

1) развивать у детей учебно-организационное умение определять задачу на уроке;

2) осуществлять самоконтроль;

3) расширять словарный запас учащихся, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.

Воспитывающие:

1)Воспитание у учащихся социальной компетентности, умение учитывать позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, карточки, презентация, доска, менеджменты.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: новые структуры обучения, педагогика сотрудничества.


Ход урока


Приветствие. Организационный момент: тема, цель, планируемые образовательные результаты.
- Здравствуйте, дорогие ребята!

Поприветствуем партнёра по плечу, поприветствуем партнёра по лицу.
Поднимите руку партнёры под номером 1,
Поднимите руку партнёры под номером 2
Поднимите руку партнёры под номером 3
Поднимите руку партнёры под номером 4

пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке. Условный сигнал помним? (Класс-класс-класс)


2.Актуализация знаний.

     - Ребята, мы продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает?

RALLY ROBIN

- Расскажите партнеру по лицу, что изучает морфология. Ваше время 15 сек. Теперь поменяйтесь ролями.(15 сек)

( Морфология- раздел науки о языке ,изучающий слова как часть речи)

Отвечает Стол№__партнер № ___

- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, разгадав кроссворд. Для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи.

RALLY TABLE Решите кроссворд с партнером по плечу (Время 2 мин) СЛАЙД 2


1 Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. (причастие)

2 Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей? (прилагательное)

3Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и части сложного предложения. (союз)

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте. (числительное)

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы: где? куда? зачем? почему? (наречие)

6.Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы:  что делать? что сделать? (глагол)


п

р

и

ч

а

с

т

и

е



п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е


с

о

ю

з



ч

и

с

л

и

т

е

л

ь

н

о

е


н

а

р

е

ч

и

е






ц




г

л

а

г

о

л















Теперь мы можем назвать загаданное слово.

Так с какой же частью речи мы  сегодня будем знакомиться? (частица)

3. Сообщение цели и тема урока

   - Ребята, кто может сформулировать тему нашего урока?

(Частица)

Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи».

Откроем тетради, запишем число, классную работу и тему.

Слайд 3 На экране вы видите предложение. Спишите его, обозначьте сверху части речи над словами. (3 мин)

Есть только миг между прошлым и будущим, и именно он называется жизнь. (гл. частица, сущ, предлог, прил, союз, прил, союз, частица, мест, глаг, сущ) Отвечает стол №, партнер №

Легко ли было найти частицу среди других частей речи?

- Давайте подумаем, каковы будут цели нашего урока, что мы должны будем узнать, чему научиться?

(Мы  должны выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи)


A/R Guide слайд 4

- Теперь наша задача определить, что за часть речи частица и какие морфологические признаки она имеет. У вас на столах лежат карты, прочитайте утверждения и рядом поставьте + (если согласны) или – (если нет) 1 мин

1. Служебная часть речи.

2. Не изменяется.

3. Нельзя поставить вопрос.

4. является членом предложения.

5. Придаёт различные оттенки значений словам, предложениям

6. Служит для образования наклонений глагола

7. Служит для связи слов в предложении

- А теперь давайте посмотрим видео.

(просмотр видеоролика)(3мин)

-Что вы узнали после просмотра ролика? Еще раз прочтите все утверждения. В столбике ПОСЛЕ поставьте + если согласны, - если нет. Сравните столбики ДО и ПОСЛЕ, изменились ли ваши убеждения?

Встаньте те участники команды, чьи убеждения не изменились.

Проблемная ситуация.

На слайде 5 Посмотрите на экран, вы видите предложение

Мы в ответе за тех, кого приручили.

-Из какого произведения эта фраза? (Маленький принц) Помните ли вы уроки, которые вы получили, прочитав эту повесть? Например? Одной из таких заповедей, конечно, стала эта фраза. Проследите, как меняется смысл, когда в предложении появляются частицы.

Слайд 6

Мы же в ответе за тех, кого приручили.

Мы в ответе ли за тех, кого приручили?

Мы не в ответе за тех, кого приручили.


- Какой вывод можно сделать, что изменилось? (появляются разные значения: утвердительное, вопросительное, отрицательное)

- От чего зависит выбор тех или иных частиц? (от цели высказывания)

Слайд 7 Посмотрите снова на экран

Пусть с вами каждый день случаются чудеса! Тогда на планете не было бы зла!

-Что можно сказать об этих предложениях, для чего служат данные частицы? (они помогают образовать наклонения глаголов – сослагательное и повелительное)

В зависимости от функций частиц их можно разделить на разряды. А теперь скажите, на сколько групп и на какие вы можете разделить все частицы?

(Учащиеся выдвигают свои версии разрядов частиц.)

- А теперь посмотрим, совпадают ли ваши мнения с мнением учёных-лингвистов?

(На экране слайд 8 «Разряды частиц»)

6. Закрепление знаний о частицах. Практикум.

-Теперь потренируемся в умении находить частицы и определять разряды. У вас на столах лежат листы с заданиями. Слайд 9

А) Найти частицы и определить разряд частиц. Текст на слайде и распечатки у каждого. (3 мин)

Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива. У неё было четыре шипа, и однажды она сказала ему:

- Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

- На моей планете тигры же не водятся, - возразил Маленький принц.- И потом, ведь тигры не едят траву.

- Я-то не трава, - тихо заметил цветок.

- Простите же меня…

- Нет, уж тигры мне не страшны ни капельки, но я ужасно боюсь сквозняков. Нет ли у вас ширмы?

Отвечает стол №___ партнер №____, дополняет


Б) задания с разноуровневыми карточками: задания на красной карточке – для сильных учащихся, на желтой – для средних и зеленые – для слабых. (5 мин)

1. Укажи формообразующие частицы и формы слов, образованные с их помощью (зеленая карточка): партнеры №4 СЛАЙД 10

а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, б) Пусть всегда будет солнце,

Остался б хвост у ней (И.Крылов); Пусть всегда будет небо,

в) Нет такой платы, которая была бы Пусть всегда будет мама,

велика за веру в человека; Пусть всегда буду я;

г) Пускай же ввек сердечных ран

Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин).

2. Подчеркни частицы, определи их разряд, значение (восклицание, вопрос, сомнение, указание и др.) (желтая карточка): партнеры №2,3 СЛАЙД 11

а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница-зима.

Б) Вот он кричит: «Поди-ка сюда, верный мой работник Балда».

В) Так вот где таилась погибель моя!

Г) Посмотри: вон, вон играет, дует, плюет на меня…

Д) Знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли довести меня до ночлега?

3. Придумай и запиши предложения с данными частицами (красная карточка): партнеры №1 СЛАЙД 12

а) бы; б) все-таки; в) именно; г) пусть; д) вряд ли; е) ведь; ж) разве.


Цифровой диктант 5 мин

- Посмотрите на столах лежат бланки, 2 столбика, напротив каждой частицы укажите цифру, которая соответствует разряду на экране. При необходимости можете пользоваться учебником. Стр___СЛАЙД 13

1 – формообразующая;

2 – указательная;

3 – восклицательная;

4 – сомнения;

5 – отрицательная;

6 – вопросительная;

7 – выделительная;

8 – усилительная;

9 – уточняющая;


Бы

1

Это

2

что за

3

не

5

пускай

1

разве

6

лишь

7

именно

9

даже

8

вон

2

едва ли

4

ни

5

как

3

пусть

1

ведь

8

что ли

6

почти

7

как раз

9

давай

1

а вон

2

Проверка по эталону. -А теперь сверьте с эталоном на проекторе. СЛАЙД 14 Встаньте те, у кого все верно.

7. Подведение итогов урока. CLOCK BUDDIES 1,5 мин

- А теперь подведем итоги. Встретьтесь с партнером на 3 часа и расскажите ему всё, что вы сегодня узнали о частице. Начинает тот, кто выше ростом. Обязательно поблагодарите вашего партнера в конце. Время 30 сек. А теперь поменяйтесь ролями. 30 сек.____, расскажи нам всем, что ты узнала сегодня о частице?


8. Рефлексия (Парковка) слайд 9 (2 мин) СЛАЙД 16

-Поставьте автомобили, которые находятся у вас на столах, на парковку. Красные машины – я ничего не понял на уроке, желтые – мне не все понятно, зеленые – мне все понятно, все понравилось. Первым паркуется стол №1.


9. Оценивание. Домашнее задание. 2мин

Слайд 17 Если бы я был(а) волшебником, то обязательно творил(а) бы чудеса. Например, сказал(а) бы: « Пусть домашнее задание появится в дневнике!»

- Найдите частицы, определите их разряд. (формообраз.)

- Вы думаете, такое чудо невозможно? А давайте попробуем его совершить! Скажем все вместе: « Пусть домашнее задание появится в дневнике!» (волшебная палочка)

- А теперь откройте дневники.

(Ученики открывают дневники и видят там заранее положенные учителем распечатки с заданиями)

.И какое же задание вас ждет?

(Сочинение миниатюра «Если бы я был волшебником»)
















Опубликовано


Комментарии (4)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.02.24 в 21:47 2Ответить Пожаловаться
А где слайды? Волшебства не будет?)))
Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.02.24 в 22:05 2Ответить Пожаловаться
Теперь - отлично!
И стрелочку зеленую не забываем друг другу нажимать)

Отредактировано 26-02-2024 22:07

Селиванова Галина Геннадьевна, 01.03.24 в 21:53 0Ответить Пожаловаться
спасибо, Ольга Олеговна! Редко вижу уроки по сингапурской методике. Интересно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.