Урок на тему «Частица как часть речи. Разряды частиц» (7 класс)
Что изучает морфология?
КРОССВОРД 1 Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. 2 Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой, чей? 3Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и части сложного предложения. 4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте. 5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы: где? куда? зачем? почему? 6.Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Спишите предложение, обозначьте сверху над словами части речи. Есть только миг между прошлым и будущим, и именно он называется жизнь.
? 1. Служебная часть речи. 2. Не изменяется. 3. Нельзя поставить вопрос. 4. Является членом предложения. 5. Придаёт различные оттенки значений словам, предложениям 6. Служит для образования наклонений глагола 7. Служит для связи слов в предложении
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Мы же в ответе за тех, кого приручили. Мы же в ответе за тех, кого приручили. Мы в ответе ли за тех, кого приручили? Мы не в ответе за тех, кого приручили.
Пусть с вами каждый день случаются чудеса! Тогда на планете не было бы зла!
ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте вопрос: разве, неужели, ли восклицание: что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение только, лишь, (ограничение): почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования: - ка МОДАЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни
Найдите частицы, определите разряд Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива. У неё было четыре шипа, и однажды она сказала ему: - Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей! - На моей планете тигры же не водятся, - возразил Маленький принц.- И потом, ведь тигры не едят траву. - Я-то не трава, - тихо заметил цветок. - Простите же меня… - Нет, уж тигры мне не страшны ни капельки, но я ужасно боюсь сквозняков. Нет ли у вас ширмы?
Укажи формообразующие частицы и формы слов, образованные с их помощью а) Щепотки волосков Лиса не пожалей, Остался б хвост у ней (И.Крылов); б) Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я; в) Нет такой платы, которая была бы велика за веру в человека; г) Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье (А.С.Пушкин).
Подчеркни частицы, определи их разряд, значение (восклицание, вопрос, сомнение, указание и др.) а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, и вот сама идет волшебница-зима. Б) Вот он кричит: «Поди-ка сюда, верный мой работник Балда». В) Так вот где таилась погибель моя! Г) Посмотри: вон, вон играет, дует, плюет на меня… Д) Знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли довести меня до ночлега?
Придумай и запиши предложения с данными частицами а) бы; б) все-таки; в) именно; г) пусть; д) вряд ли; е) ведь; ж) разве.
Пользуясь условным обозначением, определите разряды частиц. 1 – формообразующая; 2 – указательная; 3 – восклицательная; 4 – сомнения; 5 – отрицательная; 6 – вопросительная; 7 – выделительная; 8 – усилительная; 9 – уточняющая;
Проверка по эталону
Прочитайте предложения и запишите вместо точек подходящие по смыслу частицы, выбрав из подсказок. а) Решил … ты эту задачу? б) … красива твоя улыбка! в) Это поручение сможешь выполнить … ты. г) Принеси мне … ту книгу. д) … мы вернемся вовремя. е) … мама … поняла меня. Подсказки: не; ли; только; вон; даже; вряд ли; как.
Рефлексия Зеленый автомобиль -мне все понравилось, все понятно желтый автомобиль – не все понятно красный автомобиль – мне ничего непонятно
Потамошнева Наталья Алексеевна
Арбузова Ольга Олеговна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Селиванова Галина Геннадьевна