Методические рекомендации «Модель "перевернутого урока". Плюсы и минусы данного подхода»
Модель «перевернутого урока» .
Плюсы и минусы данного подхода
Владимирова Елена Александровна
учитель математики и физики
МАОУ СОШ Аврора г.Саратова
Система образования не может существовать отдельно от общества, не зависеть от изменяющихся социально-экономических факторов. Раньше в образовании использовались традиционные педагогические подходы, но в настоящее время повсеместное развитие интернет-технологий открыло принципиально новые направления развития в области образования. В обучении применяются инновационные способы, новые технологии.
Новых подходов и педагогических моделей немало. Смешанное обучение ставит целью объединить лучшие качества традиционного очного обучения с гибкостью и интерактивностью онлайн-обучения. Суть модели смешанного обучения — привлечение учеников к реальной деятельности на уроке, вместо скучного записывания теории за учителем. Меняется содержание работы на уроке и домашней работы. Смешанное обучение , - это педагогический подход, объединяющий цифровые технологии и онлайн-возможности с традиционным классным обучением.
Цель данного обучения состоит в использовании сильных сторон традиционного и онлайн-обучения для наиболее динамичного образовательного процесса.
Смешанное обучение , - это не классическая подготовка ученика, натаскивание его на определённый набор знаний и умений, а формирование способности самому искать необходимую информацию и творчески подходить к решению разнообразных задач.
Основные правила смешанного обучения
1. Последовательность.
Это самостоятельное ознакомление с материалом с дальнейшим объяснением учителя непонятных моментов. Только после этого полученные знания применяются на практике.
2. Наглядность
В настоящее время всю базу онлайн-знаний по каждой дисциплине можно условно разделить на части: справочные материалы, таблицы, графики, тренажеры и т.л..
3. Практика.
При смешанном виде обучении происходит сочетание выполнения задания в группе и индивидуально, в онлайн-режиме и очно.
4. Непрерывность
Длительные паузы в образовательном процессе ведут к значительному снижению эффективности, поэтому онлайн-уроки помогают ученикам избежать прерывания учебного процесса.
5. Поддержка учителя.
Смешанное обучение очень сокращает время вопроса- ответа, – у ученика есть возможность всегда задать учителю интересующие вопросы.
Распространенные модели смешанного обучения
-Перевернутый класс.
-Модель - ротация станций.
-Гибкая модель.
-Модель индивидуальной ротации.
-Смешанное онлайн -обучение.
Рассмотрим плюсы и минусы каждой модели.
Модель перевернутый класс.
Дома ученики работают в онлайн-среде, изучают новый или закрепляют пройденный материал. На уроке же происходит актуализация полученных знаний, - это может быть в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других формах интерактивного общения.
Модель - ротация станций
Происходит деление класса на группы:
одна группа занимается с учителем;
другая совместно решает какие-либо задачи или осущесвляет работу над проектом ;
третья проходит тесты или выполняет задания с кратким ответом, используя компьютер, или планшет, или смартфон.
Гибкая модель.Гибкая модель смешанного обучения - это высокая степень самостоятельности со стороны ученика. Ученики сами планирует процесс образования, составляют расписание и распределяют соотношение онлайн- и занятий в очной форме. При использовании гибкой модели смешанного обучения ученик сам решает, сколько времени отвести на тот или иной урок, и и работает по собственному графику.
Модель индивидуальной ротации.
При индивидуальной ротации — учащиеся перемещаются между станциями, но только по расписанию, составленному учителем. Выходить за рамки нельзя. Такой метод учитывает потребности каждого школьника и его способности
Смешанное онлайн-обучение.Это смешанное образование, при котором традиционный формат сочетается с дистанционным обучением.
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению модели «Перевернутый класс» .
При первом рассмотрении может показаться, что здесь все довольно просто — дать ученикам задание просмотреть видео-лекции дома, а на уроке посвятить время на отработку полученных знаний и вопросы учеников. Но, присмотревшись, становится понятно, что у модели перевернутого класса есть много интересных видов.
1. Стандартный перевернутый класс:
Учащиеся получают домашнее задание — просмотр видео-лекций и учебных материалов, относящихся к теме следующего урока. На уроке происходит отработка материала и разъяснение учителем непонятных моментов.
2. Дискуссионно - перевернутый класс:
Учитель дают видеоролики по теме урока , а время на уроке отдает обсуждению и проектной деятельности учащихся. Но эффективно это может быть лишь на таких предметах, как история или искусство, иди другие гуманитарные предметы.
3. Перевернутый групповой класс:
В этом формате дети учатся друг у друга, что помогает не только сравнивать правильные ответы, но и объяснять друг другу , правильные они или нет, и почему .
4. Виртуальный перевернутый класс:
Для учеников старших классов, учащихся колледжей и студентов эта модель перевернутого класса может практически полностью исключить необходимость традиционного обучения. Преподаватели выдают лекционное видео для просмотра, дают домашнее задание и проверяют их. Это происходит через онлайн-системы управления обучением.
5. Перевернутый учитель:
При таком подходе все обучающие видео, созданные для перевернутого класса, взяты не из интернета и созданы не учителем, а учащимися. Они таким образом пробуют свои знания и навыки. В результате такой игры, в которой ученик берет на себя роль учителя, повышается мотивация ученика и его стремление к самостоятельной работе.
Пример применения технологии перевернутого обучения на уроках математики
Предмет: Алгебра
Класс: 8
Тема: Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета
Цель. Знакомство с формулами Виета, выражающими зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, развитие кругозора и логического мышления, воспитание устойчивого интереса к изучению математики.
Предварительная подготовка:
1. Найти или снять свой видеоурок по новой теме ( готовый, из комплекта, на сайте Videouroki.net, там же есть презентации и тесты). Желательно продолжительностью не более 5-7 минут.
2. Презентация по новой теме. Она нужна детям, которые будут несколько раз возвращаться к одному и тому же. Отдельный слайд просмотреть проще, чем возвращаться к конкретному фрагменту видеофильма.
3. Тест для работы на уроке для проверки усвоения материала на начальном этапе. Карточки заранее распечатаны на каждого ученика.
5. На предыдущем уроке дать учащимся домашнее задание:
1. посмотреть видеоурок (7 минут) и презентацию по данной теме.
Видеоурок и презентацию разместить в блоге класса или прикрепить файлы к домашнему заданию в электронном дневнике;
2. проверить усвоение материала
Ход урока: Нескольких учеников попросить сформулировать:
Определение приведенного квадратного уравнения: (
Ученик. Уравнения вида называется приведенными квадратными уравнениями. )
Формулы корней этого уравнения:
Ч ему равна сумма корней и произведение корней:
Предложить сделать вывод: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Теорема Виета позволяет в простейших случаях решать уравнение, не выполняя преобразования.
Ответить на вопросы учащихся, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.
3. Проверить усвоение материала с помощью карточек
Желательно, чтобы учащиеся отстаивали свою точку зрения.
4. Решать упражнения из учебника № 578(а-в), №580(можно работать парами, можно индивидуально) Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, испытывающим затруднения, отвечает на вопросы, координирует деятельность учащихся.
5. Упражнения на повторение №596 -№597
Плюсы модели «Перевёрнутый» класс
1. Ученики могут просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо каждому индивидуально, поскольку скорость восприятия и запоминания информации у каждого индивидуальна. Они работают в собственном темпе, могут посмотреть видео в удобное время, в любом месте остановить просмотр, прослушать несколько раз непонятные моменты, а потом записать вопросы и на уроке задать их учителю.
2. Появляется большая возможность разобрать новую тему во всех ее тонкостях и нюансах.
3. На занятиях могут быть разобраны сложные и дополнительные вопросы.
4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы обучать учеников класса с разным уровнем и возможностями. В том числе возможно организовать работу с не мобильными детьми.
5. Освобождаются учебные часы на совместную практическую работу и подготовку к олимпиадной деятельности.
6.Ученики, пропустившие занятие, смогут отработать материал дома, не боясь упустить. Это очень важно также, если ученики участвуют в соревнованиях или уезжают куда-либо. Они смогут учиться наравне со всеми.
7. Доступ к урокам получают и родители
При традиционной системе обучения родители не могут просто так посетить урок. А перевернутый класс , - это возможность в любое время посмотреть материалы, по которым дети изучают материал. Родители могут вместе с детьми готовиться к урокам, а также иногда и помогать в трудных вопросах.
«Минусы» модели «Перевёрнутый» класс
1. Преобразование курса из традиционного в перевёрнутый формат - это очень высокие затраты. Учителю надо будет тратить много времени на подготовку большого количества учебных материалов и заданий. Это требует большого инвестирования времени от педагогов; времени, необходимого для создания педагогами видео; времени, чтобы ученики привыкли к новой модели обучения. Здесь очень важна поддержка администрации, которая позволит учителям применять новые и инновационные стратегии в обучении.
2. Нужно время, чтобы изменить отношение учащихся к их собственной роли в обучении, а также перейти к более активному участию в этом процессе. Новый метод потребует от учеников самостоятельности и заинтересованности. Ученики должны быть самостоятельны и ответственны: должны сами организовать свое обучение: изучить все материалы, которые вы даете, посмотреть видео, почитать статьи. Учитель не может и не будет контролировать процесс. Необходимо будет разрабатывать какие либо формы контроля.
3. Ученики будут проводить гораздо больше времени за компьютером
Подавляющее большинство материалов, которые необходимо будет выдать, находятся в интернете. Время, проведенное з в разных гаджетах, будет увеличиваться. Необходимо учитывать этот момент при планировании уроков.
4. Среди учёных и педагогов нет согласия по вопросу об эффективности «Перевёрнутой» педагогики.
5. Со стороны учеников тоже есть некоторые проблемные моменты:
5.1. Отсутствие у некоторых учащихся опыта работы в электронном обучении.
5.2. Неуверенность у учащихся при коммуникации на учебных сайтах.
5.3 Образовательная информационная онлайн среда представляет учащимся чрезвычайно большой объем информации зачастую в структурированном виде, что вызывает у них неуверенность и страх в освоении материала.
5.4. Отсутствие творчества, проявлений креативности.
5.5. Отсутствие любознательности у учеников.
Выводы
«Перевернутое обучение» - это всегда индивидуальный подход. Зачастую проблемы - это время на подготовку материала. Учителям нужно время, чтобы освоить новые инструменты и методы, ученикам и родителям — чтобы привыкнуть к отсутствию традиционного подхода, администрации — время для первых результатов. Это очень трудоемкий процесс, требующий усилий и воли. И бывает, что положительный эффект не стоит тех усилий, что требуется для него приложить. Чтобы понять, подходит ли учителю «перевернутый класс» или нет, — нужно попробовать. Часто удовлетворенность занятиями остается одинаковой. Скорее всего перевернутый класс — это способ скорее разнообразить уроки, чем волшебный ключ к достижению потрясающих и высоких учебных результатов.
Литература
1. Капранова М. Н., Традиционное или «перевёрнутое» обучение? / М. Н. Капранова // Профессиональная компетентность. — 2014.
2. Курвитс М. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения «перевернутый класс» / М. Курвитс // Мастерская Марины Курвитс — 2017.
3. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: «Перемена», 2006.
4. Петегем В. В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009
5. Пустохина О.А. Урок в современной школе, Изд. «Учитель», Волгоград, 2009.
6. Фоменко В. Т. Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1998.