12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимирова Елена Александровна27

Модель «перевернутого урока» .

Плюсы и минусы данного подхода



Владимирова Елена Александровна

учитель математики и физики

МАОУ СОШ Аврора г.Саратова





Система образования не может существовать отдельно от общества, не зависеть от изменяющихся социально-экономических факторов. Раньше в образовании использовались традиционные педагогические подходы, но в настоящее время повсеместное развитие интернет-технологий открыло принципиально новые направления развития в области образования. В обучении применяются инновационные способы, новые технологии.

Новых подходов и педагогических моделей немало. Смешанное обучение ставит целью объединить лучшие качества традиционного очного обучения с гибкостью и интерактивностью онлайн-обучения. Суть модели смешанного обучения — привлечение учеников к реальной деятельности на уроке, вместо скучного записывания теории за учителем. Меняется содержание работы на уроке и домашней работы. Смешанное обучение , - это педагогический подход, объединяющий цифровые технологии и онлайн-возможности с традиционным классным обучением.

Цель данного обучения состоит в использовании сильных сторон традиционного и онлайн-обучения для наиболее динамичного образовательного процесса.

Смешанное обучение , - это не классическая подготовка ученика, натаскивание его на определённый набор знаний и умений, а формирование способности самому искать необходимую информацию и творчески подходить к решению разнообразных задач.

Основные правила смешанного обучения

1. Последовательность.

Это самостоятельное ознакомление с материалом с дальнейшим объяснением учителя непонятных моментов. Только после этого полученные знания применяются на практике.

2. Наглядность

В настоящее время всю базу онлайн-знаний по каждой дисциплине можно условно разделить на части: справочные материалы, таблицы, графики, тренажеры и т.л..

3. Практика.

При смешанном виде обучении происходит сочетание выполнения задания в группе и индивидуально, в онлайн-режиме и очно.

4. Непрерывность

Длительные паузы в образовательном процессе ведут к значительному снижению эффективности, поэтому онлайн-уроки помогают ученикам избежать прерывания учебного процесса.

5. Поддержка учителя.

Смешанное обучение очень сокращает время вопроса- ответа, – у ученика есть возможность всегда задать учителю интересующие вопросы.

Распространенные модели смешанного обучения

-Перевернутый класс.
-Модель - ротация станций.
-Гибкая модель.
-Модель индивидуальной ротации.
-Смешанное онлайн -обучение.

Рассмотрим плюсы и минусы каждой модели.

Модель перевернутый класс.

Дома ученики работают в онлайн-среде, изучают новый или закрепляют пройденный материал. На уроке же происходит актуализация полученных знаний, - это может быть в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других формах интерактивного общения.

Модель - ротация станций

Происходит деление класса на группы:

одна группа занимается с учителем;

другая совместно решает какие-либо задачи или осущесвляет работу над проектом ;

третья проходит тесты или выполняет задания с кратким ответом, используя компьютер, или планшет, или смартфон.

Гибкая модель.

Гибкая модель смешанного обучения - это высокая степень самостоятельности со стороны ученика. Ученики сами планирует процесс образования, составляют расписание и распределяют соотношение онлайн- и занятий в очной форме. При использовании гибкой модели смешанного обучения ученик сам решает, сколько времени отвести на тот или иной урок, и и работает по собственному графику.

Модель индивидуальной ротации.

При индивидуальной ротации — учащиеся перемещаются между станциями, но только по расписанию, составленному учителем. Выходить за рамки нельзя. Такой метод учитывает потребности каждого школьника и его способности

Смешанное онлайн-обучение.

Это смешанное образование, при котором традиционный формат сочетается с  дистанционным обучением.


Теперь перейдем к более детальному рассмотрению модели «Перевернутый класс» .

При первом рассмотрении может показаться, что здесь все довольно просто — дать ученикам задание просмотреть видео-лекции дома, а на уроке посвятить время на отработку полученных знаний и вопросы учеников. Но, присмотревшись, становится понятно, что у модели перевернутого класса есть много интересных видов.

1. Стандартный перевернутый класс:

Учащиеся получают домашнее задание — просмотр видео-лекций и учебных материалов, относящихся к теме следующего урока. На уроке происходит отработка материала и разъяснение учителем непонятных моментов.

2. Дискуссионно - перевернутый класс:

Учитель дают видеоролики по теме урока , а время на уроке отдает обсуждению и проектной деятельности учащихся. Но эффективно это может быть лишь на таких предметах, как история или искусство, иди другие гуманитарные предметы.

3. Перевернутый групповой класс:

В этом формате дети учатся друг у друга, что помогает не только сравнивать правильные ответы, но и объяснять друг другу , правильные они или нет, и почему .

4. Виртуальный перевернутый класс:

Для учеников старших классов, учащихся колледжей и студентов эта модель перевернутого класса может практически полностью исключить необходимость традиционного обучения. Преподаватели выдают лекционное видео для просмотра, дают домашнее задание и проверяют их. Это происходит через онлайн-системы управления обучением.

5. Перевернутый учитель:

При таком подходе все обучающие видео, созданные для перевернутого класса, взяты не из интернета и созданы не учителем, а учащимися. Они таким образом пробуют свои знания и навыки. В результате такой игры, в которой ученик берет на себя роль учителя, повышается мотивация ученика и его стремление к самостоятельной работе.

Пример применения технологии перевернутого обучения на уроках математики

Предмет: Алгебра

Класс: 8

Тема: Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета

Цель. Знакомство с формулами Виета, выражающими зависимость между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами, развитие кругозора и логического мышления, воспитание устойчивого интереса к изучению математики.

Предварительная подготовка:

1. Найти или снять свой видеоурок по новой теме ( готовый, из комплекта, на сайте Videouroki.net , там же есть презентации и тесты). Желательно продолжительностью не более 5-7 минут.

2. Презентация по новой теме. Она нужна детям, которые будут несколько раз возвращаться к одному и тому же. Отдельный слайд просмотреть проще, чем возвращаться к конкретному фрагменту видеофильма.

3. Тест для работы на уроке для проверки усвоения материала на начальном этапе. Карточки заранее распечатаны на каждого ученика.

5. На предыдущем уроке дать учащимся домашнее задание:

1. посмотреть видеоурок (7 минут) и презентацию по данной теме.

Видеоурок и презентацию разместить в блоге класса или прикрепить файлы к домашнему заданию в электронном дневнике;

2. проверить усвоение материала

Ход урока: Нескольких учеников попросить сформулировать:

Определение приведенного квадратного уравнения: (

Ученик. Уравнения видаt1710773215aa.pngt1710773215ab.png называется приведенными квадратными уравнениями. )

Формулы корней этого уравнения:

t1710773215ac.png



Чt1710773215ad.png ему равна сумма корней и произведение корней:

Предложить сделать вывод: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену. Теорема Виета позволяет в простейших случаях решать уравнение, не выполняя преобразования.

Ответить на вопросы учащихся, возникшие в ходе выполнения домашнего задания.

3. Проверить усвоение материала с помощью карточек

Желательно, чтобы учащиеся отстаивали свою точку зрения.

4. Решать упражнения из учебника № 578(а-в), №580(можно работать парами, можно индивидуально) Учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, испытывающим затруднения, отвечает на вопросы, координирует деятельность учащихся.

5. Упражнения на повторение №596 -№597

Плюсы модели «Перевёрнутый» класс

1. Ученики могут просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо каждому индивидуально, поскольку скорость восприятия и запоминания информации у каждого индивидуальна. Они работают в собственном темпе, могут посмотреть видео в удобное время, в любом месте остановить просмотр, прослушать несколько раз непонятные моменты, а потом записать вопросы и на уроке задать их учителю.

2. Появляется большая возможность разобрать новую тему во всех ее тонкостях и нюансах.

3. На занятиях могут быть разобраны сложные и дополнительные вопросы.

4. Учитель может организовать учебную деятельность так, чтобы обучать учеников класса с разным уровнем и возможностями. В том числе возможно организовать работу с не мобильными детьми.

5. Освобождаются учебные часы на совместную практическую работу и подготовку к олимпиадной деятельности.

6.Ученики, пропустившие занятие, смогут отработать материал дома, не боясь упустить. Это очень важно также, если ученики участвуют в соревнованиях или уезжают куда-либо. Они смогут учиться наравне со всеми.

7. Доступ к урокам получают и родители

При традиционной системе обучения родители не могут просто так посетить урок. А перевернутый класс , - это возможность в любое время посмотреть материалы, по которым дети изучают материал. Родители могут вместе с детьми готовиться к урокам, а также иногда и помогать в трудных вопросах.

«Минусы» модели «Перевёрнутый» класс

1. Преобразование курса из традиционного в перевёрнутый формат - это очень высокие затраты. Учителю надо будет тратить много времени на подготовку большого количества учебных материалов и заданий. Это требует большого инвестирования времени от педагогов; времени, необходимого для создания педагогами видео; времени, чтобы ученики привыкли к новой модели обучения. Здесь очень важна поддержка администрации, которая позволит учителям применять новые и инновационные стратегии в обучении.

2. Нужно время, чтобы изменить отношение учащихся к их собственной роли в обучении, а также перейти к более активному участию в этом процессе. Новый метод потребует от учеников самостоятельности и заинтересованности. Ученики должны быть самостоятельны и ответственны: должны сами организовать свое обучение: изучить все материалы, которые вы даете, посмотреть видео, почитать статьи. Учитель не может и не будет контролировать процесс. Необходимо будет разрабатывать какие либо формы контроля.

3. Ученики будут проводить гораздо больше времени за компьютером

Подавляющее большинство материалов, которые необходимо будет выдать, находятся в интернете. Время, проведенное з в разных гаджетах, будет увеличиваться. Необходимо учитывать этот момент при планировании уроков.

4. Среди учёных и педагогов нет согласия по вопросу об эффективности «Перевёрнутой» педагогики.

5. Со стороны учеников тоже есть некоторые проблемные моменты:

5.1. Отсутствие у некоторых учащихся опыта работы в электронном обучении.

5.2. Неуверенность у учащихся при коммуникации на учебных сайтах.

5.3 Образовательная информационная онлайн среда представляет учащимся чрезвычайно большой объем информации зачастую в структурированном виде, что вызывает у них неуверенность и страх в освоении материала.

5.4. Отсутствие творчества, проявлений креативности.

5.5. Отсутствие любознательности у учеников.



Выводы

«Перевернутое обучение» - это всегда индивидуальный подход. Зачастую проблемы - это время на подготовку материала. Учителям нужно время, чтобы освоить новые инструменты и методы, ученикам и родителям — чтобы привыкнуть к отсутствию традиционного подхода, администрации — время для первых результатов. Это очень трудоемкий процесс, требующий усилий и воли. И бывает, что положительный эффект не стоит тех усилий, что требуется для него приложить. Чтобы понять, подходит ли учителю «перевернутый класс» или нет,  — нужно попробовать. Часто удовлетворенность занятиями остается одинаковой. Скорее всего перевернутый класс — это способ скорее разнообразить уроки, чем волшебный ключ к достижению потрясающих и высоких учебных результатов.























Литература

1. Капранова М. Н., Традиционное или «перевёрнутое» обучение? / М. Н. Капранова // Профессиональная компетентность. — 2014.

2. Курвитс М. Переворачиваем обучение. Часть первая: предпосылки модели обучения «перевернутый класс» / М. Курвитс // Мастерская Марины Курвитс — 2017.

3. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: «Перемена», 2006.

4. Петегем В. В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009

5. Пустохина О.А. Урок в современной школе, Изд. «Учитель», Волгоград, 2009.

6. Фоменко В. Т. Системный обзор современных образовательных технологий. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1998.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.