Урок окружающего мира «Мой край — моя Россия!» (1–4 класс)

2
0
Материал опубликован 6 November 2018

Пояснительная записка к презентации

Презентация "Мой край - моя Россия!
PPTX / 3.09 Мб

Ф.И.О. учителя: Шарифгалиева Роза Рафкатовна

Класс: 1-4

Предмет: классный час.

Тема занятия: «Мой край – моя Россия» (к 75-летию Оренбургской области)

Цели урока:

Познакомить с основными достопримечательностями Оренбургской области.

Прививать любовь к родному краю.

Способствовать развитию активной гражданской позиции.

Формировать УУД:

Личностные УУД: Ценить и принимать базовую ценность «Родина». Формировать положительное отношение к учению. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям народного промысла – пуховязание.

Регулятивные УУД: Организовывать своё рабочее месть под руководством учителя.

Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы).
 

Оборудование:

- удочка (палочка, нитка, магнит)

- рыбки бумажные с текстами загадок и вопросов (стиплером прикрепить по 2-3 скрепки на каждую рыбку)

- презентация

- таблички с основными историческими датами (1735, 1743, 1934)

- пачка соли

- 2 платка «паутинка»

- карта Оренбургской области

- книга Аксакова «Аленький цветочек»

- аудиозапись стихотворения А.С.Пушкина «У Лукоморья кот ученый…»

- карточки с пословицами.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин

Содержание

учебного

материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

Организационный

1

Классный час проводиться в красочно оформленном кабинете, украшенном шарами, цветами, плакатами.

 

Фронтальная

Учитель приветствует учеников и гостей урока, поздравляет с началом нового учебного года. Создаёт соответствующий эмоциональный настрой.

Приветствуют учителя.

Регулятивные УУД:

Организовывать своё рабочее место.

Актуализация

знаний учащихся

3

- Отгадайте, ребята, какое слово рассыпалось?

-Что вы понимаете под словом РОДИНА?

Звучит запись песни «С чего начинается Родина».

-Как называется страна, в которой мы живём?

- Как называется главный город России?

Словесные (беседа)

Фронтальная, индивидуальная

Организует обсуждение по предложенным вопросам, выслушивает ответы детей

Из букв составляется слово РОДИНА.

Отвечают на поставленные вопросы.

3-ое учеников завершают обсуждение чтением стихов о Родине.

(см.приложение 1)

Прослушивают аудиозапись песни.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина»

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы.

Формулировка

цели и задач урока.

 

3

Наша страна самая большая в мире. Чтобы было удобно управлять страной, её разделили на небольшие части – области. Мы живём с вами в одной из таких областей.

- Кто знает, как называется наша область?

- Как думаете, почему она получила такое название?

Наш урок будет посвящён этому. (слайд 1)

- Что мы должны будем узнать сегодня на уроке? (слайд 2)

Словесные (беседа)

Фронтальная

Организует обсуждение по предложенным вопросам, выслушивает ответы детей. Помогает сформулировать цели урока.

Организует просмотр презентации

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют цели урока:

1)Узнать, почему наша область получила такое название.

2)Познакомиться с некоторыми моментами в истории нашей области.

3)Познакомиться с основными достопримечательностями Оренбургской области

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина»

Регулятивные УУД:

Определять цель урока.

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке.

Изучение нового материала

25

В этом году наша область будет отмечать своё 75-летие со дня образования.

Послушаем с вами рассказ об истории образования Оренбургской области.

(см.приложение 2)

Слайд 3-5 История образования г.Оренбург

Послушаем стихотворение Н.Кондусова «Родной край» (см.приложение 2)

Словесно-наглядные.

Фронтальная,

индивидуальная

Организует просмотр презентации и прослушивание сообщений учащихся.

Просматривают презентацию, выслушивают сообщения своих одноклассников об истории образования областного центра.

5-ро учеников выступают с подготовленными сообщениями и стихами.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина»

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке.

Изучение нового материала

 

-Наша область знаменита своими достопримечательностями, известными людьми, подземными богатствами, красивейшими уголками природы. О некоторых из них мы поговорим сейчас.

- Кто отдыхал летом в лагере «Солнечной горке»?

- Как называется река, на которой стоит этот лагерь?

Слайд 6. История реки Урал.

- Представьте, что у нас здесь тоже протекает река, а в ней водиться вот такая рыба, которую мы будем ловить при помощи удочки. Рыба у нас не простая, на её спинке записан вопрос или загадка. Ответив на них, мы узнаем, чем прославилась наша область.

1. В воде родиться, воды боится (соль).

(слайд 7) Возле Соль-Илецка есть замечательное озеро Развал, вода которого настолько солёная, что в ней невозможно утонуть. Из этой воды добывают соль. Илецкую соль доставляли даже к царскому столу. Сейчас это еще и место, где можно укрепить свое здоровье. отдохнуть.

Игровые , словесно-наглядные

Фронтальная, индивидуальная

Проводит инструктаж по проведению игры «Рыболов».

Знакомит детей с достопримечательностями Оренбургской области, демонстрирует слайды презентации.

Учащиеся по желанию выходят к доске, где сымитировано «озеро с рыбками» и вылавливают по одной рыбке, читают загадку, записанную на «рыбке», отгадывают, выслушивают необходимую информацию, просматривают презентацию.

 

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина». Формировать положительное отношение к учению.

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке.

   

2. Какое животное прославило нашу Оренбургскую область? (коза)

(слайд 8) Из шерсти этих животных делают замечательные легкие платки, которые называются Паутинка. 2 с лишним столетия – такой почтенный возраст у пухового промысла. Коз пытались вывозить в другие места, например в Англию, но там их шерсть теряла свои качества и платки не получались такими тёплыми и лёгкими. Эти воздушные шали можно протянуть через обручальное кольцо.

3. Кто является первым космонавтом земли? (Ю.А.Гагарин)

(слайд 9) Ю.А. Гагарин закончил лётное училище в городе Оренбурге. Именно на нашей оренбургской земле он стал профессиональным лётчиком. И даже свою жену он тоже встретил в Оренбурге.

Игровые , словесно-наглядные

Фронтальная, индивидуальная

Знакомит детей с достопримечательностями Оренбургской области, демонстрирует слайды презентации.

2 девочки с пуховыми платками в руках исполняют танцевальные движения под музыку песни «Оренбургский платок», демонстрируя искусство мастериц-вязальщиц.

Выслушивают необходимую информацию, просматривают презентацию.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина». Формировать положительное отношение к учению. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям народного промысла – пуховязание.

Познавательные УУД: Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге на уроке.

   

4. Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт на право – песнь заводит Налево сказки говорит.

(слайд 10) Осенью 1833 в Оренбургский край приезжал Пушкин, чтобы изучить места, где бушевала крестьянская война. Эти события он потом описывал в своих произведениях.

5.Узнай это произведение (зачитывается отрывок из сказки Аксакова «Аленький цветочек»)

-Как называется это произведение?

-Кто написал эту сказку?

(слайд 11) Её автор Аксаков Сергей Тимофеевич тоже жил в Оренбургской области. На северо-востоке нашей области есть село, которое названо в честь этого писателя – с.Аксаково. Там находиться усадьба, где он провёл своё детство и жил потом в разные периоды своей жизни. Сейчас там дом-музей писателя.

Игровые , словесно-наглядные

Фронтальная, индивидуальная

Предоставляет вниманию учеников аудиозапись стихотворения А,С.Пушкина «У Лукоморья…»

Знакомит детей с достопримечательностями Оренбургской области, демонстрирует слайды презентации.

Выслушивают необходимую информацию, аудиозапись стихотворения, просматривают презентацию.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина». Формировать положительное отношение к учению.

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке.

   

6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий пышный и душистый

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

(слайд 12) Много зерна выращивают на полях нашей области. Причем зерно твердых сортов, из которого пекут хлеб высшего качества

- Поведём конкурс на лучших знатоков пословиц о хлебе.

(см.приложение 3)

7. Хвойное дерево с длинной хвоей растущей по парно. (сосна)

(слайд 13) В нашем степном крае есть замечательный уголок природы, называемый «Жемчужиной» области - это Бузулукский сосновый бор. Воздух в лесу очень полезен для здоровья, он содержит вещества, убивающие микробы. В бору есть здравница и туристические базы, где можно отдохнуть и поправить своё здоровье.

Игровые , словесно-наглядные, практические

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Знакомит детей с достопримечательностями Оренбургской области, демонстрирует слайды презентации

Организует работу детей в микрогруппах по 3-4 человека (соседние 2 парты). Дети получают листы с заданиями, где разбиты пословицы на 2 части. Надо соединить части пословиц.

Контролирует выполнение работы.

Выслушивают необходимую информацию, просматривают презентацию.

Читают задание, соединяют части пословиц, зачитывают получившиеся высказывания.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина». Формировать положительное отношение к учению.

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке, сотрудничать в работе микрогруппы.

   

8. Горючее бесцветное вещество, при помощи которого мы готовим пищу, отапливаем свои квартиры. (природный газ)

(слайд 14) На территории нашей области находится богатейшее месторождение газа. Газ применяется не только для приготовления пищи и отопления квартир, но из него производят растворители, красители, удобрения, лекарства, пластмассы, кожзаменители и многое другое. Оренбургский газ по трубам переправляется во многие районы России и даже за границу.

-Наш край богат известными людьми, которых знает вся страна, полезными ископаемыми и своими достижениями. О них мы узнаем на других уроках.

Игровые , словесно-наглядные

Фронтальная, индивидуальная

Знакомит детей с достопримечательностями Оренбургской области, демонстрирует слайды презентации

Выслушивают необходимую информацию, просматривают презентацию.

Личностные УУД:

Ценить и принимать базовую ценность- «Родина». Формировать положительное отношение к учению.

Познавательные УУД:

Отвечать на поставленные вопросы. Осуществлять поиск необходимой информации по теме урока под руководством учителя.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке.

Закрепление

нового материала.

5

-А сейчас проведём викторину, проверим, как вы поняли и запомнили материал.

(см.приложение 4)

 


 

Практические

Групповая

Зачитывает вопросы викторины по очереди каждой группе. за правильный ответ дается фишка.

В конце подсчитывается количество заработанных фишек в каждой команде.

Выслушивают вопросы, совещаются в выборе ответа, дают ответ.

Коммуникативные УУД

Участвовать в диалоге на уроке, сотрудничать в работе группы.

Подведение итогов

3

Слайд с целями, составленными в начале урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что для вас было интересным, запомнилось больше всего?

- Кого вы бы похвалили, за что?

- Как оцените свою работу? (можно использовать специальные цветовые сигналы)

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Рефлексия, контроль

Фронтальная

Организует оценочные высказывания учащихся, Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания своих одноклассников.

Проговаривают с опорой на цели, поставленные в начале урока, что нового узнали, высказывают свои

впечатления от урока, делают предположения.

Осуществляют само- и взаимооценку.

Коммуникативные УУД: Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.

Регулятивные УУД: Оценивать собственную успешность в выполнении заданий.

Приложение 1

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём,

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём.

Приложение 2

1 ученик: (слайд 3)

Более 200 лет назад молодая Россия стремилась установить связи с соседними государствами. По повелению царицы Екатерины ii было решено на южных границах страны построить город-крепость, в котором было бы удобно наблюдать за южными границами и вести торговлю с соседями. 15 августа 1735 года в устье реки Орь была заложена крепость и город. Нарекли его Оренбургом, что значит «город на Ори».

2 ученик: (слайд 4)

Шесть лет пробыл он там, затем его перенесли в другое место. Но и оно показалось не совсем удобным. И лишь 19 апреля 1743 года Оренбург был заложен там, где стоит и поныне. А на месте первоначального строительства сейчас находиться город Орск. Уже на следующий год Оренбург стал главным городом губернии, которая простиралась от Камы на севере до Каспийского и Аральского морей на юге, от Волги на западе до реки Тобол на востоке.

3 ученик: (слайд 5)

В 1862 году Оренбургскую крепость упразднили за ненадобностью. Были срыты валы, засыпан ров, на месте крепостных сооружений пролегли улицы. Значительно была урезана в размерах губерния. Не раз менялись её границы. 7 декабря 1934 года была образована Оренбургская область в тех границах, которые мы знаем теперь. Оренбургская область одна из крупных в России. На территории области разместились бы Бельгия, Дания, Нидерланды и Люксембург вместе взятые. Она почти равна по величине Чехословакии, больше Венгрии или Болгарии.

4 ученик: стихотворение Н.Кондусова «Родной край».

Край мой пробудившийся, край ты мой обильный!

Ты мне мил и дорог, как отцовский дом:

Здесь ты распахнулся скатертью ковыльной,

Там меня ты манишь бархатным ковром.

Чист простор степей и нет ему границы,

Я ходил немало, но не обошёл.

Видел океан желтеющей пшеницы,

Видел много чудных городов и сёл.

5 ученик: (слайд 6)

Когда-то давно эта река имела другое название – Яик. В 1773 году на берегах реки началось крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачёва. Они хотели убрать царицу и назначить царем своего предводителя. Но восстание было остановлено, мятежники казнены. Сам же Пугачёв был доставлен в столицу и казнён на главной площади. Царица Екатерина ii распорядилась наказать и...реку, на берегах которой особенно жарко полыхало пламя крестьянской войны. Яик был переименован в Урал. Объяснялось это так: «для совершенного забвения неустройства на реке Яик и известного замешательства».

Приложение 3

Пословицы о хлебе.

1. Хлеб да вода – ……….богатырская еда.

2. Кто трудиться рад, ………..тот будет хлебом богат.

3. Худ обед ……….коли хлеба нет.

4. Земля – матушка, …………а хлеб – батюшка.

5. Много снегу – ……….много хлеба.

6. Кто поздно встает, ………..у того хлеба не достает.

7. Лучше хлеб с водой, ………..чем пирог с бедой.

Приложение 4

Викторина

1.В каком году было решено построить город-крепость на южных границах России? (1735).

2.Какой год считают годом рождения Оренбурга? (1743)

3.Какой год считается годом образования Оренбургской области? (1934)

4.Как в старину называли область? (губерния)

5.Почему Оренбург получил такое название? (город на Ори)

6.Сколько раз закладывался Оренбург? (3)

7.Какая крупная река России протекает по области? (Урал)

8.Какое название имела река Урал в старину? (Яик)

9.Как называется озеро, где добывается соль? (Развал)

10.Какое животное прославило нашу область? (Коза)

11.Чем коза прославила Оренбургский край? (шерсть, пуховая шаль)

12.Сколько лет вяжут оренбургские мастерицы знаменитые шали? (250 лет)

13.Как связаны с Оренбургской областью такие знаменитые люди?

а) Пушкин А.С. (изучал историю Пугачевского восстания).

б) Аксаков С.Т. (проживал в селе Аксаково)

в) Гагарин Ю.А. (учился в Оренбургском летном училище)

14.Какую дату будут отмечать в Оренбургской области в декабре? (75-летие)

Список литературы:

Алябьева М.К и др. Край степной – Оренбуржье. Фотоальбом

Воронов А. и др. Наш край – Оренбуржье. Учебное пособие для начальной школы.

Русскин Г.А. и др. География Оренбургской области: Учебное пособие для учащихся 7-8 классов.

http://kraeved.opck.org/kraevedenie/narodnoe_tvorchestvo/orenburg_platok.php

http://www.orenobl.ru/images/reki/or_big.gif

http://www.liveinternet.ru/tags/%E5%EA%E0%F2%E5%F0%E8%ED%E0+ii/page4.html

http://estafeta.kazan2013.ru/orenburg/

http://www.orenobl.ru/map.php

http://vector-images.com/image.php?epsid=11981&lang=rus

http://www.outdoors.ru/foto/view.php?id=11805

http://en.wikipedia.org/wiki/File:Pugachev.jpg

http://www.sol-ozera.narod.ru/

http://renthous.ru/information/

http://fermer.ru/forum/porody-koz/109838

http://habrahabr.ru/tag/гагарин/

http://www.ufmsoren.ru/PhotosOrenburg.htm

http://untrivial.livejournal.com/8671.html

http://www.portrets.ru/100.8.html

http://www.aksakov.net.ru/lib/sa/author/100005 http://www.ebftour.ru/povolzh_e_.htm

http://satoil.kz/kazrosgaz-v-2011-godu-sohranit-uroven-proizvodstva-suhogo-gaza-na-orenburgskom-gpz/

Шарифгалиева Роза Рафкатовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г.Гая Оренбургской области

Предварительный просмотр презентации

«Мой край – моя Россия!» (К 75-летию Оренбургской области) Классный час разработала и провела учитель начальных классов МБОУ «Гимназия» г.Гая Шарифгалиева Р.Р.

Цель: Узнать, почему наша область получила такое название. Познакомиться с некоторыми моментами в истории нашей области. Познакомиться с основными достопримеча-тельностями Оренбургской области.

История образования области 15 августа 1735 года Река Орь

19 апреля 1743 года

7 декабря 1934 года

Река Урал р. Яик

1 2 3 4 5 6 7 8

Озеро Развал г.Соль-Илецк Назад

Оренбургский пуховый платок Назад

Юрий Алексеевич Гагарин окончил Оренбургское военно-авиационное училище в 1957 году Назад

Осенью 1833 в Оренбургский край приезжал Пушкин, чтобы изучить места, где бушевала крестьянская война. Эти события он потом описывал в своих произведениях. Назад

Сергей Тимофеевич Аксаков Назад

Мягкий пышный и душистый Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (хлеб)

Пословицы о хлебе 1. Хлеб да вода – богатырская еда. 2. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. 3. Худ обед коли хлеба нет. 4. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. 5. Много снегу – много хлеба. 6. Кто поздно встает, у того хлеба не достает. 7. Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Назад

Бузулукский сосновый бор Назад

Оренбургский газ

Викторина В каком году было решено построить город-крепость на южных границах России? 1735 г.

Викторина 2. Какой год считают годом рождения Оренбурга? 1743 г.

Викторина 3. Какой год считается годом образования Оренбургской области? 1934 г.

Викторина 4. Как в старину называли область? губерния

Викторина 5.Почему Оренбург получил такое название? город на Ори

Викторина 6. Сколько раз закладывался Оренбург? 3 раза

Викторина 7. Какая крупная река России протекает по области? Урал

Викторина 8. Какое название имела река Урал в старину? Яик

Викторина 9. Как называется озеро где добывается соль? Развал

Викторина 10. Какое животное прославило нашу область? коза

Викторина 11. Чем коза прославила Оренбургский край? шерсть пуховые платки

Викторина 12. Сколько лет продолжается промысел вязания оренбургских пуховых платков? 250 лет

Викторина 13. Как связано с Оренбургской областью имя А.С.Пушкина? изучал историю Пугачевского восстания

Викторина 14. Как связано с Оренбургской областью имя С.Т.Аксакова? проживал в селе Аксаково

Викторина 15. Как связано с Оренбургской областью имя Ю.А.Гагарина? учился в Оренбургском летном училище

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.