Предмет: Окружающий мир. Урок освоения новых знаний.
Тема: Россия - наша Родина.
Продолжительность: 1 урок 45 мин.
Класс: 2 класс
Технологии: мультимедиа технологии: презентация-тест с анимацией, раздаточный материал.
Аннотация: Проведённый мною урок осуществляет в первую очередь задачу системности использованию ИКТ в образовательном процессе в младших классах. На уроке применила мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации детского проекта «Россия – наша Родина», дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере.
Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности. Комбинированный, интегрированный, с элементами исследовательской работы учащихся, урок комплексного развития речи с использованием ИКТ. Интегрированные уроки позволяют сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным. В ходе таких уроков дети учатся ставить цель и планировать свою работу.
Практическая реализация: Проведен во 2 классе 30 апреля 2013 года
Конспект урока.
Цель: формирование oснов гражданской личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, осознание своей этнической принадлежности.
Задачи:
- познакомить с государственной символикой России: флагом, гербом, гимном;
- развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение работать самостоятельно;
- воспитывать любовь к родному краю, родине, чувство патриотизма;
- формировать универсальные учебные действия.
Личностные
Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю; осознание своей этнической принадлежности
Метапредметные
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Предметные
Называть: название страны, народы ее населяющие. Показывать территорию России и ее границы на карте. Участвовать в практической работе со схемой: находить местоположение Москвы. Обсуждать особенности государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета), герба России. Узнавать российский флаг среди флагов других стран, работать с текстом и иллюстрациями учебника.
I. Организация начала занятия.
I I..Проверка выполнения домашнего задания
Загадки о странах
I I I . Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
- О чем же нам поговорить сегодня на уроке? Какая страна нас может волновать больше всего? Попробуем узнать правильная ли наша догадка? Звучит песня «У моей России»
- Что такое Россия?. - Так называется страна, в которой мы живем
-Как вы думаете, какое отношение имеют мои вопросы к теме нашего урока?
-Как можно назвать тему нашего урока?
- Попробуйте сформулировать. «Россия-наша Родина».
- Ребята, а что для вас значит Родина? ( Страна, в которой родился и живет человек. Место, где живут близкие нам люди. Место, по которому люди скучают, находясь далеко и т. д..).
- Как еще можно назвать страну, где ты родился? (Малая родина)
- Почему мы так ее называем?
- Где можно найти информацию о своей Родине? ( Прочитать в словаре, посмотреть в интернете, прочитать в книгах, спросить у родителей.
Детям раздается текст К.Д.Ушинского «Наше Отечество».
(текст раздается в печатном виде)
К. Ушинский
Наше Отечество
Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина
- Сделайте вывод, что же такое Родина?. («У нас одна Родина-мать, значит, между нами много общего, несмотря на множество различий. Мы едины – мы россияне».
-Наверное, надо очень любить свою Родину, чтобы ею гордиться. А для этого надо очень хорошо знать прошлое своей страны. Ведь без прошлого –нет будущего.
Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что же это за страна, которую гордо, вот уже 2 тысячи лет называют РОССИЯ.
- Давайте посмотрим , что вы знаете о России?
-Как называется страна, в которой мы живем? (Российская федерация- объединение равноправных народов на ее территории)
-Кто является главой нашего государства? (Путин)
-Покажите на карте Россию.(с.113)
-Что вы можете сказать о территории страны?
-Какие города вам известны?
-Назовите столицу России, покажите ее на карте. Отметьте на контурной карте столицу
IV. Совместное открытие знаний
-Вы очень много знаете о России. Скажите, а все ли вы знаете о нашей Родине. А что бы хотели узнать? на сегодняшнем уроке
-Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что же это за страна, которую гордо, вот уже 2 тысячи лет называют РОССИЯ.
Для этого мы должны составить план.
– Что нам понадобится для описания страны?
– Перед вами план, который мы придумали на прошлых уроках, для изучения других стран.
План
• Географические объекты.
• Климат и природные зоны
• Животный и растительный мир.
• Население России
•Подземные богатства
Памятники, знаменитые люди
– Для того, чтобы вы хорошо запомнили такой обширный материал, я предлагаю вам разделиться на 5 групп. Задание: На карточках записаны предложения, в которых отсутствуют слова. Вы их должны дополнить
Задание 1 группе;
- Посмотрите на карту, как велика наша страна! Это самая большая страна от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря, от Балтийского моря, до Тихого океана. Россия – самая большая страна в мире. Численность ее населения примерно 148 млн. человек. Об этом вы прочитаете на с.104 учебника
1-я группа. Россия расположена на большом материке______________ Её омывает ___________ и__________ океаны. В России ______________________________________________________________
Задание 2 группе
-Вы найдете материал и познакомите нас. С 105 учебника
2-я группа Расположена в таких природных зонах _______________________________________________________ В средней полосе России _____________ климат.
Задание 3 группе
-О животных России нам подскажет карта на с. 106.
На территории России число известных видов животных составляет около 125 тыс
3-я группа Здесь водится огромное количество животных : _______________________________________________________ -Леса занимают свыше 40% территории страны. На севере хвойные леса: пихта, ель,лиственнца.Широколиственные6ьереза, дуб, осина, клен.В степях ковыль , осока,
Растения________________________________________________
Задание 4 группе
Чтобы ответить на 4 пункт нашего плана, откройте учебники на с.84
4-я группа В России живут ________________________________Общий язык в России_____________________________. Большая часть населения живет в ___________________________________
- Страна наша очень большая, поэтому кроме русских живут в ней много других народов: это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие … всего 128 народов. Нас очень много 145 миллионов.
О полезных ископаемых нам расскажут рисунки на с. 84. Назовите полезные ископаемые, как их используют.
Задание 5 группе
5 группа Много полезных ископаемых в России :______________________________________________________________
Наша страна славится и славилась мастерами. На Руси издавна существовали центры народных промыслов – места, где сложился и развивался определенный вид декоративно-прикладного искусства, где народные мастера создают изумительные по красоте предметы.
Кто создал всю эту красоту? Да поэтому люди гордятся своими героями
V. Применение нового знания
1. Игра «Знаете ли вы?»-Давайте поиграем в интеллектуальную игру. Игра «Знаете ли вы ?» Эта игра о знаменитых людях России. Кого бы вы назвали выдающимися людьми России.
-Считается, что самые талантливые люди родились именно в России. Изобретатели радио, паровоза, первый космонавт, лучшие военачальники.
_ А на нашей малой Родине, есть ли такие герои? Кого вы считаете знаменитыми людьми?
- Думаю, что вы поймете меня, если я вас скажу, что не только артисты эстрады и кино могут быть звездами, а военачальники и солдаты - героями, но ваших родителей., бабушек, дедушек можно назвать героями. Почему?
2. Письмо ровесникам
-Если бы вам предложили написать письмо о своей стране ровесникам из другой страны. О чем вы бы написали. У вас есть возможность попробовать написать это письмо. Но как говорится одна голова хорошо, а две лучше. Попробуйте с соседом по парте составить рассказ по плану о своем поселке.
– Дорогие друзья, расскажите нам о своём поселке
1) Расскажите, где находится наш поселок, как он называется, почему.
2) Какие интересные географические объекты находятся на его территории?
3) Опишите его климат.
4) Расскажите о животном и растительном мире ваших мест.
5) Чем знаменит ваш город? Какие народы населяют ваш город?
6) Какие известные люди жили или живут в вашем городе?.
– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? (Да.)
– Можем мы теперь написать письма нашим друзьям? (Нет, мы мало, оказывается, знаем о своём городе: о народах, населяющих его, о том, что производит наш город. Об этом можно узнать дома из книг и от взрослых.)
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
– Как работал ты?
VI. Рефлексия
– Просит продолжить предложения.
(Оказывается…
Самым неожиданным для меня было…
Мне больше всего…
Россиянами называют…)
VII. Домашнее задание.
- Ребята, составьте рассказ на тему « Если бы в нашу страну приехал иностранец, что бы я ему рассказал». Обсудите это дома с родителями.
Прослушивание песни Г. Струве «У моей России».