Внеклассное мероприятие «Моя Родина — мой край родной» (1–4 классы)
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1»
Внеклассное мероприятие «Моя Родина – мой край родной»
Составитель: Гордеева Н.Л.
воспитатель ГПД
2018 - 2019 уч. год
Цели: создать условия для:
Воспитания любви к Родине;
Расширения круга знаний и представлений о России, об Алтайском крае;
Развития коммуникативной компетенции;
Формирования речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников;
Воспитания любви к родному краю.
Воспитания чувства гордости за свою страну, за малую Родину;
Развития чувства патриотизма, гордости за свою Родину; Развития творческих способностей учащихся.
Задачи:
Дать общее понятие словам «род», « Родина»;
Рассмотреть исторический аспект данных понятий, с учетом возрастных особенностей;
Расширить и обогатить коммуникативный и жизненный опыт учащихся;
Развивать память, речь учащихся, расширять кругозор.
Прививать чувство любви к своей Родине.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, выставка книг о Родине, детские рисунки по теме, пословицы на плакате, физическая карта Алтайского края, музыкальное сопровождение (песня “С чего начинается Родина?” (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера), песня «Алтай» – Евдокимов М.С.), кораблик, русская березка с листочками - плакат для рефлексии.
Литература:
1. Лебедев А.А. В горах Алтая.– М.: Издатель И.В.Балабанов, 2006.–256с.
2. Энциклопедия Алтайского края: в двух томах. – Барнаул: Пикет, 2007.– т.II 488с.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой.
Посмотрите на доску.- Какие слова вы там видите? («род», « Родина»)
-Что общего в этих словах?
Вот сегодня мы с вами выясним, как связаны эти слова, что в них общего и чем они отличаются. Будем говорить о любви к Родине, к своим близким людям, а в конце мероприятия вы мне скажите, что связывает эти слова.
3. Работа по теме.
1-й этап.
К нам пришла сказительница ( героиня , наряженная в старинный русский костюм), послушаем , что она нам расскажет. « Давным – давно жили люди. Не было у них ни больших городов, ни машин, ни техники, но жили они на том месте, где мы с вами живем. Жили - были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы- красавицы русские. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а ещё Родину свою защищать от нашествий чужеземцев. А чтобы никто не смог их одолеть жили они дружно все рядом да ладом, по принципу «один за всех и все за одного»- вот и называли в старину людей, которые жили рядом и были близкими по крови, имели общих предков - родом». Слово « род», ребята, имеет несколько понятий, одно из них самое вам понятное - это общность людей, происходящих от общих предков. Место, где жил данный род, где родились представители данного рода, называлось родным или Родиной.
Слайд 1 . Звучит песня сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”
Ребята, а с чего, по-вашему начинается Родина?
А как называется наша Родина?
Слайд 2. Страна, в которой мы живём – Россия.
Наша родина Россия, большая великая страна. Долины и горы, леса и степи, реки и моря, города и деревни, теплые края и холодные - это наша страна, наша Родина. Вот как сказал про Россию К. Д. Ушинский:
Слайд 3. « Отечеством мы зовем Россию потому, что жили испокон веку в ней отцы и деды наши. Родиной зовем мы её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком и всё для нас родно. Матерью - потому, что вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать - одна у него Родина».
Народ слагал пословицы о своей Родине? Работа с пословицами.
Всякому мила |
чужая сторона – мачеха. |
Родина – мать, |
не страшно умирать. |
Человек без Родины, |
родная сторона. |
За Родину - мать |
что соловей без песни. |
2-й этап.
Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом РОДИНА. Родина! Это слово с детства знает каждый.
Есть на шаре земном разные края,
Только там, где отчий дом
Родина твоя!
Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.
Для каждого из нас Родина имеет свое значение. А что для вас Родина?
- Место, где родился и вырос. - Родные люди. - Это место, где всегда поймут и примут в свой круг. - Это место, куда всегда хочется возвращаться. - Это люди, живущее рядом, которыми ты гордишься.
Слайд 4. Наша Родина – Алтайский край
А знаете ли вы легенду о том, как возник наш край?
Легенда гласит:
Однажды бог решил создать на земле Золотой Край – обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому краю. Долго скакал по Земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Край, название которого – Алтай.
Слайд 5. Алтайский край на карте занимает не так уж много места и найти его несложно. Посмотрите на карту - видите, в самом центре Евразии маленький желтый флажок. Это и есть Алтайский край. Конфигурация территории края напоминает развевающийся на ветру флаг. А желтый цвет выбран не случайно. Знаете ли вы от какого слова происходит ''Алтай''? от тюркского ''Алтын''- золотой.
Слайд 6 . Недаром слово Алтай переводится на русский язык « Золотые горы».
Слайд 7. Разнообразна и живописна природа края. Широкие просторы плодородных равнин, многочисленные реки и озера бескрайних степей сменяются белоснежными хребтами гор, огромными пастбищами и вековыми лесами.
Слайд 8. Озера края – это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Слайд 9. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор.
Слайд 10. За сказочную красоту дано нашему краю такое выразительное название.
Слайд 11. «Алтайский край воистину чудесен.
Твой дар для ищущих сердец,
И все слова из лучших песен
Плетут грядущий свой венец...»
О каких чудесах Алтайского края идет речь?
Каким «даром» обладает наша малая Родина?
Физ.минутка.
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
К СОЛНЦУ ТЯНУТСЯ ЦВЕТЫ
С ними потянись и ты
Ветер дует иногда
Только это не беда
Наклоняются цветочки
Опускают лепесточки
А потом опять встают
и по-прежнему цветут.
Наша алтайская земля вскормила многих известных людей.
Слайд 12. Навсегда вписаны в историю края их имена. ''Богатство Алтая'' – это в первую очередь люди, прославившие наш край. Каких выдающихся людей Алтайского края вы знаете?
В.М.Шукшин -едва ли на Алтае найдется более почитаемое имя и как актуально звучат сегодня его слова-предупреждения ''Нам бы про душу не забыть...''
И.И. Ползунов, изобретатель первого в мире парового двигателя; Аносов П.П., металлург, создатель первой чугунно-паровой дороги. Здесь жили космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев;
В щедрой россыпи алтайских талантов нашего века немало и других имен: знаменитый оружейник М.Т.Калашников, М.С.Евдокимов, В.Золотухин и др.
Ребята! Мы живём на Алтае и, конечно, любим свой край. Да и как можно не любить тот уголок земли, где родился и живёшь!
Слайд 13. Где бы ни жил человек, куда бы ни забросила его судьба, в его сердце навсегда остаётся родной уголок.
Хочу Вас уверить, что, являясь жителями Алтая, вы можете этим гордиться.
Чтение детьми стихотворения « Родной Алтай»
Приложение 2. Есть на земле прекрасных мест немало,
Но все ж милей мне уголок родной.
Все называют его просто лишь Алтаем,
А я люблю и сердцем и душой.
Какая здесь красивая природа!
Какие здесь звенящие ручьи!
и здесь всегда, в любое время года
Ты можешь встретить солнышка лучи.
Я знаю, что для каждого на свете
Нет ничего родней, чем милый дом.
Нет ничего милей, чем летний ветер,
Когда бежишь по лужам босиком.
О, наш Алтай, ты муза для поэта.
Твои красоты я воспеть могу.
Но все твои просторы, и все это
Я гордо в своем сердце берегу.
От ваших улыбок в классе стало светлее и уютнее. Ваши теплые улыбки осветили все вокруг и даже записи на доске. Давайте прочитаем их.
''Все для тебя в родном краю!
Ты всех счастливее на свете'' (Е.Трутнева)
''Мы пишем Родина с большой и пишем с малой буквы, но с одинаковой душой».
3-й этап.
Слайд 14. Давайте спросим себя, что мы знаем об Алтайском крае? Чем больше мы будем знать о крае, в котором живём, тем он нам будет дороже.
Высказывания детей:
Алтай – необозримые степи, горы, покрытые лесами, стремительные реки и зеркальная гладь озер, современные города с крупными промышленными предприятиями, села, старинные и молодые; разбегающиеся по разным направлениям линии железных дорог.
Алтай… он отличается таким разнообразием природных условий, которые едва ли найдешь в других уголках России.
Алтай…на территории нашего края могут разместиться такие государства, как Австрия, Бельгия, Дания и Португалия, вместе взятые.
Алтай – в переводе с тюркского языка означает « Золотые горы».
Алтай – жемчужина Сибири.
Алтай – как много в этом звуке, для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось…
Алтай – наш общий дом.
Викторина:
Слайд 15. Столица – административный центр Алтайского края? (Барнаул)
Слайд 16. Год образования Алтайского края (1937)
Слайд 17. Назовите крупные реки края (Обь, Бия, Катунь)
Слайд 18. Кто из известных писателей жил на Алтае? (В. Шукшин, Л. Соболев и др.)
Слайд 19. Один из первых покорителей космоса был родом с Алтая, кто он? (Г. Титов)
Слайд 20. Какую ягоду на Алтае называют сибирским ананасом? (Облепиха)
Слайд 21. Курорт в Алтайском крае, знаменитый своими радоновыми водами. (Белокуриха).
4-й этап.
Молодцы! Хочется закончить наш разговор на поэтической ноте.
Ученики читают стихотворение А. Прокофьева
Нет на свете Родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
4. Итог.
Наш разговор подошёл к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. А мы пожелаем друг другу новых знакомств с нашей малой Родиной.
Приложение 2. (Просмотр фильма)
Что вы узнали нового сегодня на нашем мероприятии? Что такое РОДИНА? Как нужно относиться к своей Родине?
5. Рефлексия
В стайке берёз, с лебединою схожей,
В птице, парящей легко в поднебесье,
В хлебной пыльце по-над утренней рожью
Чувствую родину, чувствую песню:
Каждой кровинкой,
Каждой травинкой
Чувствую родину – вечный Алтай!
Что изображено на доске? (берёза.) Если вам понравилось мероприятие, возьмите листик и прикрепите его на нашу березку.