Методическая разработка «Мой толковый словарь, или как помочь современному пятикласснику учиться весело»
Об авторе статьи:
Учитель русского языка и литературы
Стаж работы – 33 года
Высшая категория
Награждена знаком "Почетный работник общего образования РФ".
"Мой толковый словарик",
или
Как помочь современному пятикласснику учиться весело?
Дорогой читатель! Если ты заинтересовался этой статьёй и начал читать, вероятно, ты размышлял о том, как в современном мире, напичканном интерактивными технологиями и развлечениями, выдерживать с ними конкуренцию и при этом не перенасытить урок презентациями, он-лайн тестами, видеолекциями и другими электронными ресурсами. И ведь не надо забывать, что по русскому языку экзамены обязательные, следовательно, готовиться к ним надо основательно, предмет изучать серьёзно. Предлагаю отнюдь не новое решение: учиться весело! Предвижу скептический вопрос: «Веселое обучение? Оксюморон! Учиться надо серьёзно! А все эти «развлекалочки» для детского сада. Очередная ерунда!» Совершено с вами согласна, дорогой скептик! Учёба – это серьёзно. Только что-то вот год от года мы, сдвигая брови и потрясая указующим перстом (надо учиться!), всё чаще проигрываем весело подмигивающему планшету (давай поиграем!). Так что же делать? Продолжать с упорством, достойным лучшего применения, твердить о важности и серьёзности? Или вступить в увлекательное соревнование с современными гаджетами, которые (кто же спорит!), «выключают» воображение и формируют клиповое мышление? И, может, если и не одержать полную и окончательную победу, т хотя ы на какое-то время отвлечь учеников от этих самых ГАДжетов.
Если ты, дорогой читатель, согласен вступить в ряды славных борцов и показать ученику, что русский язык – это не всегда скучно и сложно, а ещё увлекательно, интересно и (да-да!) весело, тогда эта статья для тебя, читай дальше! Ну а тех, кто всё ещё сомневается, попробую убедить с помощью цифр. Вот сравнительная характеристика результатов ВПР по русскому языку 5 класса, в котором я работала, применяя свои методики.
Всего в классе 26 учеников, работу выполняли 25 учеников.
Максимальный балл за работу - 45.
Средний балл класса - 37.
За выполнение работы ученики получили следующие отметки:
«5» | «4» | «3» | «2» |
9 | 15 | 1 | 0 |
При сравнении отметок за ВПР с отметками за предыдущий аттестационный период (3 четверть) выявлены следующие результаты:
Ну а это результаты ОГЭ 9 класса, в котором я тоже работаю с 5го:
Количество учеников в классе | Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
30 | 22 | 8 | 0 | 0 |
Итак, даже если вы всё ещё сомневаетесь, советую попробовать то, что я предлагаю. Это ведь ни к чему не обязывает, а результат того стоит!
Сегодня хочу поделиться одной из своих «придумок», которая называется «МОЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК».
Но сначала хочу поделиться условиями, которые обеспечивают эффективность применения технологии.
Условие 1. Работает то, что работает в системе. Если превратить предлагаемую технологию в разовую акцию, то результат (который быстрым не бывает) вряд ли сумеете обнаружить.
Условие 2. Пятёрка? Не жалко! За работу в рамках этого проекта в журнал ставлю только «5», другие отметки не выставляются. Не получилось в этот раз? Не унывай, завтра обязательно получится, ты только старайся. И это работает! Слышу, слышу тебя, дорогой скептик! Отметка по русскому языку должна быть объективной, а эти пятёрки незаслуженно завысят её! Во-первых, этих пятёрок не так уж и много. Во-вторых, вы ведь мудрый учитель: вы придумаете много проверочных и самостоятельных работ, сложных и серьёзных, которые компенсируют эти пятёрки и сделают средний балл в четверти абсолютно объективным!
Итак, «Мой толковый словарик».
Что это такое? В начале учебного года я сообщаю пятиклассникам, что мы включаемся в увлекательный проект, который поможет им:
обогатить словарный запас (пока реагирует 2-3 человека!);
получить дополнительные пятёрки по русскому языку (а вот тут уже заинтересовались многие!)
Что для этого сделать? Для начала завести свой собственный толковый словарь. Вижу недоумение в глазах, объясняю дальше. Пусть это будет тетрадка, блокнот, записная книжка или что-то другое. Условия такие: словарик должен быть потолще, потому что проект долгосрочный и обязательно приятный для вас (цвет, формат, обложка), да-да, картинки, рисунки и наклейки приветствуются!
Что заносим в словарик? Незнакомые лично тебе слова. Откуда их брать? А вот, например, читаешь книгу, а там непонятное слово – заносишь в словарик, находишь и записываешь его значение. Или сталкиваешься с непонятным словом в разговоре, телепередаче, фильме – путь тот же: запиши в словарик и растолкуй. В неделю в словарике должны появляться 5-6 слов.
Что дальше? Каждую пятницу на уроке у тебя будет возможность поделиться открытиями с одноклассниками. Работает это так: каждый ученик (по цепочке) вслух читает ОДНО (самое интересное) слово и его толкование. Потом я спрашиваю учеников, какие слова им запомнились и понравились, и мы сообща выбираем 4-5 самых интересных слов и тут же оформляем вот такой листочек:
Заготовки листочков делаю заранее, а толкование пишут те ребята, которые принесли это слово (иногда пускаю листочек по рядам, иногда это делается после урока)
А где же пятёрки? Один раз в месяц из листочков «Слово недели», которые всё это время висят в классе на доске, я составляю объяснительный диктант. В первом полугодии он выглядит так: на экране появляются все слова с листочков этого месяца (без толкований разумеется!).
Пичужка, патока, щекотливый, превратности, щелкопёр, дискриминация, ересь, папье-маше, эглет, аннотация, черевики, мурмурация, багряница, баталия, оскомина, бричка, галушки, свита, байопик, абажур, панибратство, мезонин. |
Пятёрку получает тот, кто даст верное толкование 5 любых слов из списка. Вижу, скептик опять поднимает голову: постойте, ведь можно выучить толкование каких-то пяти определённых слов (список известен), про них и написать. Всё верно, хитрые ученики так и делают. Ну и что? Разве плохо, если ваши ученики будут усваивать 5 новых для них слов ежемесячно? И пусть учат. Причём, я ведь их не заставляю. Всё радостно, добровольно и весело… потому что необязательно! Кроме того, мы ведь тоже хитры и предприимчивы, и со 2 полугодия задание усложняем. Теперь из слов месяца я составляю 2-3 предложения. Например, такие:
Одиозный, скупой, импозантный и эксцентричный обыватель фланировал вокруг оранжереи, сочиняя фабулу мемуаров, игнорируя суетный ажиотаж на плацдарме.
Марья Ивановна, нанеся визит Петру Львовичу, обсудила с ним вчерашний аншлаг и внесла свою лепту в несусветный сыр-бор, сообщив квинтэссенцию своих грёз.
Теперь, чтобы получить «5», надо максимально точно «перевести» одно предложение, растолковав смысл входящих в него слов. Ну как, теперь сложнее? Никто ведь не знает, какие именно слова попадут в предложение, и 5 выученных слов уже не работают, верно? А пятёрку-то хочется по-прежнему… Так подготовься – и получишь! И это опять не обязательно… Если хочешь…
Но и это ещё не всё. Если вы заметили, на листках «Слово недели» ученик, чьи слова там оказались, записывая толкование, указывают свои фамилии. Раз в полугодие (под новый год и перед летними каникулами) те ребята, чьи слова оказывались на листках «Слово недели» чаще других, получают сладкие призы
А вот и ещё бонус! В конце каждой четверти я собираю словарики. Это ещё одна возможность добавить пятёрок: их получают те, чьи словарики в течение четверти регулярно и аккуратно пополнялись словами.
Подведём итоги.
Ведётся работа по обогащению словарного запаса учеников? Ведётся.
Есть возможность, поработав, получить дополнительные «5» по предмету? Есть.
Предлагается ли ученикам выбор: делать или не делать, учить или не учить? Предлагается.
А интерес к предмету? Азарт найти неизвестное даже учителю слово? Да.
Повышение грамотности (я ведь проверяю словарики раз в четверть)? Да.
Есть ли подвох? Не может же быть всё только хорошо? Конечно, для учителя это дополнительная (хотя и не очень тяжёлая) нагрузка. Но прелесть моей методики в том, что даже минусы мы превращаем в плюсы. Например, хитрые ученики заносят в словарики не встреченные лично ими слова-незнакомцы, а выуживают оные из словаря или интернета. Ну и что? Не так здорово, но… Они их записали, растолковали, с друзьями поделились! Забыл кто-то словарик в пятницу? Не проблема! Он послушал более 20 слов от одноклассников и ещё не упустил шанс получить «5» на ежемесячном диктанте! И заметьте, учеников особенно привлекает то, что (в отличие от многих видов работ по предмету) промахи ученика не наказываются (никак!), а успехи и усердие приносят приятные плоды!
Ну что, дорогие скептики (хотя, если вы дочитали статью до конца, то вряд ли вы относите себя к таковым!), меньше стало ваше желание мрачно утверждать, что «все эти игрушки» не работают на повышение эффективности изучения русского языка? Если это хоть чуть-чуть так, то я предлагаю вам включиться вместе с нами в увлекательный квест «Изучай русский весело!». А я рада буду поделиться своими наработками со всеми, кому это показалось интересно и небесполезно!
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна