Московская битва 1941-1942 гг.
С наступлением сумерек 21 июня начальнику Генерального штаба генералу армии Г.К. Жукову позвонил начальник штаба Киевского особого военного округа генерал М.А. Пуркаев и сообщил о немецком перебежчике, который рассказал, что на рассвете следующего дня германская армия начнет войну против СССР. Г.К.
Жуков немедленно доложил об этом И.В. Сталину и наркому обороны маршалу С.К. Тимошенко. Сталин вызвал Тимошенко и Жукова в Кремль и после обмена мнениями приказал доложить подготовленный Генеральным штабом проект директивы о приведении войск западных приграничных округов в боевую готовность. Лишь поздно вечером после получения шифровки одного из резидентов советской разведки, который сообщал, что наступившей ночью будет решение, это решение – война.
Основной смысл этого документа сводился к тому, что он предупреждал Ленинградский, Прибалтийский, Западный, Киевский и Одесский военные округа о возможном в течение 22–23 июня нападении агрессора и требовал «быть в полной боевой готовности встретить внезапный удар немцев или их союзников». Округам было приказано в ночь на 22 июня скрытно занять на границе укрепленные районы, к рассвету рассредоточить по полевым аэродромам всю авиацию и замаскировать ее, войска держать рассредоточено, противовоздушную оборону привести в боевую готовность без дополнительного подъема приписного состава. Проведение каких-либо других мероприятий без особого на то разрешения директива № 1 категорически запрещала.
Передача этого документа закончилась только в половине первого ночи, а на весь длинный путь от Генерального штаба до округов, а затем до армий, корпусов и дивизий в целом ушло более четырех часов.
На рассвете 22 июня, в 3 часа 15 минут (по московскому времени), тысячи орудий и минометов германской армии открыли огонь по пограничным заставам и расположению советских войск. Немецкие самолеты устремились на бомбардировку важных объектов во всей приграничной полосе - от Баренцева моря до Черного.
Воздушным налетам подверглись многие города. Чтобы достичь внезапности, бомбардировщики перелетели советскую границу на всех участках одновременно. Первые удары пришлись как раз по местам базирования советских самолетов новейших типов, пунктам управления, портам, складам, железнодорожным узлам.
авиация понесла огромные потери: за первый день войны было уничтожено 1200 советских самолетов, причем большая их часть даже не успела подняться в воздух. Однако, вопреки этому, за первые сутки советскими ВВС было совершено около 6 тыс. самолето-вылетов и уничтожено в воздушных боях свыше 200 немецких самолетов.
События в полосе Западного фронта
С первого дня войны наиболее тревожная обстановка сложилась в Белоруссии, где вермахт наносил главный удар самым мощным объединением - войсками группы армий «Центр» под командованием фельдмаршала Бока.
Но и противостоявший ему Западный фронт (командующий генерал Д.Г. Павлов, член Военного совета корпусной комиссар А.Ф. Фоминых, начальник штаба генерал В.Е. Климовских) обладал немалыми силами
Оборона Северо-Западного фронта и Балтийского флота
Прибалтика. Оборонявшийся здесь Северо-Западный фронт под командованием генерала Ф.И. Кузнецова был значительно слабее фронтов, действовавших в Белоруссии и на Украине, так как имел всего лишь три армии и два механизированных корпуса.
Между тем агрессор сосредоточил на этом направлении крупные силы . В первом ударе против Северо-Западного фронта приняла участие не только группа армий «Север» под командованием фельдмаршала В. Лееба, но и 3-я танковая группа из соседней группы армий «Центр», т.е. войскам Кузнецова противостояли две немецкие танковые группы из четырех.
Московская битва 1941 — 1942 гг.
В битве выделяют два основных этапа: оборонительный (30 сентября — 5 декабря 1941 г.) и наступательный (5 декабря 1941 г. — 20 апреля 1942 г.).
На первом этапе целью советских войск была оборона Москвы, на втором — разгром наступавших на Москву сил противника.
К началу наступления немцев на Москву в составе группы армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Ф. Бок) насчитывалось 74,5 дивизии (примерно 38% пехотных и 64% танковых и механизированных дивизий, действовавших на советско-германском фронте), 1 800 000 человек, 1700 танков, свыше 14 000 орудий и минометов, 1390 самолетов.
Советские войска имели на Западном направлении в составе трех фронтов 1250 тыс. человек, 990 танков, 7600 орудий и минометов и 677 самолетов.
На первом этапе советские войска Западного фронта (генерал-полковник И. С. Конев, а с 10 октября — генерал армии Г. К. Жуков), (Брянского (до 10 октября — генерал-полковник А. И. Еременко) и Калининского (с 17 октября — 8. С. Конев) фронтов остановили наступление войск группы армий «Центр» (реализацию нередкой операции «Тайфун»)
на рубеже: южнее Волжского водохранилища, Дмитров, Яхрома, Красная Поляна (27 км от Москвы), восточное Истры, западнее Кубинки, Наро-Фоминск, западнее Серпухова, восточное Алексина, Тула.
В ходе оборонительных боев враг был значительно обескровлен.
Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.
5—6 декабря советские войска перешли в контрнаступление, а 7—10 января 1942 г. развернули общее наступление на всем фронте.
В январе—апреле 1942 г. войска Западного, Калининскoro, Брянского (с 18 декабря — генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) и Северо-Западного генерал-лейтенант П. А. Курочкин) фронтов нанесли поражение противнику и отбросили его на 100 —250 км. Были разбиты 11 танковых, 4 моторизованные и 23 пехотные дивизии. Потери протиика только за период 1 января — 30 марта 1942 г. составили 333 тыс. человек.
Московская битва имела огромное значение: был развеян миф о непобедимости германской армии сорван план молниеносной войны, укрепилось международное положение СССР.