Мотивация на обучение английскому языку: виды и способы формирования, модели внедрения
Резкое снижение учебной мотивации учащихся происходит по ряду причин. Это и несформированность учебных навыков, и снижение значимости получения образования, и отсутствие познавательных ценностей в семье.
Я преподаю английский язык и часто слышу от родителей: «Зачем нам изучать его? Мы живёт в России, заграницу не ездим, моему ребёнку он в жизни не пригодится!» В таком случае я пытаюсь донести до родителей, что, во-первых, этот предмет есть в школьной программе, и он нужен для получения ребёнком аттестата, а во-вторых, что никто не знает, пригодится ему этот предмет или нет, и скорее всего пригодится, потому что в нашем мире, например, охранники получают больше, если знают иностранный язык.
Зачем закрывать своему чаду дорогу в мир, полный возможностей? Если родителям не пригодился иностранный язык, стоит дать возможность использовать его в жизни их детям.
Также на целеустремлённость, желание узнавать новое и открывать мир отрицательно влияет зависимость школьников от гаджетов. Они часто говорят, что в телефоне интереснее, чем на уроке. Там всё такое красивое, яркое, разноцветное, есть игры, картинки и видео. А что на уроке? Порой нет даже презентации. Поэтому я постоянно применяю информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности. Почти на каждом уроке я показываю им тематические картинки, видео, мы слушаем песни и поём их, а также приношу разнообразные подкасты, треки и подготавливаю сайты. Своим учащимся я рекомендую различные приложения для изучения иностранного языка, а также на моих уроках без интерактивной доски зачастую нет деятельности.
Я ищу разнообразные методы, чтобы повысить мотивацию учащихся при изучении иностранного языка – использую весь спектр приёмов обучения, создаю личностно-значимые и практико-ориентированные проблемные ситуации для поиска ответа на вопрос, привлекаю детей к оценочной деятельности своей работы на уроке.
Как известно, мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация вызвана желаниями самого человека. Он сам должен захотеть достичь чего-либо. Увы, без этого никакая цель не будет достигнутой. Например, ребёнка может нравиться его речь на английском, ему приносит радость общение с иностранцами и просмотр фильмов в оригинале с дальнейшим обсуждением их со своими друзьями.
Внешняя же мотивация зависит от желания других людей или обстоятельств. Например, родителя хотят, чтобы их чадо знало английский в совершенстве, или же учитель в школе очень строгий и требовательный.
Внешняя мотивация может быть не менее сильной, чем внутренняя, поскольку учащиеся стремятся угодить кому-либо, получить вознаграждение и так далее.
В своей деятельности я часто использую ситуации успеха, ведь если ребёнку похвалить, он будет стремиться к этому снова и снова. Также на моих занятиях царит теплая атмосфера, поэтому дети не боятся сделать ошибку, поднять руку или высказать своё мнение.
У каждого слабого по моему предмету учебника есть индивидуальный маршрутный лист, где он отмечает темы, которые представляются ему сложными, а потом мы с ним разбираем её (на уроке, перемене или дистанционно), после этого ребёнок годится собой, догоняет класс и получает хорошие оценки.
Также мы ведём переписку с зарубежными сверстниками, обмениваемся открытками на сайте “postcrossing.com” и общаемся по видеосвязи с иностранцами. Даже если некоторые из них поначалу боятся, мы им помогаем, общаемся вместе. Кто-то из сильных учеников начинает разговаривать, а остальные потом подхватывают. Таким образом, дети видят практическое применение иностранного языка и жизни, и это их очень мотивирует.
Итак, можно сделать вывод, что в своей профессиональной деятельности я применяю разнообразные виды повышения мотивации в изучения языка.
Кияйкина Наталья Федоровна
Галина Владимировна