Статья «Мотивация на обучение на уроках русского языка и литературы: способы формирования, модели внедрения»

3
0
Материал опубликован 16 January

Мотивация на обучение на уроках русского языка и литературы:

способы формирования, модели внедрения.

Мельникова Елена Николаевна, учитель

русского языка и литературы ГОУ ЛНР

«Новоайдарская санаторная школа-интернат»


 

Полноценны только те знания, которые ребенок

получил собственной активностью.

Иоганн Песталоцци

Результативность реализации учебной цели — осознанность, крепость и глубина знаний учащихся по русскому языку и литературе находится в прямой зависимости от активной заинтересованности предметом, желания знать его, т.е. от степени мотивации учащихся к изучению предмета.

Мотивация – это интересы, потребности, стремления, эмоции, убеждения, идеалы, установки, побуждающие ученика к деятельности. Мотивация способствует появлению у учащегося учебной инициативы и любви к обучению, побуждает его действовать с максимальной энергией в разных обучающих ситуациях.

Необходимыми условиями мотивации к обучению у учащегося должны быть:

любознательность ученика;

стремление удовлетворить свою любознательность;

желание самосовершенствоваться;

достижение поставленных целей.

Но школьная деятельность для разных детей имеет разное содержание. Для одних она является средством получить похвалу родителей, понравиться учителю (внешняя мотивация), для других это проникновение в общественную жизнь, самореализация личности (внутренняя мотивация). Мотивы обучения не должны быть пассивными и

созерцательными, они, прежде всего, должны базироваться на активном интересе к тому, что является предметом изучения.

По сути, существует два способа заставить детей учиться через активизацию внешней и внутренней мотивации.

К сожалению, нет единой магической формулы для мотивации учащихся. Многие факторы влияют на мотивацию: интерес к предмету, осознание его полезности, стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, в конце концов, нравится или не нравится учитель. И, конечно же, не все учащиеся ориентированы на ценности, они имеют разные потребности и желания.

В методике выделяют пять основных методов стимулирования и мотивации учебной деятельности.

1. Метод эмоционального стимулирования в сочетании со словесным методом :

приведение интересных примеров, парадоксальных фактов;

анализ отрывков из художественной литературы о жизни и деятельности.

2. Проблемно-поисковые методы

3.Методы, которые стимулируют познавательные вопросы учащихся:

незаконченные задачи, тексты, побуждающие учащихся задавать вопросы или искать правильные пути выполнения;

вопросы, направленные на получение дополнительной информации о видных ученых и общественных деятелях;

4. Методы, которые стимулируют инициативу учащихся:

интересные аналогии;

сравнение научных и народных толкований отдельных языковых явлений;

создание ситуации новизны, информирование о современных научных исследованиях

5. Методы, стимулирующие инициативу, которая проявляется во время деятельности:

создание проблемной ситуации (сравнение учебных объектов, выделение существенных признаков, группирование, классификация, обобщение, определение противоречий и т.п.);

«мозговая атака»;

исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты

Наиболее эффективными считаю проблемно-исследовательские методы.

«Начало мышления – в проблемной ситуации», – так определял прием, который чаще всего двигает познавательный интерес, С. Л. Рубинштейн. Познавательная ситуация ставит ученика в условия, когда он, имея определенные знания, приходит к осознанию, что этих знаний не хватает для решения учебной проблемы. Конфликт между "знаю" и "не могу выполнить" побуждает ученика углубить свои знания, а, следовательно, внутренне мотивирует его деятельность.

Приемы, которые я использую для создания проблемной ситуации на уроках, разные:

Проблемная ситуация с изумлением.

Задания для учащихся: Проанализируйте предложенный текст (8 класс). Почему нельзя прийти на собрание по такому объявлению?

Объявление

Завтра в школе состоится родительское собрание.

Администрация школы.

Дети говорят, что не уточнено, где именно и когда именно будет проходить собрание. Значит, следует изучить уточняющие члены предложения. В конце урока данное объявление будет исправлено следующим образом:

Объявление

17 апреля, в 18.00, в школе №17, в актовом зале, состоится родительское собрание.

Администрация школы.

Или: Задания для учащихся: Сравните две группы слов:

прочитать прочитанный

написать написанный

сказать сказанный

Задайте к каждому из них вопросы. Можно ли по характеру вопроса сказать, что все слова относятся к одной части речи?

Проблемная ситуация с преодолением проблем.

Задания для учащихся: Прочтите два предложения. Слово «навстречу» у них пишется по-разному. Это ошибка или правильное написание? Предложите объяснение написания этих двух слов.

Навстречу мне бежала рыжая собачонка, весело махая коротким хостом. На встречу с ребятами писатель принес свои книги.

Прием «яркое пятно».

Задания для учащихся: Двое учащихся поспорили. Один из них утверждал, что в предложении Я знаю, что вы знаете: что - местоимение, второй доказывал - союз. Рассудите школьников, убедив в правильности вашего мнения.

Проблемные ситуации чаще всего применяю на этапе актуализации знаний. Например, задачи, которые могут мотивировать учебную деятельность учащихся, активизировать их познавательный интерес:

1. «Перевод» текста с русского языка на …русский.

Задания для учащихся: Отредактируйте текст, заменив жаргонную лексику на русский литературный язык.

Комп по-тупому завис. Глюк или улетела материнка? Хорошо, если первое, иначе придется выбросить около сотни баксов на ремонт. На кого наехать, чтобы посмотрел и не кинул? А то нагонит пургу, вот и думай, где брать бабки.

2. «Перевод» текста, написанного в одном стиле, на «язык» другого стиля.

Задачи для учащихся: Прочтите и проанализируйте текст. Замените предложенные предложения предложениями научного стиля речи. Тема «Главные члены предложения»

В предложении я самый важный и вместе со своим братом образую грамматический

центр. Каждая часть речи, вероятно, имеет честь быть мной. Когда я сложен, то все равно люблю глаголы, а еще не могу пренебрегать и существительным. Если мы в предложении только вдвоем, то такое предложение существует.

Или

Задачи для учащихся: Прочтите и проанализируйте текст. Ту же информацию попытайтесь передать в художественном стиле.

Ночью и утром в Волгограде будет туман. Ветер южный, юго-западный, 5-10 м/с. Температура ночью 2-7° тепла, днем – 10-15° тепла ( информация Гидрометцентра России)

3. Упреждающие задачи.

При изучении деловой документации на уроках развития связной речи можно учащимся дать задание: совершить экскурсию по торговым точкам, офисам, рекламным фирмам, обращая внимание на объявления, рекламные проспекты в разных заведениях, найти в них примеры безграмотного употребления речевых конструкций. Подводя итог работы, можно сказать ученикам: «Вы станете взрослыми, возможно, будете работать бизнесменом, менеджером, банкиром, государственным служащим, но каждый из вас, прежде всего, должен быть грамотным, уметь правильно выражать свое мнение, хорошо владеть родным языком, чтобы не краснеть перед своими подчиненными и сотрудниками».

Возбуждают познавательный интерес и стимулируют самостоятельное мышление школьников и разнообразные интерактивные методы обучения. На уроках русского языка в 5- 7 классах я, конечно, использую не весь их спектр, а только самые доступные, самые понятные для учащихся. Это такие технологии как «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в парах, «Обучая – учусь», «Метод ПРЕСС», «Займи позицию», «Неоконченное предложение».

Также мне помогают способствовать повышению познавательной активности, мотивации учащихся 5 – 9 классов к изучению языка и литературы разнообразные игровые задачи. В сочетании с другими формами работы они способствуют более глубокому усвоению знаний, индивидуализации обучения, определению уровня сформированности умений и навыков учащихся, развивающих память, внимание, умение анализировать, сравнивать речевые явления. Лингвистические игры, которые в определенной степени активизируют детей: кроссворд, викторина, аукцион, конкурс, лингвистическая загадка, лингвистическая задача, «Лестница», «Перекресток», ребусы, «Ты – редактор», «Поймай ошибку», «Верю – не верю», «Языковая дуэль», «Последнее слово – за тобой», «Кто быстрее», «Лингвистическая эстафета», «Языковедческий футбол» и т.д.

Считаю, что разнообразие задач, которые может предложить учитель на уроке детям, а также использование игровых методов являются важными составляющими в процессе формирования положительной мотивации. В этом отношении огромную помощь мне оказывают различные пособия (Федоренко В.Л. Энциклопедия интеллектуальных игр на уроках русского языка. – Х.: Изд. группа «Основа», 2010. – 424с., в котором помещены многие оригинальные и новые лингвистические игры, а также Энциклопедия интеллектуальных игр /Н.Ю. Анашина.- М.: Академия развития, 2006. – 496 с.) Предлагаемые в них материалы можно использовать также в качестве индивидуальных задач при подготовке к олимпиадам или конкурсам по русскому языку.

К примеру, вводя новую тему урока «Лексика. Лексическое значение слова» в 6 классе провожу кроссвордный диктант. Учитель читает лексическое значение, учащиеся записывают только слова-ответы:

1. 1-е лицо единственного числа от глагола плыть (плыву)

2. Не имеющий земли (безземельный)

3. Творительный падеж слова скатерть (скатертью)

4. Время года, пора листопада(осень)

5. Антоним к слову война(мир)

6. Творительный падеж слова сказка (сказкой)

7. Декоративное живописное или скульптурное произведение, предназначенное для отделки стены или потолка (панно)

Ключ: подчеркните вторую букву в каждом слове. Должно получиться слово «лексика». Далее провожу беседу:

Как вы понимаете значение этого слова?

Какой раздел науки о языке занимается изучение лексики языка?

Одним из действенных, по моему мнению, приемов, способствующих вступительной мотивации на уроках русского языка, являются упражнения с ключами. Удачно подобранный языковой материал таких упражнений значительно расширяет эффективность его использования. В частности, ключи упражнения могут быть своеобразными эпиграфами к той или иной языковой теме. Поиск таких ключей способствует концентрации внимания учащихся, активизирует их мышление. Кроме того, подобные упражнения выполняют еще одну не менее важную функцию: формируют орфографическую грамотность школьников. К примеру:

Задание: из вставленных букв составить изречение.

От…изна, смелос…ь, храбр…сть, …спех, и…мигрант, р…плика, …акси, ноч…, ра…бежаться, д…леко, сте…ь, п…ечо, бер…г, просторе…ие, т…лант, , …едицина, ж…знь, вес…а, пр….стол, с…ег б…рьба, но…ок, ст….мул, ста…ья, любов….

(Ключ: что уметь – за плечами не носить).

Считаю, что использование различных задач с ключами дает возможность учителю на уроке реализовать многие задачи: повторить изученный материал, отработать только что изученную орфограмму, мотивировать изучение нового материала, реализовать социокультурную линию и т.д.

Русская литература также дает огромный материал, способствующий формированию мотивации к ее изучению.

Мотивации учащихся может способствовать нестандартная, интригующая формулировка темы урока, например:

«Поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…» (Жизненный и творческий путь А.П.Чехова) (9 кл.);

«Поэт и мудрец слились в нем воедино».(И.А.Крылов – русский баснописец ) (5 класс)

Желание познакомиться с новым для учащихся автором может вызвать и удачно подобранный эпиграф к уроку, интересные изречения, которые затем выведут класс к теме урока.

«Без слов и грамматики не учатся и математике» (Народное творчество) – при изучении инфинитива на интергированном математическом уроке (7 класс);

«Рукописи не горят» (М.Булгаков Мастер и Маргарита»)

Мотивировать учащихся на изучение литературы могут также проблемные вопросы:

Бывает ли горе от ума? (по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Может ли человек научиться чему-либо у дерева? (Лирика А. А. Фета. Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы…»)

Прием «Темная лошадка»:

« Он – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека…Читая его, становится стыдно позировать. Он своим искусством давал нам образцы поведения, он был в числе десяти, двадцати писателей, давших нам русскую литературу на поведение

В наше время героических требований к личности он, яркий представитель нашего русского родного дома, каждому претенденту на героя может служить проверкой: действительно ли ты цвет или пустоцвет».

О ком так высказывался известный писатель М.Пришвин ? Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством А.П.Чехова.

Вызвать интерес можно и путем демонстрации учащимся произведения другого автора о предмете разговора или чтения произведения автора, который будет изучаться на уроке,

о времени, в которое он жил. К примеру:

В ходе изучения в 6 классе темы «А.С.Пушкин. Биография поэта» учитель может прочитать ученикам стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта». Запись на доске темы урока, а в тетрадях учеников появится после беседы по услышанному произведению.

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Таким образом, используя разные способы и приемы, учитель может сформировать у учащихся мотивацию к изучению русского языка и литературы, обеспечивая всестороннее вовлечение учащихся в учебу, вызывая интерес к процессу овладения знаниями.

1. Информационно-цифровая компетентность

- Облачные технологии

- создание QR-кодов

- Google – тестирование

- активное общение с учащимися в соцсетях

- сторитрейлер или буктлейлер

- создание буклетов

К примеру, изучая творчество Сергея Есенина, предлагаю создать его страницу в соцсетях, добавив QR-код. Или буклет с интересными фактами, паспортом произведений.

2. Использование творческих задач:

Кроссэнс – головоломка нового поколения, построенная на ассоциациях.

Слово «кроссенс» означает «сечение значений» и придумано по аналогии со словом «кроссворд».

Например, изучая биографию Николая Алексеевича Некрасова

Родился 10 декабря 1821 года в городе Немирове в семье помещика. В возрасте 11 лет он поступил в гимназию. В этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения.В 1838 году переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, он дает уроки и пишет стихи на заказ. Издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки. В 1847-1866 гг. был издателем и редактором журнала “Современник”. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность. Некрасов умер 8 января 1878 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Эйдос-конспект – это размышления, порожденные образностью текста, сопровождающиеся созданием собственных образов на основе цитат произведения.

Тема «Образ Лошади – «безответной жертвы народа» в произведениях

писателей ХIХ века: Некрасова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина».

Сравнивая цитаты из произведений наших классиков, живущих в одну эпоху («О погоде»

Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Коняга» М.Е.СалтыковаЩедрина), видим общее в изображении жизни народа, понимаем, что образ измученной, избиваемой Лошади, как никакой другой образ, передает тяжелый каждодневный труд («надрывается лошадь-калека, непосильную ношу влача» – Н.;

«часто ... надрываются ... с высоким каким-нибудь возом», «надорвала-а-сь!»- Д.;

« всё нутро ...от кровавой натуги сожгло»- С.),

нищенское существование («безобразно тоща»- Н.; «маленькая, тощая ... клячонка»- Д.;

«обыкновенный мужичий живот, ... узкогрудый, с выпученными ребрами и обожженными

плечами»- С.),

беззащитность народа («только вздыхала глубоко и глядела»- Н.; «падает на землю, ... тяжело, вздыхает и умирает»- Д.; «и пожаловаться не может»- С.).

На сходство судьбы животного и бедного человека указывают и такие цитаты:

лошадь глядела - «так люди глядят, покоряясь неправым нападкам»- Н.;

слова умирающей Катерины Ивановны: «Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!»

Визуализация – это процесс построения графического образа данных, помогающий в процессе всеобщего анализа данных видеть аномалии, структуры.

Например, изучая тему «Типы односложных предложений»( 8 класс) предложить нарисовать к правилам рисунки.

Облако тегов (слов) – это визуальное воспроизведение списка слов, категорий, меток или ярлыков на едином общем изображении. С помощью облаков слов можно визуализировать терминологию по определенной теме более наглядным образом.

Это способствует быстрому запоминанию информации.

К примеру, изучая тему «Д. Дефо. «Робинзон Крузо»» (6 класс), учитель предлагает следующее задание: охарактеризуйте поведение и черты характера Робинзона по облаку тегов и запишите в тетрадь.

Мнемонимические фразы Мнемоника (с греческого mnemo – память) – это совокупность техник для запоминания информации.

Тони Бьюзен говорил: «Если ты хочешь запомнить что-то новое, тебе нужно всего-навсего найти ассоциативную связь с чем-то уже известным».

Например, фиолетовый (в этом словарном слове «спрятались» сразу и фамилия, и имя, и отчество человека, сокращенно ФИО); участвовать (быть частью (частичкой).

Следовательно, мотивация является основной движущей силой учащегося к обучению. Используя на уроках инновационные методы обучения, которые понятны и близки для ученика, мы возбуждаем познавательный интерес и познавательно-поисковую деятельность.

Тема урока: Особенности построения описания местности. Устное выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания местности.

Мотивация учебной деятельности:

Беседа с учениками:

- Как вы понимаете задачу: устное выборочное изложение?

В чем суть выборочного изложения?

(Суть выборочного изложения состоит в синтезировании общих частей текста и обобщении их основного содержания).

- Чему, по вашему мнению, учит нас этот вид работы?

( учит высказываться лаконично, кратко, четко, избегать многословия; отбирать нужный для реализации замысла материал).

Тема урока: Сложное предложение.

Мотивация обучения:

1. Слово учителя:

- Наш урок посвящен изучению синтаксиса в целях осознания строения и признаков сложного предложения. В процессе нашей совместной работы будет уделено внимание анализу сложного предложения и определению его основных признаков и средств связи в нем. Попробуем исследовать, вливают ли интонация и смысловые связи между простыми предложениями в сложном на восприятие во время общения. А какого результата мы достигнем к концу урока – покажет контроль приобретенных знаний. Работаем все активно и усердно и будем иметь хороший конечный результат.

Для успешной стимуляции обучения педагог должен помнить простые правила:

1. Ориентироваться на желание ребенка.

Важно не то, чего желаем мы сами, но и то, чего желает ученик. Он не виновен в своих желаниях. Задача педагога – изменить направление его стремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

2. Использовать идентификацию.

Заставляйте своих учеников чего-нибудь горячо пожелать. Главное – чтобы желания возникали, а вы смогли бы их использовать.

3. Учитывать интересы и наклонности.

Говорите о том, что интересует ваших учеников, вернее, с этого начинайте.

4. Использовать намерения.

Помните: намерение возникает на основе потребности. Находите возможность помочь учащимся в осуществлении их намерений.

5. Поощрять желание добиться признания.

Многие дети учатся не только ради знаний, но и ради престижа. Не следует пренебрегать этим желанием.

6. Признавать добродетели, одобрять успехи, давать ученику шанс.

Помните, что всегда лучше хвалить, чем критиковать. Авансируйте малейшие положительные сдвиги. Беспроигрышный стимул – «Я верю, что ты можешь!»

7. Сделать деятельность привлекательной.

Используйте внешне привлекательные и интересные формы работы, оформление результатов, конечной оценки деятельности.

8. Иногда просто говорить «Надо!».

Но этому призыву всегда придавайте личностную направленность. – «Это нужно сделать! Ты же волевой человек!».

9. Использовать ситуацию.

Различные случайные жизненные ситуации нужно заметить и мгновенно использовать как стимул

Осуществление мотивации вытекает из необходимости строить педагогический процесс таким образом, чтобы его методика ориентировалась на глубочайшее проникновение во внутренний мир ученика, пробуждая и развивая в нем способности и наклонности. Каждому педагогу следует помнить, что мотивы обучения не должны быть пассивными и созерцательными, они, прежде всего, должны базироваться на активном интересе к изучаемому. Только от мастерства педагога, его педагогического опыта и психологического настроения зависит использование им таких форм и методов работы с учащимися, которые сформируют у них устоявшиеся положительные мотивы в получении знаний, умений, навыков, вызовут интеллектуальные интересы.

Таким образом, в основе теории и практики мотивации есть оптимистическая гуманистическая концепция, составляющая проблемного вопроса нашего образования, которая ориентирована на большие потенциальные способности и возможности самих учащихся, основывается на положении, что именно побуждающая, а не подгоняющая сила обучения и воспитания способна превратить ученика из объекта влияния педагогов на субъект собственного развития

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации