12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Наталья304
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск
Материал размещён в группе «Саморазвитие современного педагога»

Мотивация на обучение. Влияние окружения. Коллективный подход к решению общей задачи

Современная система образования дает возможность человеку учиться с первых лет жизни до глубокой старости. Формально выбор не ограничен: не понравилась одна сфера деятельности, переходи в другую, программ обучения великое множество. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии позволяют получить образование, не выходя из дома. Но любая учебная организация, независимо от формы собственности, неизбежно сталкивается с проблемой низкой мотивации к обучению. Острее всего ее ощущает общеобразовательная школа, следом за ней – колледжи и университеты.

Что лежит в основе нежелания ребенка учиться? Давайте порассуждаем на эту тему и рассмотрим этот вопрос с разных сторон. Начнем с того, что подумаем, а мы, взрослые, много ли занимаемся самообразованием и развитием своих личных и профессиональных навыков? Да, учителя и преподаватели, это те люди, которые постоянно учатся. Сама профессия к этому подталкивает. Но с возрастом и наши коллеги все меньше вкладываются в эту сторону жизни. А если посмотреть шире, на другие профессии, то окажется, что процент взрослых людей, которые продолжают учиться, не большой. Переобучение и повышение квалификации на производстве существуют, но кратковременны и не постоянны. Получается, что дети все время слышат о том, что учиться нужно, но примеров из окружения не видят. Сверстники ходят в школу и на кружки, братья и сестры, а мама и папа? Вспомним главный принцип воспитания – личный пример. Если родители читают, обсуждают, делятся открытиями, то ребенок вовлекается в этот процесс сначала как пассивный слушатель, взрослея – как активный. Такой образ жизни семьи оказывает благоприятное влияние в желание учиться. Представители династий ученых, художников, артистов, врачей в интервью всегда отмечают, что с самого детства они приобщались к профессии своих родителей, хотели быть как они.

Изучая литературу по педагогике, мы видим, что все авторы сходятся во мнении – «цель образования и воспитания – сформировать разносторонне развитую личность, которая займет достойное место в обществе». ЕГЭ на 100 баллов – это побочная цель. Так мы проверяем знания по предмету, навыки решения стандартных задач, пытаемся через количественный показатель определить качественный показатель своей работы. На самом деле, оценки в школьном аттестате не способны показать нам на сколько мы достигли цели в «формировании личности». По отметкам в журнале мы можем только на уровне интерпретации говорить о степени развития самодисциплины, ответственности по отношению к учебе, умении жить в заданных условиях, но ничего не можем сказать о том, какие вопросы его по-настоящему волнуют ученика, чем он готов заниматься часами без перерыва, где он чувствует себя «как рыба в воде». Иными словами, сфера интересов ребенка может находиться вне основной учебной деятельности или не быть раскрытой совсем в данный момент его жизни, а значит и какие-то качества личности не проявляют себя в школьный период. Что в таком случае делать педагогам? Продолжать работать с любовью и терпением, помнить, что наша главная цель не отличные знания, а масштаб личности, широта мышления, человечность, умение сочувствовать и сотрудничать.

Что еще влияет на желание учиться? Окружающее информационное пространство. Медиасреда играет в нашей жизни невероятно важную роль. Мы уже не можем различить, где реальная жизнь, а где виртуальная. При этом слабо осознаем, что большинство информационных каналов коммерческие. Их цель сформировать рынок, продать свой продукт. Чтобы это произошло нужно удержать внимание как можно дольше и любой ценой. Получается, что на каждого человека направляется лавина информации, из которой выбрать нужную очень сложно. Еще сложнее – удержать внимание на ней. В этой конкурентной борьбе изучение видов треугольников существенно проигрывает красочным играм-стрелялкам. Произвольное включение и удержание внимания – это очень сложный психический процесс, овладение навыком контроля над ним занимает у ребенка годы жизни. Всегда легче «соскользнуть» в сторону более простых и эмоционально заряженных действий. Поэтому необходимо вносить разнообразие в учебный процесс. Усилий одного педагога будет недостаточно. Это командная работа всего педагогического сообщества и, особенно, внутри учреждения. Согласованные действия и мотивированность учителей оказывает сильное положительное влияние на детский коллектив. Например, такой подход применил А.С. Макаренко и добился выдающихся результатов. В истории педагогики отмечен только его труд, однако, вместе с Антоном Семеновичем работали и другие педагоги. Они все вместе искали подходы к воспитанию колонистов, когда стало очевидно, что «обычные» методы не работают.

Проблема низкой учебной мотивации школьников не ограничивается только тем, как сделать всех отличниками по физике, поэтому и одного универсального метода не может быть. В информационном потоке медиасреды много посылов о том, что здорово владеть статусными вещами, жить на «пассивном доходе», развлекаться на тусовках со знаменитостями, и очень мало говориться о том, что все это следствие большого жизненного пути, где было место обучению необходимым личностным и профессиональным навыкам, упорному труду для достижения поставленных целей, осмыслению полученного опыта. Дети растут в парадигме «цифрового общества потребления». Этот факт нужно признать и понять, что по-другому уже не будет.

Мы, сообщество педагогов, существуем не сами по себе. Медиасреда влияет на нас, но мы тоже можем на нее влиять. Через доступные каналы мы можем вести просвещение родителей в области воспитания и обучения детей, доносить до аудитории важную роль самообразования и развития своих профессиональных компетенций на образ жизни и развитие всего общества, в котором живем. Внутри своего коллектива учебного учреждения стремиться к согласованной творческой работе. Совместная работа дает больше результатов, чем действия отдельно взятых учителей. Мы мотивированы на достижение и развитие, наши ученики тоже проникаются этим настроем. Мы относимся формально к работе, дети – тоже. Всегда начинаем с себя.

Школьный период жизни – это не вся дистанция, которую предстоит преодолеть ребенку. Это, всего лишь, «стартовая поляна». На этом отрезке мы учим детей учиться. Мотивы для старания в учебе у каждого ребенка могут различаться. Кто-то хочет порадовать маму. Кто-то произвести впечатление на одноклассников. Наша задача, как педагогов, поддержать их на этом отрезке пути. Через доброе слово, свой творческий подход к работе, общую заинтересованность коллектива учителей мы помогаем детям взять уверенный старт для дальнейшей успешной жизни.

Опубликовано в группе «Саморазвитие современного педагога»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.