12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукашова Ольга228
Преподаватель класса фольклора ( ВКК). Стаж в культуре 39 лет, стаж в образовании 14 лет. Руководитель детского фольклорного ансамбля "Ольгина ватага", лауреата многочисленных международных, всероссийских, региональных конкурсов.
Россия, Кемеровская обл., Мариинск

Ольга Ивановна Лукашова

Кузбасс, Мариинский район, д. Пристань2-я

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №25»

 

«Мотивация пути вверх »


 

Как не потерять на пути к высоким результатам ту детскую непосредственность, с какой новички переступают порог учреждения дополнительного образования? Как не потушить радостный огонёк в глазах? Какие мотивации следует использовать преподавателю, чтобы добраться до цели с «наименьшими потерями»? Статья свободного изложения о проблеме сохранения контингента учащихся ДШИ на начальной стадии обучения. В статье изложены методические рекомендации преподавателя класса фольклора с опытом работы более десяти лет.

Всегда ли нам удаётся точно и безошибочно определить потенциал первоклассника, кандидата на восьмилетний срок обучения по предпрофессиональной программе? А между тем приоритет отдается как раз таким программам, общеразвивающие уходят в тень. Уточним, какие дети приходят к нам на прослушивания и собеседования. Действительно ли мы принимаем уже ориентированных на творчество детей, желающих продолжить своё развитие в музыкальном направлении?

Народная музыкально-поэтическая, игровая культура сопровождает человека с самого рождения. Начальное художественное воспитание ребенка берет начало в семье. Однако современная бытовая певческая среда неоднородна. Во многих случаях она далека от народных художественных традиций. А в некоторых семьях сохраняют певческие реликвии из поколения в поколение. Уже на этом раннем этапе виден уровень музыкальности ребёнка. Далее дошкольные учреждения развивают творческие способности малыша, музыкальное восприятие и мышление, интерес к народной культуре. С большим успехом это осуществляется посредством материала фольклорной направленности. «Наш» ребенок, неоднократно пробует свои силы в выступлениях на утренниках в детском саду, имеет хорошие результаты и на вопрос о любви к музыке отвечает положительно.

Но зачастую бывает так, что дошкольные творческие успехи выражены не ярко, музыкальная ориентация ребёнка сформирована не до конца. Родители не вполне уверены в выборе следующего звена дополнительного образования. В такой ситуации ДШИ, как один из вариантов, выступает в числе других обучающих организаций. Реалии сегодняшнего дня: первоклассник записан и в класс вокала, и в класс изобразительного искусства, и в секцию каратэ, и на курсы английского. Прослушивание показывает наличие слуха, ритма, каких-либо вокальных данных. А желание? Желание малыша относится к категории неустойчивых состояний, оно сегодня есть, завтра его нет. И если всё же есть - либо вырастет, либо пропадёт. Чаще всего как раз в первый год обучения решается вопрос, что победит? Какой вид деятельности окажется более результативным?

Первейшая задача педагога: заинтересовать пришедшего малыша, создать условия прорастания и закрепления «зёрнышка» детской любознательности на почве народно-певческого искусства. Как он справится с этой задачей, зависит от его личностных качеств. Очень образно и доходчиво описала процесс обучения Людмила Васильевна Шамина: «Надо, чтобы образование «втягивая» в себя ум и сердце ученика, покоряло и захватывало его, формировало и дисциплинировало Личность. Чтобы пройдя учебную систему, он выходил из неё Человеком, а не ремесленником со специальными навыками и знаниями».

Очевидно, чтобы покорить сердце и ум ученика, прежде всего, самому учителю следует иметь чёткое представление о национальном характере своего народа, ощущать себя его представителем. Чтобы не обеднять палитру музыкально-педагогического труда учителю надлежит знать и понимать сущность этнического искусства. Не допускать исключительно «прикладного» использования его уникальных образцов, недооценки его значимости. На благодатном материале русских историко-культурных и певческих традиций учитель призван способствовать углублению самосознания ребенка, постепенно перемещая его из сферы только личного «Я» в область духовного единения со своими предками. Познать и ощутить эти связи как нельзя лучше помогает слушание, изучение и исполнение народной музыки, как раз те виды деятельности, которыми мы заинтересовываем детей в наших фольклорных классах.

Итак, вернёмся к первоклассникам. Набор осуществлён, класс юных музыкантов сформирован. Мальчишки и девчонки шести-семилетнего возраста полны радостного возбуждения. Стартуем на дальнюю восьмилетнюю дистанцию, где нас ожидает множество чудес: встречи с прекрасным, приобщение к законам музыки, ориентация на будущую профессию. Начинаем постигать азы музыкальной грамоты! Первоклассники, вчерашние выпускники детских садов, ещё не привыкли к школьным требованиям. Процесс перехода не всегда лёгкий, скорее болезненный. Урок на первом году обучения длится всего полчаса, игровой метод его ведения превратит тренировку вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Разнообразие обучающих методов удержит в тонусе внимание детей. Словесное объяснение сменяется наглядным показом или переходит в практические упражнения. Принцип контрастного восприятия также имеет место: веселое-грустное, вместе- поодиночке, сидя- в движении. Важно следить за доброжелательностью атмосферы в классе, познавательным настроем юной аудитории. Сюрпризные моменты помогут сделать процесс обучения радостным, эмоциональный фон положительным. Следует удивлять! Руководствуясь правилами воспитания творческой личности музыканта, преподавателю необходимо уметь индивидуализировать учебно-педагогическую систему занятий, ибо как считал Мишель Ламберт, один из самых известных французских мастеров вокальной музыки своего времени, «у хорошего педагога столько же различных метОд, сколько дарований ему приходится воспитывать».

Детский народный фольклор-потешки, пестушки, прибаутки, игры с пением - как раз и создан народом для развития детей. Эти жанры активно используются на начальном этапе обучения в дополнение к детским народным песням. Изучение народной песни хорошо начать с беседы о её поэтических и художественных особенностях, в ходе которой в доступной форме рассказать детям о месте бытования песни, манере её традиционного исполнения, объяснить значение имеющихся в тексте диалектных слов и оборотов. С первых дней занятий в классе фольклорного ансамбля целесообразно знакомить детей с носителями народно-певческой традиции, посредством просмотра видеоматериалов, прослушивания аудиозаписей. Полезно также просматривать записи концертных выступлений других детских коллективов, обязательно выбирая лучшие образцы и показывая на их примере успешность исполнения той или иной песни. Просмотры выступлений сверстников воодушевляют детей, стимулируют желание выступать на сцене, повышают стремление к вершинам мастерства.

Концертная деятельность – неотъемлемая часть учебного процесса ДШИ, уже для первоклассников она не за горами. Сцена всегда даёт толчок в развитии ансамбля, благотворно сказывается на формировании коммуникативных качеств, повышает самоконтроль и самооценку учеников. И всё это действительно так, но при одном условии: концертный номер должен быть готов к показу. «Сырое» произведение необходимо доработать. Иначе выступление может обернуться негативными эмоциями для выступающих и их зрителей. Решение принимает педагог, руководствуясь законами сценического искусства и несет за него ответственность.

Подготовка ансамблевого выступления - сложный процесс. Результат складывается из успешности каждого участника. Но в силу индивидуальных особенностей детей, она разная. Кому-то учение даётся легче, кому-то сложней. Так или иначе, рост мастерства - это всегда преодоление трудностей. Нужно отметить, что фольклорный ансамбль, в плане объединения детей разного уровня усвоения материала,- самая благодатная почва. Здесь найдется дело каждому. Уже на первых занятиях из числа учащихся выделяются солисты, «плясуны и игруны», а также те, кому комфортнее равняться на лидеров. Обучение юных артистов обязательно носит «поштучный» характер, предполагает индивидуальный подход к каждому. Это дело не сиюминутное, а сравнимое с выращиванием дерева. Так что на этапе «прорастания семечек» в групповом занятии важно не упустить из виду ни единого ученика. При необходимости поддерживать отстающего, показывать ребёнку, что его понимают и ценят. Если в данный момент что-то не удаётся освоить, то это вопрос времени. И хвалить, хвалить! Не заставлять, а мотивировать, разжигать желание, дарить радость учения!

Именно чувство радости - источник таланта ребенка. Самым тесным образом оно связано с развитием его индивидуально-психологических свойств и способностей, с раскрытием его темперамента и характера. Звучание основного «инструмента» - голоса впрямую зависит от эмоционального тонуса исполнителя. Помните лозунг «Искусство ради искусства»? У нас он модернизируется в «Искусство ради детей»! Как раз ради всего того, что мы указываем в качестве высоких целей наших обучающих программ. Разве можно создать красоту из грубости? Как писал Достоевский «Первый закон в искусстве – свобода вдохновения и творчества. Всё же вытребованное, всё вымученное спокон веку до наших времён не удавалось и вместо пользы приносит один только вред».

Преподавателям, посвятившим себя воспитанию поколения продолжателей русских народных традиций, хочется пожелать осознания важности своей миссии в условиях сегодняшних дней, мастерства и профессионализма, любви к своему делу. Только любовь порождает любовь. Делясь ею с детьми, мы получаем шанс не потерять их в начале пути, напротив - воспитать надежных союзников в деле сохранения культуры своего народа.

 

Список источников:


 

1. Антипова, Л.А. Фольклорный ансамбль (исполнительская форма и репертуар) /Л.А. Антипова.- М.,1991.- 51с.

2. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. -М., 1967. - 46 с.

3. Калугина, Н.В. Основы методики работы с русским народным хором/ Н.В. Калугина.

-М.: Музыка, 1977.-150с.

4. Марзаева, Н. А. Методическая разработка «Распевание в вокальном ансамбле народной песни. Начальный период обучения»/ Н.А.Марзаева.-Бирюсинкс, 2012. - Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-raspevanie-v-vokalnom-ansamble-narodnoy-pesni-nachalniy-period-obucheniya-1591760.html

5. Мешко, Н.К. Искусство народного пения. Практическое руководство и методика обучению искусства народного пения/ Н.К. Мешко.Часть 1. М. – 1996.-38с.

6. Шамина, Л.В. Школа русского народного пения/ Л.В.Шамина.- М.: Графика, 2010.- 86с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.