Урок-диспут на тему «Моя будущая профессия» для учащихся 8–9 классов
Внимание! Ниже воспроизведена только текстовая часть урока.
Архив ZIP (количество файлов: 4 общий размер: 14 Мб)
Автор: Алина Иванова
|
«Знакомство с профессией»
урок-диспут для учащихся 8-9 классов
Цели:
1. Оказать профориентационную поддержку учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Выработать у школьников сознательное отношение к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
3. Научить анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
4. Выработать умение высказывать свою точку зрения на рассматриваемые вопросы.
Оборудование:мультимедийный проектор, презентация, книжная выставка «Кем стать», брошюры «Калейдоскоп профессий», тексты стихотворений В. Маяковского «Кем быть?».
На встречу приглашены представители различных профессий: учитель, библиотекарь, милиционер, специалист сельской администрации, почтальон, культработник, медработник. Все приглашенные сидят за круглым столом.
Эпиграф к мероприятию: «Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь, из чего!»
А. Грецов. Выбираем профессию.
Ход мероприятия
Слово учителя.Скоро вы закончите школу. И перед вами станет непростой вопрос: кем стать? Кто-то из вас последует совету родителей, родственников, друзей, кто-то выберет модную профессию, отдавая дань времени, а кто-то в свою очередь прислушается к самому себе, проанализирует свои умения, предпочтения. Но каждому из вас потребуется квалифицированная помощь специалиста-профориентатора. Сегодня я предлагаю вам немного поговорить, обсудить, подискутировать на тему: «Моя будущая профессия». Я надеюсь, что многим из вас будет полезна наша встреча и вы вынесете много полезного для себя.
Для начала предлагаю вам разобраться в том, чем же отличаются друг от друга слова «профессия, специальность, должность».
- Ребята, как вы считаете, чем они отличаются друг от друга? (ответы учащихся)
Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.
В рамках той или иной профессии может происходить разделение труда в зависимости от специальности работника, т. е. наличия у него специальных знаний, умений и навыков. Например, профессия слесарь включает в себя специальности: автослесарь, слесарь-сборщик, слесарь-инструментальщик и др. Профессию и специальность нельзя путать с должностью, которую человек может занимать в организации или фирме. Должность – это служебное положение, место и связанные с ним служебные обязанности. (Лекция сопровождается показом презентации)
- Ребята, что для вас играет решающую роль при выборе будущей профессии? С кем вы советуетесь, где черпаете информацию для себя? (высказывания учащихся)
- А чем руководствовались при выборе своей профессии наши гости? (высказывания гостей)
- Как вы считаете, влияет ли выбор профессии на дальнейшую судьбу человека?
(- думаю, играет огромную роль, ведь от твоего морального удовлетворения своей работой зависит многое: здоровье, эмоциональное состояние, твое материальное состояние;
- моя мама в молодости выучилась на медсестру по совету родителей, но так и не смогла работать по специальности, т. к. не было ни желания, ни достаточных знаний. Впоследствии переучилась и стала отличным педагогом. Теперь работает в школе. Я сама решу, кем мне стать;
- кто-то выучится на экономиста или юриста и так и не найдет работы по специальности и пойдет работать на рынке, а кто выучится на штукатура-маляра и будет отлично зарабатывать).
- Должен ли человек подумать о будущей профессии со школьной скамьи? (Высказывания учащихся и гостей)
- Нужен ли в школьной программе курс профориентации? (Высказывания учащихся и гостей)
Слово учителя.Да действительно, большинство из вас согласятся со мной. Выбор будущей профессии - не ежеминутное решение. Ваше будущее и профессия, выбранная вами, взаимосвязаны. Представьте себе, что вам придется ежедневно ходить на нелюбимую работу, заниматься нелюбимым делом.
- Как вы думаете, почему многие люди работают не там, где бы им хотелось, и выполняют работу, которая не соответствует их интересам и склонностям?
(- Наверное, в молодости выбрал не ту профессию, а когда это понял, не захотел менять что-либо;
- Я считаю, в нашем маленьком городке очень трудно найти работу по душе, потому что рабочих мест очень мало, а претендентов много. Вот и приходится идти работать в торговлю, чтобы зарабатывать;
- Может быть, не хватает смелости что-то изменить в жизни)
Слово учителя. Хотелось бы обратиться с вопросом к специалисту сельской администрации: представители каких профессий в наибольшей степени востребованы на рынке труда ?
Слово представителя администрации. По данным сайта «Мое образование» (www.moeobrazovanie.ru), представляем вам мнение экспертов, согласно которому, к 2016-2017 годам «десятка» самых востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:
Инженеры
В связи с тем, что в некоторых крупнейших городах и регионах страны появляются масштабные градообразующие производства, а также стремительно развивается международное промышленное партнерство, уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве. Особенно будет цениться сочетание технического и экономического или юридического образования, знание английского или любого другого европейского языка.
IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения
Информационные технологии и коммуникации – самая бурно развивающаяся сфера на данный момент во всем мире и в России в частности. Предполагается, что еще несколько десятилетий специалисты, создающие, отлаживающие программное обеспечение и поддерживающие его работоспособность, профессионалы в области цифрового эфирного вещания, а также специалисты по веб-дизайну будут одними из самых востребованных и высокооплачиваемых.
Полностью урок можно скачать в начале страницы
Воспроизведение материалов на других сайтах возможно только с использованием гиперссылки на данную страницу или на главную страницу сайта www.moeobrazovanie.ru