Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра-путешествие по станциям "Моя малая родина"»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
(игра-путешествие по станциям)
Автор:
Тимофеева Тамара Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Акрамовуская ООШ»
Моргаушского района
Чувашской Республики
Акрамово – 2021
Интеллектуально-познавательная игра- путешествие
«Моя малая Родина» с использованием краеведческого материала
Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся к истории своего края и логического мышления.
Задачи:
развивать познавательные интересы и математические способности младших школьников через включение в игру;
формировать навыки организатора и участника коллективной творческой деятельности;
воспитывать чувство любви к малой родине.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Формы проведения мероприятия: игровая, познавательная.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
- уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края;
- применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать усваиваемое содержание учебного материала.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- учить планировать свою деятельность;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные УУД:
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- моделировать информацию;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предварительная подготовка:
план – схема игры – путешествия;
демонстрационный материал;
бумага, ручки.
Описание игры – путешествия: Класс делится на две команды, каждая выбирает капитана. Отдельно выбираются члены жюри. Командам разъясняются правила игры: за каждую правильно решенную задачу присуждаются жетоны.
Изучается план - схема путешествия по особым станциям – остановкам. На каждой остановке конверты с заданиями - каждой команде дается 2-5 минут на выполнение.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поучаствуем в интеллектуально-познавательной игре. Думаю, что сегодняшняя игра принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
Наша игра посвящена теме «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА». Для того, чтобы путешествие было приятным и полезным, надо уметь работать в команде и успевать справляться с заданиями за определенное время. В каждой команде капитан должен назначить ответственного за дачу ответа жюри.
Итак, вперед друзья!
1 станция: Историческая
1 ученик: «В Акрамово волостное правление и церковь стоят прямо друг против друга, через улицу. Надо тебе куда – перейди улицу, и вся недолга. И без воды село не мается – речка, озерцо имеются; и леса пригожие; луга, поля, правда, не ахти раздольные, но ведь они по всей чувашской земле тесны…
Акрамово раскинулось по левому берегу речки Моргаушки, на некрутом взлобке с южной стороны. Дома, надворные постройки сделал всяк как сумел…» - так писал Федор Уяр в своей книге «Тенёта» про село Акрамово.
2 ученик: В архивных данных по Акрамовскому приходу Успенской церкви запись в метрической книге велась с 1874 года.
За 1874 год в Акрамовском приходе родилось всего 176 человек. Из них: мужского пола – 99, женского пола – 77. Браков было 50. В этот год умерших в приходе 148 человек. Из них: мужчин – 70, женщин – 78. В 1875 году родилось 164 человека, а умерло 135 человек. Браков было 28…
3 ученик: Такие записи есть с 1875 года по 1923 год. Видно, что люди в эти годы умирали рано. Много умирало детей. Причины смертей: чахотка, горячка, оспа, корь, понос, простуда, голод. Очень мало людей доживало до 70-80 лет.
Есть такая запись: Ольга Алексеева, жена умершего мещанина города Чебоксары Петра Хомина, умерла в 45 лет от старости.
Командам даются конверты с задачами.
Задача 1. В Акрамовском приходе Успенской церкви в 1876 году родилось 174 ребенка. В 1877 году на 15 детей меньше. Сколько детей родилось в 1878 году, если всего за три года в Акрамовском приходе появилось на свет 490 детей?
Решение:
1) 174 – 15 = 159(д.) – родилось в 1877 году;
2) 174 + 159 = 333(д.) – родилось в 1876 и 1877 годах;
3) 490 – 333 = 157(д.) – родилось в 1878 году
Ответ: 157 детей
Задача 2. В Акрамовском приходе в 1879 году родилось 150 детей. Во сколько раз больше родилось мальчиков в этом году, если количество девочек равно одной третьей части от общего количества детей?
Решение:
1) 150: 3 = 50 (д.) – родилось девочек;
2) 150 – 50 = 100 (д.) – родилось мальчиков;
3) 100: 50 = 2 (раза) - больше родилось мальчиков
Ответ: в 2 раза больше
Задача 3. В селе Акрамово в 1907 году проживало 464 человека. В 2002 году - 283 человека. На сколько человек меньше стало проживать людей в более поздний период, чем в ранний? Найди промежуток времени между этими датами.
Решение:
464 – 283 =181(ч.) – меньше стало проживать в более поздний период;
2002 – 1907 = 95(л.) – промежуток времени между датами
Ответ: 181 человек меньше, 95 лет.
2 станция: Школьная
1 ученик: История Акрамовской основной общеобразовательной школы начинается с1844 года – с основания одно классного мужского училища в селе Акрамово. Училище находилось в ветхом здании на краю села. Классная комната была длиною 7 9/1 6 аршин, шириною 7 1/2 аршин, высотою в 1 сажень 6 вершков. В классных комнатах 4 окна высотою 1 1/2 аршин и шириною 1 3/16 аршин. Училище основал местный священник Архангельский Александр Петрович. Долгое время в училище работал старший священник села Акрамово Иоанн Васильевич Софийский.
Задача 4. Чтобы узнать дату основания женского одно классного училища, нужно из суммы двух наименьших четырехзначных чисел вычесть число, в котором 1 сотня и 3 десятка. В каком году в селе Акрамово было открыто женское одно классное училище?
Решение:
(1000 + 1000) – 130 = 1870(год) – дата открытия женского одно классного училища
Ответ: в 1870 году
Задача 5. В селе Акрамово в 1905 году в мужском училище обучалось 37 мальчиков, а в женском училище на 15 девочек меньше, чем мальчиков. Сколько всего учеников обучалось в двух училищах?
Решение:
37 + (37 - 15) = 59(уч.) - всего
Ответ: 59 учеников
2 ученик: Сразу же после революции 1917 года Акрамовская церковно-приходская школа была преобразована в школу первой ступени. В 1919 году здесь учились 59 крестьянских детей, их обучали учителя А. Иванов и Н. Троицкая. В1936 году Акрамовская школа первой ступени была преобразована в неполную среднюю школу.
Сейчас наша школа называется МБОУ «Акрамовская ООШ» Моргаушского района Чувашской Республики. Здание школы построено в 1972 году.
3 ученик: Где только не работают выпускники нашей школы! Одно только село Акрамово, насчитывающее 98 дворов, дало Родине 5 инженеров, 6 агрономов, врачей и фельдшеров, более 10 офицеров нашей армии и одного ученого. Больше всего Акрамовские дети полюбили профессию учителя. Около 50 акрамовцев стали педагогами. В селе есть семьи, в которых все дети выучились на учителя.
Задача 6. В семье Виктора Тимофеевича и Марии Константиновны Тимофеевых 5 детей стали педагогами. Тамара Викторовна проработала учителем биологии и химии 40 лет, Ростислав Викторович – 3 года учителем математики (погиб на фронте), Арефий Викторович – 43 года учителем русского языка и литературы, Николай Викторович – 41 год учителем физики и математики, Иван Викторович – 20 лет учителем русского языка и литературы. Определите общий педагогический стаж всех детей Тимофеевых.
Решение:
40 + 3 + 43 + 41 + 20 = 147 (лет) - общий педагогический стаж всех детей Тимофеевых
Ответ: 147 лет
3 станция: Героическая
1 ученик: В мае 1842 года в селе Акрамово Моргаушского района, произошло восстание крестьян, вошедшее в историю как Акрамовское восстание. Акрамовское восстание – это сопротивление введению «общественных запашек».
2 ученик: 2 ученик: В предании, записанном Н.И.Ашмариным в 1897 году, говорится, что Акрамовская война, длившаяся три дня, очень большое бедствие принесло для крестьян. Каратели кололи коров и овец, из амбаров грабили имущество. Народ, забирая скарб, убегал в леса. Там и жили у костров около недели…
Задача 7. 19 мая в Акрамовском восстании приняло участие 7 тысяч крестьян. 20 мая на помощь подошло еще на 3 тысячи больше крестьян. Сколько человек всего приняло участие в Акрамовском восстании?
Решение:
7000 + (7000+3000) = 17000(ч.) - всего
Ответ: 17000 человек
Задача 8. Расстояние между городом Казань и селом Акрамово 192 километра. Сколько времени потратил на дорогу конный отряд, посланный на подавление Акрамовского восстания, если отряд двигался со скоростью 12 км/час?
Решение:
192: 12 = 16 (часов)
Ответ: 16 часов
4 станция: Топонимическая
3 ученик: Русское название села - Акрамово пошло от татар, которые жили в этих местах во времена татаро-монгольского ига. По сегодняшний день сохранились татарские названия: лес Рейн, Тутар уйӗ, Тутар варӗ.
Задача 9. Определить периметр и площадь поля «Тутар уйӗ», если его ширина – 300 метров, а длина - 800 метров.
Площадь всей обрабатываемой земли СХПК «Герой» 1200 гектаров. Во сколько раз площадь поля «Тутар уйӗ» меньше всей обрабатываемой земли СХПК «Герой»?
Решение:
Р = (300 + 800) * 2 = 2200(м) = 2км 200м;
S = 300*800 =240 000(м²) =24 га;
1200: 24 = 50 (раз) - площадь поля «Тутар уйӗ» меньше всей обрабатываемой земли СХПК «Герой»
Ответ: 2км 200м; 24 га; в 50 раз.
5 станция: Военно-патриотическая
1 ученик: Достойный вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне внесли и трудящиеся Чувашской Республики. Из села Акрамово на фронт ушли 100 человек, из них 51 человек вернулись победителями, а 49 человек остались на полях сражения.
2 ученик: Две женщины из числа жителей с. Акрамово участвовали в Великой Отечественной войне. Это Тюрина Нина Михайловна и Игнатьева Ольга Игнатьевна. Они служили в составе дорожного батальона. Батальон участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
Задача 10.
Чтобы узнать номер дорожного батальона, где служила Тюрина Нина Михайловна, нужно к разности чисел 310 и 150 прибавить частное чисел 150 и 5. Узнайте номер дорожного батальона.
Решение:
(310 – 150) + 150: 3 = 190 – номер дорожного батальона
Ответ: 190–й.
5 станция: Сурские рубежи
1 ученик: В соответствии с указом главы Чувашии Олега Николаева 2021 год объявлен Годом трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, в Чувашии и еще нескольких поволжских республиках и областях развернулось масштабное строительство линии обороны для задержания гитлеровских войск.
2 ученик: Из нашей местности на строительство линии обороны — Сурского и Казанского рубежей было призвано 25 человек. В основном это были женщины, подростки, старики, оставшиеся мужчины. Соловьева Мария Егоровна - одна из участниц строительства Сурского рубежа. В декабре 1941 года она вместе с другими односельчанами на лошади отправилась на рытье окопов.
Соловьева Мария Егоровна родилась в 1923 году. На строительство Сурского рубежа ее отправили в 1941 году. Сколько лет было Марии Егоровне в это время?
Решение:
1941 – 1923 = 18(лет) – было Марии Егоровне в 1941 году
Ответ: 18 лет.
Ведущий: Итак, наше путешествие подходит к концу.
Малая Родина, Отечество играют большую роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо стараться больше узнать о его прошлом и настоящем. Сегодняшняя игра дала вам возможность прикоснуться к историческим и культурным ценностям родного края.
Сегодня вы открыли для себя много нового, интересного и хочется надеяться, что вы еще больше будете любить, и беречь свою родную землю.
Жюри подводит итоги игры по ответам участников команд. Награждение команд.
Список литературы:
1. Романова К.И. Рукописи из архивных данных по Акрамовскому приходу Успенской церкви.
2. Егоров В.Е. Село Акрамово – село учительское // Газета «Правда». – 1969. - № 15.
3. Моргаушский район. Краткая энциклопедия. Ч.: АО «ИПК» Чувашия», 2002, 185с.
4. В.В. Мартынов. Акрамово: события и люди. - Ч.: АО «ИПК» Чувашия», 2020. – 388с.