Эссе на тему «Моя педагогическая концепция»

1
0
Материал опубликован 27 January

Эссе на тему «Моя педагогическая концепция»

 

 

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Дени Дидро

Реальность современного мира такова, что обществу требуется человек - архитектор новых, оригинальных идей. Это касается всех областей деятельности: науки, техники, искусства, медицины, педагогики. Нужен свежий, необычный взгляд на привычные вещи, необходимо предугадывать, куда идти дальше, потому что человечество так далеко зашло вперёд в своём развитии, что ему требуется Данко, который покажет путь, будет освещать дорогу своим горящим и горячим сердцем. Именно такой и представляю миссию учителя. Но учитель не только сам должен быть генератором идей, его цель - научить своих учеников видеть необычное в обычном, уметь найти выход из любой ситуации, быть нестандартными. И это касается всего, чем бы ни занимался человек в жизни: выбора профессии, друзей, одежды, оформления интерьера и т. д.. А ведь всему этому так или иначе учит мой предмет — технология.

Для достижения цели вижу перед собой определённые задачи.

Во-первых, только здоровая физически и нравственно личность может радоваться жизни, реализоваться в полной мере, отсюда - культ здоровья. Как говорил Генрих Гейне: «Все здоровые люди любят жизнь» И это не значит, что ребёнок с каким-то физическим недостатком не может в полной мере быть востребованным, нужно духовное здоровье, которое поможет пережить все трудности, поможет найти себя. «Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства» Эпиктет

Во-вторых, невозможно стать личностью, не приложив к этому достаточно усилий, поэтому просто необходимо воспитывать в ребёнке с раннего детства культ труда,

когда труд является не обязанностью, не способом добывания средств к существованию, а радостью, путём развития, смыслом жизни. Помните притчу: три каменщика везут три одинаковые тачки с камнями. Каждого из них спросили: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Вожу камни». Второй сказал: «Кормлю семью». А третий заявил: «Строю собор».

Третья задача - научить учеников мыслить творчески, делать ежедневные открытия,

которые помогут в будущем совершать более серьёзные шаги в познании мира. « Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра» - Р. Роллан.

Научить детей творческому мышлению во многом мне помогает метод проекта, который я использую почти на каждом уроке. Есть и большие, серьёзные работы, представленные как на районных, так и областных конференциях и конкурсах. Вот названия лишь некоторых из них: «Геометрия в лоскуте», «Изучая символику Великобритании». Если говорить об интегративном подходе в педагогике, то мне удаётся совместить в одном проекте, казалось бы, несовместимые, на первый взгляд, науки: черчение и краеведение, этнография и геометрия, английский язык и география, история и дипломатия, и всё это через призму уроков труда. А о связи уроков технологии с жизнью (компетентностное ориентирование) и говорить не приходится.

В период господства административно-командной экономики в Советском Союзе производство одежды было ориентировано на среднего потребителя - все одинаковые, стандартные, выбора нет. Прошли десятилетия, мир изменился, изменился человек, его мировоззрение. Сегодня господствует рыночная экономика, а выбора все равно нет. И этот изменившийся человек не может в полной мере удовлетворять свои потребности. Посмотрите на людей, идущих по улицам: плохо сидящие одинаковые вещи, которые искажают пропорции фигуры, дешевые ткани, неаккуратный пошив. А ведь хочется одеваться оригинально и красиво, чтобы и костюмчик сидел, и обходилось это не в целое состояние. А ведь не получится! Пойди, попробуй, подбери в магазине нужную вещь!

«Каков выход?», - спросите вы. Научиться шить, разумеется. А этому обучают на уроках технологии. Здесь и швейные операции отрабатываются, и математические знания применяются (расчеты, пропорции фигуры), и абстрактное мышление развивается -конструирование без него невозможно, и знание истории и культуры просто необходимы. А значит, преподаватель не просто обучает чертить выкройки, прокладывать строчки или пришивать пуговицы, но по-настоящему «строит собор» - создает всесторонне развитую личность.

Знания и навыки, полученные на уроках, впоследствии могут стать и основой финансового благополучия семьи. Умение шить и вязать помогут сэкономить на покупных вещах в сложные периоды жизни. А еще человек может сам создать себе рабочее место, создавая удобную, оригинальную одежду и, таким образом, не зависеть от различных обстоятельств. А можно создавать не только одежду, но и бижутерию, аксессуары, интерьеры для себя и для других.

Сейчас взрослые люди платят огромные суммы, посещая различные дизайнерские курсы, курсы кройки и шитья. Но ведь этому можно научиться в школе и абсолютно бесплатно. А какие эмоции вызывает результат труда, например, тобою сшитый костюм! И если он удачен, а задача учителя сделать так, чтобы он был удачен, человеку хочется творить еще и еще!

В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование). «Определяющая функция проблемного обучения, — доказывал И. Я. Лернер, — это подготовка молодого поколения к творческому труду, к проявлению творческих потенций во всех сферах будущей деятельности. Без решения проблем и проблемных задач овладение опытом творческой деятельности неосуществимо... То, что достигается проблемным обучением, недостижимо никакими другими путями».

Четвёртая задача - добиться, чтобы ученик превзошёл учителя. Мир не стоит на месте тогда, когда ученик пойдёт дальше своего преподавателя, это закон жизни. Об этом же говорил ещё великий Леонардо до Винчи.

Пятая задача - и самая главная - дать ученику возможность испытать состояние успеха, потому что только через это состояние можно стать по-настоящему счастливым человеком, а ведь главное желание любого нормального человека - быть счастливым. Получается, цель моей педагогической деятельности - делать людей счастливыми. Значит, и я очень счастливый человек, потому что, по словам Дени Дидро, «самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».


 

Каширина Елена Константиновна, учитель технологии высшей квалификационной категории.

Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1»


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации