Эссе на тему «Моя педагогическая концепция»
Эссе на тему «Моя педагогическая концепция»
Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.
Дени Дидро
Реальность современного мира такова, что обществу требуется человек - архитектор новых, оригинальных идей. Это касается всех областей деятельности: науки, техники, искусства, медицины, педагогики. Нужен свежий, необычный взгляд на привычные вещи, необходимо предугадывать, куда идти дальше, потому что человечество так далеко зашло вперёд в своём развитии, что ему требуется Данко, который покажет путь, будет освещать дорогу своим горящим и горячим сердцем. Именно такой и представляю миссию учителя. Но учитель не только сам должен быть генератором идей, его цель - научить своих учеников видеть необычное в обычном, уметь найти выход из любой ситуации, быть нестандартными. И это касается всего, чем бы ни занимался человек в жизни: выбора профессии, друзей, одежды, оформления интерьера и т. д.. А ведь всему этому так или иначе учит мой предмет — технология.
Для достижения цели вижу перед собой определённые задачи.
Во-первых, только здоровая физически и нравственно личность может радоваться жизни, реализоваться в полной мере, отсюда - культ здоровья. Как говорил Генрих Гейне: «Все здоровые люди любят жизнь» И это не значит, что ребёнок с каким-то физическим недостатком не может в полной мере быть востребованным, нужно духовное здоровье, которое поможет пережить все трудности, поможет найти себя. «Кто крепок телом, может терпеть и жару, и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства» Эпиктет
Во-вторых, невозможно стать личностью, не приложив к этому достаточно усилий, поэтому просто необходимо воспитывать в ребёнке с раннего детства культ труда,
когда труд является не обязанностью, не способом добывания средств к существованию, а радостью, путём развития, смыслом жизни. Помните притчу: три каменщика везут три одинаковые тачки с камнями. Каждого из них спросили: «Что ты делаешь?» Один ответил: «Вожу камни». Второй сказал: «Кормлю семью». А третий заявил: «Строю собор».
Третья задача - научить учеников мыслить творчески, делать ежедневные открытия,
которые помогут в будущем совершать более серьёзные шаги в познании мира. « Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого костра» - Р. Роллан.
Научить детей творческому мышлению во многом мне помогает метод проекта, который я использую почти на каждом уроке. Есть и большие, серьёзные работы, представленные как на районных, так и областных конференциях и конкурсах. Вот названия лишь некоторых из них: «Геометрия в лоскуте», «Изучая символику Великобритании». Если говорить об интегративном подходе в педагогике, то мне удаётся совместить в одном проекте, казалось бы, несовместимые, на первый взгляд, науки: черчение и краеведение, этнография и геометрия, английский язык и география, история и дипломатия, и всё это через призму уроков труда. А о связи уроков технологии с жизнью (компетентностное ориентирование) и говорить не приходится.
В период господства административно-командной экономики в Советском Союзе производство одежды было ориентировано на среднего потребителя - все одинаковые, стандартные, выбора нет. Прошли десятилетия, мир изменился, изменился человек, его мировоззрение. Сегодня господствует рыночная экономика, а выбора все равно нет. И этот изменившийся человек не может в полной мере удовлетворять свои потребности. Посмотрите на людей, идущих по улицам: плохо сидящие одинаковые вещи, которые искажают пропорции фигуры, дешевые ткани, неаккуратный пошив. А ведь хочется одеваться оригинально и красиво, чтобы и костюмчик сидел, и обходилось это не в целое состояние. А ведь не получится! Пойди, попробуй, подбери в магазине нужную вещь!
«Каков выход?», - спросите вы. Научиться шить, разумеется. А этому обучают на уроках технологии. Здесь и швейные операции отрабатываются, и математические знания применяются (расчеты, пропорции фигуры), и абстрактное мышление развивается -конструирование без него невозможно, и знание истории и культуры просто необходимы. А значит, преподаватель не просто обучает чертить выкройки, прокладывать строчки или пришивать пуговицы, но по-настоящему «строит собор» - создает всесторонне развитую личность.
Знания и навыки, полученные на уроках, впоследствии могут стать и основой финансового благополучия семьи. Умение шить и вязать помогут сэкономить на покупных вещах в сложные периоды жизни. А еще человек может сам создать себе рабочее место, создавая удобную, оригинальную одежду и, таким образом, не зависеть от различных обстоятельств. А можно создавать не только одежду, но и бижутерию, аксессуары, интерьеры для себя и для других.
Сейчас взрослые люди платят огромные суммы, посещая различные дизайнерские курсы, курсы кройки и шитья. Но ведь этому можно научиться в школе и абсолютно бесплатно. А какие эмоции вызывает результат труда, например, тобою сшитый костюм! И если он удачен, а задача учителя сделать так, чтобы он был удачен, человеку хочется творить еще и еще!
В своей практической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса: индивидуальную, групповую, коллективную. Наиболее приемлемыми методами обучения считаю проблемные (беседа, проблемная ситуация, игра, обобщение), частично-поисковые (наблюдение, самостоятельная работа), исследовательские (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование). «Определяющая функция проблемного обучения, — доказывал И. Я. Лернер, — это подготовка молодого поколения к творческому труду, к проявлению творческих потенций во всех сферах будущей деятельности. Без решения проблем и проблемных задач овладение опытом творческой деятельности неосуществимо... То, что достигается проблемным обучением, недостижимо никакими другими путями».
Четвёртая задача - добиться, чтобы ученик превзошёл учителя. Мир не стоит на месте тогда, когда ученик пойдёт дальше своего преподавателя, это закон жизни. Об этом же говорил ещё великий Леонардо до Винчи.
Пятая задача - и самая главная - дать ученику возможность испытать состояние успеха, потому что только через это состояние можно стать по-настоящему счастливым человеком, а ведь главное желание любого нормального человека - быть счастливым. Получается, цель моей педагогической деятельности - делать людей счастливыми. Значит, и я очень счастливый человек, потому что, по словам Дени Дидро, «самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей».
Каширина Елена Константиновна, учитель технологии высшей квалификационной категории.
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каргасокская средняя общеобразовательная школа-интернат № 1»