Мастер-класс «Мультипликационная физкультминутка методом перекладки при помощи доступных программ Power Point и Windows Movie Maker»
Мультипликационная физкультминутка методом перекладки при помощи доступных программ Power Point и Windows Movie Maker. Мастер- класс.
Автор: Садварий Жанна Владиславовна, учитель изобразительного искусства МБОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска
Цель: формировать представление о способах и этапах создания мультипликационного ролика методом перекладки.
Задачи:
· Формировать представление о способах создания мультипликации;
· Пополнять методическую базу педагогов новыми мультипликационными физминутками;
· Совершенствовать навыки работы в программах Power Point и Windows Movie Maker ;
В качестве небольшого вступления.
Подготовка к открытому уроку - дело сложное. Когда уже основательно продуманы основные этапы, определены практические задания, создана презентация, обязательно вспоминаешь про физминутку. Традиционно, на обычных уроках физминутки проводят у нас сами дети, но на открытом уроке хочется порадовать ребят чем-то новеньким, и тут на помощь приходит мультипликация. Конечно, можно, недолго думая , найти подходящую зарядку и в интернете, но я предлагаю сделать ее самим. Естественно, для серьезного мультфильма нужны профессиональные программы и целый штат мультипликаторов. Но простой любительский ролик может получиться при помощи общедоступных программ Power Point и Windows Movie Maker , несложных навыков в рисовании и при горячем желании получить результат.
Что такое мультипликационный способ перекладки
Трудно найти человека, который не любил бы мультфильмы. Они бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые, созданные при помощи 3D анимации. Одним из самых древних способов создания мультипликационного изображения является перекладная анимация.
Перекладная анимация (перекладка) — это техника создания мультфильма, при которой художник создает анимацию посредством передвижения отдельных частей персонажа или элемента (голова, шея, кисть руки…). В технике перекладной анимации сделано множество наших любимых мультфильмов.
Этапы мастер-класса
1 этап - вынашиваем идею.
Образ мультипликационного героя, который будет проводить веселую зарядку, зависит от темы урока. Мне предстоял открытый урок на тему русского народного искусства, поэтому я выбрала лисицу в русском народном костюме (коты, зайцы, собаки уже были), а соответственно в качестве музыки я выбрала плясовую. Если герой не привязан к теме урока, я обычно начинаю с выбора музыки, она задает стиль, ритм движений. Обдумывая, то, как будет двигаться герой, нужно помнить, что у любой физминутки есть четкая цель- снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием.
Если вы знакомы с СанПином, то знаете, что там представлены целые комплексы упражнений на развитие разных групп мышц, можно заглянуть туда, но чтобы физминутки не были однообразными можно разбавить комплекс танцевальными движениями в соответствии с музыкой.
Итак, мы представили себе внешний образ героя и попытались мысленно представить себе, какие движения он будет делать под музыку.
2 этап- рисуем героя.
Мы будем создавать ролик методом перекладки, а соответственно рисовать надо отдельные части героя: головы в разных разворотах, руки и ноги в разных движениях, туловище с наклонами и поворотами и без. Вот как, примерно, может выглядеть такой рисунок. Вы скажете ,что не умеете рисовать? Не обязательно вырисовывать все детально, можно сделать простое изображение даже из геометрических фигур. Если совсем не получается, то можно воспользоваться данным рисунком папку с уже вырезанными фрагментами размещаю ниже.
3 этап- фотосъемка
Прежде, чем рассказывать о том, как я обычно делаю раскадровку, немного расскажу , как этот этап выполняется в мультипликации. Для создания профессиональной перекладки необходимо иметь специальный мультстанок , состоящий из стекол, закрепленных на разном расстоянии. На стекло снизу прикрепляется фон, а детали героя вырезаются, размещаются на стекле и перемещаются в соответствии с тем движением, которое вы хотите передать. Камера стационарно закреплена. Так покадрово снимается мультфильм.
Картинка с сайта http://forstory.ru/mult-kp-krd
Но мультстанка у меня нет, а попытки вырезать и снимать привели не к лучшему результату. Я нашла для себя более удобный способ выполнения раскадровки. Итак, просто фотографируем отдельные части рисунка. При съемке надо помнить, что желательно сделать все фото при одинаковом освещениии лучше при естественном.
4 этап- создаем рисунки без фона в формате PNG в программе Power Point
Чтобы расположить героя на фон, и при этом удобно было перемещать его руки и ноги для передачи движения, необходимо перевести все сфотографированные части в формат PNG, то есть картинку без фона. Для этого нам необходима программа Power Point 2010 или более поздние ее версии. В Power Point 2007 функции « Удаление фона» нет. Открываем презентацию , создаем пустой слайд и вставляем туда сфотографированные части героя. Советую вставлять не все сразу, а постепенно. Выделяем картинку и находим во вкладке меню Работа с рисунками -Удалить фон.
При нажатии «Удалить фон» нам откроется панель, при помощи которой мы можем сохранить необходимое изображение и убрать фон. Обычно я выбираю команду «Пометить область для сохранения» и перечеркиваю изображение, чтобы оно стало видимым. Важно не забыть «Сохранить изображение»
Далее кликаем правой клавишей мыши по изображению и сохраняем его в формате PNG.
Так проделываем с каждым изображением необходимым для создания раскадровки и получаем картинки в формате PNG.
5 этап-Начинаем делать раскадровку.
Раскадровкой называется последовательное соединение кадров с разными фазами движений. Раскадровку будем делать при помощи еще одной презентации. Создаем презентацию.Теперь нам нужен фон, на котором герой будет двигаться.У меня перед открытым уроком не было возможности нарисовать фон, поэтому я выбрала картинку с лесом в интернете . Выбирая фон, важно помнить, что он не должен отвлекать внимание зрителя, а герой должен хорошо выделяться на фоне. Поэтому я притемнила фоновую картинку, а героя наоборот высветлила. Итак, заливаем фон на слайд и вставляем части нашего героя.Специально на картинке растянула отдельные части.
Фон для мультика ссылка
https://www.imperiumtapet.com/tapeta/147972/fantasy
Соединяем части нашего героя, определяем положение рук и ног. Лисица одну лапку поставила на пояс другу подняла к плечу.
Копируем слайд. Чтобы она аналогично подняла вторую лапку на скопированном слайде удаляем изображение той лапки, что на поясе, а вместо нее копируем ту лапку, что у плеча и переворачиваем ее слева направо. Для этого выделяем изображение, входим во вкладку Работа с рисунками -Повернуть- отразить слева направо. Можно немного повернуть голову лисичке, чтобы движение стало интереснее. При этом надо помнить, что саму фигуру желательно не сдвигать с места, иначе изображение будет дергаться.
Копируем слайд. Аналогично меняем движение лап, заменяя их изображение. К примеру, лисица подняла лапы вверх.
А тепреь обратно. Так, постепенно в презентации получается много слайдов с большим количеством фаз движений.Чем сложнее раскадровка тем качественнее передача движения в ролике.При перемещении отдельных деталей героя могут появляться сложности со слоями, тогда можно воспользоваться возможностью делать отдельные части невидимыми.Вкладка Главная- Выделить – Область выделения.
6 этап-сохраняем слайды в формате картинки
Когда презентация с разными фазами движения готова, необходимо каждый слайд сохранить как картинку. Способов сделать это много, но не все дают в итоге качественное изображение. Я пользуюсь следующим.
Выделяем любой фрагмент изображения, затем входим во вкладку Главная- Выделить- Выделить все. Кликом правой клавишей мыши вызываем контекстное меню-сохранить как и сохраняем в формате JPEG.
Таким образом,сохраняем каждый слайд и получаем картинки раскадровки.Моя раскадровка для минутного ролика получилась из 96 слайдов.
7 этап- работаем с программой Windows Movie Maker
Windows Movie Maker –это бесплатная и удобная программа, которую можно без проблем скачать и установить на компьютер.
Открываем Movie Maker, находим Добавить видео и фотографии и указываем путь к папке с раскадровкой. Выделяем нужные картинки и вставляем их. Здесь не все 96 кадров, это просто пример.
Далее вставляем музыку, для этого находим Добавить музыку и указываем папку с заранее подготовленным музыкальным файлом.
Каждый кадр по умолчанию выставлен в этой программе на 7 секунд поэтому лисица начнет двигаться очень медленно. Нам же нужно ускорить движение в соответствии с музыкой. Для этого выделяем картинку и входим Средства работы с видео- правка- длительность.
Для начала выставляем каждый кадр на 1 секунду, а дальше слушаем музыку и смотрим, как движется наш героиня. Плясовая в моем ролике начинается медленно, затем ускоряется, поэтому я уменьшаю время кадра на доли секунды, пробую, слушаю и смотрю. Здесь все зависит от ритма музыки и движений под нее.
Когда результат удовлетворяет, необходимо сохранить фильм.
Вот, что в итоге получилось.
Создание мультипликации это трудоемкий, но увлекательный процесс. Надеюсь, мастер-класс окажется полезным. Хотелось бы познакомиться с опытом коллег в этой области.
вырезанные детали для раскадровки в формате PNG
RAR / 8.32 Мб
Горбачёва Марина Юрьевна
Садварий Жанна Владиславовна
Горбачёва Марина Юрьевна
Семяшкина Ирина Васильевна
Садварий Жанна Владиславовна
Устинова Валентина Ивановна
Садварий Жанна Владиславовна
Белянина Светлана Николаевна
Садварий Жанна Владиславовна
Перминова Елена Федоровна
Красильникова Ирина Сергеевна
Садварий Жанна Владиславовна
Янова Татьяна Викторовна
Марголис Ольга Викторовна
Садварий Жанна Владиславовна
Марголис Ольга Викторовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Садварий Жанна Владиславовна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кадырова Ольга Игоревна