Дополнительная общеразвивающая программа «Мультяшка»
Муниципальное образование - Черепановский район Новосибирской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Черепанова» |
|
|
Рассмотрено на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ№1 г.Черепанова» протокол № 1от 28.08.2023 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «СОШ№1г.Черепанова» __________С.А. Смольникова
|
|
Дополнительная общеразвивающая программа «Мультяшка» Стартовый уровень техническая направленность Возраст обучающихся: 9-11 лет Срок реализации: 1 год
|
|
|
|
|
Составитель:
Бочкарева Ольга Николаевна,
педагог-организатор
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ№1 г. Черепанова»
г.Черепаново
2023
Содержание
Раздел1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………….2
1.2.Цели и задачи программы……………………………………………………..3
1.3.Содержание программы. .Учебный план……...................................................4
1.4. Планируемые результаты..……………………………………………………8
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график……………………………………….…..…….9
2.2.Условия реализации программы………………………………………..….…..9
2.3. Формы аттестации………………………………................……………….….10
2.4Оценочные материалы………………………………….......…………….….....11
2.5. Методические материалы…………………………......…………………...….12
2.6. Рабочая программа воспитания…………………....………………………….14
2.7. Календарный план воспитательной работы…………………………….........18
2.8. Литература.............................................................................................................20
2.9 Приложение............................................................................................................22
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мультяшка» имеет техническую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей в анимационной деятельности с учетом их возможностей. .
Актуальность программы обусловлена ее технической значимостью. Учащиеся приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации научит планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультяшка» стала результатом педагогического поиска эффективной формы детского творческого коллектива и организации его жизнедеятельности через широкую палитру видов творческой деятельности.
Отличительные особенности программы: в программе «Мультяшка» создание конечного творческого продукта рассматривается как проект. Применение проектного метода обучения позволяет решить сложную проблему интеграции разных предметных областей (искусства и технической деятельности) достаточно естественным путем.
Отличительной особенностью программы «Мультипликация» является выделение технической стороны создания мультфильма.
Основной идеей, отличающей данную программу, является повышение уровня владения компьютерными технологиями через освоение наиболее доступного для детей направления в мультипликации Windows Movie Maker. Симбиоз технического и экранного творчества через решение творческих задач техническими средствами способствует развитию у детей креативности и формированию базовых технических компетенций.
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста 9-11 лет (1-4 класс) и разработана с учетом возрастных особенностей.
Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности – учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи , находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Объем и сроки реализации программы:
Программа является краткосрочной.
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Общий объем часов - 36.
Форма обучения: очная
Язык обучения: русский
Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Особенности организации образовательного процесса:
-форма реализации образовательной программы - традиционная;
-организационные формы обучения - фронтальная, групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Группы формируются из обучающихся одного возраста. Количество обучающихся в группе-18 человек.
Режим организации занятий:
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Общее количество часов в неделю – 1 часа.
Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часа.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей и начальных технических навыков у детей младшего школьного возраста посредством организации занятий по мультипликации.
Задачи по её достижению:
Личностные задачи:
формирование морально-этических норм поведения;
развитие навыков идентифицировать себя членом творческого объединения;
развитие усидчивости, памяти, внимания, образного и логического мышления;
воспитание культуры поведения и речи.
Метапредметные задачи:формирование интереса к учебной деятельности;
формирование устойчивой мотивации к занятиям;
расширение общего кругозора;
формирование потребности в чтении;
развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей.
формирование навыков совместной деятельности;
формирование коммуникативной компетентности.
формирование мотивации к творческой и социально-полезной деятельности;
формирование установки на достижение конечного результата.
Предметные задачи: Теоретическая подготовка:
знает основные принципы мультипликации;
знает этапы разработки сценария;
знает этапы разработки персонажа;
знает основы покадровой съемки;
знает основы видеомонтажа;
знает основы озвучивания фильма;
Практическая подготовка:умеет придумывать персонажей и сюжет;
умеет управлять объектами на съемочной площадке;
умеет монтировать видео;
умеет озвучивать фильм;
владеет основными техническими навыками работы с оборудованием: освещения, съемки, озвучивания, монтажа
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации (контроля) |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Теоретические основы мультипликации ( 9 часов) |
||||
1.1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
беседа |
1.2 |
Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
1 |
0 |
Беседа, опрос |
1.3 |
Откуда и как появился пластилин. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Практическая работа.
|
1.4 |
Основы мультипликации |
1 |
1 |
0 |
беседа
|
1.5 |
Знакомство с понятиями: Жанр. Сюжет. Сценарий. |
1 |
1 |
0 |
Беседа
|
1.6 |
Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания. |
1 |
0 |
1 |
Наблюдение, беседа
|
1.7 |
История анимации. Кинеограф. Комиксы. |
1 |
1 |
0 |
Беседа, наблюдение |
1.8 |
История устройств изотроп, фенатископ. |
1 |
1 |
0 |
Наблюдение, беседа |
1.9 |
Видеоанимация, компьютерная анимация. |
1 |
1 |
0 |
Наблюдение, беседа |
2 |
«Первые шаги к созданию мультфильма» (14 часов) |
||||
2.1 |
Написание собственного сюжета и сценария. |
1 |
0 |
1 |
Творческое задание |
2.2 |
Устное описание героев мультфильма. Создание героев на бумаге. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Творческое задание |
2.3 |
Изготовление объемных пластилиновых персонажей , декораций. |
3 |
1 |
2 |
Творческое задание |
2.4 |
Подборка музыки для мультфильма. |
1 |
0 |
1 |
Творческое задание |
2.5 |
Репетиция озвучивания текстов мультфильма по ролям. |
1 |
0 |
1 |
Творческое задание |
2.6 |
Озвучивание текстов. |
1 |
0 |
1 |
Творческое задание |
2.7 |
Съемка мультфильма |
6 |
1 |
5 |
Творческое задание |
3 |
Монтаж мультфильма(13) |
||||
3.1 |
Знакомство с работой в программе Windows MovieMaker. |
3 |
0 |
3 |
Беседа, творческое задание |
3.2 |
Монтаж мультфильма из отдельных кадров. |
6 |
0 |
6 |
Творческое задание |
3.3 |
Наложение звуковых эффектов. |
3 |
0 |
3 |
Творческое задание |
3.4 |
Подведение итогов |
1 |
0 |
1 |
Презентация мультфильмов |
|
Всего часов |
36 |
8 |
28 |
|
Содержание программы
1. Теоретические основы мультипликации
Вводное занятие (1 час)
Теория. Знакомство со студией (кабинетом) мультипликации «Мультяшка». Знакомство с планом работы. Порядок и содержание занятий, демонстрация мультфильма.
1.2 Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности ( 1 час)
Теория: знакомство с планом работы объединения. Инструктаж по ТБ.
Правила поведения в кабинете во время занятий. Инструктаж по технике безопасности Условия безопасной работы.
1.3. Откуда и как появился пластилин. (1 час)
Теория: История появления пластилина. Знакомство с различными видами пластилина и его свойствами .
Практика: Наблюдение за свойства пластилина. Изготовление пластилина из подручных материалов.
Приложение 1.
1.4. Основы мультипликации ( 1 час)
Теория: Знакомство с понятиями «мультипликация», «анимация» - словарная работа. Просмотр презентации и обсуждение. Обсуждение правил безопасности при работе с ножницами. Знакомство с видами мультипликации (презентация). Просмотр и обсуждение мультфильмов.
1.5. Знакомство с понятиями: Жанр. Сюжет. Сценарий. ( 1 час)
Теория: Знакомство с жанрами произведение, поиск сюжета в художественной литературе. Обсуждение сценариев к прочитанным произведением.
1.6. Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания. (1 час)
Практика: продолжение знакомства с видами мультипликации. Просмотр мультфильмов, анализ их содержания.
1.7. История анимации. Кинеограф. Комиксы. (1 час).
Теория: просмотр презентации история анимации. Знакомство с кинеографом, с первопроходцами в анимации, со студией Союзмультфильм.
1.8. История устройств изотроп, фенатископ. (1 часа)
Теория: знакомство с устройствами изотроп и фенатископ.
Видеоанимация, компьютерная анимация. (1 час)
Теория: Что такое компьютерная анимация простыми словами. Виды анимированной графики. Где используется 2D- и 3D-анимация, примеры. Компьютерная анимация в прошлом и сегодня.
2.«Первые шаги к созданию мультфильма» (14 часов)
2.1. Написание собственного сюжета и сценария. (1 час)
Теория: Структура сценария: последовательность событий, точки истории, мораль истории.
Практика: Просмотр и анализ мультфильмов. Чтение и анализ сказок, рассказов. Написание сценария на основе литературного произведения.
Приложение 2.
2.2.Устное описание героев мультфильма. Создание героев на бумаге.(1 час)
Теория: Характер персонажа. Геометрия персонажа. Внутренние и внешние особенности. Желания и потребности персонажа.
Практика: создание эскизов героев.
2.3.Изготовление объемных пластилиновых персонажей декораций по разработанным ранее эскизам. ( 3 час)
Теория: Эмоции: и их невербальная передача. Рефлекторные и обдуманные движения. Жестикуляция.
Практика: Просмотр и анализ мультфильмов, наблюдение за окружающими людьми, самонаблюдение, прорисовывание эмоций.
2.4. Подборка музыки для мультфильма. (1 час)
Практика: подборка музыкального сопровождения для мультфильмов из интернета.
2.5. Репетиция озвучивания текстов мультфильма по ролям. (1 час)
Теория: Речь персонажей. Звуковые эффекты.
Практика: Просмотр и анализ мультфильмов, звукозапись.
2.6. Озвучивание текстов. (1 час)
Практика: Речь персонажей. Звуковые эффекты.
2.7. Съемка мультфильма (6 часов)
Теория: Длина кадра. Хронометраж мультфильма. Понятие «живая мультипликация». Знакомство с работой Документ камеры.
Практика: покадровая съёмка.
Приложение 3. Панель камеры.
3. Монтаж мультфильма(13)
3.1. Знакомство с работой в программе Windows MovieMaker. ( 3 часа)
Теория: Основы работы в программе для видеомонтажа. Скорость кадра, длительность фотографии. Видеопереходы. Титры.
Практика: работа в видеоредакторе Windows MovieMaker.
3.2. Монтаж мультфильма из отдельных кадров. ( 6 часов)
Практика: Монтаж мультфильма из отдельных кадров в программе Windows MovieMaker .
3.3. Наложение звуковых эффектов. ( 3 часа)
Практика: наложение звуковых эффектов в программе Windows MovieMaker .
3.4. Подведение итогов
Практика: Обсуждение планов на будущее. Награждение наиболее отличившихся детей.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при групповом и совместном творческом взаимодействии;
-овладение правилами поведения на занятиях;
- умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для обучающегося видах творческой и игровой деятельности;
Метапредметные резульаты:
В результате реализации программы у обучающихся будет развита способность:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение работать в информационной среде в соответствии с содержанием программы.
Предметные результаты:
В результате реализации программы обучающиеся будут знать
-формирование представлений о видах анимационных техник;
- формирование первоначальных представлений о законах развития сюжета и правилах драматургии;
-овладение навыками сценической речи при звуковом сопровождении мультфильмов;
- приобретение знаний о способах «оживления», т.е. движения мультипликационных героев на экране и умений применять их для создания мультипликационных фильмов.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- создавать и защищать творческие проекты по созданию мультфильма.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения (уровень) |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год обучения |
01 сентября 2023 г. |
31 мая 2024г. |
36 |
36 |
36, 1час в неделю |
1 раз в нед. по 1 часу |
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
кабинет, соответствующий требованиям СанПиН;
Перечень оборудования:
ученические столы (15 штук);
стулья (30 штук);
магнитная доска;
стеллажи для хранения дидактических пособий творческих работ;
Перечень технических средств:
компьютер;
ноутбук;
мультимедийный проектор;
экран;
документ камера
сканер;
аудиоаппаратура;
микрофоны;
Перечень материалов, необходимых для занятий:
картонные основы для декораций
пластилин;
художественная литература
Информационное обеспечение:
Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск,2008 г.
Бэдли Х. Как монтировать любительский фильм. Искусство / Х. Бэдли. - Москва–1971г.
Велинский Д.В. Технология процесса производства мультфильмов в техниках перекладки.
Леготина С.Н. Элективный курс «Мультимедийная презентация.
Компьютерная графика.– Волгоград, ИТД «Корифей»,2006г. 10. Пунько Н.П., Дунаевская О.П. Секреты детской мультипликации: перекладка.М.–2017.
Кадровое обеспечение: Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, владеющий коммуникативно-информационными технологиями, прошедший обучение по программе «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности»
2.3.Формы аттестации
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей предметным УУД, но и развитие личностных качеств, поэтому в системе диагностики учитываются три группы показателей:
● учебные, фиксирующие предметные результаты, достигнутые в процессе освоения образовательной программы (мониторинг уровня обученности);
● личностные, выражающие изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в объединении;
● метапредметные результаты, раскрывающие формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
2.4. Оценочные материалы
На основании избранных форм проведения аттестации и контроля для каждого этапа педагогами подобраны из существующих или разработаны авторские оценочные материалы.
На этапе вводного контроля фронтальная беседа проводится по составленным педагогами примерным вопросам. (Приложение 3)
Текущий контроль осуществляется на протяжении всего учебного года посредством отслеживания результатов выполнения каждым учащимся практических работ и творческих заданий в соответствии с учебным планом. Учитывается степень активности учащихся в конкурсной и проектной деятельности.
Итоговая творческая работа представляет собой проект создания собственного мультипликационного фильма. Она может выполняться как индивидуально, в парах, так и в микрогруппах. В специально отведенное время происходит защита итоговых проектов. Творческие работы
демонстрируются всем учащимся творческого объединения и оцениваются педагогом по разработанным критериям (Приложение 4).
Мониторинг результатов освоения образовательной программы в целом проводится по методике В.Симонова (Приложение 5).
Система оценки:
1–3 балла – минимальный уровень освоения программы (информационный)
4–7 баллов – средний уровень освоения программы (репродуктивный) 8–10 баллов – максимальный уровень освоения программы
(творческий)
2.5. Методические материалы
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Информационно-рецептивный: беседа, просмотр мультфильмов.
Эвристический: совместное обсуждение работ учащихся, анализ собственной работы.
Репродуктивный: выполнение работы по теме, следование за педагогом в технике выполнения.
Проектный: выполнение самостоятельной деятельности, которая направлена на достижение конкретной цели по созданию мультфильмов.
Педагогические технологии:
При реализации программы используются педагогика сотрудничества, основываясь на следующие технологии:
личностно – ориентированные технологии;
групповые технологии;
технология коллективно-творческой деятельности;
коммуникативная технология обучения;
игровые технологии.
Информационные технологии
Формы организации учебного занятия:
В соответствие с профилем программы используется групповая форма организации образовательного процесса. Занятия проводятся со всем составом объединения. В рамках групповых занятий возможно применение индивидуальных заданий и организацией работы в подгруппах (2-3 человек).
Алгоритм учебного занятия:
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный.
Задача: Выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: Проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового
содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей
IV этап - основной. В качестве основного этапа выступают следующие:
1 Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. При усвоении новых знаний используются задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действий.
Применяются тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности
VI этап - итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап - рефлексивный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
VIIIэтап: информационный.
Определение перспективы следующих занятий.
Задача: обеспечение понимания цели, содержания логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы:
видеофильмы;
Видеоролики;
слайдовые презентации, иллюстрации к темам программы.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания личностное развитие школьников, проявляющееся: в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям.
Задачи воспитания:
способствовать усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
развивать интерес к технике как объекту творчества
сформировать у учащихся убежденность в необходимости работать в команде;
совершенствовать культуру поведения участников в команде.
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
организовать работу с семьями школьников, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Особенности воспитательного процесса в МАОУ "СОШ№1 г. Черепанова"
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание
патриотическое воспитание
духовно-нравственное воспитание
эстетическое воспитание
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности планируются, по модулям:
Обязательные (инвариантные модули) |
Урочная деятельность Внеурочная деятельность Классное руководство Основные школьные дела Внешкольные мероприятия Организация предметно-пространственной среды Взаимодействие с родителями Профилактика и безопасность Социальное партнёрство Самоуправление Профориентация
|
Миссия школы - создать благоприятные условия для развития каждого обучающегося через организацию всевозможных видов деятельности.
Стержнем годового цикла воспитательной работы МАОУ "СОШ№1 г. Черепанова" являются общешкольные дела. Традиционные мероприятия, проводимые в течение учебного года, которые позволяют привлечь большое количество обучающихся к различным видам деятельности.
Воспитание в школе – это процесс формирования личности ребенка, в котором непосредственно участвуют педагоги школы, школьники, их родители и социум. Основные принципы сотрудничества педагогов и детей, которые неукоснительно соблюдает наша школа, обеспечивают:
соблюдение законности и прав детей и их семей;
соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье;
создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды как для детей, так и для взрослых;
создание детско-взрослых объединений;
проведение КТД;
системность, целесообразность и оригинальность воспитательных мероприятий.
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования, педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока; через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания области и района, экскурсионной и творческой деятельности.
Школа поддерживает тесные связи с другими образовательными и общественными учреждениями района и области. Активно взаимодействует с социальными структурами, что позволяет комплексно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.
Расширение вариативности взаимодействия с партнёрами делает систему образования в школе более открытой, тем самым создаёт предпосылки к обеспечению качества образования.
Содержание обучения.
В программе делается акцент на становление личности
школьника, его познавательную, речевую, творческую активность - это информационно-коммуникационные технологии, в том числе и мультфильмы. С появлением современных технологий увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, может каждый ребенок. Создавая анимационный фильм, ребенок становится художником, сценаристом, актером, оператором и даже монтажером, учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата. Рисуя героев мультипликационного фильма, создавая декорации, делая аппликации, вырезая силуэты, рисуя красками, фломастерами, песком ребенка раскрываются творческие задатки, развиваются коммуникативные способности и лидерские качества.
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
• учебные занятия и тематические классные часы;
• работа с родителями по воспитанию культуры поведения;
• проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, акций, выставок детского творчества и т. д.);
• сотрудничество с библиотеками .
Планируемые результаты:
У учащихся будут сформированы представления о базовых национальных ценностях российского общества.
Появится стабильный интерес обучающихся к изучению мультипликации.
Увеличится массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
Повысится результативность участия в школьных, районных, и Всероссийских конкурсах.
Сформируется умение организовывать, координировать и управлять деятельностью школьного детского объединения, самостоятельность в творческой деятельности.
Учащиеся приобретут опыт социально- практической деятельности.
Повысится мультипликационная и педагогическая культура родителей, что способствует совершенствованию семейного воспитания на примерах традиций семьи, усилению роли семьи в воспитании детей.
2.7. Календарный план воспитательной работы
№ пп |
Название мероприятия, события |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
конкурс детской анимации
|
размещение проектов на сайте https://www.multashkino.ru/ |
ноябрь |
2 |
Международный конкурс для детей |
https://zamoktalantov.ru/?yclid=3321135854984626175 |
декабрь |
3 |
Выставка творческих работ (декораций, героев) |
Школьная выставка |
март |
4 |
VI-ой Всероссийский открытый конкурс мультфильмов с международным участием для детей и взрослых «Мир анимации»
|
https://gorod-future.ru/konkursy/konkurs-mir-animacii |
март |
5 |
III-ий Международный открытый конкурс детских мультфильмов «Весёлая анимация»
|
https://www.vershina-masterov.ru/konkursy/vesyolaya-animaciya
|
апрель |
6 |
Всероссийский конкурс «Мир мультфильмов»
|
https://seraya-caplya.ru/vserossijskie-konkursy/tvorcheskij-konkurs-multfilmov.html
|
май |
7 |
Творческий отчет |
Демонстрация проектов одноклассникам |
май |
2.8. Литература
Нормативные документы:
1.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июня 1998 г. № 124-ФЗ;
2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Литература, использованная при составлении программы:
1.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.
2.Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
3. Ю. Красный, Л. Курдюкова «Мультфильм своими руками».
4.Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.
5.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.
6. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками»
Литература для обучающихся:
Пунько Н.П., Дунаевская О.П. «Секреты детской мультипликации: перекладка». М., Издательство Линка-ПРЕСС, 2017г.
Почивалов А. В. «Пластилиновый мультфильм своими руками». Издательство Эксмо, 2017 г.
Анна Милборн Я рисую мультики. М.: Издательство Росмэн, 2003г.
Иванова Ю.Н. «Мультфильмы. Секреты анимации». Издательство: Настя и Никита, 2017 г.
А.И. Плотникова Семейная мультипликация в действии. Практическое руководство. Изд. система Ridero, 2018г.
Уолтер Фостер «Основы анимации», учебное пособие. Издательство «АСТ», 2003г. (электронная библиотека)
Марк Саймон «Как создать собственный мультфильм. Анимация двумерных персонажей». М.: НТ Пресс., 2006г.
Игнатова. Вектор пластилина.- М.: Отдельное издание, 2013. – 143 с.
Нагибина М. Волшебная азбука. Анимация от А до Я. -М.: Перспектива, 2011. – 148
Интернет – источники
https://vk.com/topic-130889133_39127437
https://www.youtube.com/playlist?list=PLI2O1Nat6AzlUlhE12nkOGO4OtLIeJn5u
https://zamoktalantov.ru/?yclid=3321135854984626175
https://gorod-future.ru/konkursy/konkurs-mir-animacii
https://www.vershina-masterov.ru/konkursy/vesyolaya-animaciya
https://seraya-caplya.ru/vserossijskie-konkursy/tvorcheskij-konkurs-multfilmov.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.9
Приложение 1. Задания для групп
2 ГРУППА
Задание 1. Возьмете 2 разных цвета пластилина. Смешайте их. Что произошло? Сделайте вывод, запишите его.
ВЫВОД:
Задание 2. Возьмите пластилиновый шарик и чашку с водой. Опустите его в воду. Что произошло? Сделайте вывод, запишите его.
ВЫВОД:
Задание 3. Раскатайте пластилин на дощечке, а затем потяните за концы. Что произошло? Сделайте вывод, запишите его.
ВЫВОД:
3 ГРУППА
Задание. Создайте свой пластилин из подручных средств.
В чашку насыпьте 1 стакан соли, половину стакана муки, воду добавляйте понемногу!!! Непрерывно мешайте ложкой. Вымешайте руками. Пластилин готов.
Если есть время, слепите из него что-либо.
Приложение 2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Этапы работы над сценарием ( карточки ):
Задача: Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.
-выбор темы;
-подбор и обработка материала;
-поиск сценарного хода;
-написание сценария;
-четкая формулировка заданий-вопросов.
Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.
Приложение 3
Примерные вопросы фронтальной беседы
Что такое мультипликация?
Что вы знаете о создании мультфильмов?
Какие бывают мультфильмы?
Пробовали ли вы сделать свой мультфильм?
Как много времени вы проводите за компьютером?
Какими компьютерными программами и с какой целью пользуетесь?
Приходилось ли вам пользоваться фото-, видеоаппаратурой, инструментами для записи и воспроизведения звука (диктофон, микрофон)?
Любите ли вы рисовать, лепить, мастерить? Какими видами творчества увлекаетесь?
Вы предпочитаете работать индивидуально, в паре или группе? Почему? 10.Чего вы ожидаете от обучения ?
Приложение 4
Итоговая творческая работа
Описание.
Итоговая творческая работа представляет собой проект создания собственного мультипликационного фильма. Учащиеся выполняют работу индивидуально, в парах или микрогруппах по желанию.
Тему, сюжет, персонажей, технику выполнения и т.д. учащиеся выбирают и прорабатывают самостоятельно в соответствии с изученными по программе материалами.
Форма оценки.
Работа оценивается педагогом по 10-бальной шкале в соответствии с критериями.
1–3 балла – низкий уровень выполнения работы; 4–7 баллов – средний уровень выполнения работы; 8–10 баллов – высокий уровень выполнения работы.
Критерии оценки.
Педагогом оценивается степень самостоятельности и качество операций по созданию мультфильма на различных этапах:
сценарный процесс: идея и оформление сюжета, разработка раскадровки, изготовление персонажей;
съемочный процесс: работа с камерой, работа с программой для съемки, покадровая съемка;
монтажный процесс: работа с оборудованием для звукозаписи, работа с программой для видеомонтажа.
Итог.
Все учащиеся, успешно выполнившие итоговую творческую работу, получают сертификаты об окончании обучения.
Приложение 5
Десятибалльная шкала оценивания степени обученности по программе (по В.П. Симонову)
10-бал. шкала |
Теоретические параметры оценивания |
Практические параметры оценивания |
1 балл Очень слабо |
Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. |
Присутствовал на занятиях, слушал, смотрел. |
2 балла Слабо |
Отличает какое-либо явление, действие или объект от их аналогов в ситуации, при визуальном предъявлении, но не может объяснить отличительные признаки. |
Затрудняется повторить отрабатываемое учебное действие за педагогом |
3 балла Посредствен но |
Запомнил большую часть учебной информации, но объяснить свойства, признаки явления не может. |
Выполняет действия, допускает ошибки, но не замечает их. |
4 балла Удовлетвори тельно |
Знает изученный материал, применяет его на практике, но затрудняется что-либо объяснить с помощью изученных понятий. |
Выполняет учебные задания, действия не в полном объёме. Действует механически, без глубокого понимания. |
5 баллов Недост. хорошо |
Развёрнуто объясняет, комментирует отдельные положения усвоенной теории или её раздела, аспекта. |
Чётко выполняет учебные задания, действия, но слабо структурирует свою деятельность, организует свои действия. |
6 баллов Хорошо |
Без особых затруднений отвечает на большинство вопросов по содержанию теоретических знаний, демонстрируя осознанность усвоенных понятий, признаков, стремится к самостоятельным выводам. |
Выполняет задания, действия по образцу, проявляет навыки целенаправленно- организованной деятельности, проявляет самостоятельность. |
7 баллов Очень хорошо |
Четко и логично излагает теоретический материал, хорошо видит связь теоретических знаний с практикой. |
Последовательно выполняет почти все учебные задания, действия. В простейших случаях применяет знания на практике, отрабатывает |
|
|
умения в практической деятельности. |
8 баллов Отлично |
Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и основных её составляющих, применяет её на практике легко, без затруднений. |
Выполняет разнообразные практические задания, иногда допуская несущественные ошибки, которые сам способен исправить при незначительной (без развёрнутых объяснений) поддержке педагога. |
9 баллов Великолепно |
Легко выполняет разнообразные творческие задания на уровне переноса, основанных на приобретенных умениях и навыках. |
С оптимизмом встречает затруднения в учебной деятельности, стремится найти, различные варианты преодоления затруднений, минимально используя поддержку педагога. |
10 баллов Прекрасно |
Способен к инициативному поведению в проблемных творческих ситуациях, выходящих за пределы требований учебной деятельности. |
Оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике. Формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков. |
Приложение 6
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по дополнительной общеразвивающей программе
"Мультяшка"
на 2023-2024 учебный год
Дата проведения занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма контроля |
|
06.09.2023 |
Вводное занятие |
1 |
беседа |
|
13.09.2023 |
Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности |
1 |
Беседа, опрос |
|
20.09. 2023 |
Откуда и как появился пластилин. |
1 |
Практическая работа.
|
|
27.09.2023 |
Основы мультипликации |
1 |
беседа
|
|
4.10.2023 |
Знакомство с понятиями: Жанр. Сюжет. Сценарий. |
1 |
Беседа
|
|
11.10.2023 |
Просмотр профессиональных работ и анализ их содержания. |
1 |
Наблюдение, беседа
|
|
18.10.2023 |
История анимации. Кинеограф. Комиксы. |
1 |
Беседа, наблюдение |
|
25.10.2023 |
История устройств изотроп, фенатископ. |
1 |
Наблюдение, беседа |
|
8.11.2023 |
Видеоанимация, компьютерная анимация. |
1 |
Наблюдение, беседа |
|
|
«Первые шаги к созданию мультфильма» (14 часов) |
|||
15.11.2023 |
Написание собственного сюжета и сценария. |
1 |
Творческое задание |
|
22.11.2023 |
Устное описание героев мультфильма. Создание героев на бумаге. |
1 |
Творческое задание |
|
29.11.2023 6.12.2023 13.12.2023 |
Изготовление объемных пластилиновых персонажей , декораций. |
3 |
Творческое задание |
|
27.12.2023 |
Подборка музыки для мультфильма. |
1 |
Творческое задание |
|
10.01.2024 |
Репетиция озвучивания текстов мультфильма по ролям. |
1 |
Творческое задание |
|
17.01.2024 |
Озвучивание текстов. |
1 |
Творческое задание |
|
24.01.2024 31.01.2024 7.02.2024 14.02.2024 21.02.2024 28.02.2024 |
Съемка мультфильма |
6 |
Творческое задание |
|
|
Монтаж мультфильма(13) |
|||
6.03.2024 15.03.2024
22.03.2024
|
Знакомство с работой в программе Windows MovieMaker. |
3 |
Беседа, творческое задание |
|
29.03.2024 10.04.2024 17.04.2024 24.04.2024 1.05.2024
|
Монтаж мультфильма из отдельных кадров. |
6 |
Творческое задание |
|
8.05.2024 15.05.2024 22.05.2024 |
Наложение звуковых эффектов. |
3 |
Творческое задание |
|
29.05.2024
|
Подведение итогов |
1 |
Презентация мультфильмов |